Конспект урока по теме: «Сила упругости. Закон Гука.»

User Rating: 2 / 5

Star ActiveStar ActiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Вятский Государственный Гуманитарный Университет
Кафедра Дидактики Физики

Конспект урока по теме: «Сила упругости. Закон Гука.»

выполнил студент 4 курса
группы Ф-42-1:
Шураков Александр

руководитель:
Кантор П. Я.

Киров 2006г

Цели:
1. образовательная - ввести понятие о силе упругости, экспериментально вывести закон Гука;
2. воспитательная - формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;
3. развивающая - развитие памяти, логики, мышления, внимания.

Тип урока - урок изучения нового материала.
Структура урока:
1. Организационный момент. 1-2 мин.
2. Повторение ранее изученного материала. 5-8 мин.
3. Изучение нового материала. 20-25 мин
4. Подведение итогов. Домашнее задание. 3-5 мин.

Слова учителя Записи на доске
Здравствуйте, садитесь.
Домашнее задание на следующий урок § 25, вопросы.
Для начала давайте повторим изученное на прошлом уроке:
 Что такое сила?
 От чего зависит сила?
 Какую силу называют силой всемирного тяготения, силой тяжести?
 Как ее изображают?
 Как эта сила зависит от массы?
 Как эта сила зависит от расстояния?
 Направление силы тяжести?
Итак, теперь мы знаем, что такое сила (определение) и знаем силу, которая описывает явление притяжения тел друг к другу - силу всемирного тяготения (определение), силу тяжести (определение).
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Опыт №1
На две опоры положим тонкую фанерку или линейку. На фанерку поместим небольшой груз. Под действием силы тяжести гиря начинает двигаться вниз, и доска прогнется, но незначительно. Изобразим силу, действующую на груз.
На фанерку поместим груз большей массы. В этом случае фанерка прогнется сильнее, т.е. она деформируется. На гирю в данном случае действует сила тяжести, но она не падает, значит, на нее действует еще одна сила. Может кто-то знает, как она называется?
И так запишем тему сегодняшнего урока: – Сила упругости, закон Гука.
Сила упругости уравновешивает силу тяжести и направлена вертикально вверх.
Силу упругости обозначают , и измеряют так же в Ньютонах.
Опыт №2
Возьмем штатив, пружину и набор грузов. Закрепим пружину. На пружину подвесим груз. Пружина растягивается, то есть в ней возникает деформация, следовательно, появляется сила упругости. Растяжение происходит до тех пор, пока сила упругости не уравновесит силу тяжести. Изобразим этот случай на доске.
Мы с вами пронаблюдали уже два вида деформации, первый вид – деформация изгиба (при наблюдении прогиба дощечки в первом опыте), деформация растяжения (опыт с пружиной). Но существуют и другие виды деформации, давайте запишем их: деформация сжатия (опоры мостов), деформация кручения (болты при закручивании, белье при выжимании), деформация сдвига (ножницы). Но это вы будете изучать в старших классах.
Вернемся к нашей теме. Из проделанных опытов видно, что сила упругости возникает при деформации тела.
И так давайте дадим определение силы упругости:
Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся уменьшить эту деформацию, называется силой упругости.
Английский ученый Роберт Гук установил её связь с деформацией и вывел закон. Давайте проделаем аналогичный опыт и выведем закон Гука, то есть установим связь деформации с силой упругости.
Опыт №3.
Возьмем штатив, пружину, набор грузов. Закрепим пружину. Первоначальная длина – lо. Конечная длина – l. Удлинение – l ( – греческая буква «дельта»), l=l-l0. На пружину будем навешивать грузы. Параллельно будем фиксировать результаты в тетради и на доске и строить зависимость силы упругости от удлинения.
И так я навешиваю груз массой 100г, он действует с силой 1Н. Отмечаем точку на графике. Далее грузы 200г и 300г.
Как можно заметить точки ложатся на одну прямую, значит, сила пропорциональна удлинению.
Давайте запишем закон, который мы только что вывели:
Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) прямо пропорционален изменению длины тела.
К такому же выводу пришел и Гук, по этому записанное определение и носит особое название – закон Гука.
Алгебраически закон записывается так:
, где l – удлинение тела, k – коэффициент пропорциональности, называемый жесткостью. Он зависит от формы и размеров тела, а так же от материала, из которого это тело изготовлено.
Давайте повторим изученное на сегодняшнем уроке:
 Когда возникает сила упругости?
 Что называется деформацией тела?
 Какие виды деформации вы знаете?
 Дайте определение силы упругости.
 Сформулируйте закон Гука? 30.11.06
Тема: Сила упругости. Закон Гука.
Д.з. §25, вопросы

Fупр=Fтяж

Анализ урока:
В течение урока перед учащимися создавались проблемные ситуации, из которых они пытались найти выход - выдвигали свои гипотезы. Большая часть класса давала правильные ответы на поставленные вопросы практически моментально. Некоторым школьникам все же требовалась небольшая подсказка со стороны учителя или товарища. Однако следует также отметить и то, что не все ученики сразу подключались к обсуждению проблемы, были и такие, которым требовалась значительная помощь при ответе.
Анализируя данный урок, можно отметить, что поставленные изначально цели были достигнуты. Ученики овладели знанием нового учебного материала. Последующие проверочные работы показали, что учащиеся усвоили данный материал и могут успешно применять его при решении расчетных задач и ответе на качественные вопросы.

Недавно добавили