ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
По определению философии, метод – это путь к чему-либо в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике метод в самой широкой трактовке – это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели (Ю. К. Бабанский). В психологии, метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.
Методы научного исследования должны отвечать следующим требованиям:
- объективность - основывается на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах;
- валидность – имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен;
- надежность – имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Поскольку экология человека является междисциплинарной отраслью науки, в научных исследованиях могут быть использованы методы разных наук – методы физиологии, медицины, социологии, математики, информатики и других наук.
Выбор методов исследования обусловлен многими факторами, но основополагающими являются цель и задачи исследования. Важно учитывать степень самостоятельности студента и характер научного содержания (знакомое или совсем новое). Учитываются также возможности вуза, связанные с оснащенностью необходимым оборудованием и приборами. На выбор методов могут влиять время и форма организации научного исследования.
Оптимальный выбор методов может быть сделан лишь при условии хорошего знания качественных свойств каждого метода, т.е. учета его достоинств и недостатков с точки зрения эффективности исследования.
2.1. Методики антропометрических измерений
2.1.1 Оценка абсолютных антропометрических показателей
Станковым ростомером измеряются длина тела стоя и сидя, длина руки (верхней конечности), длина ноги (нижней конечности).
При измерении длины тела стоя (высота верхушечной точки над полом) обследуемый становится босыми ногами на площадку ростомера и межлопаточной областью, ягодицами и пятками касается стойки. Голова устанавливается таким образом, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Подвижная планка ростомера слегка прижимается к темени.
Для измерения длины тела сидя обследуемый садится так, чтобы прикасаться к вертикальной стойке крестцово-копчиковой и межлопаточной областями; голова занимает такое же положение, как и при измерении роста стоя.
Длина руки измеряется как разница между высотами над полом плечевой и пальцевой точек (проекционное расстояние между акромиальной и пальцевой точками).
Длина ноги измеряется от вертельной точки до плоскости опоры.
Интердигитарный размер определяется как расстояние по горизонтали между пальцевыми точками (руки в стороны, супинированы).
Для измерения окружностей тела применяется сантиметровая лента с миллиметровыми делениями. При этом следим за тем, чтобы лента лежала горизонтально, а ее нулевое деление находилось спереди испытуемого.
При измерении окружности головы лента накладывается сзади по затылочной точке, по теменным и лобным буграм.
Окружность шеи измеряется при наложении ленты на остистый отросток седьмого шейного позвонка (сзади) и над яремной вырезкой грудины (спереди).
Определение окружности грудной клетки осуществляется при вдохе, выдохе и во время паузы. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди - над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу (у девочек) и по нижнему краю околососковых кружков (у мальчиков). При наложении ленты обследуемый немного приподнимает руки, затем опускает их. Руки обследуемого во время измерения должны быть опущены вдоль тела. Вначале измеряется окружность грудной клетки при глубоком вдохе, затем на глубоком выдохе и в паузе при обычном спокойном дыхании. Обследуемый при вдохе не должен приподнимать плечи, а при выдохе сводить их вперед, нагибаться или изменять стойку. При измерении лента слегка натягивается, чтобы прижать мягкие ткани. Высчитывается разница между показаниями на вдохе и показаниями на выдохе, что характеризует экскурсию грудной клетки.
Окружность запястья измеряется в области лучезапястного сустава.
При измерении окружности талии ленту накладывают горизонтально выше пупка и выше гребней подвздошных костей (на 3—4 см).
Окружность бедра определяется в спокойной стойке, ноги обследуемого расставлены на ширину ступни. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой.
Для измерения окружности бедер ленту накладывают вокруг таза на уровне вертельных точек.
Окружность голени определяется в спокойной стойке, ноги расставлены на ширину ступни. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Ленту накладывают горизонтально вокруг наибольшего объема голени.
Измерение поперечных и глубинных размеров (диаметров) тела производится толстотным циркулем: исследователь держит согнутые S-образно бранши между большими и указательными пальцами, кончиками средних пальцев находит соответствующие антропометрические точки и прижимает к ним концевые утолщения циркуля. Бранши циркуля должны быть строго в горизонтальной плоскости.
