Экология человека
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020101.65 Химия и программ «Экология человека» (Малхазова С.М., Мелехова О.П., Башкиров А.А., и Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г.), одобренных научно-методическим советом по экологии УМО 17.11.1999, протокол №4-эко.
Курс «Экология человека» входит в блок дисциплин и курсов по выбору студента и изучается на I курсе (2 семестр). Освоению студентами данного учебного курса предшествует изучение таких курсов, как «Анатомия и физиология человека», «Основы здорового образа жизни», «Общая экология», «Биология с основами экологии», что значительно дополняет и расширяет полученный объем знаний по экологии человека.
В настоящее время все более остро встает вопрос о негативном влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, ухудшение которой в первую очередь сказывается на состоянии здоровья и продолжительности жизни каждого отдельного индивидуума.
Поскольку именно химическое загрязнение оказывает наибольшее негативное воздействие на организм человека не вызывает сомнения актуальность изучения курса «Экология человека» студентами специальности 020101.65 Химия.
Цель изучения данной дисциплины: формирование знаний о закономерностях взаимодействия человечества и отдельного человека с окружающей средой во всем их многообразии.
В ходе обучения ставятся следующие задачи:
- Способствовать формированию и развитию экологического мышления и экологической культуры студентов.
- Развивать представления о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека
- Сформировать у студентов систему знаний о механизмах адаптации человека к различным климатогеографическим регионам и факторам среды (в том числе – к антропогенным).
- Способствовать формированию представлений об экологических закономерностях сохранения индивидуального и популяционного здоровья, о совершенствовании физических и нравственных возможностей человека.
- Научить дальнейшему использованию полученных знаний и умений, в том числе при выявлении эколого-этнических аспектов демографических процессов, современного этапа эволюции человека и факторов ее вызывающих.
- Воспитывать ответственное отношение к природе и своему здоровью.
Формы проведения занятий: лекции, практические и семинарские занятия. Освоение содержания курса предполагает проведение итогового контроля знаний в виде зачета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Общий объем |
Часы по семестрам |
4 |
||
Форма обучения |
||
ОФО |
ОФО |
|
Трудоемкость (по ГОС ВПО) |
56 |
56 |
Аудиторные занятия |
32 |
32 |
Лекции |
16 |
16 |
Лабораторные занятия |
- |
- |
Практические и семинарские занятия |
16 |
16 |
Самостоятельная работа студентов |
24 |
24 |
Вид контроля |
зачет |
зачет |
Тематический план
№ п/п |
Разделы, основные темы дисциплины |
ОФО |
||
лекции |
практич. занятия |
самостоят. работа студентов
|
||
1. |
Введение. Раздел 1. Основы конституциональной антропологии. |
3 |
2 |
2 |
|
1.1.Введение в курс «Экологии человека». |
1 |
- |
- |
|
1.2. Учение о конституции человека. |
2 |
- |
- |
|
1.3. Конституция человека и среда обитания. Расоведение. |
- |
2 |
2 |
2. |
Раздел 2. Закономерности адаптации организма человека к различным условиям. |
4 |
6 |
6 |
|
2.1. Общие закономерности адаптации организма человека. Понятие о стрессе. |
2 |
2 |
2 |
|
2.2. Влияние физических факторов (шум, свет, ионизирующее излучение, электромагнитные поля, радиация) на организм человека. |
2 |
2 |
2 |
|
2.3. Влияние химических веществ на организм человека. |
- |
2 |
2 |
|
2.4. Влияние биотических факторов среды на организм человека. Понятие об экологической эпидемиологии |
- |
2 |
2 |
3. |
Раздел 3. Климат и здоровье человека. |
4 |
- |
6 |
|
3.1. Общая характеристика влияния климата на организм человека. Экология человека в условиях высокогорья |
2 |
- |
2 |
|
3.2. Экология человека в условиях холодного и жаркого климата. |
2 |
- |
2 |
4. |
Раздел 4. Экология человека в урбанизированных районах. |
2 |
2 |
4 |
|
4.1. Экология питания. Питание человека в современном мире |
- |
2 |
2 |
|
4.2. Экологические последствия урбанизации. Состояние окружающей среды и здоровье |
2 |
- |
2 |
5. |
Раздел 5. Экологические проблемы демографии. |
3 |
4 |
6 |
|
5.1 Демографические и социальные проблемы. |
- |
- |
2 |
|
5.2. Экологические аспекты здоровья и болезней. |
2 |
2 |
2 |
|
5.3. Продолжительность жизни и экология человека. Демографическая политика |
- |
2 |
2 |
|
5.4. Человек и цивилизация будущего |
1 |
- |
- |
|
Всего: |
16 |
16 |
24 |
Содержание разделов и основных тем дисциплины
«Экология человека»
Раздел 1. Введение. Основы конституциональной антропологии.
Тема 1. Введение в курс «Экологии человека».
Возникновение дисциплины «экология человека». Место экологии человека в структуре экологического знания. Экология человека как комплексная междисциплинарная наука. Современное состояние экологии человека, основные научные направления.
Тема 2. Учение о конституции человека.
Понятие о конституции. Проблема классификации типов конституции. Морфологические конституциональные особенности: форма спины, грудной клетки, живота, ног; степень развития костной, мышечной и жировой ткани. Морфологические типы конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный Функциональные конституциональные особенности. Психологические конституциональные особенности: системы Э. Кречмера, У.Г. Шелдона, К. Юнга, И.П. Павлова. Тип конституции и болезни.
Тема 3. Конституция человека и среда обитания. Расоведение.
Конституция человека и среда обитания. Классификация адаптивных типов (по Т.И. Алексеевой): полярный (арктический), тропический, аридный, высокогорный. Этно-территориальные особенности строения тела. Экологический портрет человека. Понятие о расах человека. История формирования разных человеческих рас. Экологические подходы в расоведении и принципы популяционной антропологии. Классификация человеческих рас: большие расы, малые расы, антропологические типы. Тип конституции и расы. Расовые особенности строения тела.
Раздел 2. Закономерности адаптации организма человека к различным условиям.
Тема 1. Общие закономерности адаптации организма человека. Понятие о стрессе.
Адаптация на уровне организма – эволюция приспособлений. Эволюция и формы адаптации. Виды адаптации. Адаптагенные факторы. Фазы развития процесса адаптации. Механизмы адаптации. Перекрестная адаптация. Цена адаптации. Болезни адаптации. Понятие стресса. Развитие учения о стрессе. Стрессоры, стадии, виды и механизм развития стресса. Болезни, обусловленные стрессом, меры профилактики и борьбы со стрессом. Возрастные особенности адаптации к стресс-факторам
Тема 2. Влияние физических факторов на организм человека.
Классификация звуков по частоте. Влияние звуков на организм человека. Нежелательные звуки (шум, инфразвук) и ультразвук: их влияние на организм человека. Применение ультразвука в медицине. Свет как экологический фактор. Влияние различных участков солнечного спектра (ультрафиолетового, видимого, инфракрасного) на организм человека. Основы биоритмологии. Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем. Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций. Субъективность восприятия времени. Биоритмы в различных климато-географических условиях. Нарушения биоритмов. Болезни, связанные с нарушением биоритмов. Магнитное и электрическое поле Земли, их влияние на организм человека. Магнитные бури. Гравитация и ее влияние на человека. Вибрация. Искусственные электрические, магнитные и электромагнитные поля. Воздействие сверхвысокочастотных и сверхнизкочастотных электромагнитных полей на здоровье человека. Лазерная физиотерапия. Внешние (космические лучи, радиоактивность почвы, воздуха, строительных материалов и др.) и внутренние источники (радиоизотопы, привнесенные во внутреннюю среду организма извне). Функциональное состояние нервной системы у облученного человека. Влияние ионизирующей радиации на половую систему.
Тема 3. Влияние химических веществ на организм человека.
Источники химического загрязнения среды, воздействующего на человека. Химические элементы и их воздействие на физическое, психическое и половое здоровье человека. Органические и неорганические соединения и последствия их воздействия на организм. Доза, длительность и кратность воздействия. Эффекты воздействия: генетические, соматические, эмбриотоксические. Отдаленные и кумулятивные эффекты воздействия.
Тема 4. Влияние биотических факторов среды на организм человека. Понятие об экологической эпидемиологии
Понятие о биотических факторах окружающей среды. Виды взаимоотношений человека с различными группами живых организмов. Фитонциды и их влияние на здоровье человека. Токсины и их влияние на здоровье человека. Понятие об экологической эпидемиологии. Экологические особенности паразитарных и инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Климат и здоровье человека.
Тема 1. Общая характеристика влияния климата на организм человека. Экология человека в условиях высокогорья.
Погода и здоровье человека. Метеочувствительность. Понятие о климате. Основные типы климатов, их краткая характеристика. Основные проблемы медицинской климатологии. Степень комфортности территории. Классификация регионов по степени комфортности территории. Ярусы горной вертикальной поясности. Климатогеографические особенности горных систем. Приспособительные изменения у жителей высокогорья. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. Использование акклиматизации к горному климату в лечении болезней. «Горная» болезнь.
Тема 2. Экология человека в условиях холодного и жаркого климата.
Климатогеографические особенности высокоширотных территорий. Терморегуляция, проблема предотвращения переохлаждения. Особенности адаптации коренного и пришлого населения Крайнего Севера. «Полярная» болезнь. Экологические проблемы Крайнего Севера и Антарктиды. Климатогеографические особенности аридной и юмидной зоны. Терморегуляция и адаптация. Экологический портрет в жарком климате.
Раздел 4. Экология человека в урбанизированных районах.
Тема 1. Экология питания. Питание человека в современном мире
Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах. Классификация питательных веществ: нутриенты, биологически активные вещества, балластные вещества, антипищевые компоненты, токсичные вещества. Значение и экологическая специфика нутриентов. Экологическая специфика регуляции аппетита. Нормы потребления питательных веществ. Пищевые отравления. Экология питания коренного населения высоких широт, высокогорных популяций, населения аридных зон, коренного населения тропиков и субтропиков. Питание современного городского населения. Консерватизм питания. Недостаточность и нерегулярность питания. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации». Заболевания химической природы. Биогеохимические провинции.
Тема 2. Экологические последствия урбанизации. Состояние окружающей среды и здоровье
Понятие урбанизации. Экологические последствия урбанизации: воздействие на климат, ресурсы, растительный и животный мир. Экологические проблемы городов. Проблема ухудшения здоровья городского населения. Болезни цивилизации. Десинхроноз.
Раздел 5. Экологические проблемы демографии.
Тема 1. Демографические и социальные проблемы.
Рост народонаселения, демографические прогнозы и перспективы. Демографический взрыв и ограничение рождаемости. Медицинская демография. Демографическая политика: понятие, основные направления в различных странах. Семья как объект демографической политики: планирование, формирование. Экологическое воспитание населения.
Тема 2. Экологические аспекты здоровья и болезней.
Понятие о здоровье. Виды здоровья: индивидуальное, групповое (семейное), общественное (популяционное, здоровье населения). Основные биологические факторы, влияющие на здоровье: пол, возраст, конституция, этнические особенности, наследственность. Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Пропаганда ЗОЖ. История развития знаний о влиянии внешней среды на здоровье человека. Понятие о краевой и географической патологии. Экологические аспекты инфекционных заболеваний. Классификация болезней в связи с воздействием средовых факторов. Экологическая медицина.
Тема 3. Продолжительность жизни и экология человека.
История изучения вопроса о продолжительности жизни человека. Экология человека и средняя продолжительность жизни. Влияние загрязнения окружающей природной среды на среднюю продолжительность жизни. Урбанизация и продолжительность жизни.
Тема 4. Человек и цивилизация будущего.
Эволюция от биосферы к ноосфере, от биоэкологи к нооэкологии. Количество сценариев мирового экологического прогноза: решение экологических проблем глобального и регионального уровней общими усилиями или глобальная экологическая катастрофа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя:
1. Планы лекционных занятий:
1. Экология человека как комплексная междисциплинарная наука.
2. Основы учения о конституции человека.
3. Общая характеристика адаптаций к различным условиям.
4. Влияние физических факторов (шум, свет, ионизирующее излучение, электромагнитные поля, радиация) на организм человека.
5. Влияние химических веществ на организм человека.
6. Общая характеристика влияния климата на организм человека. Экологический портрет человека в высокогорье
7. Экологический портрет человека на Крайнем севере и в аридной зоне.
8. Экологические последствия урбанизации. Состояние окружающей среды и здоровье.
9. Экологические аспекты здоровья и болезней. Человек и цивилизация будущего.
2. Методы обучения, методические рекомендации:
Введение.
Во введении изучается история и методология «Экологии человека». Студенты должны знать предпосылки возникновения дисциплины, отличия экологии человека от других, смежных с ней дисциплин, основные научные проблемы экологии человека, а также методы, используемые наукой на современном этапе. Основное затруднение, с которым сталкиваются студенты при изучении данного раздела программы, – отличия экологии человека от социальной экологии. Экология человека старше и шире по содержанию, чем социальная экология. Понятие «социальная экология» подчеркивает, что речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, в том числе, и биологические свойства.
Второе затруднение связано с выделением первостепенных теоретических проблем, стоящих перед экологией человека. Четкое определение этих проблем дается в учебнике Н.А. Агаджаняна и др. (1997; см. список литературы).
Раздел 1. Основы конституциональной антропологии.
В данном разделе рассматривается влияние различных факторов среды на формирование конституции человека. В первую очередь, студентам необходимо различать понятия тип конституции, тип телосложения и раса человека.
Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, т.к. ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим, но разным. Каждый из них оправдан и биологически, и социально. В обществе должны быть представители различных конституциональных типов, т.к. в достаточном количестве людей различной индивидуальности – гарантия устойчивого развития социума.
Еще одним затруднением для студентов является сложность запоминания многочисленных классификаций типов телосложения, для чего целесообразно использовать единые критерии оценок классификаций или провести ее в виде таблицы.
Раздел 2. Закономерностей адаптации организма человека к различным условиям.
В данном разделе представляют трудности вопросы об общих закономерностях адаптации (т.к. вопросы тесно связаны с физиологией и анатомией человека). Затем студенты приступают к изучению особенностей воздействия на организм человека различных природных (температура, свет, звук; биотические факторы) и антропогенных факторов (шум, вибрация, электрическое, магнитное, электромагнитное, ионизирующее излучение).
Теория адаптации является ключевым моментом в экологии человека. Поэтому данной теме уделено особое внимание, на нее отведено большее количество часов. Студенты должны уяснить, что человеку с момента его рождения приходится адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Адаптация к любой непривычной для организма ситуации включает комплекс биологических и психических защитных механизмов, которые направлены на запуск и реализацию функциональных резервов организма. Защитные механизмы включают стрессовые невротические реакции, адаптационные синдромы, временное ослабление психической устойчивости. Их порой трудно отличить от утомления, переутомления, психофизического дискомфорта при резких метеотропных колебаниях и т.д.
Таким образом, адаптация к новым условиям не проходит для организма даром. Любая достигнутая в процессе адаптации приспособленность имеет свою «цену адаптации», которая характеризуется определенным напряжением управляющих систем (нервной и эндокринной).
Вторая тема связана с проблемой стресса. Здесь студенты должны усвоить механизм развития стресса, который похож на механизм адаптации. Да и второе название стресса звучит как «общий адаптационный синдром». Так в чем же разница между стрессом и адаптацией? Большинство адаптивных процессов у человека осуществляются в 2 этапа: начальный этап срочной (но не всегда совершенной) адаптации и последующий этап долговременной адаптации. Затруднение вызывает также вопрос о последствиях стресса: почему стресс приводит к развитию заболеваний?
Данный раздел предполагает проведение практических работ, при выполнении которых студенты закрепляют полученные в ходе теоретических занятий знания.
Раздел 3. Климат и здоровье человека.
Этот раздел посвящен изучению влияния на организм комплекса природных факторов. Основная задача студентов при изучении этой темы – составить экологический портрет человека в разных климатических условиях: на Крайнем Севере, в Антарктиде, в аридной зоне, в высокогорье. Экопортрет человека в различных климатогеографических зонах слагается из:
Флоры и фауны (ландшафта) |
Экологический «портрет» |
Экологический портрет человека |
Биосферы и гидросферы |
||
Промышленного и сельхозпроизводства, градостроения |
||
Непроизводственной деятельности (культуры населения) |
||
Социальной структуры населения, ее динамики |
||
Демографической структуры |
||
Национальной и этнической структуры |
||
Состояния здоровья населения |
||
Культурно-бытового и коммунального обслуживания |
||
Экономики природопользования и природоохранения |
При отборе людей для жизни и работы в новых природно-климатических условиях необходимо учитывать экологический портрет каждого человека. Это станет залогом формирования устойчивых работоспособных коллективов в зонах нового хозяйственного освоения.
Раздел 4. Экология человека в урбанизированных районах.
В данном разделе в первую очередь изучаются факторы городской среды и их влияние на здоровье человека. Города создают благоприятные условия для жизни горожан – наличие рабочих мест, требующих самой различной квалификации, что может обеспечить работой самые разные группы населения, высокий уровень социально-бытового, медицинского, культурного, торгового обслуживания, возможность обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. В то же время города создают для населения множество сложных проблем – социальных, психологических, медицинских, санитарно-гигиенических и пр. Чрезвычайно важная комплексная проблема связана с обеспечением безопасности жителей города.
Загрязнение окружающей среды токсическими веществами и тяжелыми металлами привело к накоплению их в организме человека. Поэтому угрожающе высокая степень загрязнения внутренней среды организма человека в последнее время стала предметом серьезного обсуждения и объектом планомерного исследования ученых и врачей. Необходимость изучения данной темы обусловлена тем, что в г. Кирове, в частности, сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, а транспортный поток растет с каждым годом. В связи с этим велика значимость изучения мер охраны чистоты внутренней среды организма человека, которым посвящен данный раздел.
В данном разделе пища рассматривается с точки зрения эколога, т.е. как один из факторов адаптации к различным условиям окружающей среды. Чтобы уяснить особенности экологии питания человека, следует учитывать:
- потребности человека в энергии и веществах, определяемые интенсивностью их трат (в зависимости от условий окружают жизнедеятельности и т.п.);
- социально-экономические и экологические причины изменений рационов в условиях «модернизированного общества»;
- влияние изменений технологии приготовления пищи на сельское хозяйство, пищевую промышленность, особенности эксплуатации природных ресурсов;
- последствия несбалансированности питания в современных популяциях, ведущие к распространению «болезней цивилизации» (ожирения, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний);
- проблемы нехватки продовольствия во многих регионах мира.
Данный раздел предполагает проведение практических работ, при выполнении которых студенты закрепляют полученные в ходе теоретических занятий знания.
Раздел 5. Экологические проблемы демографии.
Особую актуальность в связи с катастрофической демографической ситуацией в России, в целом, и в Кировской области, в частности, приобрела тема «Демографические и социальные проблемы». Студенты знакомятся с демографическими прогнозами и перспективами, основными направлениями демографической политики в различных странах.
Демографическая информация занимает важное место в исследованиях по экологии человека. Среди базовых показателей, характеризующих жизнедеятельность и качество здоровья населения, широко используются продолжительность жизни, коэффициенты суммарной смертности и смертности по причинам, рождаемости, естественного движения населения, миграции и др.
Снижение смертности и огромный рост средней продолжительности жизни приводят к нарушению существовавшего тысячелетиями демографического равновесия (соответствия уровней рождаемости и смертности). Реакцией на новую ситуацию служит многократно описанный в мировой и отечественной литературе демографический переход.
3. Материальные средства обеспечения дисциплины:
Для проведения занятий используются учебники и учебные пособия, схемы, таблицы и иллюстративный материал, лабораторное оборудование, видеофильмы, медиаматериалы, микроскопы с препаровальными наборами; тонометры; фонендоскопы; спирометры; динамометры; электронные термометры; сантиметровые ленты; ростомер; медицинские весы; секундомеры; калькуляторы.
Методические указания для студентов:
1. Планы практических и семинарских занятий.
Занятие 1.
Тема: Конституция человека и среда обитания. Основы расоведения.
План:
1. Морфологические признаки разных человеческих рас.
2. Этно-территориальные особенности строения тела.
3. Сравнение конституциональных признаков людей, проживающих в разных климатогеографических зонах.
4. Адаптивные типы человека (по Т.И. Алексеевой).
5. Антропологический состав народов мира (населения Европы, Африки, Азии, Океании, Америки).
Ход работы:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Провести определение собственного конституционального типа.
3. Сравнить (в виде таблицы) конституциональные признаки людей, проживающих в разных климатогеографических зонах
Занятие 2.
Тема: Общие закономерности адаптации организма человека. Понятие о стрессе.
План:
1. Фазы развития процесса адаптации.
2. Механизмы адаптации.
3. Адаптация к различному режиму двигательной активности.
4. Адаптация к гипоксии.
5. Особенности адаптации человека.
6. Управление адаптацией.
Ход работы:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Провести определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.
3. Определить (с помощью теста) уровень устойчивости к стрессу и индивидуальной модели стресса.
4. Изучить методики определения адаптированности к холоду, гипоксии и прочим факторам
Занятие 3.
Тема: Влияние физических факторов (шум, свет, ионизирующее излучение, электромагнитные поля, радиация) на организм человека.
План:
1. Биологические ритмы человека как результат усвоения внешних ритмов природы.
2. Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем.
3. Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций.
4. Относительность понятия о течении времени. Субъективность восприятия времени. Переработка временной информации.
5. Биоритмы в различных климато-географических условиях. Нарушения биоритмов. Болезни, связанные с нарушением биоритмов. Биосимметрия как результат эволюционной адаптации.
Ход работы:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Определение хронотипа и построение графиков биоритмов.
3. Изучение различных методик по определению хронотипа.
Занятие 4.
Тема: Влияние химических веществ на организм человека.
План:
1. Источники химического загрязнения среды, воздействующего на человека. Химические элементы и их воздействие на физическое, психическое и половое здоровье человека.
2. Органические и неорганические соединения и последствия их воздействия на организм.
3. Доза, длительность и кратность воздействия. Эффекты воздействия: генетические, соматические, эмбриотоксические.
4. Отдаленные и кумулятивные эффекты воздействия.
Ход занятия:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Составить ранжированную таблицу по влиянию химических веществ на организм человека, в зависимости от эффекта воздействия и прочих критериев
Занятие 5.
Тема: Влияние биотических факторов среды на организм человека. Понятие об экологической эпидемиологии
План:
1. Понятие о биотических факторах окружающей среды.
2. Виды взаимоотношений человека с различными группами живых организмов.
3. Фитонциды и их влияние на здоровье человека. Токсины и их влияние на здоровье человека.
4. Понятие об экологической эпидемиологии. Экологические особенности паразитарных и инфекционных заболеваний.
Ход занятия:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Решение задач по изучению распространения болезней в человеческой популяции (основы экологической эпидемиологии).
Занятие 6.
Тема: Климат и человек (характеристика взаимодействия)
План:
1. Понятие о климате.
2. Основные типы климатов, их краткая характеристика.
3. Отличительные особенности адаптации человека к различным типам климата (полярному, аридному, высокогорному и др.).
4. Адаптация к высокогорью.
Ход занятия:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Изучить методики определения адаптации к гипоксии
Занятие 7.
Тема: Человек в условиях жаркого и холодного климата
План:
1. Основные особенности данных видов климата
2. Адаптация к действию низких температур
3. Адаптация к действию высоких температур
4. Методы определения данных адаптаций
Ход занятия:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Изучить методики определения адаптации к действию температуры
Занятие 8.
Тема: Экология питания. Питание человека в современном мире
План:
1. «Модернизированное питание».
2. Питание современного городского населения.
3. «Советская кухня».
4. Недостаточность питания. Пищевые добавки.
5. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации».
Ход работы:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Определение питательных веществ, необходимых организму человека. Изучение индивидуальных особенностей питания.
Занятие 9.
Тема: Экологические аспекты здоровья и болезней.
План:
1. Понятие о здоровье.
2. Виды здоровья: индивидуальное, групповое (семейное), общественное (популяционное, здоровье населения).
3. Характеристика влияния на здоровье основных биологических факторов: пол, возраст, конституция, этнические особенности, наследственность.
4. Понятие о здоровом образе жизни.
Ход работы:
1. Пользуясь рекомендуемой литературой, изучить предложенные вопросы.
2. Изучить методики по определению уровня здоровья.
3. Определить уровень здоровья и факторы риска его ухудшения
Занятие 10.
Тема: Продолжительность жизни и экология человека.
План:
1. История изучения вопроса о продолжительности жизни человека.
2. Влияние загрязнения окружающей среды на среднюю продолжительность жизни.
3. Продолжительность жизни в разных регионах
4. Продолжительность жизни и состояние окружающей среды.
5. Урбанизация и продолжительность жизни.
Занятие 11.
Тема: Демографическая политика
План:
1. Демографическая политика: понятие, основные направления в различных странах.
2. Семья как объект демографической политики: планирование, формирование. Экологическое воспитание населения.
3. Человек и цивилизация будущего: от биосферы к ноосфере, от биоэкологи к нооэкологии.
Занятие 12.
Тема: Человек и цивилизация будущего
План:
1. Современные этапы и факторы эволюции человека
2. Прогноз будущего состояния человечества
3. Эколого-физиологический портрет человека будущего и его оценка.
2. Материалы для самостоятельной работы.
Введение. Раздел 1. Основы конституциональной антропологии.
1. Морфологические признаки разных человеческих рас.
2. Этно-территориальные особенности строения тела.
3. Сравнение конституциональных признаков людей, проживающих в разных климатогеографических зонах.
4. Адаптивные типы человека (по Т.И. Алексеевой).
5. Антропологический состав народов мира (населения Европы, Африки, Азии, Океании, Америки).
Раздел 2. Закономерности адаптации организма человека к различным условиям.
1. Понятие о биотических факторах окружающей среды.
2. Виды взаимоотношений человека с различными группами живых организмов.
3. Фитонциды и их влияние на здоровье человека. Токсины и их влияние на здоровье человека.
4. Понятие об экологической эпидемиологии. Экологические особенности паразитарных и инфекционных заболеваний.
Раздел 4. Экология человека в урбанизированных районах.
1. Источники химического загрязнения среды, воздействующего на человека. Химические элементы и их воздействие на физическое, психическое и половое здоровье человека.
2. Органические и неорганические соединения и последствия их воздействия на организм.
3. Доза, длительность и кратность воздействия. Эффекты воздействия: генетические, соматические, эмбриотоксические.
4. Отдаленные и кумулятивные эффекты воздействия.
5. «Модернизированное питание».
6. Питание современного городского населения.
7. «Советская кухня».
8. Недостаточность питания. Пищевые добавки.
9. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации».
Раздел 5. Экологические проблемы демографии.
1. История изучения вопроса о продолжительности жизни человека.
2. Влияние загрязнения окружающей среды на среднюю продолжительность жизни.
3. Урбанизация и продолжительность жизни.
4. Демографическая политика: понятие, основные направления в различных странах.
5. Семья как объект демографической политики: планирование, формирование. Экологическое воспитание населения.
6. Человек и цивилизация будущего: от биосферы к ноосфере, от биоэкологи к нооэкологии
2. Примерные темы рефератов
1. |
Экологический портрет человека на Крайнем Севере. |
2. |
Человек в Антарктиде: специфика адаптации. |
3. |
Экологический портрет человека аридной зоны. |
4. |
Экологический портрет человека высокогорья. |
5. |
Специфика адаптации человека к условиям высоких широт. |
6. |
Эколого-физиологические аспекты адаптации коренного и пришлого населения Крайнего севера. |
7. |
Специфика адаптации к аридным условиям. |
8. |
Специфика адаптации человека к условиям гипоксии и гиперкапнии. |
9. |
Адаптация систем крови, кровообращения и дыхания к горному климату. |
10 |
Адаптация систем крови, кровообращения и дыхания к разным температурам. |
11 |
Адаптация систем крови, кровообращения и дыхания к разным видам физической нагрузки. |
12 |
Адаптация различных систем организма человека при погружении под воду. |
13 |
Адаптация систем крови, кровообращения и дыхания к условиям космического полета. |
14 |
Психофизиология человека в экстремальных условиях. |
15 |
Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке. |
16 |
Адаптация и физическая работоспособность у спортсменов. |
17 |
Адаптация организма к физическим нагрузкам при старении. |
18 |
Адаптационные процессы в организме при старении. |
19 |
Эколого-генетические факторы старения и долголетия. |
20 |
Адаптивные процессы в популяциях человека. |
21 |
Адаптация тренированного организма к физическим нагрузкам |
22 |
Проблемы экологической иммунологии. |
23 |
Иммунный статус населения различных регионов. |
24 |
Иммунная реактивность и биоритмы. |
25 |
Иммунная реактивность при облучении ионизирующей радиацией. |
26 |
Биоритмы человека в разных климатогеографических зонах. |
27 |
Болезни адаптации. |
28 |
Продолжительность жизни человека в разных климатогеографических регионах. |
29 |
Влияние различных климатических факторов на продолжительность жизни человека. |
30 |
Экологический стресс: причины и профилактика. |
31 |
Проблема взаимосвязи «экология – здоровье» в России. |
32 |
Терморегуляция человека в различных климатогеографических условиях. |
33 |
Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. |
34 |
Адаптация и резервы организма.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека [Текст]: Избранные лекции/ Н.А. Агаджанян, Ю.П. Гичев, В.И. Торшин – М. – Новосибирск, 1997. – 355 с.
2. Агаджанян, Н.А. Экологическая физиология человека. Марачев А.Г., Бобков Г.А. – М.: «КРУК», 1998. – 416 с.
3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – М.: «КРУК», 1994. – 256 с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
5. Экологическая физиология человека. – Л.: Наука, 1980. – 549 с.
6. Экология человека. Словарь-справочник. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: «КРУК», 1997. – 208 с.
Дополнительная литература
1. Агаджанян Н.А. Человек и биосфера (медико-биологические аспекты). – М.: Знание, 1987.
2. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере. – М.: «КРУК», 1997.
3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. – М.: Наука, 1993.
4. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980.
6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. – М.: Наука, 1983.
7. Козлов А.И. Экология питания. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – 184 с.
8. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.
9. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высш. шк., 1980.
10. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – м,: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.
11. Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические аспекты. – М.: Наука, 1991.
12. Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология. – М.: Новое знание, 2004. – 400 с.
13. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. В 4-х тт. – М.: Мир, 1995.
14. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М.: Экология, 1992.
15. Физиология адаптационных процессов. – Л.: Наука, 1986.
МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Требования к уровню усвоения студентами содержания курса «Экология человека»
По завершении курса обучения студент должен:
Иметь представление о:
предмете и методах экологии человека, о взаимосвязи экологии человека с другими науками;
закономерностях взаимодействия природы и человечества на разных этапах исторического развития
Знать:
особенности адаптации человека к различным абиотическим, биотическим, антропогенным факторам среды, климатогеографическим регионам и производственным условиям.
экологические особенности демографических процессов и факторов формирования индивидуального здоровья
Владеть:
понятийным аппаратом экологии человека, инструментарием экологического анализа и проектирования;
системой знаний о закономерностях влияния факторов и состояния окружающей среды на человека и человечество в целом;
Уметь:
определять последствия воздействия на организм человека различных факторов среды
выявлять экологические закономерности в изменении состояния популяционного и индивидуального здоровья
2. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Возникновение дисциплины «экология человека». Место экологии человека в структуре экологического знания. Экология человека как комплексная междисциплинарная наука. Современное состояние экологии человека, основные научные направления.
2. Учение о конституции человека. Понятие о конституции. Проблема классификации типов конституции. Морфологические конституциональные особенности.
3. Функциональные конституциональные особенности. Тип конституции и болезни. Психологические конституциональные особенности. Экологический портрет человека.
4. Понятие о расах человека. История формирования разных человеческих рас. Классификация человеческих рас: большие расы, малые расы, антропологические типы.
5. Тип конституции и расы. Расовые и этно-территориальные особенности строения тела. Антропологический состав народов мира.
6. Общие закономерности адаптации организма человека. Фазы развития адаптации. Механизмы адаптации. Цена и болезни адаптации. Виды адаптации. Адаптагенные факторы.
7. Общая характеристика адаптации организма к различным условиям. Адаптация к действию низких температур. Адаптация к действию высоких температур.
8. Адаптация к различному режиму двигательной активности. Виды гипоксии. Адаптация к гипоксии.
9. Классификация абиотических факторов. Комплексное воздействие факторов. Свет как экологический фактор. Понятие о биоритмах. Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем.
10. Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций. Относительность понятия о течении времени.
11. Биоритмы в различных климато-географических условиях. Нарушения биоритмов. Болезни, связанные с нарушением биоритмов. Биосимметрия как результат эволюционной адаптации.
12. Классификация звуков по частоте. Влияние звуков на организм человека. Нежелательные звуки (шум, инфразвук) и ультразвук: их влияние на организм человека. Применение ультразвука в медицине.
13. Магнитное и электрическое поле Земли, их влияние на организм человека. Магнитные бури. Гравитация и ее влияние на человека. Вибрация. Воздействие сверхвысокочастотных и сверхнизкочастотных электромагнитных полей на здоровье человека.
14. Действие ионизирующего излучения на организм человека. Внешние и внутренние источники излучения. Влияние ионизирующей радиации на организм человека.
15. Понятие о биотических факторах окружающей среды. Виды взаимоотношений человека с различными группами живых организмов. Фитонциды и их влияние на здоровье человека. Токсины и их влияние на здоровье человека.
16. Понятие о биотических факторах окружающей среды. Основные понятия экологической эпидемиологии. Паразитарные и вирусные болезни – популяционные особенности. Понятие о краевой и географической патологии. Экологические аспекты инфекционных заболеваний.
17. Понятие о климате. Основные типы климатов, их краткая характеристика, влияние на здоровье человека. Основные проблемы медицинской климатологии. Степень комфортности территории. Классификация регионов по степени комфортности территории.
18. Экология человека в условиях холодного климата. Климатогеографические особенности высокоширотных территорий. Терморегуляция, проблема предотвращения переохлаждения.
19. Особенности адаптации коренного и пришлого населения Крайнего Севера. «Полярная» болезнь. Экологические проблемы Крайнего Севера и Антарктиды.
20. Экология человека в жарком климате. Климатогеографические особенности аридной и юмидной зоны. Роль температурного фактора в жизни человека. Экологический портрет человека в жарком климате.
21. Экология человека в условиях высокогорья. Ярусы горной вертикальной поясности. Климатогеографические особенности горных систем. Адаптация пришлого населения к высокогорью.
22. Приспособительные изменения у жителей высокогорья. Использование акклиматизации к горному климату в лечении болезней. «Горная» болезнь.
23. Экология питания. Питание представителей традиционных обществ.
24. Питание человека в современном мире. «Модернизированное питание». Питание современного городского населения. Достаточность питания. Недостаточность питания. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации».
25. Заболевания химической природы. Биогеохимические провинции.
26. Влияние химических элементов, органических и неорганических веществ на состояние здоровья человека.
