Источники формирования теории и методики обучения экологии
За время своего существования человечество накопило огромный опыт, передача которого от одного поколения к другому обеспечивает преемственность знаний. Сфера человеческой деятельности, которая накапливает, систематизирует и обобщает знания, — это наука. Научное знание — основное содержание образования.
Наука находится в постоянном развитии. Новые факты приводят к переоценке существующих представлений, и старые понятия и теории заменяются новыми. Преемственность науки достижима только при высоком уровне образования. Наука и образование тесно связаны между собой. С одной стороны, развитие науки возможно только при высоком качестве образования, с другой стороны, уровень развития науки обусловливает качество самого образования. От результатов экологического образования зависит также состояние окружающей среды.
Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, которая означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях образовательного процесса.
Профессиональная компетентность педагога-эколога базируется на синтезе усвоенных экологических, педагогических и методических знаний, умений, навыков, необходимых для решения профессиональных задач.
В настоящее время экологические проблемы ощутимо влияют на все сферы жизни людей: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы.
Экология представляет собой уникальное явление в современной науке. В ней проявляются такие масштабы обобщения, какие достигнуты лишь в немногих областях знаний. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразные и многоаспектные: от конкретных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Обобщающий характер результатов, значительный методологический и теоретический базис экологии выдвигают ее в центр интеграции научного знания. В настоящее время границы экологических исследований значительно расширились и включают социальную экологию, философию экологии, философию социоэкологии и антропоэкологии, экологическую этику и эстетику, педагогическую и профессиональную экологию.
Современная экология представляет собой сложную систему взаимосвязанных наук. На современном этапе развития границы экологии расширились от исследований системы «организм — среда» до системы «общество — биосфера».
Экологические знания дифференцируются по следующим критериям:
1. По типам организмов (экология микроорганизмов, экология животных, экология растений, экология человека).
2. По типам среды и совокупности условий среды (экология степи, экология леса, экология моря и т. д.).
3. По типам взаимодействия между организмами (аутэкология, демэкология, синэкология).
4. По уровням организации живого (экология клетки, экология особей, экология популяций, экология сообществ).
5. По видам антропогенного воздействия на природную среду (экология города, агрохимическая, инженерная, промышленная экология).
Экология особенно ценна тем, что это наука, устремленная в будущее, базируется на том принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Взаимное одновременное развитие общих экологических
2.2. Связь теории и методики обучения экологии с педагогикой.
Педагогика определяет общепедагогические закономерности, принципы и организационные формы, которые применяются для решения задач экологического образования.
Теория и методика обучения экологии непосредственно связаны с теорией воспитания, которая педагогически интерпретирует требования общества к профессиональной деятельности педагога-эколога, к развитию качеств личности учащегося. С учетом социальных требований на основе теории воспитания формируются воспитательные цели, которые находят отражение при отборе содержания экологического образования. Методы и организационные формы обучения экологии разрабатываются в единстве с методами и приемами воспитания.
Теория и методика обучения экологии непосредственно и тесно связаны с дидактикой. Задача дидактики состоит в обеспечении требований к отбору содержания, определении путей и средств учебно-воспитательной работы по экологии. Дидактику традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы обучения, как общую теорию и методику обучения. Она призвана дать ответы на ключевые вопросы образовательной практики: для чего учить? (т.е. каковы цели и ценности образования). Другими словами, дидактика позволяет уточнить, что дает изучение экологии в достижении образовательных целей в школе.
С помощью дидактики можно определить: чему учить (т. е. каково должно быть содержание обучения). На основе дидактических закономерностей в рамках методики можно установить, как учить эффективно (т.е. какие методы обучения, приемы и технологии могут обеспечить достижение планируемого результата).
Педагогика и дидактика предлагают общие закономерности построения учебно-воспитательного процесса по экологии, а методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения экологии.
Объектом методических исследований является система экологического образования и все ее компоненты. Предметом исследований может выступать любая из сторон объекта: цели, содержание, формы, методы, средства обучения экологии и экологического образования школьников. В исследованиях проблем экологического образования применяются общенаучные методы и методы, широко применяемые в педагогических исследованиях: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, интервьюирование, анкетирование, рейтинговая оценка. Методы педагогических исследований представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научных проблем учебно-воспитательного характера.
Терминологический аппарат, употребляемый в области изучения проблем экологического образования, включает такие педагогические понятия, как «учебно-воспитательный процесс по экологии», «формы обучения экологии», «методы обучения экологии», «методы воспитания», «средства обучения экологии», «педагогические технологии» и др. Специфика содержания данных терминов определяется особенностями предметного содержания, т.е. содержания экологического образования. Итак, объект, предмет и методы исследования, научные термины, применяемые в методике обучения экологии, по своей сущности являются педагогическими. Поэтому есть веские основания относить теорию и методику обучения экологии к педагогическим наукам.