Акромиальный диаметр (ширина плеч) определяется как расстояние между правой и левой акромиальными точками (при измерении плечи не должны быть приподняты или опущены).
Поперечный диаметр (фронтальный или боковой) грудной клетки измеряется между наиболее выступающими в стороны точками боковых частей ребер на уровне среднегрудинной точки.
Передне-задний диаметр (сагиттальный) грудной клетки определяется между среднегрудинной точкой и позвоночником. Одна ножка толстотного циркуля ставится неподвижно на грудину, на уровне сочленения грудины с IV ребром, другая сзади на остистый отросток позвонка, так, чтобы циркуль находился в горизонтальном положении.
Для измерения межостистого размера таза ножки циркуля устанавливаются на наружные края передне-верхних остей подвздошных костей таза.
При измерении межвертельного размера ножки циркуля устанавливаются на наружные края больших вертелов бедренных костей.
Определение массы тела проводится на медицинских весах (ВМ-150).
Жировая складка измеряется калипером. Пальцами берется в складку участок кожи с подкожной клетчаткой шириной в 5 см и захватывался калипером, который позволяет произвести дозированное сжатие складки (10 г на 1 мм2 поверхности кожи), что очень важно для корректного измерения. Ножки калипера располагают так, чтобы расстояние от гребешка складки до точки измерения примерно равнялось толщине складки. Отсчет производится через 2 с после того, как ножки калипера с должной силой приложены к складке (Аулик И.В., 1990).
Измерение осуществляется в строго установленных местах. Толщина жировой складки замеряется:
· под нижним углом лопатки складка измеряется в косом направлении (сверху-вниз, изнутри-наружу);
· на задней поверхности плеча складка измеряется при опущенной руке в верхней трети плеча в области трехглавой мышцы, ближе к ее внутреннему краю, складка берется вертикально;
· на передней поверхности плеча складка измеряется в верхней трети внутренней поверхности плеча, в области двуглавой мышцы, складка берется вертикально;
· на предплечье складка измеряется на передней поверхности предплечья в наиболее широком его месте, складка берется вертикально;
· на предплечье складка измеряется на внутренней поверхности предплечья в наиболее широком его месте, складка берется вертикально;
· на передней стенке живота складка измеряется правее пупка на 5 см, складка берется горизонтально;
· на бедре складка измеряется в положении исследуемого сидя на стуле, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, складка берется в верхней части бедра на переднелатеральной поверхности;
· на голени складка измеряется в положении исследуемого сидя на стуле, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, складка измеряется в верхней части заднебоковой поверхности голени (на заднелатеральной поверхности) на уровне нижнего угла подколенной ямки.
Проводится два измерения кожной складки и оценивается средняя величина. Отсчет ведется по шкале прибора с точностью до 1 мм.
Средняя толщина подкожно-жирового слоя вместе с кожей вычисляется по формуле: d = (d1 + d2 + d3 + d4 + d5 + d6 + d7 + d8) : 16, где d1….. d8 – толщина кожных жировых складок (мм).
Таблица 2.1.
Показатели жироотложения
у детей дошкольного и школьного возраста
Жироотложение |
Дошкольники |
Школьники |
Слабое |
до 0,6 см |
до 1,0 см |
Среднее |
0,6 – 1,2 |
1,0 – 2,0 |
Сильное |
более 1,2 |
более 2,0 |
2.1.2. Оценка относительных антропометрических показателей
Определение должной массы тела (ДМТ).
А) По формуле Брока
Идеальный вес = рост в см.- 100 (при росте до 165 см)
Идеальный вес = рост в см.- 105 (при росте 166-175 см)
Идеальный вес = рост в см.- 110 (при росте более 175 см)
При астеническом типе телосложения полученое значение уменьшают на 10%, при гиперстеническом увеличивают на 10%.
Б) По индексу Кетле (индексу массы тела – ИМТ)
ИМТ= масса тела в кг / рост в м2
Таблица 2.2.
