Измерение уровня самоактуализации личности
Автор (ы) Э. Шострем , адаптировали: Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.
Краткая история создания методики CAT разработан на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентаций (POI), созданного Э. Шострем в 1963 г., который был существенно переработан.
POI создавался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, идей Ф. Пэрла и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора критических поведенческих индикаторов, отличающих, по мнению опрошенных Э. Шострем практикующих психологов, здорового самоактуализирующегося человека от невротика. POI состоит из 150 вопросов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично вопросам, были подобраны на основе опроса практикующих психологов.
Общие теоретические положения послужившие основой методики
Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию как многомерную величину, регистрируя разные составляющие ее параметры.
CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шострем для POI и сохранена в тесте. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.
Цель: измерение самоактуализации.
Область применения: с 18 лет
Организация: Тест может быть использован как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствии экспериментатора.
Процедура обследования: В инструкции к тесту испытуемого просят из каждой пары высказываний выбрать ту, которая больше отвечает его точке зрения. Инструкция не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что оно обычно не превышает 30-65 мин.
Обработка результатов производится по ключу. Вопросы, оставленные без ответов, или те, в которых отмечены оба полюса, при обработке не учитываются. В случае, если таких вопросов более 10% от общего числа, исследование считается недействительным.
Краткое описание методики: Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.
Краткое описание шкал:
Базовые шкалы.
Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить "настоящим", т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей "настоящей жизни";
во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути. Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в работах Ф. Пэрла. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.
Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкала, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.
Дополнительные шкалы
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
1. Шкала ценностных ориентаций состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.
2. Шкала гибкости поведения состоит из 24 пунктов. Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Шкалы ценностных ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - лабильность поведения.
3. Шкала сензитивности к себе состоит из 13 пунктов. Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.
4. Шкала спонтанности состоит из 14 пунктов. Она измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая - в какой степени они проявляются в поведении.
5. Шкала самоуважения включает в себя 15 пунктов. Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
6. Шкала самопринятия состоит из 21 пункта и регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.
Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.
7. Шкала представления о природе человека состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека, в целом как положительную ("люди в массе своей добры") и не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т.д. антагонистическими.
8. Шкала синергии включает в себя 7 пунктов. Она характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека.
9. Шкала принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
10. Шкала контактности состоит из 20 пунктов. Она характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми или, используя ставшую привычной в нашей литературе терминологию, к субъект-субъектному общению.
Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.
11. Шкала познавательных потребностей состоит из 11 пунктов. Она измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
12. Шкала креативности включает в себя 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.
Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.
Литература:
Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 91–114.