Учись Учиться

Доклад
Экономика и финансы
10 May 2012

Предмет и метод современной рыночной экономики. Основные закономерности экономической организации общества

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • рациональное экономическое поведение
  • полная рациональность
  • ограниченная рациональность
  • органическая рациональность
  • предмет экономической теории
  • микроэкономика
  • макроэкономика
  • позитивная и нормативная экономическая теория
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • научная абстракция
  • экономическая модель
  • экономические категории
  • экономические законы
  • экономическая политика
  • производство
  • распределение
  • обмен
  • потребление
  • экономические и неэкономические блага
  • потребительские и производственные блага
  • частные и общественные блага
  • рабочая сила
  • предмет труда
  • средства труда
  • труд
  • земля
  • капитал
  • предпринимательские способности
  • альтернативная стоимость
  • экономическая система.

Предмет и метод современной рыночной  экономики. Основные закономерности экономической организации общества

1.     Общая характеристика современной рыночной экономики. Человек и его потребности в современной рыночной экономике

Современная рыночная экономика является наиболее распространенным типом экономических систем в мире. Она представляет собой организацию экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. Основными чертами современной рыночной экономики являются многообразие форм собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная и др.), широкое распространение маркетинговой системы управления (выявление потребностей до начала производства), активное воздействие государства на развитие экономики (особенно социальной сферы). Современная рыночная экономика характеризуется тем, что в условиях ограниченности ресурсов и возможностей альтернативного их использования наблюдается безграничность человеческих потребностей.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Многие экономисты предпринимали попытки классифицировать потребности людей. Можно выделить следующие критерии классификации:

·       по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

·       по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

  • по объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
  • по возможности реализации (реальные, идеальные);
  • по сферам деятельности (потребности в труде, общении и т. п.);

·       по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например потребности в воде, воздухе, солнечном свете           и т. д.).

Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, следовательно, потребности до конца неутолимы, безграничны. Причиной такого отставания является ограниченность ресурсов. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – образует основу всей экономики.

Попытки унифицировать представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат, начали предприниматься на ранних этапах становления экономической науки. Наиболее известной моделью человека в экономике является «homo economicus», разработанная представителями классической школы политической экономии в XVIII в. Эта модель предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Человек обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной, конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональность экономического поведения.

Полная рациональность предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш  (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.

В случае органической рациональности особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными институтами человеческого общества.

Моделирование человека во второй половине XX в. все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности. Модели человека, выработанные в этот период, представляются более сложными. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера − соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Возрастает значение не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».

 

2. Предмет современной рыночной экономики и её функции

Принципы, условия, факторы функционирования современной рыночной экономики исследуются учебной дисциплиной с аналогичным названием. Современная рыночная экономика относится к блоку гуманитарных наук, так как изучает поведение человека. Представления о предмете экономики менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. В развитии предмета экономики можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономическая мысль первоначально возникла в античном обществе как экономия − наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин «экономия» впервые был предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля в рамках учения о справедливости. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию − хозяйство ради самообеспечения и хрематистику − хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.

В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права.

Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Формирование науки связано с возникновением в XVI − XVIII вв. первой экономической школы − меркантилизм (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей, А. Монкретьен). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследований меркантилистов были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами.

Активное развитие промышленности в XVII в. внесло определенные изменения в экономическую мысль. Во Франции в начале XVIII в. возникла школа физиократов. Представители этого направления экономической мысли (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), как и меркантилисты, пытались определить, что является источником богатства. Однако объектом их исследований выступает не сфера обращения, а земледелие. По их мнению, источником прироста капитала является «чистый продукт», производимый классом земледельцев (производительный класс).

В Англии в этот же период формируется классическая школа политической экономии. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере производства.  Однако в центре внимания даже лучших представителей классической политической экономии был не сам общественный процесс производства, а в основном лишь внешний его результат − капиталистическое богатство. А. Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления, Д. Рикардо − распределения,      С. де Сисмонди − потребления. В 1776 г. вышел труд Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором обосновывалась идея, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом.

В середине ХIХ в. на смену политической экономии богатства пришла политическая экономия труда, что связано с идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Активно используются математические формулы и графики. Понятие «политическая экономия» (political economy) вытесняется понятием «экономикс» (economics). Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического направления − английского экономиста Альфреда Маршалла. В 1890 г. выходит его трехтомный труд «Принципы экономической науки», в котором были изложены основные категории и законы современной микроэкономики.

Также в этот период становление  и развитие микроэкономики связано с такими экономистами, как А. Пигу, К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас, В. Парето и др. В их трудах были сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal − предельный − англ.), изменившие представления о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.

В ХХ в. происходит формирование такой составляющей экономической науки, как макроэкономика. Экономика рассматривается как система взаимосвязанных субъектов (домохозяйств, производителей благ), координируемых определенным образом. Предметом исследования большинства экономистов ХХ в. становится определение роли государства в экономике и обоснование способов регулирования экономики государством.  Важнейший вклад в представление о предмете экономической теории в этот период внесли представители кейнсианского и монетаристского направлений. Джон М. Кейнс  обосновал механизм регулирования экономики посредством воздействия государства на совокупный спрос через бюджетную и кредитную системы. Представители монетаризма (М. Фридмен) считали, что государство должно влиять на экономику через изменение денежной массы.

Таким образом, меркантилисты считали предметом экономики деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли экономику как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы и монетаристы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики.

В современных условиях наиболее распространенной считается следующая трактовка: «…Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» (Л. Роббинс).

Экономическая наука выполняет следующие взаимосвязанные функции:

·        познаватель­ная – экономическая теория позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире;

·        мировоззренческая − экономическая теория оказывает влияние на взгляды человека;

·        методологическая – экономические законы и категории являются теоретической основой для исследований в прикладных экономических науках;

·        практическая – знание экономических закономерностей позволяет сделать правильный выбор при прове­дении государственной политики;

·        прогностическая – выявленные в экономике причинно-следственные связи делают возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

 

 

3. Методы исследований в современной рыночной экономике. Экономические законы и категории

 Современная рыночная экономика, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особыми методами исследования. Слово «метод» (от греческого methodos − «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ − это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов − цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез − это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов − цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция − метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно прийти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция − метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия − метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования.

Метод моделирования − построение экономических моделей, т. е. упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности, и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) − ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др.

Графический метод − использование графиков позволяет представить функциональные связи как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы и формулирует экономические категории. Экономические законы − объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов − они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Экономические категории – понятия, характеризующие существенные признаки какого-либо экономического явления или процесса.

Большей частью экономика объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономикой. В отличие от нее нормативная экономика дает рекомендации, рецепты действий. На ней основана экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливо­го распределения доходов, полной занятости и др.

Хозяйственная деятельность осуществляется на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика. Когда изучается экономика в целом либо составляющие ее основные сферы и проблемы, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы, существуют индивидуальные потребители, функционируют отрасли, рынки. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их агрегируют, то есть объединяют в укрупненные экономические единицы, например в сектор фирм и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

 

4. Общественное производство и его факторы

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей человека и общества. Хозяйственная деятельность включает в себя четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен продукцией.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству.

В настоящее время все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Если марксистская политэкономия считала приоритетной стадией производство, неоклассическая теория – обмен, рынок, то сейчас большинство экономистов считают все стадии равнозначно важными в процессе хозяйственной деятельности.

Целью хозяйственной деятельности является создание благ, предназначенных для удовлетворения потребностей. Существует несколько классификаций благ:

– экономические и неэкономические блага. Экономическими называются блага, которые по отношению к нашим потребностям носят ограниченный характер. Но есть и такие блага, которые имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Они называются свободными или неэкономическими;

– блага потребительские и производственные, или предметы потребления и средства производства. Их также называют блага прямые и косвенные, или блага низшего и высшего порядка. Потребительские блага предназначены для удовлетворения человеческих потребностей, производственные – это используемые в процессе производства ресурсы;

–  частные и общественные блага. Частные блага предоставляются только тем, кто за них заплатил. При потреблении общественных благ невозможно исключить лиц, за них не заплативших (например, национальная оборона, общественный порядок, освещение улиц и т. п.).

