Учись Учиться

Педагогика
Экология
04 March 2012

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • формирование экологической культуры
  • экологическое образование в начальной школе
  • Пропедевтическая
  • Мотивационная
  • Основные компоненты содержания

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I. В решении проблем взаимодействия природы и общества важную роль играет формирование экологической культуры, экологического миро­воззрения.

Младший школьный возраст является периодом накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Поэтому необходимо учитывать высокий познаватель­ный интерес детей младшего школьного возраста к своему ближайшему природному и социальному окружению, их особую чувствительность к различным воздействиям окружающей среды, а также психофизические особенности детей данного возраста: преобладание у них наглядно-образ­ного мышления над абстрактно-логическим, доминирование предметно- чувственной деятельности.

Осуществлять экологическое образование в начальной школе возмож­но через предметы естественного цикла: природоведение, естествознание, окружающий мир. Эти предметы решают две основные задачи:

1.       Пропедевтическая. Задача раннего формирования естествен­нонаучных представлений и понятий. На уроках учащиеся знакомятся со многими понятиями, которые используются в предметах естествен­ного цикла в среднем звене, выявляют некоторые закономерности ок­ружающего мира. Дети подготавливаются к восприятию и пониманию диалектики.

2.       Мотивационная. Предметы, несущие экологическую направлен­ность, вводят учащихся в окружающий мир, открывают им на описательном уровне разные стороны мира, побуждают к формированию собственного видения этого мира, целостной картины природы. Тем самым активизи­руется любознательность школьников, инициируется интерес к изучению природы, выявлению взаимосвязей между человеком и природой. Уроки природоведения предлагают постановку перед учащимися множества воп­росов, побуждающих к самостоятельному поиску ответов, дающих воз­можность детям ощутить себя первооткрывателями.

Занимаясь экологическим образованием детей, необходимо в первую очередь разбудить и развить чувства ребенка, а затем ввести знания и чувс­тва в конструкцию личности. И тогда маленький человек никогда не слома­ет ветку дерева — не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит внутренний нравственный и эмоциональный запрет. Воспитательный про­цесс длительный и непрерывный, поэтому бессмысленно изучать предмет «Экология» с пятого или, скажем, с девятого класса общеобразовательной школы. Начинать процесс экологического образования надо очень рано, задолго до наступления школьного возраста.

II. Основные компоненты содержания экологического образования в начальной школе.

1.       Научно-познавательный. Раскрывает свойства предметов, их мно­гообразие, связи между ними; проблемы окружающей среды, представле­ния о научной картине мира.

Понимание целостности природы возможно, если:

-         рассматривать все изучаемые природные объекты (растения, живот­ных, человека) и явления (жизнь, сезонность и т.д.), используя системный подход. Он дает возможность понимать объект как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой. Например, дерево представляет собой образец динамической системы. Между его элементами (корнями, стеблями, листьями и т.д.) осуществляются сложные взаимодействия, кото­рые приводят к образованию новых систем, новых типов взаимосвязей, что будет отличать эту систему от других. В то же время эта система сама явля­ется подсистемой более широкой системы «растение»;

-         выделять все существенные связи между объектами и явлениями живой и неживой природы;

-        изучать природные объекты как изменяющиеся и развивающиеся.

2.       Ценностный. Раскрывает многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Типичным недостатком практики начальной школы является недо­оценка чувственно-эмоционального восприятия природы. Только при условии взаимосвязи знаний и чувств у детей формируется положитель­ное отношение к природе. Нередко у детей начальной школы имеется за­пас знаний о природе и ее представителях, о нормах поведения в природе, но воспользоваться ими они не могут. Личностное отношение к природе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Экспериментальная проверка некоторых школ показала, что совершенно отсутствуют ответы детей, показывающие природу как источник красоты, наслаждения, отдыха. Их знания отражают только материальную значи­мость природы, а поэтому необходимость ее охраны они обосновывают с практических позиций, позиций пользы, кото­рую она приносит людям. Такой однозначный подход неправомерен. Он является причиной потребительского отношения к природе. Бедность чувств и недостаток знаний, отсутствие взаимосвязи между ними сказыва­ются на поведении детей в природе.

При знакомстве с природой, окружающим миром необходим комплек­сный, целостный подход к ее изучению. В учебный материал необходимо включать элементы экологических связей, отражающих единство природы, связи живой и неживой природы, единство организма и среды обитания, приспособленность к условиям существования, пищевые связи, деятель­ность человека в сельском хозяйстве в связи с погодными условиями. При этом важно показывать не только экономическую и гигиеническую цен­ность природы, но и эмоционально-эстетическую.

