Учись Учиться

Статья
Информационные технологии
26 February 2012

Измерение уровня самоактуализации личности

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Измерение уровня самоактуализации личности

Измерение уровня самоактуализации личности 

Автор (ы) Э. Шострем , адаптировали: Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.

Краткая история создания методики CAT разработан на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентаций (POI), созданного Э. Шострем в 1963 г., который был существенно переработан.

POI создавался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, идей Ф. Пэрла и других теоретиков экзистенциально-гуманистиче­ского направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора критических поведенческих индика­торов, отличающих, по мнению опрошенных Э. Шострем  практикую­щих психологов, здорового самоактуализирующегося человека от невротика. POI состоит из 150 вопросов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шка­лы или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично вопросам, были подобраны на основе опроса практикующих психо­логов.

Общие теоретические положения послужившие основой методики

Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию как многомерную величину, регистрируя разные составляющие ее параметры.

CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду до­полнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шострем для POI и сохранена в тесте. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков - по две в каждом. Каж­дый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.

Цель: измерение  самоактуализации.

Область применения: с 18 лет

Организация: Тест может быть использован как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респон­дент может отвечать на вопросы и в отсутствии экспериментатора.

Процедура обследования: В инструкции к тесту испытуемого просят из каждой пары высказы­ваний выбрать ту, которая больше отвечает его точке зрения. Инструкция не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что оно обычно не превышает 30-65 мин.

Обработка результатов  производится по ключу. Во­просы, оставленные без ответов, или те, в которых отмечены оба полюса, при обработке не учитываются. В случае, если таких во­просов более 10% от общего числа, исследование считается недей­ствительным.

Краткое описание методики: Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведен­ческого характера. Суждения не обязательно являются строго по­лярными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

Краткое описание шкал:

Базовые шкалы.

Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Вы­сокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способ­ности субъекта жить "настоящим", т.е. переживать настоящий мо­мент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей "настоящей жизни";

во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будуще­го, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шка­ле означает ориентацию человека лишь на один из отрезков вре­менной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное вос­приятие своего жизненного пути. Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в ра­ботах Ф. Пэрла. Ряд эмпирических исследований также свидетельст­вует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень неза­висимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно неза­висим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкала, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теорети­ческие работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.

Дополнительные    шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристи­ки самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на ре­гистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала ценностных ориентаций состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характер­ные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.

2. Шкала гибкости поведения состоит из 24 пунктов. Она из­меряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способ­ность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы ценностных ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - лабильность поведения.

3. Шкала сензитивности к себе состоит из 13 пунктов. Из­меряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих по­требностях и чувствах.

4. Шкала спонтанности состоит из 14 пунктов. Она измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможнос­ти и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая - в ка­кой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала самоуважения включает в себя 15 пунктов. Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.

6. Шкала самопринятия состоит из 21 пункта и регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала представления о природе человека состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека, в целом как положитель­ную ("люди в массе своей добры") и не считать дихотомии мужест­венности - женственности, рациональности - эмоциональности и т.д. антагонистическими.

8. Шкала синергии включает в себя 7 пунктов. Она характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к по­ниманию связанности противоположностей, таких как игра и рабо­та, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализиро­ваться совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала контактности состоит из 20 пунктов. Она харак­теризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми или, используя ставшую привычной в нашей ли­тературе терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствитель­ности.

11. Шкала познавательных потребностей состоит из 11 пунктов. Она измеряет степень выраженности у человека стремле­ния к приобретению знаний об окружающем мире.

12. Шкала креативности включает в себя 14 пунктов. Харак­теризует выраженность творческой направленности личности. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.

Литература:

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 91–114.

 

    Tags:
  • Измерение уровня самоактуализации личности
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Тема 15. Управление трудовыми ресурсами. 03 May 2011
Проблема использования средств информационных технологий в сельских школах Кировской области 12 January 2011
Информатизация общества 09 January 2011
Методический анализ темы «ВВОД/ ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА». 08 May 2011
Беседа "Уважение к старшим и друзьям" 11 January 2011
Тест Отечественная история 29 October 2011
Лекция 7. Изучение научного стиля письма 29 October 2011
Развитие самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях информационном пространстве. 12 January 2011
Работа с электрокардиографом ЭК1Т-1/3-07 через компьютер 12 January 2014
Никнейм (Nickname). Структурный и семантический анализ никнеймов учащихся Вятской православной гимназии 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Особенности состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания 10 May 2012
Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности) 08 May 2012
Devil May Cry 12 October 2011
Тема 11. Планирование. Изучение стратегических альтернатив 27 April 2011
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 29 October 2011
Тест по Праву 29 October 2011
Ключевые проблемы питания в школах 07 April 2012
Моделирование, алгоритмизация и программирование 11 January 2011
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Киноиндустрия как компонент индустрии развлечения 24 March 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока