Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации

User Rating: 1 / 5

Star ActiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Основные понятия:

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Примеры деятельности, оплачиваемой грантами

1. Обучение или стажировка

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.

2. Проведение исследований

Предоставляются на небольшой срок (месяцы) и предполагают работу с коллегами из других регионов, доступ к ресурсам университетов и библиотек. Как правило, выдаются аспирантам и докторам, уже работающим над исследованием или проектом и способным доказать необходимость научной работы за границей или в другом регионе.

3. Поездки

Покрывают транспортные расходы для тех, кто приглашен на конференцию, семинар или стажировку в другой стране или другом регионе.

4. Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашенных специалистов (ученых, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время связанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т. п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий.

С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.

Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

В России самыми крупными научными фондами предоставляющими гранты под научные проекты являются:

Российский фонд фундаментальных исследований — Государственная организация, поддерживающая фундаментальные исследования в области новых научных знаний о природе, человеке и обществе.

Российский гуманитарный научный фонд РГНФ— создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде». Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

Правила оформления грантов

Материалы для ознакомления

Некоторые общие рекомендации при оформлении заявки на грант.

1. Уберите из заявки все, что не относится непосредственно к делу. Чем меньше второстепенного, тем меньше вероятность допустить ошибку или столкнуться с несогласием.

2. Если это не противоречит условиям конкурса — разделите документ на секции и подсекции, а каждому положению отведите отдельный параграф.

3. Обычно в первом предложении должна содержаться главная, затем дополнительная информация.

4. Старайтесь использовать короткие абзацы. Короткие абзацы, разделенные пустыми строками, делают текст легко читаемым. Страницы со сплошным текстом могут вызвать у рецензента депрессию.

5. Используйте предложения с простой структурой. Каждое предложение должно содержать не более 20 слов.

6. Старайтесь использовать активные, а не пассивные глаголы, т. е., не «будет сделано», а «мы сделаем».

7. Вставляйте графики и рисунки. Они помогут быстро и легко воспринять информацию. Кроме того, рисунки нарушат монотонность сотен страниц заявок, которые приходится рассматривать грантодателю.

8. Ваша заявка должна быть внешне привлекательной, т. е. написана на хорошей бумаге, четким и не очень мелким шрифтом (не менее 12 пт), с достаточно большими полями и интервалами между строками и пустыми строками между абзацами.

Заявка на грант, как правило, состоит из следующих частей:

1. Название работы.

2. Краткая аннотация.

3. Содержание проекта:

· Цель,

· Современное состояние исследований по этой проблеме, имеющийся у коллектива научный задел,

· Предлагаемые методы и подходы,

· Уже имеющиеся публикации по представленной теме,

· Имеющиеся ресурсы

Задания для самоконтроля

1. Ознакомьтесь с примерами заявок на грантовые конкурсы.

2. Попробуйте самостоятельно составить заявку на грант на понравившийся вам вид деятельности.

Вопросы для повторения

1. Какие основные составные части заявки на грант Вы знаете?

2. Какие существуют основные принципы составления заявки на грант?

3. Какие фонды для предоставления грантов Вы можете назвать?

4. Какие цели преследуют грантовые конкурсы и нужна ли конкуренция среди грантовых работ?

5. Насколько эффективен и ценен, на Ваш взгляд, вклад фондов, предоставляющих гранты, в российскую науку?

Список использованной и рекомендуемой литературы

Советы молодому учёному: методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников [Эл. ресурс]. – Екатеринбург, 2004.

Приложение 1

Примеры библиографических записей

Однотомные издания

1. Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. – (Institutiones ; т. 221). – ISBN 5-7975-0223-2 (в пер.)

Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.

2. Маликов, Л. В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: монография / Л. В. Маликов ; М-во образования Рос. Федерации, Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2000. – 142 с.

3. Москва: энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Кареев. – М. : Большая рос. энцикл., 1997. – 976 с. : ил. – (Б-ка «История Москвы с древнейших времен до наших дней»).

4. Миллер, Г. время убийц: повести: пер. с англ. / Г. Миллер. – М. : Б. С.Г.-экспресс, 2000. – 293 с. – (Modern talks). – ISBN 5-933381-009-6.

Сведения о том, что издание является переводом, при отсутствии фамилии переводчика относятся к заглавию. Если в издании фамилия переводчика указана, то все данные о переводе приводят в сведениях об ответственности.

5. Лакофф, Д. Женщины, огонь и опасные вещи : Что категории языка говорят нам о мышлении / Д. Лакофф ; пер. с англ. И. Б. Шатуновского. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 792 с.

Многотомные издания

Документ в целом

1. Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т научн. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). – 2 т. – ISBN 5-85647-056-7 (в пер.).

Сведения, сформулированные на основе анализа документа, а также заимствованные из источников вне документа, во всех областях библиографического описания, кроме области примечания, приводят в квадратных скобках.

2. Савельев, И. В. Курс общей физики : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. / И. В. Савельев. – 2-е изд., перераб. – М. : Наука, 1982. – Т. 1–3.

Отдельный том

…под общим заглавием многотомного документа

3. Казьмин, В. Д. справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503, [1] с. : ил. – ISBN 5-17-011143-6 (АСТ) (в пер.)

