Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий
В процессе экскурсии решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсия — это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор нужно в перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в контейнеры.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы. Экскурсия должна иметь цель и решать поставленные задачи. Очень важно, чтобы дети сделали выводы по окончании экскурсии и закрепили полученные знания, впечатления, эмоции в рисунках, поделках, творческих работах.
Экологические занятия, как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей, имеют важную функцию — они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать — расширить, углубить, систематизировать. Занятия имеют четкую структуру:
Название отражает тему и область природоведческих знаний.
Программное содержание — это конкретно сформулированные воспи- тательно-образовательные и развивающие задачи.
Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее где его провести, как преобразовать пространство, как подготовить атрибутику, оборудование и т.д.
Ход занятия — последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов, вопросов, физкультминуток и т.д.
Можно выделить несколько типов занятий:
Первично-ознакомительный тип. Чаше всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность — демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представлениям.
Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу- то есть первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания.
Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей — умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников.
Комплексные занятия — это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей. Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.
Вторая часть занятия предполагает иной род деятельности. К занятию организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций картин знаменитые художников, художественные фотографии. Можно включить музыку, иллюстрирующую данный сезон. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отраженной в произведениях искусства, дети делятся впечатлениями.
Третья часть занятия — художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование, аппликация, поделка из природного материала, составление букета из осенних листьев и т. д.)
Еще одним видом итогового занятия по теме может стать «литературное путешествие». Целями и задачами литературного путешествия является знакомство детей с художественными произведениями; привитие любви к чтению; воспитанием нравственных качеств развитие речи детей.
Подготовка занятия, как правило, начинается с оформления тематической выставки книг. Детские рисунки, которые они рисовали, изучая данную тему, обязательно выставляются на специальном стенде. Если это занятие по блоку «Воздух»,то в оформлении кабинета присутствует нарисованный воздушный шар, как средство передвижения. После изучения воды проводим морское путешествие: из голубых лент выкладываем «волны», по которым плывут многочисленные бумажные кораблики, которые были сделаны детьми ранее.
В «литературное путешествие» на тему «Животные» мы отправляемся на машине-джипе, как на сафари. В течение нескольких предыдущих недель мы говорили о животных, знакомились с их внешним видом, особенностями поведения, читали о них стихи, сказки, басни, рассказы. Это позволяет детям ярко и образно представлять тему занятия. Для разминки дети разгадывают загадки, ребусы о животных. Потом знакомятся с книгами на выставке. Вспоминаем, что мы уже читали, о чем эти книги, какие в них главные герои. На выставке есть несколько новых произведений. Хорошо, если они ярко иллюстрированы.
Очередная остановка в нашем путешествии, например, книга рассказов Льва Толстого. Рассказ «Лев и Собачка» всегда находит живой и искренний отклик у детей. Они очень внимательно слушают рассказ. История дружбы двух животных вызывает неподдельный эмоциональный всплеск. Дети начинают делиться впечатлениями, предлагать свои варианты событий. Они искренне сочувствуют и сопереживают героям рассказа. Задача педагога — направлять разговор в нужное русло, задавать наводящие вопросы, подводить детей к главной мысли произведения. Важно следить, чтобы возможность высказаться была у всех детей.
За одно занятие, как правило, мы успеваем познакомиться с Ь2 литературными произведениями. Таким образом «литературные путешествия» помогают расширять кругозор детей, стимулируют читательский интерес, способствуют развитию речи и помогают педагогу выявить отношения детей.
Акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми, желательно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка — живая иголочка» — акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом:
• цикл наблюдений за елью;
• создание плакатов в защиту живой ели;
• традиционный новогодний утренник, проведенный вокруг искусственной елки, чем демонстрируется бережное отношение к живым деревьям;
• праздник-досуг вокруг живой ели на участке с фольклорными элементами, песнями, хороводами, катанием на санках и т.д.
• осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного этапа — вызвать сочувствие ребят к засохшим елочкам, сформировать понимание того, что даже праздник не стоит жизни замечательного дерева.
Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду — это экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный
Дню Земли. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых хорошо знают: С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, и т.д.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени репчатого лука.
Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада, первый — недалеко от проезжей части, второй — возле прогулочном зоны, третий — в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый.
Сегодня выходит много литературы, где приведены интересные опыты для детей.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
1. Педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло ли травке под снегом или нет?)
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один — опытный, другой — контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие — нет).
3. Обязательное руководство опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.
Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, схемами, таблицами и т.д. занимает значительное место на занятиях. Например, с детьми можно сделать самодельный глобус из папье-маше на мяче или воздушном шаре. Такой глобус можно использовать в течение всего учебного года, практически моделируя первые географические познания, флажками обозначают полюса, нанося изображения животных, значком SOS обозначая экологически неблагополучные территории на Земле.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие речи детей;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.