2.4. Понятия «теория обучения экологии» и «методика обучения экологии»
Свое название научная дисциплина «Теория и методики обучения экологии» (как и учебная дисциплина в вузе) получила в связи с тем, что изучение и научная организация процесса обучения экологии могут быть рассмотрены на двух уровнях: теоретическом и методическом. Теория обучения экологии включает закономерности и принципы отбора содержания и выбора методов обучения, теорию форм, методов и средств обучения экологии,
теорию развития экологических понятий. Установленные в теории обучения экологии закономерности проявляются как зависимость отбора содержания от целей биологического образования, отбор содержания урока от задач урока, зависимость выбора методов от содержания развиваемых понятий, зависимость выбора средств обучения от методов и этапов урока и др.
На методическом уровне определяются эффективные методы и средства развития понятий или умений, выявляется оптимальное сочетание этих методов и средств обучения, а также условия, содействующие успешному решению учебно-воспитательных задач по экологии.
Методика обучения экологии может рассматриваться и как творчество, в котором огромную роль играет личность учителя, его педагогическая культура, профессионализм, эрудиция, такт. Переход к личностной модели педагогического образования определяет новое качество подготовки будущих педагогов-экологов, означающее переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. Ценностно-целевая ориентация методической подготовки содействует созданию авторских методик в области экологического образования школьников.
3. Требования к профессиональной деятельности педагога-
эколога
3.1. Особенности профессиональной деятельности педагога - эколога
Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной,
теорию развития экологических понятий. Установленные в теории обучения экологии закономерности проявляются как зависимость отбора содержания от целей биологического образования, отбор содержания урока от задач урока, зависимость выбора методов от содержания развиваемых понятий, зависимость выбора средств обучения от методов и этапов урока и др.
На методическом уровне определяются эффективные методы и средства развития понятий или умений, выявляется оптимальное сочетание этих методов и средств обучения, а также условия, содействующие успешному решению учебно-воспитательных задач по экологии.
Методика обучения экологии может рассматриваться и как творчество, в котором огромную роль играет личность учителя, его педагогическая культура, профессионализм, эрудиция, такт. Переход к личностной модели педагогического образования определяет новое качество подготовки будущих педагогов-экологов, означающее переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. Ценностно-целевая ориентация методической подготовки содействует созданию авторских методик в области экологического образования школьников.
3. Требования к профессиональной деятельности педагога-
эколога
3.1. Особенности профессиональной деятельности педагога - эколога
Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной,
1. Источники формирования теории и методики обучения экологии
За время своего существования человечество накопило огромный опыт, передача которого от одного поколения к другому обеспечивает преемственность знаний. Сфера человеческой деятельности, которая накапливает, систематизирует и обобщает знания, — это наука. Научное знание — основное содержание образования.
Наука находится в постоянном развитии. Новые факты приводят к переоценке существующих представлений, и старые понятия и теории заменяются новыми. Преемственность науки достижима только при высоком уровне образования. Наука и образование тесно связаны между собой. С одной стороны, развитие науки возможно только при высоком качестве образования, с другой стороны, уровень развития науки обусловливает качество самого образования. От результатов экологического образования зависит также состояние окружающей среды.
Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, которая означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях образовательного процесса.
Профессиональная компетентность педагога-эколога базируется на синтезе усвоенных экологических, педагогических и методических знаний, умений, навыков, необходимых для решения профессиональных задач.
В настоящее время экологические проблемы ощутимо влияют на все сферы жизни людей: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы.
Экология представляет собой уникальное явление в современной науке. В ней проявляются такие масштабы обобщения, какие достигнуты лишь в немногих областях знаний. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразные и многоаспектные: от конкретных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Обобщающий характер результатов, значительный методологический и теоретический базис экологии выдвигают ее в центр интеграции научного знания. В настоящее время границы экологических исследований значительно расширились и включают социальную экологию, философию экологии, философию социоэкологии и антропоэкологии, экологическую этику и эстетику, педагогическую и профессиональную экологию.
Современная экология представляет собой сложную систему взаимосвязанных наук. На современном этапе развития границы экологии расширились от исследований системы «организм — среда» до системы «общество — биосфера».
Экологические знания дифференцируются по следующим критериям:
6. По типам организмов (экология микроорганизмов, экология животных, экология растений, экология человека).
7. По типам среды и совокупности условий среды (экология степи, экология леса, экология моря и т. д.).
8. По типам взаимодействия между организмами (аутэкология, демэкология, синэкология).
9. По уровням организации живого (экология клетки, экология особей, экология популяций, экология сообществ).
10. По видам антропогенного воздействия на природную среду (экология города, агрохимическая, инженерная, промышленная экология).
Экология особенно ценна тем, что это наука, устремленная в будущее, базируется на том принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Взаимное одновременное развитие общих экологических
2.2. Связь теории и методики обучения экологии с педагогикой.
