Вопрос 3. Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:
1) земля как природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт, определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности лица, использующего ее.
Земля является важнейшим, «стержневым» компонентом окружающей среды, от состояния которого прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.
2) земля как природный ресурс – это компоненты природного объекта, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности. Земля может также использоваться для возведения зданий, сооружений, как средство производства для растениеводства, выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и т.п.
Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.
Поэтому «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля – объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве»
Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель определяет (ст. 3 Закона об охране окружающей среды), что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.
3) земельные участки;
Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть сформирован в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, в результате которого он обретает индивидуальные характеристики, отделяющие его от других земельных участков.
Земельные участки признаются недвижимостью. Они могут быть делимыми и неделимыми, что зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, для определения делимости земельного участка достаточно соблюдения двух условий:
1) после раздела должны возникнуть самостоятельные земельные участки;
2) разрешенное использование образовавшихся земельных участков должно осуществляться без перевода их в состав земель иной категории.
Неделимый земельный участок – это земельный участок, полученный путем раздела, который далее не может быть разделен на части без изменения его целевого назначения. Как правило, неделимым земельным участком является земельный участок, на котором расположено здание, строение или сооружение. Земельные участки, площадь которых меньше минимальных размеров, установленных законодательством, также признаются неделимыми
Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок: |
||
1 |
кадастровый номер |
не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер |
2 |
размер и местоположение (адрес) земельного участка |
Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и выполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях. Определение местоположения и границ земельного участка на местности осуществляется путем межевания земельного участка. Согласно ст. 17 Закона «О землеустройстве» межевание включает в себя работы по определению границ участка на местности и их согласование; закреплению на местности местоположения границ участка межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовлению карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план). После проведения работ по межеванию земельного участка земельный комитет утверждает следующие документы: технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков. |
3 |
целевое назначение |
предполагает отнесение земельных участков к той или иной категории земель |
4 |
разрешенное использование |
предполагает использование земельного участка с учетом установленных ограничений и правового режима. Виды разрешенного использования: садоводство, дачное строительство, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие. |
5 |
вид права |
право собственности, аренда, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения |
6 |
обременения земельного участка |
сервитут, залог |
7 |
наличие объектов |
Вопрос 4. Субъекты земельных отношений
собственники |
лица, являющиеся собственниками земельных участков: © физические лица Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут: - иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами; - иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. © юридические лица © Российская Федерация © субъекты Российской Федерации © муниципальные образования |
землепользователи |
лица, владеющие и пользующиеся земельными участками: © на праве постоянного (бессрочного) пользования - государственные и муниципальные учреждения; - казенные предприятия - центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий - органы государственной власти и органы МСУ (ст. 20 ЗК РФ). © на праве безвозмездного срочного пользования - гражданам и юридическим лицам на основании договора - работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков (служебный надела) - религиозным организациям и т.д.
|
землевладельцы |
лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения |
арендаторы |
лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды |
обладатели сервитута |
лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) |
Вопрос 5. Источники земельного права
Под источником права понимается закрепление общеобязательных правовых норм в следующих формах: нормативный правовой акт; правовой обычай; судебный прецедент; нормативный договор. Основную роль в регулировании земельных отношений играет нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом публичной власти и содержащий нормы земельного права, действующие на определенной территории (РФ, ее субъекта, муниципального образования), и адресованный указанному в нем кругу лиц. Земельное законодательство, понимаемое нами в данном случае в широком смысле как совокупность законов и подзаконных актов, может быть классифицировано по нескольким основаниям.
По критерию вида регулируемых отношений можно различать законодательство о собственности на землю, платности использования земли, ответственности за земельные правонарушения и т.д. Его анализ показывает межотраслевую природу многих земельно-правовых институтов, включающих нормы различной отраслевой принадлежности.
По критерию уровня можно различать Конституцию РФ, международные договоры, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.
Конституционные нормы имеют важное значение для установления на отраслевом уровне конкретных прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Следует выделить ст. 9, 36,42,58 и 72 Конституции РФ, непосредственно посвященные вопросам использования земель и их охране как составной и неотъемлемой части окружающей среды.
Наряду с ЗК РФ земельные отношения регулируют как собственно «земельные» законы, так и законодательные акты иной отраслевой принадлежности. В числе первых следует назвать Закон о землеустройстве, Закон об обороте земель и ряд других. Во второй группе мы выделяем ГК РФ, Градостроительный кодекс РФ, НК РФ, Закон об охране окружающей среды, ЛК РФ, ВК РФ и т.д.
Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции РФ и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке «опережающего нормотворчества» в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие.
Указы и распоряжения Президента РФ могут быть приняты по любым вопросам (кроме случаев, когда ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона) и не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам. Некоторые такие вопросы прямо указаны в тексте ЗК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ Президент РФ определяет перечень приграничных территорий, в пределах которых земельные участки иностранным гражданам и юридическим лицам. лицам без гражданства в собственность не предоставляются.
Акты Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, могут приниматься лишь в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ. Следовательно если вышеупомянутые нормативные правовые акты не содержат прямых отсылок к актам Правительства РФ, то таковые и не принимаются. Например, ЗК РФ прямо определяет полномочия Правительства РФ в части перевода земель из одной категории в другую (ст. 8), принятия ряда мер в сфере охраны земель (ст. 13, 14), порядка проведения торгов (ст. 38) и т.д.
Нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств как источники земельного права вообще не упоминаются в ЗК РФ. Примечательно, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления прямо уполномочены принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права (п. 3 и 4 ст. 2 ЗК РФ), в то время как, например, Минэкономразвития России как федеральному органу исполнительной власти эти полномочия не предоставлены.
Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, в пределах своих полномочий. Такие акты могут устанавливать: публичные сервитуты; порядок проведения муниципального земельного контроля; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Однако главное значение нормотворчества органов местного самоуправления состоит в том, что именно муниципальными правовыми актами — правилами землепользования и застройки — определяется правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов.
В числе источников земельного права можно выделить постановления и руководящие разъяснения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного и Верховного Судов РФ. Хотя официально правовая доктрина не признает данные акты источниками права, признание Конституционным Судом РФ нормы закона не соответствующей Конституции РФ влечет прекращение ее действия, что может рассматриваться как акт «отрицательного» нормотворчества. Существует несколько таких постановлений Конституционного Суда РФ, имеющих важнейшее значение для понимания сложившейся системы применения норм земельного права. Не меньшее значение имеют руководящие разъяснения Пленумов ВАС РФ и ВС РФ, обязательных для учета при рассмотрении дел соответствующими звеньями судебной системы.