Оценивание индекса массы тела
Оценка ИМТ |
ИМТ кг/м2 |
Риск сопутствующих заболеваний |
Дефицит массы тела |
<19,0 |
Имеется риск других заболеваний |
Нормальная масса тела |
19,0–24,9 |
Обычный |
Избыточная масса тела |
25,0–27,0 |
Умеренный |
Ожирение 1 степени |
27,0–29,9 |
Повышенный |
Ожирение 2А степени |
30,0–34,9 |
Высокий |
Ожирение 2Б степени |
35,0–39,9 |
Очень высокий |
Ожирение 3 степени |
>40,0 |
Чрезвычайно высокий |
Масса тела в процентах от должной массы тела (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979) вычисляется по формуле: МТ в % от ДМТ = (МТ : ДМТ) х 100%, где МТ – масса тела (кг); ДМТ – должная масса тела (кг).
Отношение реальной массы тела (РМТ) к ДМТ находится по формуле:
РМТ • 100% /ДМТ = ___ • 100% /__ = ____
Полученный результат оценивают следующим образом:
Увеличение массы тела на 15-24% — ожирение I степени;
на 25-49% — ожирение II степени;
на 50-99% — ожирение III степени;
100% и более — ожирение IV степени.
Для ребенка определить должный вес с учетом роста и возраста можно по формуле: ДВ = 9,5+(2 • В), где ДВ — должный вес; Р—рост; В — возраст.
Жиpовая масса тела в процентах к массе тела (Аулик И.В., 1990) оценивалась по формуле: процентное содержание жира = (ЖМТ : МТ) х 100%, где ЖМТ - жировой компонент в весе тела (кг); МТ – масса тела (кг).
Определение типа телосложения. Определение типа телосложения возможно несколькими способами.
1. По величине окружности запястья (см. табл.2.3.)
Таблица 2.3
Определение типа телосложения по индексу Пинье
Тип телосложения (ТТ) |
Окружность запястья (см) |
Индекс Пинье |
|
Мужчины |
Женщины |
||
Астенический ТТ (узкокостные) |
< 18 |
< 15 |
³ +30 |
Нормостенический ТТ (нормальные) |
18-20 |
15-17 |
От +10 до +29 |
Гиперстенический ТТ (ширококостные) |
>20 |
> 17 |
Меньше 0 и до +9,9 |
2. С помощью индексов.
Индекс Пинье (Черноруцкий М.В., 1927). ИП = ДТ – МТ – ОГК, где ДТ – длина тела (см), МТ – масса тела (кг), ОГК – окружность грудной клетки, в см (табл. 2.2).
Таблица 2.4.
Значения индекса Пинье
Индекс Пинье |
Тип телосложения |
Больше +30 |
Астенический |
От +10 до +30 |
Нормостенический |
Меньше 0 и до +9,9 |
Гиперстенический |
Индекс Вервека ИВ=ДТ : (2∙МТ+ОГК). Если ИВ составляет 0,75-0,85 это говорит об умеренном преобладании поперечных размеров над продольными (брахиморфия), ИВ в пределах 0,85-1,25 – гармоничное развитие, ИВ равный 1,25-1,35 – умеренное преобладание роста в длину (долихоморфия).
Индекс Пейзара ИП=ДТ сидя : ДТ стоя ∙100. В норме ИП=50
Индекс Рорера (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979) – отношение массы тела (в килограммах) к кубу длины тела. ИР (кг/м3) = МТ : ДТ, где МТ – масса тела (кг); ДТ – длина тела, в м (табл. 2.3). Индекс предложен для определения саматотипа по классификации Штефко В.Г. и Островсткого А.Д. (1929). Он является интегральным признаком, отражающим содержание различных тканей в организме, в том числе жировой и мышечной (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979; Фарбер и др., 1990; Доскин В.А. и др., 1997). В таблице приведены соматотипы, соответствующие значениям индекса Рорера для девочек и девушек от 7 до 16 лет.
Таблица 2.5
Значения индекса Рорера
Соматотип |
Величина индекса у девушек |
Дигестивный |
13,0 – 13,5 |
Мышечный |
11,0 – 13,0 |
Торакальный |
10,7 – 12,7 |
Астеничный |
8,3 – 10,9 |
Неопределенный |
12,7 |
2.1.3. Метод центильных таблиц
Для углубленного изучения уровня физического развития в настоящее время получил признание метод центильных оценок, который позволяет определить соматотип и степень гармоничности развития.
Метод заключается в следующем: на основании показателей длины, массы тела, окружности груди (или головы) и сопоставления их с данными "коридора" центильной шкалы в соответствующей таблице формируется оценочное суждение.
При этом можно использовать центильные таблицы, предложенные в качестве общероссийских нормативов (Доскин В.А. и др., 1997) и центильные таблицы, созданные специально для г. Кирова (Беляков В.А. и др., 1997; Попова И.В., 1993).
1. При этом важно правильно определить точный возраст ребенка. Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7-летним относят детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней, к 8-летним — от 7 лет 6 мес. до 8 лёт 5 мес. 29 дней и т. д.
2. Оценка физического развития проводится по центильным таблицам отдельно для мальчиков и девочек (Приложение 5, 6).
Возможны следующие варианты коридоров:
1"коридор". Область очень низких величин. Встречается у здоровых детей редко. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить консультирование и обследование.
2 "коридор". Область низких величин встречается у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
3 "коридор". Область величин "ниже среднего" свойственна 15% здоровых детей.
4 "коридор". Область "средний величин" свойственна 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерна для детей данной возрастно-половой группы.
5 "коридор". Область величин "выше среднего" свойственна 15% здоровых детей.
6 "коридор". Область "высоких величин" свойственна 7% здоровых детей.
7 "коридор". Область "очень высоких величин" свойственна не более 3% здоровых детей.
3. Определение гармоничности развития производится на основании тех же результатов центильных оценок. Вычисляется разность номеров "коридоров" между любыми из трех показателей. Если разница:
не больше 1 — гармоничное развитие
равняется 2—дисгармоничное развитие
боле 2 — резко дисгармоничное развитие.
4. Определение соматотипа (типа телосложения) производится согласно схеме P.П. Дорохова и И.И. Бахраха: микросоматический, мезосоматический, макросоматический. Если сумма номеров всех трех «коридоров»:
до 10 — ребенка относя к микросоматическому типу
от 10 до 15 — к мезосоматическому типу
от 16 до 21 балла — к макросоматическому.
2.2. Методики физиометрических измерений
2.2.1. Изучение мышечной и становой силы
Динамометрия используется для определения силы отдельных групп мышц, позволяющих судить о топографии силы мышц.
Мышечная сила кисти (кг) правой руки измеряется ручным динамометром (Аулик И.В., 1990). Обследуемый незначительно отводит руку вперед и в сторону и, обхватив кистью динамометр, подвижная планка которого обращена к пальцам, максимально сжимает его. Не допускаются дополнительные движения в плечевом и локтевом суставах.
Таблица 2.6.
Сила кисти правой руки (Гуминский А.А., 1990)
Возраст |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
12 |
14 |
17 |
Мальчики |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
15 |
18 |
27 |
40 |
Девочки |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
12 |
16 |
24 |
27 |
Силовой индекс (Дембо А.Г., 1976) оценивается по формуле: СИ = (МС : МТ) х 100%, где МС – мышечная сила правой кисти (кг), МТ – масса тела (кг).
Становая сила (сила мышц разгибателей туловища, в кг) определяется с помощью станового динамометра (Чоговадзе А.В., Круглый М.М., 1977). К динамометру, присоединенному к рукоятке, крепится цепь, которая соответствующим звеном соединяется с крюком площадки. Звено цепи подбирается таким образом, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Обследуемый встает на площадку так, чтобы крюк находился между двумя ступнями (на середине их длины), берет рукоятку и плавно тянет ее вверх. Ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах, руки – в локтевых. Запрещается отклоняться назад, используя силу тяжести тела, и выполнять рывки руками и туловищем.