4. Металловедение и термическая обработка стали : справочник : в 3 т. / под ред. и с предисл. И. Л. Бернштейна. – 3-е изд. – М. : Металлургия, 1983. – Т. 2: Основы термической обработки. – 367 с.

…под частным заглавием тома

5. Русские народные легенды. – М. : Терра, 2000. – 316 с. : ил. – (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 5 т. ; т. 4). – ISBN 5-300-02821-5.

В качестве основного заглавия приводят частное заглавие тома. Сведения о многотомном документе в целом приводят в области серии.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII – XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с. – Библиогр.: с. 202 – 213. – 04200201565.

2. Заварухина, Л. А. Эффективность информационного обеспечения управления физической культурой в крупном промышленном центре [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Л. А. Заварухина; [Санкт-Петерб. НИИ физ. культуры]. – СПб., 1997. – 23 с. : ил.

3. Джаримова, Е. Я. Формирование регионального звена системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности (на примере Краснодарского края) [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е. Я. Джаримова; Московский гос. ин-т культуры. – М., 1995. – 197 с.

Составные части документов

СТатья из…

…книги или другого разового издания

1. Двинянинова, Г. С. Комплимент : Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, фак. романо-германской истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.

2. Апресян, Ю. Д. Глагол Заставлять: Семантический класс, синонимия, многозначность [Текст] / Ю. Д. Апресян // Жизнь языка : сб. статей к 80-летию М. В. Панова / сост. Л. А. Капанадзе ; отв. ред. С. М. Кузьмина. – М., 2001. – С. 13–27.

…тома или выпуска многотомного документа, сериального издания

3. Баренбаум, И. Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // книжное дело в России во второй половине XIX – начале ХХ века : сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

Если том включает более мелкие деление, их приводят через запятую.

. – Т. 17, вып. 2.

Сдвоенный номер тома или выпуска приводят через косую черту. Частное заглавие тома или выпуска приводят в описании после знака двоеточие.

. – Вып. 1 : Античность, гл. 1. – С. 3–15.

Если составная часть помещена в двух или более томах (выпусках, номерах) многотомного или сериального издания, то сведения о ее местоположении в каждом из томов (выпусков, номеров) отделяют точкой с запятой.

4. Оруэлл, Дж. 1984 : роман / Дж. Оруэлл ; пер. с англ. В. Голышева // Новый мир. – 1989. – № 2. – С. 132–172 ; № 3. – С. 140–189 ; № 4. – С. 92–128.

Если составная часть помещена в томе, выпуске собрания сочинений, избранных сочинений и т. п., имя автора в сведениях об идентифицирующем документе не повторяют, за исключением случаев, когда возможно двоякое понимание библиографического описания.

5. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин // Соч. : в 3 т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 423–437.

6. Михайлов, С. А. Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в россии находится в начал. стадии развития / сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

7. Колесникова, О. Равнение на центры! [Текст] : [о сибирских научных центрах] / Ольга Колесникова // Поиск. – 2002. – 5 июля (№ 27). – С. 12.

8. Букчина, Б. З. Слово на вывеске [Текст] / Б. З. Букчина, Г. А. Золотова // Русская речь. – 1986. – № 3.

9. Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Н. Делицын, М. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23–25.

10. Гончаров, В. А. Численная схема моделирования дозвуковых течений вязкого сжимаемого газа / В. А. Гончаров, В. М. Кривцов // Журн. вычисл. математики и мат. физики. – 1988. – Т.28, № 12. – С. 1858–1866.

11. Darwin’s experimental natural histori / H. J. Rheinberger, L. P. McLauch // J. Hist. Biol. – 1986. – Vol. 19, N 1. – P. 79–130.

Раздел, глава

Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / Ал. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7 – 26.

Рецензии

Гаврилов, А. В. Как звучит? / А. Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10–11). – С. 2. – Рец. на кн. : Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

Официальные документы

Запись под заглавием

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней [Текст] // Собр. законодательства. – 1998. – № 20 (18 мая). – С. 4084–4126 (ст. 2143)

2. О ратификации Консульской конвенции между Российской Федерацией и Португальской Республикой [Текст]: ФЗ от 22 июля 2002 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства. – 2002. – № 30 (29 июля). – С. 7478 (ст. 3011).

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 1 ноября 1997 г. / под ред. И. Ф. Кузнецовой. – М.: Зерцало, 1998. – 878 с.

4. О направлении Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [Текст] : письмо ПФР от 11 марта 2002 № МЗ-09-25/2186 // Бюл. М-ва труда и соц. развития РФ. – 2002. – № 4. – С. 49–61.

5. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Приор, [2001]. – 32 с. – ISBN 5-85572-122-3.

ЗАпись под заголовком

6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.

7. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94 с. – ISBN 5-7931-0142-Х.

8. Российская Федерация. Президент (2000; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М.: [б. и.], 2001. – 46 с.

Электронные документы

Российская Юридическая Энциклопедия [Электронный ресурс] – М.: Руссобит, 2006. – 1 электронн. опт. диск.

«Путь в науку»

Методические разработки