Педагогика определяет общепедагогические закономерности, принципы и организационные формы, которые применяются для решения задач экологического образования.
Теория и методика обучения экологии непосредственно связаны с теорией воспитания, которая педагогически интерпретирует требования общества к профессиональной деятельности педагога-эколога, к развитию качеств личности учащегося. С учетом социальных требований на основе теории воспитания формируются воспитательные цели, которые находят отражение при отборе содержания экологического образования. Методы и организационные формы обучения экологии разрабатываются в единстве с методами и приемами воспитания.
Теория и методика обучения экологии непосредственно и тесно связаны с дидактикой. Задача дидактики состоит в обеспечении требований к отбору содержания, определении путей и средств учебно-воспитательной работы по экологии. Дидактику традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы обучения, как общую теорию и методику обучения. Она призвана дать ответы на ключевые вопросы образовательной практики: для чего учить? (т.е. каковы цели и ценности образования). Другими словами, дидактика позволяет уточнить, что дает изучение экологии в достижении образовательных целей в школе.
С помощью дидактики можно определить: чему учить (т. е. каково должно быть содержание обучения). На основе дидактических закономерностей в рамках методики можно установить, как учить эффективно (т.е. какие методы обучения, приемы и технологии могут обеспечить достижение планируемого результата).
Педагогика и дидактика предлагают общие закономерности построения учебно-воспитательного процесса по экологии, а методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения экологии.
Объектом методических исследований является система экологического образования и все ее компоненты. Предметом исследований может выступать любая из сторон объекта: цели, содержание, формы, методы, средства обучения экологии и экологического образования школьников. В исследованиях проблем экологического образования применяются общенаучные методы и методы, широко применяемые в педагогических исследованиях: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, интервьюирование, анкетирование, рейтинговая оценка. Методы педагогических исследований представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научных проблем учебно-воспитательного характера.
Терминологический аппарат, употребляемый в области изучения проблем экологического образования, включает такие педагогические понятия, как «учебно-воспитательный процесс по экологии», «формы обучения экологии», «методы обучения экологии», «методы воспитания», «средства обучения экологии», «педагогические технологии» и др. Специфика содержания данных терминов определяется особенностями предметного содержания, т.е. содержания экологического образования. Итак, объект, предмет и методы исследования, научные термины, применяемые в методике обучения экологии, по своей сущности являются педагогическими. Поэтому есть веские основания относить теорию и методику обучения экологии к педагогическим наукам.
2.4. Понятия «теория обучения экологии» и «методика обучения экологии»
Свое название научная дисциплина «Теория и методики обучения экологии» (как и учебная дисциплина в вузе) получила в связи с тем, что изучение и научная организация процесса обучения экологии могут быть рассмотрены на двух уровнях: теоретическом и методическом. Теория обучения экологии включает закономерности и принципы отбора содержания и выбора методов обучения, теорию форм, методов и средств обучения экологии,
теорию развития экологических понятий. Установленные в теории обучения экологии закономерности проявляются как зависимость отбора содержания от целей биологического образования, отбор содержания урока от задач урока, зависимость выбора методов от содержания развиваемых понятий, зависимость выбора средств обучения от методов и этапов урока и др.
На методическом уровне определяются эффективные методы и средства развития понятий или умений, выявляется оптимальное сочетание этих методов и средств обучения, а также условия, содействующие успешному решению учебно-воспитательных задач по экологии.
Методика обучения экологии может рассматриваться и как творчество, в котором огромную роль играет личность учителя, его педагогическая культура, профессионализм, эрудиция, такт. Переход к личностной модели педагогического образования определяет новое качество подготовки будущих педагогов-экологов, означающее переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. Ценностно-целевая ориентация методической подготовки содействует созданию авторских методик в области экологического образования школьников.
3. Требования к профессиональной деятельности педагога-
3.1. Особенности профессиональной деятельности педагога - эколога
Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной,
теорию развития экологических понятий. Установленные в теории обучения экологии закономерности проявляются как зависимость отбора содержания от целей биологического образования, отбор содержания урока от задач урока, зависимость выбора методов от содержания развиваемых понятий, зависимость выбора средств обучения от методов и этапов урока и др.
На методическом уровне определяются эффективные методы и средства развития понятий или умений, выявляется оптимальное сочетание этих методов и средств обучения, а также условия, содействующие успешному решению учебно-воспитательных задач по экологии.
Методика обучения экологии может рассматриваться и как творчество, в котором огромную роль играет личность учителя, его педагогическая культура, профессионализм, эрудиция, такт. Переход к личностной модели педагогического образования определяет новое качество подготовки будущих педагогов-экологов, означающее переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. Ценностно-целевая ориентация методической подготовки содействует созданию авторских методик в области экологического образования школьников.
3. Требования к профессиональной деятельности педагога-
3.1. Особенности профессиональной деятельности педагога - эколога
Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной,