Экология питания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Экология питания» входит в блок дисциплин в рамках специализации «Экология человека» и изучается на IV курсе. Освоению студентами данного учебного курса предшествовало изучение таких курсов, как «Анатомия и физиология человека», «Основы здорового образа жизни», «Экология человека». Его изучение идет параллельно с курсами «Экологическая антропология», «Экологическая физиология человека», что значительно дополняет и расширяет полученный объем знаний по экологии человека.
Цель курса:
- Изучение экологических принципов и закономерностей формирования питания человека в традиционных культурах и современном обществе.
Задачи:
- изучение принципов экологии питания, в зависимости от экологических условий климатической зоны, адаптивного типа, традиций культуры.
- изучение методов оценки питания, пищевого статуса, калорийности и сбалансированности рациона.
- способствовать формированию представлений о здоровом питании и питании в экологически неблагоприятных районах.
- способствовать формированию экологической культуры;
- способствовать формированию культуры умственного труда.
Для реализации программы предусматриваются в соответствии с учебным планом дисциплины лекции и лабораторные занятия. Освоение содержания курса предполагает проведение итогового контроля знаний в виде зачета.
Учебная дисциплина «Экология питания» входит в блок СД.00. Специальные дисциплины.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы |
Общий объем (по РУП) |
Часы по семестрам |
7 |
||
и формам обучения |
||
ОФО |
ОФО |
|
Трудоемкость (по ГОС ВПО) |
88 |
88 |
Аудиторные занятия |
54 |
54 |
Лекции |
18 |
18 |
Лабораторные занятия |
36 |
36 |
Практические и семинарские занятия |
- |
- |
Самостоятельная работа студентов |
34 |
34 |
Вид контроля |
зачет |
зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема: |
Кол-во часов |
||
Лекции |
Лабор.зан. |
Самост. раб. |
||
1 |
Введение. Особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Основные понятия курса, цели, задачи. Строение желудочно-кишечного тракта, основные отделы, их функции и экологическая специфика. Понятие о питании. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Экологические аспекты физиология питания. Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах. Классификация и экологическая специфика питательных веществ: нутриенты, биологически активные вещества, балластные вещества, антипищевые компоненты, токсичные вещества. Значение и экологическая специфика нутриентов. Экологическая специфика регуляции аппетита. |
2 |
4 |
4 |
3 |
Ксенобиотики в продуктах питания. Пищевые отравления. Качество продуктов питания. Принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах. Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем: пестициды, тяжелые металлы, нитраты и нитриты, канцерогенные вещества. |
2 |
4 |
4 |
4 |
Экология питания в эволюции человека. Методы изучения питания древнего человека. Экологическая ниша древних гоминид и тип питания. Изменения питания в ходе эволюции человека и влияющие на него факторы (культурные, климатические, географические, эдафические, анатомо-физиологические). Коэволюция человека, пищи и производственных сил. |
|
4 |
4 |
5 |
Экология питания представителей традиционных обществ. Экология питания коренного населения высоких широт, высокогорных популяций, населения аридных зон, коренного населения тропиков и субтропиков. |
2 |
4 |
2 |
6 |
Питание человека в современном мире. «Модернизированное питание». Питание современного городского населения. «Советская кухня». Консерватизм питания. Заболевания химической природы. |
2 |
4 |
2 |
7 |
Питание современного человека и заболеваемость. Недостаточность питания. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации». Биогеохимические провинции. Области эндемичные по химическим элементам в продуктах питания. Ситуация в Кировской области. |
2 |
4 |
2 |
8 |
Оценка питания. Нормы потребления питательных веществ. Методы определения калорийности и полноценности питания. Оценка уровня потребления пищи, методы оценки статуса питания. Методика изучения пищевого статуса с учетом экологической обстановки. Оценка пищевого статуса при развитии адаптационной резистентности организма. |
|
4 |
6 |
9 |
Питание в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Потребность в пищевых веществах в условиях чужеродных нагрузок. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки. Радионуклиды в продуктах питания. Фармакодиетическая защита населения от последствий радиозагрязнений. |
2 |
2 |
2 |
10 |
Снижение алиментарной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях. Деконтаминационная пищевая технология. Рациональный выбор и кулинарная обработка продуктов питания в условиях экологического неблагополучия. |
2 |
2 |
4 |
11 |
Рациональное питание. Методы формирования сбалансированного рационального питания. Биологически активные добавки (БАД), пищевые добавки. Методы восстановление микрофлоры, нормализация функций желудочно-кишечного тракта. Теории рационального питания. |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: 88 |
18 |
36 |
34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Экология питания»
Раздел I. Введение в курс «Экология питания»
1. Введение. Особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Основные понятия курса, цели, задачи. Значение изучения экологии питания для профессиональной деятельности эколога. Понятие о питании. Эффективность переноса энергии в трофических цепях. Пирамиды питания. Базальный метаболизм или основной обмен. Проблема климато-экологической изменчивости средних значений основного обмена. Формирование адаптивного типа, его взаимосвязь с особенностями питания. Строение желудочно-кишечного тракта, основные отделы, их функции и экологическая специфика. Основные понятия анатомии пищеварительного тракта человека и физиологии питания.
