Психолого-педагогическая характеристика школьника.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Психолого-педагогическая характеристика школьника.

Выполнил: студент физико-математического

факультета группы Ф 41-1 Бажин П.А.

Проверил: Кузьмина В.П.

2006 г.

Характеристика ученика 7 «В» класса МОУ СОШ №  6.11.2006 по 9.12.2006.

1.Общие сведения об ученике.

. В школе № учится с первого класса. Одет опрятно.

2.Физическое развитие.

Кирилл физически здоров, хронических заболеваний не имеет, небольшое нарушение зрения. Рост – 162 см, вес – 52 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Занимается в секции борьбы.

 

Пометка: Читайте так же на нашем сайте

"Характеристика На ученика 8а класса"

"Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса"

"Психолого-педагогическая характеристика личности школьника на ***ис С ученицу 7«Б»"

 

3.Характеристика семьи.

Кирилл проживает в трехкомнатной квартире с мамой, отчимом и двумя братьями. Кирилл – самый младший в семье. Мама,  работает старшим технологом в «Облгаз». Отчим – водитель в той же организации. Старший брат Михаил работает продавцом-консультантом. Средний брат Антон учится в школе.

4.Краткая характеристика класса, членом которого является ученик.

В 7 «В» классе 23 ученика, 5 девочек и 18 мальчиков. В классе есть успевающие и неуспевающие ученики. В 7 «В» классе существует группа учащихся, которая регулярно нарушает дисциплину.

5.Положение ученика в классном коллективе.

Кирилл учится в основном на оценку «4». Существуют проблемы с русским языком, по этому предмету у него почти всегда оценка «3». Кирилл очень дисциплинированный ученик, является принятым в классе. Находится в хороших, дружеских отношениях с большинством одноклассников.

С учителями конфликтов не имел, реагирует на оценки и замечания адекватно.

Самооценка у Кирилла адекватная, он объективно оценивает свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, умеет видеть и признавать свои ошибки, критически относится к недостаткам своего характера.

6.Уровень интеллектуального развития школьника.

1). Особенности внимания.

МЕТОДИКА «ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ»

ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 15-ти карточек. На каждой карточке нарисована квадратная сетка из 16-ти равных клеток. В каждой сетке – несколько точек (от 2-х до 8-ми), расположенных в случайном порядке.

2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.

Образец набора карточек для исследования объема внимания.

1 2 3 4

• • •

• • • •

• • •

• • •

5 6 7 8

• • • • • •

• • • •

• • • •

• • • • • •

9 10 11 12

• • • • • •

• • • • • • •

• • • • • • •

• • • • • • •

13 14 15

• • • • • •

• • • •

• • • • • • • •

• • •

ХОД РАБОТЫ. До начала эксперимента испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На каждой карточке по несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера показать любую карточку). Ваша задача – запомнить, сколько точек на карточке и как они расположены. После того как будет показана первая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте крестики около сетки. Например, Вы помните, что точек 8 и помните расположение 6-ти из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки точки будете ставить во второй сетке и т. д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!» После команды: «Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое время (около 0,1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок предъявления карточек случайный.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. По каждой карточке определяется, правильно ли названо количество точек. Если правильно, то соответствующая квадратная сетка в бланке помечается знаком «+», если неправильно – знаком «–»

2. Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в указании их количества.

3. Показатель точности восприятия пространственного расположения точек получают следующим образом:

а) по каждой карточке подсчитывается процент правильно размещенных точек;

б) затем по всей серии – среднее арифметическое процентов.

ВЫВОД:

1. Объем внимания данного испытуемого составляет 6 единиц.

2. Средний объем внимания у данного испытуемого сочетается с высокой точностью восприятия.

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ»

ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.

ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер.

ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий.

Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила:

количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

1. Результатам эксперимента составляется следующая таблица:

Показатели 1 серия 2 серия 3 серия 1+2 серии 3сер.—(1+2 сер.)

Время 38 с 34 с 123 с 72 с 51 с

Ошибки 0 0 1 0 0

2. Полученные количественные показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.

3. Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания.

ВЫВОД: Переключение внимания у данного школьника в условиях учебной деятельности происходит со средней скоростью.

МЕТОДИКА «ШИФРОВКА»

ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки, секундомер, ручка.

ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк. Испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. К = 36 – количество правильно заполненных клеток.

2. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по таблице:

Показатель К 0 – 11 12 13-14 15-17 18-22 23-28 28-34 35-40 41-46 47-51 52-57 58-61 62-65

Шкальная оценка (Р) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Р = 7

ВЫВОД. Уровень распределения и переключения внимания испытуемого немного выше среднего.

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: Бланк корректурной пробы, секундомер, ручка.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а потом продолжить выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца бланка»:

Эксперимент проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Для каждого временного промежутка подсчитывается следующий показатель:

а) количество правильно подчеркнутых букв (т),

б) количество пропущенных букв (р),

в) количество неправильно подчеркнутых букв (г),

г) общее количество подчеркнутых букв (N). N=m+r

2. Вычислить показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в отдельности (S1, S2, ..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек.

3. Вычислить коэффициенты точности выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no формуле: A=(N-r)/(N+r)

5. Все найденные показатели занести в таблицу:

Временные промежутки 30 сек. Фон Ответы испытуемого Характернее внимания

m r p S А

1. Без помех 16 0 2 0,53 0,89

2. Без помех 17 0 0 0,57 1

3. С помехами 20 0 1 0,67 0,95

4. Без помех 17 0 2 0,57 0,89

5. Без помех 19 0 4 0,63 0,83

6. Без помех 20 0 2 0,67 0,91

7. С помехами 22 1 3 0,73 0,85

8. Без помех 23 0 0 0,77 1

4. Построить график динамики устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2, .... S8)

5. Вычислить условный показатель концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А3+А7 Ап — точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А3+А7 )/2

Абп — точность выполнения задания без помех.

Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6

Ап=0,9

Абп=0,92

К=0,98

ВЫВОД: Внимание у испытуемого ученика устойчиво, концентрация внимания высокая.

2).Особенности восприятия.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ВОСПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ: определение типа восприятия школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 12 ситуативных картин.

Каждая из картин имеет 12 однословных наименований – подписей. Все названия по существу правильно отражают содержание картин.

ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор дает испытуемому набор слив – названий к рисункам и бланк для ответов. Сообщает ему следующую инструкцию: «Сейчас я вам покажу по очереди 12 рисунков. Рисунки пронумерованы в соответствующем порядке. К каждому рисунку даны 12 наименований. После того, как я покажу первый рисунок, Вы должны выбрать из первого столбца из 12 предложенных названий только одно, то, которое по вашему мнению больше всех соответствует содержанию рисунка. Номер выбранного названия поставьте в бланке для ответов против номера таблицы. Работайте быстро, не задумывайтесь. Аналогичное задание вы должны выполнить по отношению ко всем 12-ти рисункам». Время работы испытуемого с одним рисунком не должно превышать 1 мин.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке результатов учитывается, что слова-подписи Для каждой картинки подобраны таким образом, что из 12-ти слов четыре носят конкретный, образный характер (№№ 1, 4, 7, 10), четыре слова – абстрактный характер (№№ 2, 5, 8, 11) и четыре слова – эмоциональный характер (№№3, 6, 9, 12). Подсчитывается количество слов-наименований в каждой из трех групп.

В группе №1 – 8, №2 – 3, №3 – 1.

ВЫВОД: Большинство ответов относится к первой группе, это означает, что при восприятии ученик ориентируется прежде всего на конкретные, образные особенности воспринимаемых объектов.

3). Особенности памяти

МЕТОДИКА «ТИП ПАМЯТИ»

ЦЕЛЬ: Выявить тип памяти школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

1 2 3 4

Дирижабль Самолет пароход волк

Лампа Чайник собака бочка

Яблоко Бабочка парта коньки

Карандаш Ноги сапоги самовар

гроза Хомут сковородка пила

Утка Бревно калач весло

Обруч Свеча роща загадка

Мельница Машина гриб пальто

Попугай Журнал шутка прогулка

Листок Малина воротник книга

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Эксперимент проводится в 4 серии. В каждой серии предъявляется один ряд слов. Ученик получает задание запомнить как можно больше слов и по команде эксперимента¬тора записать запомненные слова на листке.

В первой серии экспериментатор читает вслух слова первого ряда. Интервал между словами при чтении – 5 секунд, записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.

Во второй серии ученик в течение одной минуты читает про себя слова второго ряда. Записывает те слава, которые сумел запомнить. Отдых 10 минут.

В третьей серии экспериментатор читает ученику слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое слово и «записывает» их в воздухе. Затем ученик записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

В четвертой серии экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 Проводится проверка правильности воспроизведения (порядок слов роли не играет).

2. Результаты заносятся в таблицу:

Вид памяти Количество удержанных слов (а) Коэффициент вида памяти C=a/10

Слуховая 6 0,6

Зрительная 10 1

Моторно-слуховая 9 0,9

Комбинированная 8 0,8

Чем ближе коэффициент С к 1, тем лучше развит у школьника соответствующий вид памяти.

ВЫВОД: У школьника преобладает зрительная память.

МЕТОДИКА «АССОЦИАЦИИ»

ЦЕЛЬ: выявить значение различных ассоциаций для успешности запоминания.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 50-ти пар слов (5 рядов по 10 слов). Слова в пары связаны ассоциациями разного вида. Выделяются 5 видов ассоциаций: «целое – часть», «предмет – свойство», «необычное сочетание», «контраст», «причина – следствие».

НАБОР СЛОВ К МЕТОДИКЕ

«АССОЦИАЦИИ»

1. палец — ноготь

2. мак — красивый

3. степь — колокол

4. похвала — порицание

5. ветер — буря

6. часы — стрелка

7. сахар — сладкий

8. окно — буква

9. громкий — тихий

10. порох — взрыв

11. дом — крыша

12. снег — белый

13. забор — лампа

14. покой — движение

15. яд — смерть

16. голова — волосы

17. уголь — черный

18. 28.спичка — голод

19. сладкий — горький

20. дождь — грязь

21. институт — аудитория

22. пух — легкий

23. папироса — абажур

24. храбрость —трусость

25. учение — знание 26. глаз — зрачок

27. трава — зеленая

28. ягода — свечка

29. награда — наказание

30. мороз — холодно

31. книга — страница

32. бритва — острая

33. тетрадь — парус

34. светлый — темный

35. лето — тепло

36. город — улица

37. колесо — круглое

38. камин — толпа

39. любовь — ненависть

40. солнце — свет

41. поезд — вагон

42. василек — синий

43. дым — правило

44. высокий — низкий

45. работа — усталость

46. рука—ладонь.

47. путь — длинный

48. паровоз — столб

49. холодный — горячий

50. рана — боль

ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Поставь в тетради порядковые номера от 1 до 50. Я тебе прочитаю 50 пар слов один раз. Потом я буду читать только первое слово, а ты должен будешь вспомнить и под соответствующим номером записать второе слово». Далее выполняется работа в соответствии с инструкцией.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

По каждому из пяти видов ассоциаций подсчитывается % правильно воспроизведенных слов.

«целое-частное» - 60%

«предмет-свойство» - 30%

«необычное сочетание» - 10%

«контраст» - 40%

«причина-следствие» - 10%

ВЫВОД: У данного школьника наиболее эффективно запоминание, построенное на ассоциациях видов: «целое-частное» (60%) и «контраст» (40%).

МЕТОДИКА «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ»

ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной памяти.

МАТЕРИАЛ К ЭКСПЕРИМЕНТУ: 4 набора по 7 рядов цифр.

1 набор: 2 набор:

1) 3 8 5 0 1) 5 3 1 7

2) 9 1 4 2 7 2) 2 0 6 4 9

3) 7 9 6 4 1 2 3) 1 5 9 3 4 2

4) 8 2 5 9 3 7 1 4) 7 2 0 4 6 9 1

5) 7 2 9 3 1 8 0 4 5) 1 7 2 6 4 9 5 3

6) 2 5 3 8 1 7 4 9 0 6) 4 6 3 1 2 0 5 9 7

7) 6 3 5 4 9 0 2 7 1 8 7) 3 8 2 5 7 6 4 0 1 9

3 набор: 4 набор:

1) 1 8 3 4 1) 3 8 4 2

2) 5 7 1 2 6 2) 5 2 7 1 9

3) 3 0 7 4 2 6 3) 0 6 8 3 7 1

4) 7 4 1 8 5 3 2 4) 1 7 0 5 8 9 3

5) 8 3 6 1 7 5 2 9 5) 7 4 8 1 3 0 6 5

6) 2 7 0 8 4 1 6 5 3 6) 6 3 8 5 2 7 4 1 9

7) 0 6 2 7 1 3 8 4 9 5 7) 8 3 2 7 4 1 0 9 6 5

ХОД РАБОТЫ: Опыт включает 4 серии, задания в которых одинаковые, но в каждой следующей серии используется новый набор цифр.

Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Слушайте .меня внимательно и ничего не пишите. Я назову вам несколько, цифр. Когда я кончу, по моей команде «Пишите», вы напишете на листе бумаги в строчку те цифры, которые запомнили. Постарайтесь запомнить числа в той последовательности, в какой я их буду называть. Каждый новый ряд цифр пишите с новой строчки. По окончании опыта (т. е. после каждого седьмого ряда) под последним рядом проведите вертикальную черту. Внимание. Начали!»

Затем экспериментатор по одному разу громко и однотонно, без выделения отдельных элементов, с интервалом в одну секунду между цифрами, читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения КАЖДОГО ряда испытуемые записывают ряд, как они его запомнили. Затем, зачитывается новый ряд и т.д.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1) Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» помечаются правильно воспроизведенные ряды. Знаком «–» помечаются ряды, воспроизведенные не полностью, с ошибками или в другой последовательности.

2) Составить сводную таблицу результатов по всем 4-м опытам

№ ряда длина ряда Воспроизведение количество воспроизведенных рядов

1 опыт 2 опыт 3 опыт 4 опыт

1 4 + + + + 3

2 5 + + - + 3

3 6 - + - - 1

4 7 - - - - 0

5 8 - - - - 0

6 9 - - - - 0

7 10 - - - - 0

3) Вычислить объем памяти по формуле: У=А+ m/n , где

У – объем памяти

А – наибольшая длина ряда (количество цифр в нем), который испытуемый во всех четырех опытах воспроизвел правильно n – число опытов, n=4

m — количество правильно воспроизведенных рядов, более длинных, чем А.

А=4, n=4, m=4, У=5

ВЫВОД. У изучаемого школьника объем памяти ниже среднего.

4). Особенности мышления.

МЕТОДИКА «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

ЦЕЛЬ: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.

ОБОРУДОВАНИЕ: специальный бланк, 2.ручка

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк и сообщается следующая инструкция: «Посмотрите, под № 1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа под №1 тоже сверху одно слово КОРОВА, а внизу 5 слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову

КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т. е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет теленок. Подчеркиваем слово

ТЕЛЕНОК. Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую те связь справа. Так же решаются все задачи».

БЛАНК К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИЙ»

1. Лошадь Корова

Жеребенок

2. Школа Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

Больница

Обучение

3. Яйцо Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Картофель

Скорлупа

4. Ложка Курица, огород, капуста, суп, шелуха

Вилка

Каша

5. Коньки Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

Лодка

Зима

6. Ухо Лед, каток, весна, лето, река

Зубы

Слышать

7. Собака Видеть, лежать, рот, щека, жевать

Щука

Шерсть

8. Пробка Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя

Камень

Плавать

9. Чай Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Суп

Сахар

10. Дерево Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Рука

Сук

11. Дождь Топор, перчатка, нога, палец, работа

Мороз

Зонтик

12. Песня Палка, холод, сани, зима, шуба

Картина

Глухой

13. Нож Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Стол

Сталь

14. Рыба Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Муха

Сеть

15. Утро Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Зима

Ночь

16. Птица Мороз, день, январь, осень, сани

Человек

Гнездо.

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

1. Теленок 2. Лечение 3. Шелуха 4. Мясо 5. Лето 6. Жевать 7. Чешуя 8. Тонуть 9 Соль 10. Палец 11. Шуба 12. Слепой 13. Дерево 14. Паутина 15. Осень 16. Дом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

По ключу проверяется правильность подчеркивания слов.

Количество правильных ответов - 13.

ВЫВОД. Способность у изучаемого ученика устанавливать логические связи между понятиями развита выше среднего.

МЕТОДИКА ЛАЧИНСА

ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т. е. пластичности).

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк с десятью арифметическими задачами, ручка

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до 10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не ограничено».

БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА

N 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. — как отмерить 10л.?

№ 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. — как отмерить 9 л.?

№ 3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. — как отмерить 13 л.?

№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. — как отметить 9 л.?

№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. — как отмерить 11 л.?

№ 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. — как отмерить 10 л.?

№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. — как отмерить 9 л.?

№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. — как отмерить 15 л.?

№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. — как отмерить 12 л.?

№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. — как отмерить 10 л.?

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10. Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть решена только одним способом: 7+5=12.

2. Следует обратить особое внимание на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления. Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10.

ВЫВОД: По результатам данной методики можно судить о ригидности (косности) мышления испытуемого ученика.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк задания, чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее исключению и выписать его на своем листочке под соответствующим номером. Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее слово лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий».

БЛАНК ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИИ»

1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. смелый, храбрый, отважный, злой. решительный.

3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

4. молоко. сливки, сыр, сало, сметана.

5. скоро, Быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

7.лист, почка, кора, дерево, сук.

8. лом, сарай, изба, хижина, здание.

9.береза, сосна, дерево, дуб, ель.

10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

11. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

12. гнездо, нора, курятник, берлога, сторожка.

13. неудача, крах, провал, поражение, волнение.

14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

15. минута, секунда, час, вечер, сутки.

16. грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

17. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. По ключу проверяется правильность исключения слов.

КЛЮЧ К .МЕТОДИКЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

1. маленький 2. злой 3. Иванов

4. сало 5. постепенно 6. светлый

7. дерево 8. сарай 9. дерево

10. наказывать 11. голубой 12. сторожка

13. волнение 14. гвоздь 15. вечер

16. землетрясение 17. спокойствие

2. На основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это количественный показатель.

3. Проводится беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены в основу объединения. Это качественный показатель.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Ученик выполнил правильно 16 из 17 заданий. При проведении беседы было выяснено, что в основе объединения в группы были положены существенные признаки.

ВЫВОД. На основе количественного и качественного показателей можно сделать вывод, что уровень развития у данного школьника мыслительных операций обобщения и отвлечения развиты хорошо.

7.Особенности эмоциональной сферы школьника.

Для Кирилла наиболее типично жизнерадостное, оптимистичное, веселое настроение. Устойчивость эмоциональных состояний большая, настроение у него меняется редко. Кирилл владеет собой, эмоции проявляет сдержанно.

8.Особенности волевых черт характера.

Кирилл не целеустремлен, не настойчив, обладает большой выдержкой, очень дисциплинирован, не упрям.

9.Темперамент.

По темпераменту Кирилл флегматик, он все делает медлительно, спокойно, чувства во вне проявляет слабо. Тип нервной деятельности – мыслительный.

ВЫВОДЫ: Кирилл развивается как личность не совсем правильно. Кирилл осознает важность учебы, в этом я вижу значительную заслугу родственников и в первую очередь мамы. Хорошие отношения в семье заметны по воспитанности, дисциплинированности Кирилла в плане поведения на переменах и уроках. Но, Кирилл в некоторых случаев ищет более простой путь, что не всегда правильно. Он не очень ответственен и не обязателен. Сказывается влияние одноклассников. При индивидуальной работе с Кротовым Кириллом нужно использовать принцип наглядности, т.к. у него хорошо развита зрительная память. Ему нужно поработать над развитием внимания и слуховой памяти, больше внимания уделять гуманитарным наукам. Также Кирилл должен развивать пластичность мышления.

Сейчас читают