3. Нормативный. Раскрывает правила поведения человека и его де­ятельности в природе и социальном окружении. Только при условии пони­мания и осознания того, что человек делает в природе и социальной среде, будут закладываться основы экологической культуры. Экологическое об­разование предполагает гуманизацию общества, подъем его культуры, вы­движение на передний план моральных (а не потребительских) ценностей, духовное развитие личности. Начальная школа имеет все возможности единения естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образова­ния. Представление ребенка о своем месте в мире должно проявиться в понимании того, что человек есть часть природы и часть общества. Он не может существовать вне природы и вне общества.

В современных условиях гуманистический смысл начального образо­вания, построенного на основе интегрирования, заключается в том, чтобы дать младшему школьнику целостное, емкое и яркое представление об ок­ружающей природной и социальной реальности, о взаимосвязи явлений, взаимодействии людей; направить его по пути определения личностной позиции в мире.

Нормативные аспекты содержания экологического воспитания детей предполагают овладение нормами и правилами экологического характе­ра. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, а также запретами и ограничениями. Основное правило — не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, не нарушать условий его жиз­ни, оказывать помощь и т.д.

Дети должны знать и запреты экологического воспитания — не засо­рять, не загрязнять территорию, не шуметь в лесу и т.п. Так ребенок будет постепенно овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

4. Практически-деятелъностный. Критерием и условием эффективности экологического воспитания признается не только глубина и прочность зна­ний о природе, взаимодействии человека с природой, но и потребность дейс­твия и реальный вклад ребенка в улучшение состояния окружающей среды. Поэтому необходима и важна практическая, экологически ориентиро­ванная деятельность детей. Характерным показателем бережного и забот­ливого отношения к живым существам является желание и умение детей принимать активное участие по уходу за ними (в уголке природы, на пришкольном участке, в огороде, саду). У детей необходимо воспитывать трудолюбие, самостоятельность, потребность трудиться. Только в этом слу­чае труд станет средством экологического воспитания. Дети должны сами определять и понимать необходимость того или иного труда; самостоятель­ные дела и поступки детей — это уже ростки, начало складывающейся эко­логической культуры. Труд в природе должен быть насыщен физическими, интеллектуальными, этическими и эстетическими усилиями, направлен­ными на получение полезного, правильного, красивого результата. Эффект трудового усилия проявляется не сразу, а через длительное время и, следова­тельно, этот труд является для ребенка бескорыстным.

В процессе труда дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животного от труда человека. Интерес к живому принимает при этом стойкие формы, превра­щается в привязанность и своего рода дружбу. Все это делает ребенка доб­рее, отзывчивее.

III. В экологическом воспитании и образовании младших школьников нельзя ограничиваться только обновлением его содержания. Экологическое воспитание надо осуществлять такими методами, которые позволяют детям усвоить знания о разнообраз­ных связях и зависимостях в природе, связях человека с природой и ре­зультатах его деятельности в ближайшем природном окружении. Необхо­димо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок из постороннего наблюдателя превратился в участника всех природных процессов.

Необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, понимания неразрывности с ней. Эта воспитатель­ная задача более трудная, чем отработка теоретических программ. Отсюда следует, что ведущими формами и методами в познании мира ребенком должны стать экскурсии и прогулки в природу, исследовательская и экс­периментальная работа, наблюдения в природе. В окружающем мире дети ищут причинно-следственные зависимости, описывают их.

На таких занятиях развиваются умения видеть, чувствовать, обсуж­дать явления природы, задавать вопросы и выдвигать версии-ответы; дети учатся видеть необычное в привычном, развивают образное художествен­ное видение, чувственно познают мир. На этой основе появляется воз­можность помочь ребенку содержательно общаться и взаимодействовать с окружающим миром: с миром вещей, науки, искусства, с природой, сверс­тниками, с самим собой.

Экологический проект.

Одним из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, является экологический проект. Метод проектов в начальной школе способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во вза­имодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружаю­щим миром, освоения ребенком окружающей среды. Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких этапов:

1.       Составление плана.

2.       Выполнение данного проекта:

a.      сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками;

b.     группировка материала и установление общих положений;

c.      применение полученных знаний на практике.

3.     Подведение итогов проведенной работы, коллективное обсуждение, оценка и составление отчета о ней.

В начальной школе могут практиковаться как кратковременные, про­стые проекты, так и длительные проекты или программы. Например, проект «Строим город Экоград» представляет собой длительную игру-программу экологического воспитания младших школьников, акцентирующую внима­ние на социальной среде, экологии города. Или другой проект «Школа доб­рых волшебников» ставит своей целью воспитание экологической культуры детей начальной школы. Проект «Экомир моей семьи» рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей.