2. Экологические аспекты физиология питания. Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах. Состав пищи. Основные питательные вещества, их характеристика, значение и экологическая специфика. Классификация питательных веществ: нутриенты (белки, жиры, углеводы), биологически активные вещества, балластные вещества, антипищевые компоненты, токсичные вещества, вода, витамины, минеральные вещества и микроэлементы. Экологическая специфика регуляции аппетита.
3. Ксенобиотики в продуктах питания. Качество продуктов питания. Пищевые отравления. Принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах: допустимая суточная доза (ДСД), допустимое суточное потребление (ДСП). Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем: пестициды, тяжелые металлы, нитраты и нитриты, канцерогенные вещества.
Пестициды: гигиеническая и химическая классификация. Основные симптомы отравления фосфорорганическими пестицидами (ФОП): мускариноподобное, никотиноподобное, курареподобное и центральное действие ацетилхолина; формы интоксикации, изменения со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Лабораторная диагностика отравлений ФОП.
Тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий). Степень накопления токсикантов в сельскохозяйственных продуктах питания.
Нитраты и другие азотсодержащие соединения (нитриты, нитразамины). Токсическое действие и пути поступления в сельскохозяйственных продуктах продукты.
Канцерогенные химические вещества (КХВ) и их предшественники. Канцерогены природного происхождения (биогенные и абиогенные) и антропогенного происхождения. Источники загрязнения пищевых продуктов канцерогенами. Кумулятивное действие слабых Канцерогенных химических веществ.
Раздел II. Основные принципы экологии питания традиционных обществ и современного человека.
4. Экология питания в эволюции человека. Методы изучения питания древнего человека. Значение данных палеоэкологии. Экология и поведение современных животных как источник сведений о питании предков человека. Антропологические находки: анализ строения зубной системы, микроповреждений зубов, строения костной ткани, компонентного состава останков, патологических изменений скелета. Анализ состава растительности по составу ископаемой пыльцы, плодов, зерен. Анализ видового состава и численности промысловых и домашних животных.
Изменения питания в ходе эволюции человека и влияющие на него факторы (культурные, климатические, географические, эдафические, анатомо-физиологические). Экологическая ниша древних гоминид и тип питания. Экология питания двуногих прямоходящих приматов (австралопитековых) и ранних представителей рода Homo. Экология питания человека эпохи палеолита. Неолитическая “революция” питания. Культурно-генетическая теория распространения стабильной активности лактазы. Коэволюция человека, пищи и производственных сил. Питание, культура и кулинария.
5. Экология питания представителей традиционных обществ. Экология питания коренного населения различных климатических зон: высоких широт, высокогорных популяций, населения аридных зон, коренного населения тропиков и субтропиков.
Экология питания коренного населения высоких широт. Экологические факторы, определяющие особенности питания населения высоких широт. Стратегии природопользования коренного населения и их связь с питанием. Разнообразие пищевых продуктов, состав пищи. «Кислое мясо»: предварительный этап ферментативной обработки пищевых белков. «Белково-липидный» тип питания аборигенов Севера. «Липидный» тип энергетического обмена. Потребление животных жиров и атеросклероз. Роль жиров «морского типа» в предохранении от атеросклероза. Источники поступления и роль углеводов при традиционном «белково-липидном» типе питания. Витамины и микроэлементы. Достаточность пищевых ресурсов у морских зверобоев и оленеводов тундры. Межсезонная и межгодовая неравномерность поступления пищи. Традиции распределения пищи, структура традиционной семьи и достаток.
Экология питания высокогорных популяций. Общая экологическая характеристика высокогорья и влияние факторов высокогорья на особенности питания. Своеобразие микроэлементного состава пищи местной пищи. Влияние экономических факторов. Особенности пищевого режима горцев. Принципиальное сходство пищевого режима у высокогорных популяций различных частей света. Разнообразие пищевых продуктов, его связь с высотой и доступностью территорий. Состав пищи, потребление основных элементов: относительно высокое содержание углеводов, низкое содержание жиров. Пониженное всасывание жирорастворимых витаминов. Достаточность пищевых ресурсов. Среднесуточное потребление энергии. Традиции распределения пищи в разных социальных и возрастно-половых группах.
Экология питания населения аридных зон. Общая экологическая характеристика. Влияние факторов (повышенная инсоляция, высокие температуры, сухость воздуха и т.д.) на питание. Особенности обмена веществ и воды у человека в условиях пустыни. Основной обмен и энерготраты у коренного населения. Разнообразие пищевых продуктов. Влияние сезонной доступности пищевых ресурсов. Особенности рациона при разных хозяйственно-культурных типах (охотники, собиратели, пастухи). Состав пищи, его приуроченность к смене сухих и влажных сезонов. Гипокалорийные стрессы. Адаптация к низкому поступлению энергии и белка. Нарушения питания. Гипоавитаминозы. Нарушения минерального обмена. Достаточность пищевых ресурсов. Среднесуточное потребление энергии. Традиции распределения пищи в разных социальных и возрастно-половых группах.
Экология питания коренного населения тропиков и субтропиков. Роль тропических экосистем в формировании питания человека. Основные климато-экологические факторы, определяющие особенности питания. Угнетение секреторной функции пищеварительных желез, подавление полостного и пристеночного пищеварения, нарушения водно-солевого обмена, обеднение организма солями калия как следствие своеобразного режима тепла и влаги. . Основной обмен и средние дневные энерготраты у коренного населения. Состав традиционной пищи, пищевой режим. Высокое содержание специй для стимуляции пристеночного пищеварения. Сезонные изменения рационов. Достаточность пищевых ресурсов. Мнимое изобилие. Низкое поступление белков. «Углеводные диеты», варианты «сбалансированной» и «несбалансированной» диеты аборигенов тропиков. Нарушения питания, недостаток железа, гипоавитаминозы. «Рисовые цивилизации». Монокультуры и быстрое истощение ресурсов.
6. Питание человека в современном мире. «Модернизированное питание». Переход от «традиционного» к «модернизированному» питанию: изменения питания коренных популяций, заимствования и вынужденные изменения. Причины быстрого распространения стандартизированной диеты «европейского типа» («магазинной пищи»). Адаптивные типы и «модернизированное питание». Дисбаланс питания при переходе к «европейским диетам». Смена диет и сердечно-сосудистые заболевания, гиповитаминозы. Стихийно складывающиеся несбалансированные диеты. Будущее традиционных диет. Социально-экономические последствия внедрения новых продуктов. Перспективы распространения «магазинной пищи».
Питание современного городского населения. Род деятельности и употребление «традиционной» пищи. Влияние факторов традиционализма. Культурная «суперпища» как символ национальной самобытности. Питание и национальная самобытность. Устойчивость традиционных пищевых культур и традиций питания в целом.
Кухня и ее эволюция. Социальные, экономические и технологические причины, ведущие к изменению питания. Роль профессиональной кухни в эволюции питания горожан.
Кратковременные (неделя) и долговременные (год) колебания состава пищи. Кратность питания. Разнообразие продуктов. Достаточность питания. Рекомендованные нормы потребления. Сбалансированность питания. Традиции питания в современных обществах. Консерватизм питания. «Советская кухня».
7. Питание современного человека и заболеваемость. Дисбаланс питания. Современное сельское хозяйство и риск распространения заболеваний. Генно-инженерные технологии и их потенциальный риск.
Недостаточность питания как «болезнь цивилизации». Виды недостаточности питания. Квашиорко, алиментарный маразм, авитаминозы, анемии. Влияние нехватки продовольствия на организм матери и ребенка. Отсроченное влияние голода на здоровье (задержка роста, сердечно-сосудистые заболевания, недоразвитие нервной ткани). Нехватка продовольствия и голод в современном мире. Группы населения наиболее подверженные нехватке продовольствия. Борьба с голодом. Проблема распределения пищи.
Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации»: заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, ожирения. Причины формирования избыточность питания и районы распространения. Болезни, вызванные избыточным питанием.
Заболевания химической этиологии. Биогеохимические провинции. Области эндемичные по химическим элементам в продуктах питания. Ситуация в Кировской области. Сложности в установлении причин заболеваний. Афганская вспышка тромбоза печеночных вен. Биогеохимические эндемии. Недостаток йода, эндемический йод и креатинозм. Дисбаланс фтора: крариес, флюороз. Уровская болезнь (болезнь Кашина-Бека).
Заболевания паразитарной природы. Природно-очаговые заболевания. Гельминтозы, их экологическая приуроченность. Дифиллоботриоз: связь вспышек с изменением природных экологических комплексов при создании водохранилищ на реках Волго-Камского бассейна. Описторхоз: экологические аспекты в распространении; различия в течении заболеваний у коренного и пришлого населения Обь-Иртышского бассейна. Аскаридоз: антропологические факторы распространения на примере популяций Ханты-Мансийского АО.
Раздел III. Оценка питания в норме и в условиях действия неблагоприятных экологических факторов.
8. Оценка питания. Нормы потребления питательных веществ. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Методы определения калорийности и полноценности питания. Оценка уровня потребления пищи.
Изучение состояния питания населения, проживающего и работающего на экологически неблагополучных территориях. Методы изучения фактического питания: социально-экономические и социально-гигиенические
Методы оценки статуса питания. Методика изучения пищевого статуса с учетом экологической обстановки: оценка данных физического развития, диагностика микронутриентного дисбаланса. Клинические признаки витаминной недостаточности ижелезодефицита. Лабораторная диагностика нутриентного дисбаланса. Биохимические маркеры пищевого статуса.
Оценка пищевого статуса при развитии адаптационной резистентности организма. Причины развития фактического дефицита нутриентов при отсутсвии их расчетного алиментарного дефицита. Лабораторная оценка пищевого статуса человека в условиях чужеродной нагрузки.
9. Питание в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Основы алиментарной адаптации. Нутриенты в адаптационных процессах. Регуляция метаболизма ксенобиотиков. Потребность в отдельных пищевых веществах в условиях чужеродных нагрузок. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки.
10. Снижение алиментарной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях. Подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях. Деконтаминационная пищевая технология. Рациональный выбор и кулинарная обработка продуктов питания в условиях экологического неблагополучия.
Радионуклиды в продуктах питания. Коэффициенты накопления радионуклидов в животных и растительных продуктах. Фармакодиетическая защита населения от последствий радиозагрязнений.
11. Рациональное питание. Методы формирования сбалансированного рационального питания. Биологически активные добавки (БАД), пищевые добавки. Методы восстановление микрофлоры, нормализация функций желудочно-кишечного тракта. Теории рационального питания. Причины, принципы формирования и цели формирования диет. Традиционные и нетрадиционные диеты. Возможность существования «идеальной диеты». Питание и здоровье. Питание и долголетие.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Планы лекционных занятий:
1. Особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах.
2. Ксенобиотики в продуктах питания. Пищевые отравления.
3. Экология питания представителей традиционных обществ
4. Питание человека в современном мире. Модернизированное питание.
5. Питание современного человека и заболеваемость
6. Питание в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов
7. Снижение алиментарной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях.
8. Рациональное питание.
9. Методы формирования сбалансированного рационального питания.
2. Методы обучения, методические рекомендации:
Преподавание курса «Экология питания» необходимо производить с ориентацией студентов на практическую деятельность.
Основными формами проведения занятий являются лекции и лабораторные работы, на которых с целью повышения эффективности понимания и усвоения материала студентами возможно использование мультимедийных технологий (например, видеоматериалов, презентаций и т.п.). Лабораторные занятия направлены на изучение различных методов оценки здоровья и функциональных резервов организма человека. После каждой лабораторной работы рекомендуется составление и защита отчета.
С целью осуществления текущего контроля рекомендуется использование тестов, которые могут составляться как по одной теме, так и на основе объединения тем. Для активизации самостоятельной работы студентов целесообразно создать подборку учебников и научной литературы (монографий, статей), а также статистической информации по различным изучаемым темам на электронных носителях. Одним из направлений практической деятельности студентов является, в частности, пополнение базы учебных пособий для изучаемого курса: изготовление схем, таблиц, каталога журнальных статей и др.
3. Материальные средства обеспечения дисциплины:
1. Схемы, таблицы.
2. Иллюстративный материал.
3. Видеоматериал.
4. Лабораторная посуда.
5. Оборудование:
- микроскопы с препаровальными наборами
- тонометры
- фонендоскопы
- спирометры
- динамометры
- электронные термометры
- сантиметровые ленты
- ростомер
- медицинские весы
- секундомеры
- калькуляторы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Планы лабораторных работ
1. Строение желудочно-кишечного тракта
2. Классификация и экологическая специфика питательных веществ
3. Экологическая специфика регуляции аппетита.
4. Принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах
5. Качество продуктов питания
6. Коэволюция человека, пищи и производственных сил.
7. Методы изучения питания древнего человека.
8. Экология питания коренного населения высоких широт коренного населения тропиков и субтропиков.
9. Заболевания химической природы.
10. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации». Б
11. иогеохимические провинции.
12. Методы определения калорийности и полноценности питания
13. Оценка уровня потребления пищи, методы оценки статуса питания.
14. Методика изучения пищевого статуса с учетом экологической обстановки.
15. Оценка пищевого статуса при развитии адаптационной резистентности организма.
16. Система лечебно-профилактического питания.
17. Деконтаминационная пищевая технология.
18. Методы формирования сбалансированного рационального питания.
2. Темы для самостоятельной работы
1. Определение питания. Основные понятия физиологии питания
2. Гипо-, гипервитаминозы и авитаминозы
3. Классификация (состав) пищи. Примеры нутриентов и непищевых веществ
4. Микро- и макроэлементы, минеральные соли, их значение в обмене веществ.
5. Понятие и особенности пищевых отравлений. Признаки и виды отравлений
6. Основные положения теории рационального питания
7. Загрязнители пищи биологического происхождения. Микробное загрязнение
8. Нарушения питания. Болезни, связанные с нарушением питания
9. Химические загрязнители продуктов питания
10. Теории и системы питания: вегетарианство и сыроядение
11. Природные вредные компоненты пищи: их группы и влияние на организм
12. Теории и системы питания: система П. Брега
13. Пищевые добавки: классификация, название, примеры.
3. Примерные темы рефератов
1. Питание современного человека и заболеваемость
2. Основные теории рационального питания
3. Влияние пищевых веществ на состояние кожи, ногтей и волос
4. Питание при различных формах косметических недостатков
5. Использование различного пищевого сырья в качестве профилактики загрязнения
6. Питание в условиях загрязнения окружающей среды
7. Физиологические основы применения БАДов в рациональном питании
8. Последствия воздействия на организм человека несбалансированного питания
9. Основы рационального питания представителей разных профессий
10. Проблема генетически измененных и загрязненных продуктов питания
11. Гигиена приготовления пищи и рациональное питание
12. Значение холестерина и животных жиров в развитии заболеваний
13. Комбинация продуктов – основа рационального питания
14. Различные диеты и их влияние на здоровье человека
15. Роль воды и органических веществ в питании человека
16. Рациональное питание как средство лечения и профилактики профессиональных заболеваний
17. Особенности питания населения разных климатических зон
18. История формирования современного рациона питания европейцев
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – СПб.: Сотис, 1998.
2. Козлов А.И. Экология питания. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – 284 с.
Дополнительная литература
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.
4. Воробьев Р.И. Питание: мифы и реальность. – М.: Грегори, 1997. – 256 с.
5. Все о здоровом образе жизни. /Пер. с англ. – М.: ИД «Ридерз Дайджест», 1998 .- 404 с.
6. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.
7. Ладозо К.С., Онеги В.Д., Фатеева Е.М. Основы рационального питания. К., 1987.
8. Справочник по диетологии / Под ред. А.А. Покровского и М.А. Самсонова. – М.: Медицина, 1982. – 702 с.
9. Физиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Айзмана и А.Я. Тернера. – Новосибирск: Изд. компания «Лада», 2002. – 524.
МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- - экологические аспекты физиологии питания и состава пищи.
- особенности экологии питания популяций с разными адаптивными типами.
- принципы взаимосвязи экологических аспектов питания со здоровьем человека, кулинарией, экологическими факторами и загрязнением среды.
Студенты должны уметь:
- - определять пищевой статус, калорийность, сбалансированность рациона. - выявлять отклонения здоровья, вызванные нарушением питания.
- использовать методы оценки питания.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Формы текущего промежуточного контроля в процессе обучения дисциплине – контрольные работы по теории и практике (в том числе в виде тестов и диктантов) и отчеты по лабораторным работам. Формой итогового контроля является зачет.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Предмет, цели и задачи курса. Его связь с экологией человека, общей физиологией, клинической физиологией, гигиеной и другими науками.
2. Строение желудочно-кишечного тракта, основные отделы, их функции и экологическая специфика.
3. Понятие о питании. Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах.
4. Классификация и экологическая специфика питательных веществ: нутриенты, биологически активные вещества, балластные вещества, антипищевые компоненты, токсичные вещества.
5. Значение и экологическая специфика нутриентов.
6. Экологическая специфика регуляции аппетита.
7. Пищевые отравления. Качество продуктов питания.
8. Принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах.
9. Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем: пестициды, тяжелые металлы, нитраты и нитриты, канцерогенные вещества.
10. Методы изучения питания древнего человека.
11. Экологическая ниша древних гоминид и тип питания.
12. Изменения питания в ходе эволюции человека и влияющие на него факторы (культурные, климатические, географические, эдафические, анатомо-физиологические).
13. Коэволюция человека, пищи и производственных сил.
14. Экология питания коренного населения высоких широт, высокогорных популяций,
15. Экология питания коренного населения аридных зон, коренного населения тропиков и субтропиков.
16. «Модернизированное питание». Питание современного городского населения.
17. «Советская кухня». Консерватизм питания.
18. Заболевания химической природы, связанные с питанием.
19. Недостаточность питания. Избыточность питания и его роль в развитии «болезней цивилизации».
20. Биогеохимические провинции. Области эндемичные по химическим элементам в продуктах питания. Ситуация в Кировской области.
21. Нормы потребления питательных веществ. Методы определения калорийности и полноценности питания.
22. Оценка уровня потребления пищи, методы оценки статуса питания. Методика изучения пищевого статуса с учетом экологической обстановки.
23. Оценка пищевого статуса при развитии адаптационной резистентности организма. Потребность в пищевых веществах в условиях чужеродных нагрузок.
24. Система лечебно-профилактического питания.
25. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки.
26. Радионуклиды в продуктах питания. Фармакодиетическая защита населения от последствий радиозагрязнений.
27. Деконтаминационная пищевая технология.
28. Рациональный выбор и кулинарная обработка продуктов питания в условиях экологического неблагополучия.
29. Методы формирования сбалансированного рационального питания.
30. Биологически активные добавки (БАД), пищевые добавки.
31. Методы восстановление микрофлоры, нормализация функций желудочно-кишечного тракта.
32. Теории рационального питания.