Кредитно – денежная политика

User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 
Кредитно – денежная политика

 

1. Суть ГРЭ при помощи денежно – кредитных средств

Кредитно – денежная политика - это комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредита, направленных на изменение массы денег с целью достижения неинфляционного производства совокупного продукта при условии полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности.

Её главная цель – это регулирование экономической ситуации, в частности темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платёжного баланса путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно – кредитную политику государство проводит через, как правило, 2-уровневую кредитную систему. Реализацией кредитно – денежной политики занимается Центральный Банк, который по Конституции является формально независимым от исполнительной и законодательной властей в стране. Старейшими в мире являются Центральные банки Англии и Швеции, которые были основаны ещё в 17 веке. Современная модель центральных банков была сформирована в 19 веке – в экономике с бумажными деньгами и множеством конкурирующих коммерческих банков.

Она может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция).

Государственное регулирование кредитно – денежной сферы ведётся по нескольким направлениям.

I. Контроль над банковской системой.

Имеет целью укрепление ликвидности финансово – кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Оказывает влияние на структуру банковских вкладов и депозитов, величину денежной массы и уровень рыночной нормы процента.

II. Управление государственным долгом.

Является необходимым в условиях бюджетных дефицитов, которые ведут к росту внешней и внутренней задолженности. К методам управления государственным долгом относят покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

III. Регулирование объёма кредитных операций и денежной эмиссии

Применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

К общим инструментам кредитно – денежной политики относятся:

• Операции на открытом рынке;

• Учётная политика;

• Установление норм обязательных резервов;

• Количественные ограничения кредита;

• Эмиссия денег.

Государственно – экономическая политика, ориентированная на использование денежно – кредитных средств, называется монетаристской.

Она предполагает:

 Развитую рыночную экономику;

 Высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита;

 Низкие и прогнозируемые показатели инфляции;

 Полное её отсутствие.

2. Эмиссия денег

Эмиссия денег выполняет три основных функции:

1. Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального функционирования.

Количество денег, необходимых для функционирования народного хозяйства, подсчитывается исходя из суммы стоимостей всех произведённых за определённый период товаров и услуг и скорости обращения денег.

2. Покрытие дефицита государственного бюджета.

Применяется в критических ситуациях, когда других источников покрытия дефицита нет. К последствиям избыточного выпуска денег относят инфляцию, переходящую в самопроизвольную, рост цен, социальную напряжённость.

3. Регулирующая функция.

Поддержание устойчивости национальной валюты и её конкурентоспособности на мировом рынке.

3. Изменение учётной ставки

К функциям Центрально Банка РФ относится установление и изменение учётной ставки и ломбардного процента.

Исторически банковский процент складывался под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Было замечено, что низкий уровень банковского процента стимулирует деловую акти вность и ведёт к увеличению экономического роста. Нерегулируемый рынок ссудного капитала постоянно переживал приливы и отливы, что вело к разбалансированности и несоответствию спроса на деньги денежному предложению. Особенно опасной ситуация становилась, когда колебания учётной ставки происходили синхронно с колебаниями рыночной конъюнктуры: возникал эффект раскачивания качелей.

Государство передало полномочия по установлению и регулированию учётной ставки Центральному банку. С тех пор процент, периодически изменяемый ЦБ, называют официальной учётной ставкой или учётной ставкой ЦБ.

Учётная ставка (ставка рефинансирования) выражается в %, под который ЦБ предлагает кредиты коммерческим банкам.

ЦБ – главный кредитор всех остальных финансовых институтов. % по полученным от ЦБ кредитам кладётся в основу калькуляции ставок коммерческих банков, под которые они выдают полученные средства вместе с собственными и привлечёнными в виде вкладов.

При использовании учётной политики необходимо учитывать влияние учётных ставок на формирование произведённых затрат и изменение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

В соответствии с целями ГРЭ ЦБ меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала.

Повышая официальную учётную ставку, он делает кредит более дорогим и менее выгодным для заёмщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, одновременно сокращая их приток в экономику (политика «дорогих денег»).

При понижении ставки дополнительные средства поступают в экономику на финансирование инвестиционных проектов, пополнение оборотных средств. Приобретение товаров длительного пользования, ценных бумаг, инфраструктурное и жилищное строительство.

Изменение учётной ставки осуществляется небольшими шагами по 0,25-0,5%.

Учётная ставка ЦБ оказывает влияние поддержку производства и уровень национальной конкурентоспособности.

Капитал является фактором производства, % на капитал – это цена его использования и составная часть издержек производства товаров и услуг.

% на заёмный капитал входит в цену товаров и услуг, и тем самым при его повышении наблюдается повышение издержек и цен.

В условиях недостаточной насыщенности внутреннего рынка и относительной его защищённости от иностранной конкуренции предприниматели перекладывают возросшие издержки на потребителей через цены.

Понижение учётной ставки свидетельствует о курсе экономической политики правительства, направленной на стимулирование деловой активности.

Повышение учётной ставки означает повышение рентабельности собственного капитала и капитала вкладчика.

Изменение официальной учётной ставки Центрального банка имеет серьёзные последствия для внешнеэкономических позиций страны. Изменение учётной ставки оказывает влияние на направление потоков иностранного и отечественного капитала.

Использование учётной ставки центрального банка как инструмента ГРЭ осуществляется в комплексе с использованием других кредитно-денежных и бюджетно-налоговых инструментов. Изменение учётной ставки без применения других мер ГРЭ резко снижает их эффективность.

Эффективность применения учётной ставки как инструмента ГРЭ носит ограниченный характер в силу следующих обстоятельств:

• Государство пытается оторвать уровень учётной ставки от её естественных рыночных тенденций. Это возможно в пределах финансовых возможностей Центрального банка, которые ограничены.

• Крупный бизнес менее зависим от колебаний учётной ставки, так как имеет значительные собственные финансовые возможности.

• Высокая и непрогнозируемая инфляция.

• Международная миграция капитала. Свободное передвижение капитала внутри интеграционных группировок противодействует кредитной политике отдельных государств, что ведёт к согласованию кредитной политики между государствами – членами интеграционных группировок.

4. Количественные ограничения кредита

Количественные ограничения кредита – установление предельной суммы , на которую ЦБ переучтёт векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков.

Предел суммы кредитования зависит от целевой установки по регулированию хозяйственного цикла, т.е. стимулирования деловой активности или её торможения.

Естественной границей предельной суммы кредитов являются ресурсы ЦБ. Предоставление коммерческим банкам кредитов на суммы, превышающие реальные ресурсы ЦБ, называется инфляционным кредитом. Этот кредит, переполняя каналы обращения, порождает инфляцию.

Государство определяет пределы кредитования коммерческих банков путём установления максимально допустимого % прироста суммы кредитов в частных банках в текущем периоде по отношению к предыдущему.

Количественные ограничения кредита осуществляются 3 – мя видами средств.

1. Административные

В случае нарушения объявленного процента прироста объявленной суммы кредитов коммерческим банком ЦБ может разорвать с ним все отношения, что повлечёт за собой разорение коммерческого банка.

2. Экономические

За нарушение предельного прироста кредитов ЦБ может применять штрафные санкции, временное замораживание части средств коммерческих банков.

3. Добровольное соглашение

Коммерческий банк обязуется, не ожидая официальных решений правления ЦБ, оперативно реагировать на его рекомендации.

Количественные ограничения кредита – ограниченно эффективное средство. Более эффективными являются добровольные соглашения между центральным и коммерческими банками.

5. Обязательные минимальные резервы

В к. XIX – н. ХХ в. в Европе и Северной Америке наблюдался бурный рост числа банков. Банки также быстро разорялись, как и возникали. Многие из них заранее организовывались как финансовые пирамиды, с самого начала задумывались для обмана вкладчиков. Особенно массовым было разорение банков в страховых и инвестиционных компаниях в Европе и Америке в годы Великой депрессии 1929-1933 г.г.

В России это имело место на рубеже ХVII-XIX веков, а затем в более крупных масштабах повторилось в 90-е годы ХХ века.

Опасаясь усиления социального недовольства, цепной реакции, банкротств, начинающихся с краха банков, правительства многих стран ввели для банков обязательные минимальные резервы, т.е. государство обязало все банковские учреждения держать часть средств на специальных счетах в ЦБ.

В России хранение обязательных минимальных резервов было введено в 1990 г.

Задачи, решаемые обязательными минимальными резервами:

1. Экономическая

В условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из – за полного краха 1 или нескольких банков кризис неплатежей и банкротства распространились по народному хозяйству.

Задача обеспечения минимальной гарантии стабильности банковской системы решается через установление минимальных резервов, которые должны быть достаточными, чтобы обеспечить работу банка на срок не менее 1 месяца.

2. Социальная

Обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков. Какое бы разорение банк не потерпел, у него всё равно остаются собственность и требования. Вместе с минимальными резервами их будет достаточно, чтобы компенсировать вклады хотя бы частично.

3. Создание и поддержание резервов ЦБ.

Обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Это резервы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях.

4. Обеспечение ЦБ инструментом ГРЭ

Если ЦБ снижает норму обязательных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличатся. А так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность.

Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в экономику.

Выполнение требований ЦБ по нормам резервов опирается и на административные меры. В ряде стран за нарушение установленных норм банки подвергаются штрафам. В случае злостных нарушений коммерческий банк может быть лишён лицензии.

6. Операции на открытом рынке.

В мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке- покупка (продажа) ЦБ на открытом рынке государственных ценных бумаг в целях пополнения или снижения банковских резервов кредитной системы государства.

Они проводятся ЦБ обычно совместно с группой крупных банков и других финансово – кредитных учреждений.

Суть операций состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путём скупки или продажи ценных бумаг ЦБ, вливания финансовых средств в экономику или массовой их продажи.

Механизм проведения операций на открытом рынке

Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и ЦБ ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка, то для этого он начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.

