Учись Учиться

Доклад
Психология
09 January 2011
Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»

Физико-математический факультет

Кафедра дидактики физики и математики


Доклад
Бунге – особенности познания.
Выполнил
студент 1 курса
Кислицын Николай Сергеевич

 


КИРОВ
2010

Особенности познания.

Что же такое познание, и какие оно имеет особенности?
Познание - это получение новых знаний, эмпирическим путем, путем логических умозаключений, и просто получением готовых знаний.
Определение.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Какие же особенности могут быть у познания?
Бунге в своей книге «Интуиция и наука» 1967 г. рассматривает только одну основопологающюю особенность познания – это интуитивный характер познания. Необходимо сразу отметить, что он пытается раскрыть гносеологический характер интуиции, а не доказать, что интуиция является единственным фундаментом в познании. Бунге логическими умозаключениями приходит к тому, что любая истина доказанная логическим путем, является продуктом интуиции. Интуицией просто пропитаны все доказательства любой существующей теории. Невозможно ничего доказывать до бесконечности, всегда рассудок упрется в какую-нибудь аксиому, которую невозможно доказать, но которую мы считаем единственно правильной. Откуда мы знаем, что она правильная, ведь мы не можем её доказать, не можем придти к этому выводу из других рассуждений. Как мы можем вообще найти вариант правильного ответа. Бунге считает, что именно интуиция помогает человеку найти этот вариант, признать его верным.
После этих рассуждений интуиции можно приписать мистический характер. Может быть оно и так, приведем пример Николы Тесла. Исторические рассказы гласят, что все свои изобретения и чертежи он получал уже готовыми в своем воображении. Если это правда, то что же ему тогда помогало? Возможно именно интуиция.

Но у Бунге и его современников на этот счет есть своя вполне обоснованная версия. Они считали, что в далекие времена первобытный человек, отнюдь не вооруженный знаниями действительности, неосознанно выбирал и оценивал, а впоследствии и использовал более существенные свойства и качества, присущие данному конкретному объекту. Огромное количество информации поступало при этом в мозг. И чем дальше развивается человечество, чем больше знаний оно приобретает в своей предметно-практической деятельности, тем сильнее возрастает поток информации.

Большая часть полученной информации остается неиспользованной, но на долго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают.

В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Называют его криптогноза (от греч. kryptos – тайный, скрытый и gnosis – знание).
Иными словами, то, что мы относим к криптогнозе, – это скрытые от ученого возможности его познавательных функций, это часть знаний и сведений об окружающем мире, о наличии которых сам он до определенного момента и не подозревает. Образно говоря, мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.
Надеюсь, что после всего сказанного будет понятно, что интуиция представляет собой процесс и результат. Именно в этом её великий гносеологический характер.
В чем же заслуга Бунге?
До 17 века в мире господствовала рационалистическая теория – любая истина может быть получена путем логических умозаключений, которая пыталась дать ответ на вопросы современников: «Каким критериям должно удовлетворять научное знание, как получать и строить научное знание?» Эти вопросы волновали Декарта, Лейбница, Спинозу, и ответу на эти вопросы было подчинено их учение об интеллектуальной интуиции. Работа М. Бунге заключалась в том, что он первым создал некую классификацию разновидностей интуиции путем изучения значений терминов употребляемых в речи. Благодаря ему возникла настоящая система разновидностей интуиций среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия.
Несомненной заслугой М.Бунге является раскрытие социальной роли интуитивистской философии, реакционного характера политических и этических учений, основанных на этой философии. «Этический и аксиологический интуитивизм, - пишет он, - покровительствует авторитаризму», поскольку оценка человеческого поведения предоставляется «бездумному импульсу индивида или воле просвещенной личности»
М. Бунге видит в интуитивистской философии большое социальное зло. Именно эта философия и ее представители, Дильтей, Бергсон, Гуссерль, независимо от их личных полити­ческих симпатий и антипатий способствовали формированию фашистской идеологии. Интуитпвистская философия создавала благодатную почву для процветания аптиинтеллектуализма, псевдонаук. М. Бунге пишет, что «из всех разновидностей догма­тической философии интуитивизм — самая опасная, потому что он не уважает инструменты проверки — разум и действие, с которыми другие считаются. Это единственная самоутверждающаяся философия, не нуждающаяся ни в аргументах, ни в доказатель­ствах»

Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Индивидуальные особенности памяти 03 March 2012
Тема 1. Сущность международного маркетинга. 1. Понятие международного маркетинга 14 January 2011
Информатика. Лекция 5 13 January 2011
НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 25 March 2012
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26 March 2012
СОМАТИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С 1 ГОДА ДО 7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ АЭРОТЕХОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ) 29 October 2011
Здравоохранение Японии 03 March 2012
Проблема использования средств информационных технологий 12 January 2011
Игры для детей подготовительной группы 04 March 2012
Организация товароснабжения в магазине «Н*** 01 November 2013

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Особенности состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания 10 May 2012
ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 29 October 2011
Гигиеническая территориальная оценка водных объектов 29 October 2011
Разработка методических материалов для курса «Векторная графика» на примере COREL DRAW 12 January 2011
Геополитика как научная дисциплина. Факторы возникновения геополитики как метода исследования международных отношений 03 March 2012
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 15 March 2012
Социология 15 January 2014
Групповые иски в гражданском процессе 08 May 2012
Принципы организации процесса обучения 06 April 2012
Методика "Шифровка" 02 February 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока