Культура Московского централизованного государства
План
1. Основные тенденции становления и развития Московского централизованного государства.
2. Характеристика основных тенденций в культуре XV–XVI веков.
3. Юродство как феномен культуры XV–XVI веков.
1. Основные тенденции становления и развития
Московского централизованного государства
К XIII–XIV векам наблюдается активный отток людей из южных и юго-западных земель на северо-восток и северо-запад.
Причины:
1. Геополитическая. Северо-восточные и северо-западные земли были удалены от основных центров монголо-татарской агрессии, они были прикрыты южными и юго-западными землями.
2. Экономическая. Экономика северо-восточных и северо-западных земель развивалась в благоприятных условиях. В XIII–XIV веках здесь развивается вотчинское землевладение. Наиболее крупными землевладельцами становились монастыри. Эти обстоятельства во многом приводили к появлению новых городов, которые становились новыми культурными центрами. Появляются такие города как Москва, Коломна, Нижний Новгород, Тверь.
Возвышение Москвы на фоне других городов происходит за счет
– благоприятного географического положения (Москва располагалась в центре русских земель и была удалена от западных границ, что снижало риск нападения со стороны Польши);
– Москва имела выгодные политические и торговые связи (Новгородом, странами Западной Европы).
Окончательное объединение русских земель вокруг Москвы завершилось во время правления Ивана III и Ивана IV, когда к Москве присоединились Новгород (1478), Тверь (1485), Псков (1485), Вятка. Окончательные границы оформились к концу XVI столетия после покорения Сибири и присоединения Казанского ханства. В результате образовывается одно из самых крупных многонациональных государств в Западной Европе.
2. Характеристика основных тенденций в культуре XV–XVI веков
Важнейшей характеристикой культуры XV–XVI веков, вобравшей в себя ее основные тенденции, стала центростремительная тенденция (тенденция к объединению).
К концу XVI века государственное управление начинает приобретать черты самодержавства под влиянием следующих факторов:
– Иван III начинает именовать себя государем Всея Руси;
– складывается система административного деления Руси; система общерусского крепостного права; сословно-иерархическая структура общества;
– учреждается единая государева служба.
2. Искусство начинает выполнять в этот период идеологические задачи.
В архитектуре появляются попытки регламентировать строительство. В области живописи предпринимаются попытки регламентации посредством создания канонов, которым следует подражать.
В литературе создаются следующие произведения:
– «Великие Четьи Минеи митрополита Макария». Это 10-томное произведение, которое стало энциклопедией церковной литературы. Оно включало в себя поучения и житья святых (в т.ч. 60 новых житий, например Александра Невского, митрополита Иона и др.). Материал располагался по дням каждого месяца. Цель – идеологически закрепить идею объединения Руси.
– «Степенная книга». При создании данного источника предпринималась попытка систематизировать русскую историю, представленную в виде генеалогической последовательности от Рюрика до Ивана IV. Здесь были собраны биографии всех предков Ивана IV и высших представителей церкви. Образы всех правителей были представлены идеализированными, здесь подчеркивались только их свершения.
Значение книги:
– должна была доказать право московских князей на управление русскими землями,
– призвана была убедить, что Московское государство играет значительную роль в международной политике.
– «Летописные своды». Это было огромное иллюстративное произведение, которое состояло из 10 тысячи листов с 17 тысячами иллюстраций. Своды охватывали события шире, чем предыдущая книга – от момента сотворения мира до образования Московского государства, что также способствовало утверждения официальной идеологии.
– «Домострой». Авторство приписывается Сильвестру. Это был свод предписанного поведения в быту и на службе. По аналогии с государственной моделью создавал идеальную модель семейной жизни. Также как и государь – отец для своих подданных, так и глава семьи является правителем дома, заботящимся о своих домочадцах. Он мог наставлять и наказывать их, поскольку воля старшего воспринималась как закон, и младшие должны были раболепно ему подчиняться. «Домострой» регламентировал жизнь человека, на всем лежала печать церковности, обряда. Человек здесь живет не своим умом, а согласно установленной догме.
Таким образом, государственное влияние на культуру выразилось в том, что она стала главным средством идеологического воспитания людей и способом государственного устроения. Искусство в этот период не просто действует в установленных рамках, но и всячески руководствуется ими.
3. Юродство как феномен культуры XV–XVI веков
Юродство возникает в обществе, в котором христианство является уже устоявшимся институтом, в условиях, когда церковная жизнь приобретает рутинный характер. В результате в христианском сознании возникает протест против самодовольного устоявшегося церковного быта.
Происхождение юродства:
1. Традиция ветхозаветных пророков – пророк вел себя неприлично, вызывающе, но он имел на это право, т.к. через него Бог разговаривает с людьми.
2. Традиция античных киников – киники были свободны от любых социальных условностей, но они говорили не от имени Бога, а от собственного имени. Богов киники презирали.
Юродивые на Руси соединили в себе эти две традиции, т.е. они с одной стороны говорили от имени Бога (как пророки), а с другой – несли личную ответственность за свои слова и поступки (как киники).
Юродивые на Руси признавались святыми, посланниками Бога только после смерти, при жизни это было не известно. Официально церковь решает, кого из юродивых канонизировать только после смерти. На последнем соборе в 1988 года была канонизирована Ксения Петербуржская.
Характерной чертой, атрибутом юродивых является «юродская провокация». Сущность «юродской провокации»: праведник, которого знает Бог, но таковым не признают люди, пытается спровоцировать людей на определенную агрессию. Юродивый ведет себя скандально и вызывающе, чтобы все присутствующие выразили к нему свое отношение. Своим поведением он пытается показать, что вещи, кажущиеся праведными на самом деле таковыми не являются.
Юродивый антисоциален в своем поведении, но он не пытается преобразовать общество. Юродивый показывает, что жить праведно в этом мире нельзя, т.к. церковными правилами нельзя познать божий помысел.
Юродивый сокрушает привычную социальную и церковную иерархию, поэтому появление юродства – это знак благополучия церковной и социальной жизни общества.
Именно поэтому феномен юродства распространяется на Руси к XV веку.
Отношение юродивых к власти. Юродивые всегда обличали власть (сначала князя, а потом царя). Русские правители боялись юродивых. Юродивый был призван сокрушать царскую власть. Но следует понимать, что царь боялся не конкретного человека, а божьего гнева, который может на него обрушиться.
Юродство как тип святости уходит из России в царствование Петра I.