Экологические задачи.

Экологические знания составляют научную основу охраны и преобра­зования природы. Обучение на уроке должно быть направлено не на заучи­вание знаний о явлениях и предметах природы, а на осмысление детьми того, как протекает жизнь. Наиболее эффективным средством, обеспечи­вающим творческий уровень применения экологических знаний, являются экологические задачи. Их можно использовать, работая по всем существу­ющим программам.

Все вокруг подчиняется определенным законам природы. И простой «жи­тейский» вопрос уже можно считать экологической задачей. Например, дети часто наблюдают после дождя массовый выход дождевых червей на поверх­ность земли. Какова причина этого явления? Все в природе имеет свои причины и следствия. Второе дети наблюдают, а вот в причинах им следует разобраться.

Экологические задачи не только стимулируют детскую любоз­нательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о со­стоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. При изучении природных сообществ в теме «Растения и животные луга» можно предложить детям такую ситуацию: «Что будет с природным сообществом, если разорить на лугу гнезда шмелей? » При решении задачи дети знакомятся с одним из ос­новных «законов» экологии — «Все связано со всем», раскрывающим связь процессов и явлений в природе. Если нарушить одно из звеньев сложной экологической цепи, то это приведет к гибели всех живых компонентов эко­системы. В лучшем случае произойдет смена сообщества, т.к. при исчезно­вении шмелей исчезнут опыляемые ими растения, уменьшится количество трав, насекомых и птиц, других животных. Вместо них появятся другие.

Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизи­ровать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, отчего появятся творчество и инициатива, повысится эмоцио­нальный фон урока.

Игра.

Залогом успешного экологического воспитания младших школьников становится создание на уроке атмосферы, способствующей развитию эмо­циональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции — могучий стимул человеческой деятельности. В младшем школь­ном возрасте такой деятельностью, безусловно, является игра.

Экологические игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление.

Играя, ребенок всегда стремится вперед. Его подсознание, разум и фан­тазия работают синхронно, постоянно участвуя в осмыслении и отражении окружающего мира. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры — это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способнос­тей, своих идеалов.

В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи, уточняют, закрепляют и обобщают полученные ра­нее знания, расширяют кругозор.

Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость и отзывчивость, доверчивость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания и образования.

Но какие бы формы и методы обучения ни использовал учитель в своей работе, ему важно понять, что экология сегодня не должна рассматривать­ся как чисто биологическая наука. Междисциплинарность состава знаний предполагает включение экологического содержания в целостный педаго­гический процесс установления связей между разными знаниями программ и разными видами деятельности. Этот принцип предполагает согласован­ное единство элементов экологического содержания в структуре отдельных программ (русский язык, литература, ИЗО, музыка и др.), направленное на развитие познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов формирующегося отношения детей к природе.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.И. Суслова, Вологодская область

Сложившаяся экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее зна­чимых.

Основа проявления экологической культуры — деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использова­ния ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. По­казатель эффективности формирования экологической ответственнос­ти — не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

На первой ступени образования ведется мониторинг формирования экологической культуры у младших школьников по методике Е.В.Яковлевой в три этапа.

По результатам исследований были определены группы учащихся по отношению к себе, к другим людям, природе.

В первую группу вошли дети, которые активно выражают свое желание побыть на лоне природы. Действия, поступки этих детей в различных жиз­ненных ситуациях согласуются с существующими нормами и правилами поведения в природе, выполняются чаще всего без внешнего контроля. Они активно участвуют в природоохранной работе. Практические задания выполняют без принуждения. Постоянно испытывают любовь к природе, чувство жалости и сострадания к животным и растениям, нетерпимость к проявлениям жестокого отношения к ним. Восприимчивы к красоте окру­жающего мира. Нравственные, эстетические суждения достаточно развер­нуты, образны. Свои эмоции и чувства учащиеся этой группы выражают в общении, играх, рисунках.

Дети второй группы имеют соответствующие экологические знания, но используют их на практике не систематически, чаще всего после нацелива­ния на их актуализацию, порою — просто по рекомендациям, конкретным поручениям. Они проявляют неустойчивый поверхностный интерес эмо­ционально-эпизодического характера к познанию природы. Участие в при­родоохранной деятельности принимают, но часто действуют без инициа­тивы. Дети бережно относятся к объектам фауны и флоры, но в отсутствии внешнего контроля со стороны взрослых порой проявляют равнодушие. Красота природы вызывает определенный отклик в виде эмоциональных реакций, но не постоянно. Эстетические суждения часто поверхностны, носят нейтрально-оценочный характер.

К третьей группе относятся дети, которые характеризуются неустой­чивыми экологическими представлениями, поверхностными знаниями. Не проявляют интереса к познанию природы, безразлично относятся к выполнению заданий природоохранного характера. У учащихся выражено созерцательно-пассивное отношение к природе, деятельности в ней. Слабо развиты эстетические чувства, восприимчивость к красоте окружающего мира, умение выразить наиболее яркие впечатления от встречи с приро­дой. Знание нравственных норм и принципов ими слабо осмысливается, носит формальный характер.

Однако не всегда мнения учителя и родителей бывает достаточно, чтобы составить представление об экологической культуре школьника. Для того, чтобы проверить эти данные, уточнить их, ведется дополнительное иссле­дование, вносятся коррективы в индивидуальные профили экологической культуры младших школьников, если в этом возникает необходимость.

Непрерывное формирование экологической культуры учащихся осу­ществляется в процессе обучения, воспитания и развития личности.

С формированием у школьников прочных навыков учебной деятель­ности, овладением устойчивой речевой и математической грамотностью, развитием познавательных способностей учащихся параллельно накапли­ваются знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей мест­ности и здоровья населения.

Этому способствуют экологизация содержания общеобразовательных дисциплин, а также введение специальных факультативных курсов.

Возможность больше общаться с природой дает экологическая прак­тика. Младшие школьники не только получают и усваивают природовед­ческие знания, но и приобретают постепенно усложняющиеся от класса к классу самостоятельные умения познавать окружающий мир во взаимо­связях.

Создан кабинет экологии в начальных классах, живой уголок.

Младшие школьники — активные участники различных экологических мероприятий:

•       утренник «Спасем мир и природу»;

•        комплексно-ролевая игра «Строим город Экоград»;

•        праздник «Экологическое путешествие»;

•        игра «Великий круговорот»;

•        соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»;

•        эколого-социальные акции: «Посади дерево», «Чистый двор», «Наша школа», «Проект дворовой площадки».

Детским праздником отмечен Международный день птиц. В День Зем­ли совместно с детской библиотекой и краеведческим музеем изучены на­родные традиции земледелия в северном крае.

Ученики школы являются участниками и призерами областных и районных конкурсов детского творчества «Осеннее очарование», «Букет зимы суровой», «Бабушкины науки», «Турнир рыцарей творчества», «Раз­говор о правильном питании», «Перекресток».

Поисковая краеведческая работа по изучению малой родины под ру­ководством Экологического центра, детский клуб «Лесовичок», творческое взаимодействие с социумом, практическая деятельность по озеленению школы способствуют развитию интеллектуальной, эмоциональной, воле­вой сферы, стремлению к распространению экологических знаний и лич­ному участию в практических делах по защите окружающей среды.

50 детей ежегодно укрепляют свое здоровье в школьном экологическом лагере «Солнышко».

Включаясь в непрерывный процесс по формированию экологической культуры, большая часть младших школьников к концу четвертого класса соответствуют образу выпускника начальной школы, основанного на раз­витии нравственного, физического, коммуникативного, эстетического и познавательного потенциалов.


■


 

    Tags:
  • ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • формирование экологической культуры
  • экологическое образование в начальной школе
  • Пропедевтическая
  • Мотивационная
  • Основные компоненты содержания
Rating:
( 1 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Характеристика физического развития детей и подростков г. Кирова 1993-1994 гг. рождения 29 October 2011
Закон Малайзии 21 February 2012
Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования 29 October 2011
Компьютерные обучающие программы 04 November 2013
Методика «Объем внимания» (по Шульте) 02 February 2011
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СТРУКТУРА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНАХ С РАЗЛИЧНОЙ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ 29 October 2011
Конспект урока Вес тела. Невесомость 03 December 2011
Исследование поглощения света в прозрачных средах 13 January 2014
Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач. 14 January 2011
Фрактальная геометрия 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Тема 11. Планирование. Сравнение стратегического и оперативного управления 27 April 2011
Тема 5. Сетевые протоколы и модели. 14 January 2011
Исследование состава и качества шоколада 29 October 2011
Тема 15. Управление трудовыми ресурсами. 03 May 2011
Юродство в русской культуре 12 January 2011
Состояние проблемы информатизации общества 09 January 2011
Понятие молодежи и ее основные характеристики. Молодежная политика 04 April 2012
Тема 2. Собственность и другие права на землю Вопрос 1. Содержание и формы земельной собственности 02 March 2011
Тема 7. Вопрос 2. Земли энергетики 02 March 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока