Учись Учиться

Доклад
Психология
09 January 2011
Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»

Физико-математический факультет

Кафедра дидактики физики и математики


Доклад
Бунге – особенности познания.
Выполнил
студент 1 курса
Кислицын Николай Сергеевич

 


КИРОВ
2010

Особенности познания.

Что же такое познание, и какие оно имеет особенности?
Познание - это получение новых знаний, эмпирическим путем, путем логических умозаключений, и просто получением готовых знаний.
Определение.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Какие же особенности могут быть у познания?
Бунге в своей книге «Интуиция и наука» 1967 г. рассматривает только одну основопологающюю особенность познания – это интуитивный характер познания. Необходимо сразу отметить, что он пытается раскрыть гносеологический характер интуиции, а не доказать, что интуиция является единственным фундаментом в познании. Бунге логическими умозаключениями приходит к тому, что любая истина доказанная логическим путем, является продуктом интуиции. Интуицией просто пропитаны все доказательства любой существующей теории. Невозможно ничего доказывать до бесконечности, всегда рассудок упрется в какую-нибудь аксиому, которую невозможно доказать, но которую мы считаем единственно правильной. Откуда мы знаем, что она правильная, ведь мы не можем её доказать, не можем придти к этому выводу из других рассуждений. Как мы можем вообще найти вариант правильного ответа. Бунге считает, что именно интуиция помогает человеку найти этот вариант, признать его верным.
После этих рассуждений интуиции можно приписать мистический характер. Может быть оно и так, приведем пример Николы Тесла. Исторические рассказы гласят, что все свои изобретения и чертежи он получал уже готовыми в своем воображении. Если это правда, то что же ему тогда помогало? Возможно именно интуиция.

Но у Бунге и его современников на этот счет есть своя вполне обоснованная версия. Они считали, что в далекие времена первобытный человек, отнюдь не вооруженный знаниями действительности, неосознанно выбирал и оценивал, а впоследствии и использовал более существенные свойства и качества, присущие данному конкретному объекту. Огромное количество информации поступало при этом в мозг. И чем дальше развивается человечество, чем больше знаний оно приобретает в своей предметно-практической деятельности, тем сильнее возрастает поток информации.

Большая часть полученной информации остается неиспользованной, но на долго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают.

В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Называют его криптогноза (от греч. kryptos – тайный, скрытый и gnosis – знание).
Иными словами, то, что мы относим к криптогнозе, – это скрытые от ученого возможности его познавательных функций, это часть знаний и сведений об окружающем мире, о наличии которых сам он до определенного момента и не подозревает. Образно говоря, мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.
Надеюсь, что после всего сказанного будет понятно, что интуиция представляет собой процесс и результат. Именно в этом её великий гносеологический характер.
В чем же заслуга Бунге?
До 17 века в мире господствовала рационалистическая теория – любая истина может быть получена путем логических умозаключений, которая пыталась дать ответ на вопросы современников: «Каким критериям должно удовлетворять научное знание, как получать и строить научное знание?» Эти вопросы волновали Декарта, Лейбница, Спинозу, и ответу на эти вопросы было подчинено их учение об интеллектуальной интуиции. Работа М. Бунге заключалась в том, что он первым создал некую классификацию разновидностей интуиции путем изучения значений терминов употребляемых в речи. Благодаря ему возникла настоящая система разновидностей интуиций среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия.
Несомненной заслугой М.Бунге является раскрытие социальной роли интуитивистской философии, реакционного характера политических и этических учений, основанных на этой философии. «Этический и аксиологический интуитивизм, - пишет он, - покровительствует авторитаризму», поскольку оценка человеческого поведения предоставляется «бездумному импульсу индивида или воле просвещенной личности»
М. Бунге видит в интуитивистской философии большое социальное зло. Именно эта философия и ее представители, Дильтей, Бергсон, Гуссерль, независимо от их личных полити­ческих симпатий и антипатий способствовали формированию фашистской идеологии. Интуитпвистская философия создавала благодатную почву для процветания аптиинтеллектуализма, псевдонаук. М. Бунге пишет, что «из всех разновидностей догма­тической философии интуитивизм — самая опасная, потому что он не уважает инструменты проверки — разум и действие, с которыми другие считаются. Это единственная самоутверждающаяся философия, не нуждающаяся ни в аргументах, ни в доказатель­ствах»

Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 29 October 2011
Парламенты зарубежных стран 24 March 2012
Распределенная обработка информации 16 February 2012
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ 26 February 2012
Отчет по производственной практике 11 January 2011
Конспект урока Деформация. Сила упругости. Закон Гука 03 December 2011
Личностная шкала самооценки тревожности 26 February 2012
"Государство и регионы: управленческий аспект" 04 January 2014
Коммерческое право 01 November 2013
ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ТЕЧЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Информатизация общества 09 January 2011
Прибыль и рентабельность промышленных предприятий. 02 February 2011
Место семейной экономики в образовательной области «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования 12 January 2011
Основы самопознания и саморазвития 16 January 2014
Вопрос 3. Предоставление земельных участков из публичной собственности с предварительным согласованием мест размещения объектов для строительства 02 March 2011
Классный час "Феноменальная память" 13 January 2011
Тема 1. Общие положения земельного права Вопрос 1. Земельное право: понятие, предмет, метод.Вопрос 2. Принципы земельного права 01 March 2011
современные методы и инструменты финансового менеджмента 14 January 2011
Историческая география 24 March 2012
Парламент Малайзии 21 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока