Семейный детский дом как альтернативная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
Оглавление
Введение…………………………………………………………………с.3
Глава 1. Теоретические основы реализации альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей - семейный детский дом ……………………………………………………………..с.5
1.1.Сравнительный анализ альтернативных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………....с.5
1.2.Особенности семейного детского дома как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей……с.11
Глава 2.Опыт жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семейных детских домов в Кировской области …с.
2.1.Анализ опыта жизнеустройства семейных детских домов в Кировской области …………………………………………………………..с.
2.2.Пути решения проблем жизнедеятельности семейных детских домов в регионе………………………………………………………………с.
Заключение…………………………………………………………………с.
Библиографический список………………………………………….........с.
Введение
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В последние годы число детей, родители которых лишаются родительских прав, неуклонно растёт. Сегодня детские дома и интернаты переполнены, в них находится, по данным статистики, около 160 тыс. детей, а число детей, нуждающихся в социальной защите и помощи, достигло 600 тыс. Одновременно ставится под сомнение целесообразность содержания детей в подобных учреждениях: научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов [27, 28].
Главное, что даёт ребёнку государственная система, -это социальные гарантии: жильё по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др. Однако приходится признать, что с делом воспитания государство не справляется. Статистика по выходу детей из детских домов очень тяжёлая: десять процентов детей кончают жизнь самоубийством,60%-это так называемые криминальные дети: проституция, наркомания, осужденные за воровство и т.д. А оставшиеся 30% -чаще всего больные дети [14].
Становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Альтернативой интернатному учреждению, существующему «по старинке», может выступать семейный детский дом.
Поскольку в России практика функционирования семейных детских домов пока ещё не нашла своего повсеместного внедрения и распространения,
хотя, по мнению А.Лиханова, «…семейные детские дома- единственная сиротская структура, которая способна перевести ребёнка из детства во взрослость без потрясений и падений»[37];
было принято решение исследовать опыт жизнедеятельности семейного детского дома как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Также, при изучении литературы по теме, был выявлен недостаточный теоретический уровень разработанности проблемы.
Объект исследования:
семейный детский дом как альтернативная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования:
опыт жизнедеятельности семейных детских домов как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей в условиях Кировской области.
Цель исследования – обобщить опыт жизнедеятельности семейных детских домов как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей в условиях Кировской области.
Гипотеза: проблемы жизнедеятельности семейного детского дома связаны в первую очередь со слабо разработанной законодательной базой и недостаточным финансированием.
Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах:
1.провести сравнительный анализ альтернативных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2.выявить особенности семейного детского дома как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
3.охарактеризовать опыт жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семейных детских домов в Кировской области;
4.предложить возможные пути решения проблем жизнедеятельности семейных детских домов в регионе.
Теоретической базой исследования послужили идеи Лиханова А., председателя Российского детского фонда, писателя, одного из создателей семейных детских домов.
Эмпирической базой исследования послужило Кировское отделение Российского детского фонда (КОО РДФ). В исследовании приняли участие 6 семейных детских домов, находящихся в тесном сотрудничестве с КОО РДФ.
Для проведения исследования использовалась методика анкетирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщения опыта жизнеустройства семейных детских домов Кировской области, попыток сделать это ранее ни кем не предпринималось.
Практическая значимость представлена рекомендациями по решению проблем жизнедеятельности семейного детского дома в регионе.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы реализации альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей - семейный детский дом.
1.1.Сравнительный анализ альтернативных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Российское законодательство определяет два вида детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей в результате их смерти.
Дети, лишившиеся попечения (так называемые «социальные сироты»)-дети, оставшиеся без попечения, потому что их родители лишены прав или ограничены в правах, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, находятся в лечебных учреждениях, отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей и защиты их прав и интересов, отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений или учреждений соцзащиты.
В настоящее время в России существует несколько альтернативных детским домам и интернатам форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, патронат, детские деревни. Все они имеют свои особенности, попытаемся провести анализ каждой из альтернативной форм жизнеустройства детей.
Усыновление/удочерение – это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Особенности:
· Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
· Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
· Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.
· Усыновление можно оформить на одного человека или на супругов.
· Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.
· Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
· Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
· Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Опека и попечительство – это принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Особенности:
· Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
· Опекуном может быть назначен только один человек.
· На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
· По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
· Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
· Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
· Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
· Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
· Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.
Приёмная семья – это форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у приемного родителя -воспитателя. Обычно в приёмную семью
попадают дети, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребёнка юридического статуса или потому, что не удаётся найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку Приемные родители являются ему опекунами. Срок помещения ребёнка в приёмную семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.
На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того приёмному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Это высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Особенности:
· Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
· Менее жёсткие требования к кандидатам – примерно такие же, как и при опеке.
· На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
· По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
· Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
· Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
· Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
· Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Патронат – это форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого
опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Особенности:
· Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.
· Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
· На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.
· Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
· Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
· Работа по планам, устанавливаемых органом опеки и учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
· Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя момент по решению сторон договора.
· Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
· Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.
Итак, главная особенность патронатного воспитания -договорное разделение полномочий между семьёй и профессиональной службой. Такая схема делала службу не контролёром, а партнёром, помощником семьи. Но именно эта специфика патроната, как отмечает в своей статье О.Дашковская[17], – солидарная ответственность и разграничение полномочий – была утрачена после вступления в силу Закона «Об опеке и попечительстве». Патронатные семьи теряют трудовой договор и плюс гарантированное профессиональное сопровождение.
В целом, по мнению О.Дашковской, в результате действия закона ныне разрушен «правовой, организационный, финансовый механизмы
преобразования детских домов в центры семейного устройства детей [17,с.3].
К числу новой формы институциональной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей можно отнести детскую деревню.
Детские деревни — особый тип детских домов с долгосрочным воспитанием, приближенным к семейному. Организация оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей.
История SOS-организации началась в послевоенной Австрии, где, как и в других европейских странах, было много детей, потерявших родителей. Идея Детских деревень принадлежит гуманисту Герману Гмайнеру, который говорил: “Дать покинутому ребенку мать, братьев и сестер, дом и деревню – лучшей для него помощи я не знаю”. Также он утверждал, что если ему удастся построить в Австрии хотя бы три Детские деревни, то будет считать, что прожил жизнь не зря. Первая такая деревня была построена в 1949 году. Ныне организация SOS - Kinderdorf International включает в себя более 450 Детских деревень в 132 странах мира. В Германии все детские дома заменили на Детские деревни. Руководит организацией воспитанник Гмайнера Хельмут Кутин. В России есть четыре Детские деревни-SOS, первая из которых в Томилино под Москвой была построена в 1996 году, вторая – в селе Лаврово под Орлом – в 1998 году, третья – в поселке Гуммолосары под Санкт-Петербургом – в 2000 году, четвертая – в Кандалакше под Мурманском – в 2003 году [31].
В детской деревне детей воспитывают в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны. «Мать» в детской деревне –глава семьи ,на эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин ,готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестёр при приёме в детскую деревню никогда не разделяют. Деревня состоит из 12-15 семейных домов, каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Руководство таким детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьёй живёт в деревне, активно помогая каждой семье.
На наш взгляд, массовое распространение детских деревень в России затруднено высокой материальной затратностью их строительства.
Следует отметить, что при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых.
Таким образом, нами рассмотрены альтернативные детским домам и интернатам формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения
родителей: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, патронат, детские деревни.
Специалисты считают лучшей формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей усыновление. Оно даёт наибольшие результаты, потому что только семья может восполнить то, чего ребёнку не хватает.
Минусами принятия в семью ребёнка на правах опеки могут стать такие факторы: ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна; не исключено появление претендента на усыновление ребёнка, нет тайны передачи ребёнка под опеку.
Нами было выяснено, что обычно в приёмную семью попадают дети, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребёнка юридического статуса или потому, что не удаётся найти ему опекунов или усыновителей. Минусами такой формы устройства ребёнка могут быть: постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Сложное оформление, так как требуется заключение договора о передаче ребёнка на воспитание и трудового договора. Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе, поскольку выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
Нами были получены данные о том, что главная особенность патронатного воспитания - договорное разделение полномочий между семьёй и профессиональной службой. Но именно эта специфика патроната, как отмечает в своей статье О.Дашковская[17], была утрачена после вступления в силу Закона «Об опеке и попечительстве». Патронатные семьи теряют трудовой договор и плюс гарантированное профессиональное сопровождение. Также минусами патроната могут являться следующие факторы: осуществляется постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование средств, в любой момент ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению Уполномоченной службы, контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны.
Детские деревни, устроенные по модели, предложенной австрийским педагогом Германом Гмайнером, в массовом порядке не применимы на русской почве в виду высокой денежной затратности их строительства. Такие проекты хорошо работают в обеспеченной Европе, с налаженной инфраструктурой и сетью благотворительных организаций и затруднены в России в виду затянувшегося экономического кризиса в стране, сырьевом характере её экономики.
От рассмотрения вышеизложенных альтернативных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, перейдём к анализу ещё одной формы, занимающей в нашем исследовании центральное место, - семейный детский дом.
1.2.Особенности семейного детского дома как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
Ещё одной альтернативной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей является семейный детский дом. Остановимся подробнее на данной форме воспитания.
Идея создания семейных детских домов была предложена Советским детским фондом имени В.И. Ленина (ныне: Российский детский фонд). В то время основной формой содержания детей, оставшихся без родителей, были государственные детские дома и интернаты.
17 августа 1988 года Совет Министров СССР издал постановление о создании детских домов семейного типа. В СССР было создано почти пятьсот семейных детских домов, и в них из государственных сиротских заведений вошло четыре тысячи детей.
В России за 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление [36].