27. Стресс, или общий адаптационный синдром. Понятие стресса. Понятие о стрессорах (стресс-факторах), их классификация. Виды стресса. Стадии и механизм развития стресса. Болезни, обусловленные стрессом. Меры профилактики и борьбы со стрессом.
28. Урбанизация. Проблема ухудшения здоровья городского населения. Болезни цивилизации. Десинхроноз.
29. Демографические и социальные проблемы. Рост народонаселения, демографические прогнозы и перспективы. Демографический взрыв и ограничение рождаемости. Медицинская демография.
30. Экологические аспекты здоровья и болезней. Понятие о здоровье. Виды здоровья. Основные факторы, влияющие на здоровье. Классификация болезней в связи с воздействием средовых факторов. Экологическая медицина.
31. Здоровье и продолжительность жизни. Влияние загрязнения окружающей среды на среднюю продолжительность жизни. Урбанизация и продолжительность жизни.
32. Демографическая политика. Демографическая политика: понятие, основные направления в различных странах. Семья как объект демографической политики: планирование, формирование. Экологическое воспитание населения.
33. Человек и цивилизация будущего: от биосферы к ноосфере, от биоэкологи к нооэкологии.
Список терминов
АБСОРБЦИЯ — поглощение вещества или энергии всей массой (объемом) поглощающего тела.
АВТОТРОФЫ — организмы, источником питания которых, осуществляемого путем фотосинтеза или хемосинтеза, служат неорганические вещества (углекислый газ, аммиак и др.). К ним относятся зеленые растения (в том числе водоросли) и некоторые микроорганизмы. Играют важнейшую роль в круговороте веществ в природе.
АДАПТАЦИЯ — 1) приспособление строения и функций организмов к условиям существования; 2) физиологическая А. — совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма.
АДСОРБЦИЯ — поглощение вещества из газообразной среды или раствора поверхностью другого вещества (тела).
АККЛИМАТИЗАЦИЯ — приспособление организмов (человека, животных, растений) к изменившимся географическим (преимущественно климатическим) условиям существования.
АКСЕЛЕРАЦИЯ — резкое убыстрение роста и созревания особей, а также увеличение их размеров, регистрируемое со сменой поколений.
АЛЛЕРГИЯ — измененная реактивность организма к повторным воздействиям раз личных раздражителей (микробов, чужеродных белков и др.) — аллергенов, вызывающих образование в нем антител. Аллергией обусловлено развитие таки>. болезней, как сенная лихорадка, бронхиальная астма, крапивница и др.
АНАБОЛИЗМ — совокупность реакций обмена веществ в организме (метаболизма).
АНАЭРОБЫ — организмы, живущие при отсутствии свободного кислорода. К ним относятся многие бактерии, ресничные инфузории, некоторые черви и моллюски.
АРЕАЛ — область распространения любой систематической группы организмов — популяции, вида, семейства и т. и.
АРИДНОСТЬ — сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.
БЕДСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — любое (природное, природно-антропогенное, антропогенное) изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — 1) обеспечение гарантии предотвращения экологически значимых катастроф и аварий в результате совокупности определенных действий; 2) степень соответствия существующих или предполагаемых экологических условий задачам сохранения здоровья населения для обеспечения длительного и устойчивого социально-экономического развития; 3) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле на том уровне, к которому может без серьезного ущерба адаптироваться человечество.
БИОГЕННЫЙ — происходящий от живого организма, связанный с ним.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы) — циклические (суточные, сезонные и др.) колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды.
БИОМАССА — выраженное в единицах массы (веса) или энергии количество живого вещества тех или иных организмов, приходящееся на единицу объема или площади.
БИОСФЕРА — область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются главным образом прошлой или современной деятельностью живых организмов; включает населенную организмами верхнюю часть литосферы, воды рек, озер, морей, океанон (гидросферу) и нижнюю часть атмосферы (тропосферу).
БОЛЕЗНИ УРБАНИЗАЦИИ — большая группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды (шумовым, химическим, биологическим и т. д.).
ВЕЩЕСТВО ВРЕДНОЕ— I) химическое соединение, которое при контакте с организмом человека может вызнать профессиональные отклонения или отклонения в состоянии здоровья; 2) химическое вещество, вызывающее нарушение и росте, развитии или состоянии здоровья организмов, а также способное пои шин. на эти показатели со временем, в том числе в цепи поколений.
ВЕЩЕСТВО ЖИВОЕ — совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности.
ВЗРЫВ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ — резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических или общеэкологических условий жизни.
ВИД — совокупность популяций особей, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство, обладающих схожими морфофизиологическими признаками и населяющих общий сплошной или частично разорванный ареал.
ВИД ВЫМИРАЮЩИЙ — вид, морфофизиологические и/или поведенческие особенности которого не соответствуют современным условиям среды жизни, а генетические возможности дальнейшего приспособления исчерпаны.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ ОПОСРЕДОВАННОЕ — непреднамеренное изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственными мероприятиями.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.
ВОСПРОИЗВОДСТВО СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА — комплекс мероприятий, направленных на поддержание параметров среды жизни в пределах, благоприятных для существования человека как биологического вида.
ВЫБРОС(Ы) — кратковременное или за определенное время поступление в окружающую среду любых загрязнителей. Различают: 1) В. от отдельного источника; 2) суммарный В.
ГЕНОФОНД— 1) совокупность генов (аллелей) одной группы особей (популяции, группы популяций или вида), в пределах которой они характеризуются определенной частотой встречаемости; 2) вся совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками.
ГИПОТРОФИЯ — 1) уменьшение объема органа или части его, для обозначения этого понятия чаще употребляют термин атрофия; 2) хроническое расстройство питания у детей, выражающееся в похудении, потере или недостаточности нарастания массы тела, сопровождающееся рядом болезненных нарушений, во многих случаях связанное с неблагоприятными экологическими условиями.
ГРУЗ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ — наличие в популяции и виде в целом летальных и других отрицательных мутаций, вызывающих в цепи поколений гибель особей или снижение их жизнеспособности.
ДЕГРАДАЦИЯ СРЕДЫ— 1) ухудшение природной среды жизни человека; 2) совместное ухудшение природных условий и социальной среды жизни (например, в некоторых городах).
ДЕПОПУЛЯЦИЯ — уменьшение численности населения людей или животных.
ЗАБОЛЕВАНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ — болезнь, возникающая под влиянием определенной погоды или в результате длительного воздействия климата, неблагоприятного для данного организма (от недостатка или избытка тепла, в том числе тепловые ударь;, от недостатка или избытка влажности, ультрафиолетовой радиации, синдром полярного напряжения и т. д.).
ЗАКОН ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ — развитие однонаправленно. Нельзя прожить жизнь наоборот — от смерти к рождению, от старости к молодости, нельзя повернуть историю человечества вспять.
ЗАКОН СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — в ходе исторического развития при получении полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все большее количество энергии.
ЗАКОН ТОЛЕРАНТНОСТИ (В. Шелфорда) — лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
КЛИМАТ — режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.
КЛИМАТОПАТОЛОГИЯ — возникновение или обострение заболеваний под влиянием неблагоприятных климатических воздействий вследствие нарушения процессов приспособления организма к изменившимся метеорологическим условиям.
КРИЗИС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсо-экологическим возможностям биосферы или крупного ее подразделения.
КУМУЛЯЦИЯ — увеличение, собирание, сосредоточение действующего начала, например увеличение концентрации пестицидов в пищевой цепи.
ЛАНДШАФТ АНТРОПОГЕННЫЙ — ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью человека.
МЕТЕОПАТИЯ — острая, болезненная зависимость самочувствия человека от изменения погодных условий или климата при переезде в другую климатическую зону.
МУТАЦИЯ — внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое стойкое изменение наследственных структур, ответственных за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к потомству. Мутации возникают в половых клетках — гаметах (гаметические мутации) — и клетках тела (соматические мутации).
ОБЛАСТЬ АРИДНАЯ — территория с сухим (аридным) климатом.
ОБЛАСТЬ ГУМИДНАЯ — территория с важным (гумидным) климатом.
ОЗОНОСФЕРА (ОЗОНОВЫЙ ЭКРАН) — слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией молекул озона (в 10 раз выше, чем у поверхности Земли), поглощающих ультрафиолетовое излучение, гибельное для живого.
ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТЬ (ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ) — временное состояние экосистемы, при котором количество особей какого-либо вида больше, чем позволяет емкость среды.
ПЕСТИЦИД — химическое соединение, используемое для защиты растений, сельскохозяйственных продуктов, древесины, изделий из шерсти, хлопка, кожи, а также для борьбы с переносчиками опасных заболеваний.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедеятельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает дискомфорт, ухудшающий состояние его здоровья.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ВИДОВАЯ — средний максимальный возраст, достигаемый особями данного вида при наиболее благоприятных условиях существования, то есть лимитируемый лишь генетическими особенностями особей.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ОЖИДАЕМАЯ — число лет, которое в среднем предстоит прожить представителю данного поколения при предположении, что смертность представителей данного поколения при переходе его из одной возрастной группы в другую будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах.
СКУЧЕННОСТЬ (населения) — 1) объективное понятие — повышенная против традиционно или законодательно принятых норм плотность населения; 2) объективно — плотность населения, вызывающая ухудшение его здоровья.
СМОГ— 1) сочетание пылевых частиц и капель тумана; 2) термин, используемый для обозначения видимого загрязнения воздуха любого характера.
СТРЕСС — 1) состояние напряжения организма — совокупность физиологических
реакций, возникающих в организме жнпшмых и чслошка (возможно, и у растений) в ответ на воздействие различных неблагоприятных фактором (стрессоров): холода, голода, психических и физических травм, облучении, кроном.чери, инфекции — или, наоборот, исключительно благоприятных: радости, мохового возбуждения и т. п.; 2) напряженное состояние экосистемы, испытывающей повреждающее воздействие необычных природных и антропогенных факторов, проявляющееся в изменении энергетических процессов, круговорота биогенных вещестп и структуры сообщества.
ТЕРАТОГЕН(Ы) — вещества, воздействие которых на организм приводит к аномалиям в его развитии, возникновениям уродств.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — способность организмов относительно безболезненно выносить отклонения факторов среды жизни от оптимальных для него.
УРБАНИЗАЦИЯ — 1) рост и развитие городов; 2) приобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных для города; 3) процесс увеличения роли городов в развитии общества.
ФАКТОР АНТРОПОГЕННЫЙ — фактор, обязанный своим происхождением деятельности человека.
ФАКТОР БИОГЕННЫЙ — группа факторов, связанных как с прямым, так и с опосредованным влиянием живых организмов на среду жизни ныне и в прошлые эпохи (совокупность биологических, биотических и биоценотических факторов).
ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — любое условие внешней среды, на которое живое реагирует приспособительными реакциями.
ХРОНОБИОЛОГИЯ — наука, которая изучает закономерности осуществления процессов жизнедеятельности организма во времени
ЦЕПЬ ПИЩЕВАЯ (трофическая, цепь питания) — ряд видов или групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей следующему.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — межотраслевая комплексная научная дисциплина, изучающая влияние на человека как особого социально-биологического вида природных и социальных факторов окружающей среды.
ЭКОПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА — совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адаптацию к конкретному набору особых факторов среды обитания (высокогорье, пустыня, Крайний Север и др.). Понятие введено Н. А. Агаджаняном (1981).
ЭКОСИСТЕМА— 1) любое сообщество (биоценоз) живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами; 2) синоним биогеоценоза.
ЭФФЕКТ ТЕПЛИЧНЫЙ (ПАРНИКОВЫЙ) — постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере антропогенного углекислого газа, который аналогично покрытию теплицы, пропуская коротковолновые солнечные лучи, препятствует длинноволновому тепловому излучения с поверхности Земли.
ЯВЛЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ — событие, прямо или косвенно вызванное хозяйственной деятельностью человека или его поведением.