Так как предложение ГКО увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут и соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население и банки начинают активно покупать государственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов и изменению предложения денег.

Если на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств в обращении, то в этом случае ЦБ проводит политику, ориентированную на расширение денежного предложения, т.е. начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения.

В результате этого их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает их непривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и денежного предложения.

Возможности ЦБ предлагать на бирже и через банки государственные ценные бумаги чрезвычайно широки, так как ЦБ имеет право их выпуска. Продажа государственных ценных бумаг диктуется целями регулирования конъюнктуры и потребностью изыскания дополнительных средств финансирования бюджета, государственных учреждений , программ или предприятий. Эта необходимость может вступать в противоречие с целями ГРЭ.

В условиях, когда для оживления конъюнктуры нужно покупать у хозяйствующих субъектов государственные ценные бумаги, чтобы вырученные деньги пошли на инвестиции, либо были направлены в оборот. Тяжёлое экономическое положение может заставить местные власти, государственные учреждения выполнять новые облигационные займы, отвлекая средства с рынка свободного капитала.

Такие меры ведут к превышению спроса на кредит, на предложение заёмных средств, противодействуют политике правительства, направленной на обеспечение массового предложения дешёвого кредита.

Принудительное размещение ценных бумаг практиковалось в течение длительного времени в социалистических странах, хотя по сути своей является административным средством и применяется в исключительных случаях в краткосрочной перспективе.

Покупка и продажа ценных бумаг происходит по принципу доброй воли покупателя и продавца.

7. Кейнсианская и монетаристская модели монетарной политики

Кейнсианская модель

Денежно – кредитная политика в рамках кейнсианской модели опирается на предположение, что спрос на деньги является нестабильным и непредсказуемым. В этих условиях воздействие на денежное предложение теряет смысл. Поэтому главная задача государства – влиять на денежный спрос с помощью учётной политики. Таким образом, процентная ставка – главный регулятор денежного рынка. Данная модель основывается на возможности государства преднамеренно нарушать равновесие на денежном рынке, чтобы повлиять на уровень процентной ставки. При угрозе инфляции государство реализует политику «дорогих денег» и увеличивает уровень процентной ставки, перед наступлением фазы спада реализуется политика «дешёвых денег», что снижает уровень процентной ставки.

НО расширение денежного предложения ведёт к росту инфляции. Возможно попадание в «ликвидную ловушку». Это такая ситуация, при которой процентная ставка перестаёт реагировать на увеличение денежного предложения. Уровень процентной ставки перестаёт снижаться. Признаками ликвидной ловушки являются:

• Продолжает нарастать денежное предложение при неизменном спросе на деньги и стабильно низкой ставке процента;

• Останавливается рост инвестиций, занятости и доходов населения;

• В результате денежная масса начинает превышать товарную, образуется инфляционный навес.

В развитой рыночной экономике существует автоматический механизм выхода из ликвидной ловушки. В результате действия эффекта Пигу хозяйствующие субъекты увеличивают склонность к сбережению, сокращают спрос. Рост инвестиций приводит к росту предложения на товарных рынках, инфляционная угроза нейтрализуется.

НО в реальной экономики действие эффекта Пигу может быть парализовано, так как потребители в условиях высокой инфляции и ожидания ещё большого роста цен не сокращают, а наоборот увеличивают спрос на товары. Разрешить эту ситуацию можно только с помощью фискальных методов регулирования.

Монетаристская модель

Данный подход к кредитно-денежной политике основывается на предположении о том, что спрос на деньги в долгосрочном периоде стабилен и его динамика может быть предсказана. В таких условиях изменение процентной ставки не может влиять на состояние денежного рынка. В таких условиях спрос на деньги составляет определённую часть ВВП страны, т.е. реального ВВП в сумме с ожидаемой инфляцией. Именно под эти показатели правительству следует подгонять динамик денежного предложения. Главное при таком подходе найти баланс между приростом предложения денег и динамикой спроса на них.

Условие денежного равновесия выражено в денежном правиле Фридмана:

∆М=∆Y+∆P

Основным инструментом кредитно – денежной политики должно стать таргетирование денежных агрегатов – установление пределов роста денежной массы на перспективу.

Монетаристы разработали жёсткие правила проведения государственной экономической политики:

• Запрет использовать государственные займы с целью покрытия дефицита государственного бюджета

• Запрет на денежное регулирование ставок процента

• Запрет использовать любые нерыночные и неденежные методы влияния на цены

8. Противоречия кредитно – денежной политики

Сильные стороны:

• Быстрота и гибкость;

• Изоляция о политического давления;

• Не подверженный общественному давлению механизм осуществления политики

Слабые стороны:

• Доказана эффективность политики «дорогих денег», но при реализации политики «дешёвых денег» не всегда достигается желаемый результат, так как сложно заставить коммерческие банки снижать процент по кредитам в ущерб их прибыли

• Не до конца исследована связь между величиной процентной ставки и уровнем потребления домашних хозяйств

• Скорость обращения денег часто меняется в направлении, обратном предложению денег.

Недавно добавили