Таблица 2.7.
Становая сила (Гуминский А.А., 1990)
Возраст |
Мальчики |
Девочки |
7 - 9 |
34 кгс |
31 кгс |
10 - 12 |
38 кгс |
42 кгс |
13 - 15 |
54 кгс |
53 кгс |
Для определения силы сгибателей туловища (сила мышц брюшного пресса, в кг) испытуемый садится на пол спиной к гимнастической стенке на расстоянии 1 м (Богатырев B.C., Циркин В.И., 1999). На плечи на уровне лопаток (выше молочных желез) одевается ременная петля, к которой за спиной испытуемого крепится динамометр. Вторая петля динамометра с помощью крючков и цепи крепится к гимнастической стенке. Для того, чтобы исключить возможность перемещения к стенке в момент напряжения, испытуемый упирался спиной в положенную на ребро гимнастическую скамейку, которая удерживается в неподвижном положении за счет упоров в стену. Ноги испытуемого крепятся к полу ременной петлей.
При определении силы боковых мышц туловища (кг) испытуемый встает правым боком к гимнастической стенке на расстоянии 1 м (Богатырев B.C., Циркин В.И., 1999). На левое плечо на уровне лопатки (выше молочных желез) одевается ременная петля, к которой за правым плечом крепится становой динамометр. Вторая петля динамометра с помощью крючков и цепи крепится к гимнастической стенке. Для того, чтобы исключить возможность перемещения в момент напряжения, испытуемый упирается правым бедром в упор, который крепится к стене.
Для измерения подвижности позвоночного столба (см) используется горизонтальная платформа высотой 40 см (Аулик И.В., 1990). К краю платформы вертикально крепится линейка. Ноль на линейке находится на уровне платформы. Сантиметровые деления должны быть расположены кверху и книзу от нуля до 30 см. Испытуемый встает на платформу с сомкнутыми ступнями и наклоняется вперед, не сгибая ног в коленных суставах. Регистрировалась величина отклонения от нуля пальцев рук. Касание пальцами ниже уровня платформы отмечалось знаком “+”, а выше уровня – знаком “-”.
При измерении подвижности в тазобедpенных суставах (см) испытуемый встает боком к гимнастической стенке, к которой крепится вертикальная планка – шкала (Богатырев B.C., Циркин В.И., 1999). Поднятой в сторону рукой он держится за рейку на уровне пояса. Скольжением ног по полу испытуемый переходит в шпагат продольно, придерживаясь рукой за рейку стенки. Выполняется одна попытка. Измеряется наименьшее расстояние паховой области от пола.
2.2.2. Исследование состояния дыхательной системы
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ, в мл) измеряется с помощью суховоздушного спирометра. Испытуемый в положении стоя делает глубокий вдох, затем выдох. После этого, выполнив максимальный вдох, берет наконечник спирометра в рот и, зажимая пальцами нос, совершает максимальный выдох способом “плавно-быстро” (Аулик И.В., 1990). Определение ЖЕЛ проводится трижды, записывается больший результат.
Жизненный индекс (Дембо А.Г., 1976). ЖИ (мл/кг) = ЖЕЛ : МТ, где ЖЕЛ – жизненная емкость легких (мл), МТ – масса тела (кг).
Должная жизненная емкость легких (Аулик И.В., 1990).
Для мальчиков ДЖЕЛ (мл/кг) = (ДТ * 0,052 – В * 0,022) – К, где ДТ - длина тела (см); В - возраст в годах; К - коэффициент от 8 до 12 лет К=4,6, 13-16 лет К=4,2.
Для девочек ДЖЕЛ (мл/кг) = (ДТ • 0,041 – В • 0,018) – К, где ДТ - длина тела (см); В - возраст в годах; К - коэффициент от 8 до 16 лет К=3,7.
Жизненная емкость легких, в % от должной жизненной емкости легких. ЖЕЛ в % от ДЖЕЛ = (ЖЕЛ : ДЖЕЛ) • 100%, где ЖЕЛ - жизненная емкость легких (мл); ДЖЕЛ - должная жизненная емкость легких (мл).
Максимальное потребление кислорода (Карпман В.Л, 1987). МПК (л /мин) = l,7 • PWC170 + 1240, где PWC170 – физическая работоспособность (кгм/мин).
Максимальное потребление кислорода по Астранду и Рюмингу определялось по номограмме (Карпман В.Л, 1987).
Проба Штанге выполняется следующим образом: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Длительность задержки дыхания составляет у девочек в возрасте 6 лет 16 с, 7 лет - 26 с, 8 лет - 32 с, 9 лет -34 с, 10 лет - 37 с, 11 лет - 39 с, 12 лет - 42 с, 13 лет - 39 с, у взрослых людей - 50-120 с; у мальчиков: 8 – 37 сек, 9 – 38 сек, 10 – 53 сек, 11 – 58 сек, 12 – 61 сек, 13 – 60 сек, 14 – 87 сек, 15 – 88 сек.
Проба Генча: после обычного выдоха исследуемый задерживает дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25 - 30 с.
Мальчики 8 лет – 20 сек, 9-11 лет – 18 сек, 12 лет – 19 сек, 13 лет - 23 сек, 14 лет – 28 сек (девочки – 21 сек), 15 лет – 30 сек (девочки – 20 сек).
2.2.3. Исследование состояния сердечно-сосудистой системы (ССС)
Уровень артериального давления (АД) зависит от ряда факторов: работы сердца, объема циркулирующей крови, напряжения стенок артериальных сосудов. При исследовании АД анализируются следующие показатели: минимальное, среднее, максимальное и пульсовое АД. Минимальное, или диастолическое АД (ДАД) представляет собой наименьшую величину, которой достигает давление крови к концу диастолы.
Максимальное, или систолическое АД (САД) - величина, выражающая весь запас потенциальной и кинетической энергии, которым обладает движущаяся масса крови на данном участке сосудистой системы.
Измерение АД производится обычно аускультативным методом. Время, в течение которого измеряется АД, не должно превышать 1 мин. В манжете создают давление на 20-30 мм рт. ст. выше того, при котором полностью исчезает пульс дистальнее места компрессии, и, выслушивая тоны на артерии, медленно выпускают воздух из манжеты. Систолическое АД отмечают по манометру в тот момент, когда над артерией в локтевой ямке выслушивается первый отчетливый звук. Диастолическое АД отмечают при последнем звонком звуке, в момент, когда звуковые феномены явно слабеют.
Для определения частоты сердечных сокращений используется пальпаторный метод (Аулик И.В., 1990). Перед измерением исследуемый в течении пяти минут отдыхает в положении сидя. Указательный, средний и безымянный пальцы накладываются на лучевую артерию левой руки обследуемого так, чтобы отчетливо ощущался пульс.
Среднее АД выражает энергию непрерывного движения крови. Для вычисления среднего АД используется формула Хикэма:
АД ср.= [ПАД : 3] + ДАД,
где ПАД - пульсовое АД (разность между систолическим и диастолическим АД, мм рт. ст.); ДАД диастолическое АД, мм рт.ст.
Пульсовое давление (Дубровский В.И., 1999). ПД = АДсист. – АДдиаст., где АДсист. – систолическое артериальное давление (мм рт.ст.), АДдиаст. - диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.).
Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) – это показатель, близкий к минутному объему крови (Дубровский В.И., 1999). КЭК = (АДмакс. – АДмин.) • ЧСС, где АДмакс. – максимальное артериальное давление (мм рт.ст.), АДмин. - минимальное артериальное давление (мм рт.ст.), ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).
Коэффициент выносливости (КВ) – определялся по формуле Кваса (Дубровский В.И., 1999). КВ = (10 • ЧСС) : ПД, где ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин), ПД - пульсовое давление (мм рт.ст.). тест характеризует функциональное состояние ССС. В норме КВ равен 16 единицам. Увеличение его указывает на ослабление деятельности ССС, уменьшение – на усиление.
Индекс Кердо (Доскин В.А. и др., 1997).