ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

//Гигиена и санитария, 2003, №2, С. 41-43

А. Д. Димитриев, Д. А. Димитриев, И. И. Романова, М. Г. Андреева, С. В. Дшнитриева, Н. В. Хураськина

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары

Антропогенные загрязнения окружающей среды во многих регионах Российской Федерации создают напряженную экологическую ситуацию, представ­ляющую потенциальную опасность для здоровья прежде всего детского населения [10, 13]. В связи с этим многие авторы для оценки влияния экологи­ческой ситуации на организм человека выбирают детское население. Школьный возрастной период — важнейший период в жизни человека. Это новый этап социального и биологического развития, харак­теристики которого оказываются в определенной за­висимости как от эндогенных, так и экзогенных факторов различной природы [4, 11, 12].

С этой точки зрения представляется важным изучение формирования морфофункционального статуса детей школьного возраста, проживающих в разных экологических условиях. Развитие этого на­правления исследований на принципах региналь-ного подхода, несомненно, представляется важным и необходимым для обоснования и проведения профилактических мероприятий [6, 9, 11].

Имеющиеся данные, характеризующие эколо­гическую ситуацию в северной промышленной зо­не Чувашской Республики, свидетельствуют о на­личии в ней территорий с разным уровнем хими­ческого загрязнения. Показано, что в условиях Но-вочебоксарска химическое загрязнение как по со­ставу, так и по количественным параметрам можно рассматривать в качестве негативного экологиче­ского фактора [7]. При изучении реакции детского организма на воздействие средовых факторов акту­альным является выбор показателей, с помощью которых можно оценить меру адаптации организма

К окружающей среде. Среди множества критериев, отражающих зависимость здоровья детей от осо­бенностей экологической ситуации, одними из важных являются гармоничность физического раз­вития, показатели функционального состояния ре-гуляторных систем организма [3]. Согласно обще­принятой концепции, эти показатели являются ин­тегральными и обеспечивают формирование пред­ставлений о функциональном состоянии организ­ма в целом.

Задача настоящего исследования — определе­ние характера воздействия антропогенных факто­ров на показатели гармоничности физического развития и функционального состояния детского организма.

С этой целью обследовано 1560 практически здоровых детей школьного возраста, из которых 810 проживали в относительно благоприятных эко­логических условиях и 750 — в неблагоприятных. Школы находились в тех микрорайонах, в которых проживали учащиеся. Зона относительно благо­приятных экологических условий — северо-запад­ный микрорайон Чебоксар (средняя общеобразо­вательная школа № 54), а зона относительно не­благоприятных экологических условий — юго-вос­точный микрорайон Новочебоксарска (средняя об­щеобразовательная школа № 16). Учащиеся этих школ обучались по стандартным учебным програм­мам. Выбор сравниваемых групп, обучающихся по одинаковой учебной программе, имеет важное ме­тодическое значение. Ранее нами была показана значимость различий учебной нагрузки для форми­рования морфофункционального статуса детей


Школьного возраста [5]. Гигиенические требования в этих школах соответствовали гигиеническим нормативам. Для изучения особенностей морфо-функционального статуса были выбраны методы оценки гармоничности физического развития [3], функционального состояния механизмов кардио-регуляции и вегетативной нервной системы [1, 2].

Статистическую обработку данных проводили с помощью программы "Excel" и электронных паке­тов профессиональной статистики "Statistica" и "SPSS 10,0 for Windows" на PC Pent MMX-166.

Результаты исследования физического развития детей с определением гармоничности их развития в разных экологических условиях показали опреде­ленные различия в соотношении обследованных детей, имеющих гармоничное, мезогармоничное и дисгармоничное развитие. При этом выявлены достоверные различия (р < 0,05) между детьми, проживающими в районах с разным уровнем тех­ногенной нагрузки, по таким критериям, как гар­моничное и мезогармоничное развитие (см. рису­нок).

Показано, что в группе детей, проживающих в зоне влияния химического предприятия, наиболее высока доля школьников с мезогармоничным раз­витием. В то же время в группе детей, проживаю­щих в относительно благоприятных экологических условиях, удельный вес школьников с гармонич­ным физическим развитием был выше, чем среди детей из экологически неблагоприятной зоны. Та­кая картина свидетельствует, что физическое раз­витие детей — важный результирующий показатель реализации генотипа в фенотипе в конкретных экологических условиях [8].

При исследовании вариабельности математиче­ских показателей кардиоциклов выявлены опреде­ленные их различия у детей сравниваемых групп (табл. 1). При этом у мальчиков и девочек сравни­ваемых групп отмечены достоверные различия в младшей возрастной группе по моде (Мо) и индек­су напряжения (ИН), в средней — по амплитуде моды (АМо) и ИН, в старшей — по вариационному размаху (ДХ) и ИН, причем во всех возрастных группах достоверная разница была установлена по ИН. Показатель ИН, рассматриваемый как интегральный показатель системы регуляции сердечной деятельности [1, 2], у детей Новочебоксарска был более низким, чем у детей Чебоксар.

Математический анализ средних величин сви­детельствует об определенном адаптационном из­менении механизмов кардиорегуляции и, в частно­сти, о преобладании у детей из благоприятной эко­логической зоны симпатического тонуса, а у детей из неблагоприятной экологической среды — пара­симпатического тонуса. В то же время следует при­знать, что математическое ожидание (средние ве­личины) и стандартная ошибка, будучи главными характеристиками вариационного ряда, не отража­ют распределения отдельных вариантов относи­тельно физиологических норм ИН [7]. Исходя из этого, мы проанализировали распределение от­дельных вариантов ИН с учетом физиологических критериев "удовлетворительная адаптация", "функ­циональное напряжение", "неудовлетворительная адаптация", "срыв адаптации". Как показало изуче­ние распределения детей по указанным физиоло­гическим критериям (табл. 2), имеются особенно­сти адаптационных изменений в состоянии регуля-торных систем сердечной деятельности обследо­ванных детей в зависимости от экологических ус­ловий. Так, доля детей, у которых ИН был в пре-

Делах удовлетворительной адаптации, оказалась достоверно больше в экологически благоприятной зоне (43,3 ±2,9%), чем в неблагоприятной (29,1 ± 3,2%). Обнаруженное различие показыва­ет, что "цена" адаптации к окружающей среде с по­вышенным уровнем техногенного загрязнения ха­рактеризуется нарушением сбалансированного функционального состояния механизмов регуля­ции сердечной деятельности. Так, ИН, интерпре­тируемые кк срыв адаптации вследствие повыше­ния тонуса парасимпатического отдела, в экологи­чески неблагоприятных условиях установлены у 16,1 ± 1,4% детей, а в благоприятных — только у 0,8 ± 0,4% (р < 0,05).

При исследовании возрастных изменений функ­ционального состояния вегетативной нервной сис­темы у детей, проживающих в разных экологических условиях, выявлены определенные различия по ве­гетативному индексу Кердо (ВИК) (табл. 3). Как по­казал анализ полученных данных, загрязнение окру­жающей среды — главный модифицирующий фак­тор функционального состояния вегетативной нерв­ной системы. Так, у детей среднего и старшего школьного возраста из Новочебоксарска показатели ВИК были достоверно ниже, чем у детей из Чебок­сар. Обращает на себя внимание тот факт, что в младших возрастных группах как между мальчика­ми, так и между девочками сравниваемых групп по показателям ВИК Различий не выявлено > 0,05). Кроме того, в экологически благоприятных зонах проживания у 100% школьников ВИК имел поло­жительные значения, а в экологически неблагопри­ятных у 63 и 69% детей соответственно среднего и старшего школьного возраста — отрицательные зна­чения. Выявленные особенности отражают адаптив­ные особенности вегетативной нервной системы и указывают на усиление активности парасимпатического влияния у детей, проживающих в экологиче­ски неблагоприятных условиях [11].

Сравнение результатов исследования статисти­ческих показателей кардиоциклов и показателей ВИК Дает возможность отметить, что двумя разны­ми физиологическими методами исследования вы­явлена общая тенденция изменения функциональ­ного состояния вегетативной нервной системы у детей, проживающих в условиях повышенной тех­ногенной нагрузки.

Таким образом, установлены особенности воз­растных изменений в функциональном состоянии вегетативной нервной системы у детей, проживаю­щих в разных экологических условиях и имеющих одинаковый уровень учебной нагрузки. В неблаго­приятных экологических условиях у большинства обследованных школьников выявлены отклонения от общепринятых условных норм за счет усиления тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Л итература

1. Баввский Р. М. Прогнозирование на грани нормы и патологии. — М., 1979.

2. Баввский Р. М., Кириллов О. И., Кпецкин С. 3. Мате­матический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

3. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с за­грязнением окружающей среды. — М., 1979.

4. Димитриев А. Д., Косолапое Б. А. Окружающая среда и здоровье человека (онтогенетические аспекты). — Владивосток, 1990.

5. Димитриев А. Д. // Гиг. и сан. — 1994. — № 7. — С. 68.

6. Димитриев Д. А. // Там же. - 1997. - № 1. - С. 6-8.

7. Димитриев Д. А. Теоретические и методические ас­пекты разработки онтогенетических критериев воз­действия окружающей среды на организм человека: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1999.

8. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. — М., 1983.

9. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1960.

10. Оншценко Г. Г.// Гиг. и сан. - 2001. - № 5. - С. 7-11.

11. Поборский А. Н., Пшенцова И. Л. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1999. - № 1. — С. 31-33.

12. Тупицын И. О. Возрастная динамика и адаптацион­ные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1985.

13. Юрко Т. П., Верешкович Л. В., Орхова т. В. // Со­стояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы, его определяющие. — М., 1991. -С. 11-18.

Поступила 21. 02. 2002