Для осуществления процесса создания благ необходимы определенные факторы производства или экономические ресурсы. К ним относятся:

1. Труд как фактор производства охватывает всевозможные способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, речь идет не о труде как целесообразной деятельности человека, а о рабочей силе. Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, его способность к труду. Потребление рабочей силы в процессе производства и есть труд.

2. Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, то есть сырым материалом. Последний включает в себя основное сырье (предметы, из которых создается продукция) и вспомогательные материалы (вещества, которые способствуют изготовлению продукта). Прежде чем вещество природы превратится в готовый продукт, оно должно пройти одну или несколько стадий обработки, в ходе которых появляется полуфабрикат, который также относится к предметам труда.

Предметы труда, данные природой, которые человек вовлекает в производственную деятельность и к которым пока еще не приложен человеческий труд, называется термином «земля». К этому фактору производства относятся запасы природных ископаемых, водные и лесные ресурсы, рыбные богатства и т. д. Следует уточнить, что вещество природы, к которому уже приложен человеческий труд, относится не к фактору «земля», а к фактору «оборотный капитал».

3. Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт. К ним относятся: орудия труда – различные машины, механизмы, инструменты; здания, сооружения; средства связи, дороги, трубопроводы и т. д. То есть всё то, что использует человек для преобразования предметов труда в готовый продукт. Средства труда как фактор производства также включаются в понятие «капитал».

В совокупности предметы и средства труда называются средствами производства и являются вещественным фактором. Личным фактором производства выступает рабочая сила. Личный и вещественный фактор образуют производительные силы общества.

Таким образом, факторы производства можно подразделить на «рабочую силу», «средства труда» и «предметы труда». Или использовать другую классификацию, предлагаемую неоклассической теорией, выделяющей такие факторы производства, как «труд», «земля», «капитал». Вторая классификация предполагает существование еще одного фактора производства:

4. Предпринимательские способности – умение создавать эффективные комбинации факторов производства, рационально организовывать процесс производства, находить выгодные рынки сырья и сбыта произведенной продукции.

Процесс производства возможен только при наличии всех факторов или экономических ресурсов.

 

5. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора

С помощью одних и тех же факторов производства можно создавать различную продукцию, но, так как экономические ресурсы носят ограниченный характер, встает вопрос «что производить?». Альтернативность использования ресурсов можно проиллюстрировать в виде кривой производственных возможностей, или кривой трансформации.

Допустим, необходимо произвести два товара – пушки и масло. Предположим, что все ресурсы общества направлены на производство масла и его объем в 5 млн т – это максимум, который можно произвести при существующих технологиях. Альтернативой является производство пушек, которое при тех же ресурсах и технологиях может составить 15 тыс. шт. Однако, снизив производство одного товара, можно увеличить производство другого. Возможные комбинации по выпуску продукции представлены в таблице.

Таблица 1 – Альтернативные возможности производства масла и пушек

 

Продукция

Варианты (выпуск)

А

В

С

D

E

F

Масло, млн т.

0

1

2

3

4

5

Пушки, тыс. шт.

15

14

12

9

5

0

 

Изобразим на графике все технически допустимые сочетания двух благ, то есть построим кривую производственных возможностей (рис. 1).     Кривая показывает, что при использовании всех ресурсов, то есть в условиях полной занятости, все варианты возможных комбинаций находятся на границе производственных возможностей. Следовательно, увеличение производства одного из благ (пушек или масла) в данных условиях возможно только при сокращении производства другого блага. Таким образом, у любой продукции существует «альтернативная стоимость».

 

Масло, млн т.

5       А                                             N

4                         В

3                                        С

2                 M                                  D      

1                                                                E

0                                                                    F     Пушки, тыс. шт.

               5                9          12       14   15   

Альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) – то количество другого блага, от которого приходится отказываться для производства дополнительной единицы данного блага. Альтернативная стоимость обозначается OC (от англ. opportunity cost).

При этом мы видим, что для производства первого миллиона тонн масла нам необходимо отказаться от 1 тыс. пушек. Второй миллион тонн имеет альтернативную стоимость 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.), третий миллион – три тысячи и т. д. Таким образом, по мере увеличения производства одного товара (масла) возрастают издержки упущенных возможностей (в виде непроизведенных пушек). Поэтому кривая трансформации имеет выпуклый характер по отношению к началу координат. Это связано с тем, что ресурсы не обладают полной взаимозаменяемостью и могут быть более эффективны в производстве одних товаров и менее эффективны в производстве других.

Если ресурсы используются не полностью, экономика находится внутри границы (например, точка М). Такая экономика считается неэффективной, но она дает возможность увеличивать производство одних товаров, не сокращая производство других. Точка N отражает ситуацию, которая невозможна в данный момент при имеющихся ресурсах и существующих технологиях. Однако данных результатов можно достичь, вовлекая в экономику дополнительные ресурсы или улучшая технологии производства, то есть сдвигая кривую трансформации.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Суть проблемы в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска наилучшего сочетания факторов производства.

Отражением данной проблемы является постановка «трех основных вопросов экономики»: Что производить? Как? Для кого?

– Что? – Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?

– Как? – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

– Для кого? – Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

В зависимости от того, как в обществе решаются эти вопросы, формируется определенный тип хозяйственной (экономической) системы.

 

6. Типы экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, образует экономическую систему, то есть особым образом упорядоченную систему связей между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Хозяйственная деятельность организуется на основе определенных принципов, в соответствии с которыми выделяют два способа координации экономической деятельности людей.

Первый способ – централизованное руководство, или иерархия. Для него характерны следующие черты:

– согласование осуществляется в форме приказа;

– отношения между хозяйственными субъектами носят характер подчинения.

В иерархических системах экономические цели хозяйственных субъектов подчиняются целям государства. При этом те, кто находится у власти, могут принимать решения об объеме выпуска продукции, использовании факторов производства, инвестициях, потреблении и т. д. К иерархическим системам относятся:

1. Традиционная система. Она существует в слаборазвитых странах, основывается на отсталых технологиях, широком применении ручного труда, значительной доле натурального хозяйства. Большое значение имеет простое товарное производство, основанное на личном труде владельца средств производства. В экономических отношениях имеют значение традиции и обычаи, религиозные ценности. Государство в таких странах играет активную роль в перераспределении доходов. На вопрос «Что производить?» традиционное общество отвечает: «То же, что и раньше». «Как производить?» −  так же. «Для кого?» − для собственного потребления.

2. Командно-административная система. Существовала в СССР и других социалистических странах. Характерными чертами системы являются общественная собственность почти на все экономические ресурсы, централизованное директивное экономическое планирование, полный контроль государства над производством и распределением продукции, использование в руководстве хозяйственной деятельностью преимущественно административных методов. Государство определяет ответы на основные вопросы экономики.

Другие типы хозяйственных систем основаны на втором способе координации экономической деятельности – это добровольное сотрудничество индивидов, или спонтанный, стихийный порядок. Информация о том, что, как и для кого производить, передается путем ценовых сигналов. Согласование отдельных экономических действий осуществляется через систему рынков. Поэтому эти системы называют рыночными. К ним относятся:

1. Рыночная экономика свободной конкуренции. Существовала в XIX в. Отличительными чертами этой системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы; наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара; незначительное вмешательство государства в экономические процессы, роль которого сводилась к защите частной собственности и обеспечению функционирования рынка. Социальная политика государства фактически отсутствовала. Ответ на вопросы «Что производить?» и «Как производить?» в данной системе – «то и таким образом, чтобы получить максимальную прибыль». «Для кого производить?» − для внешнего потребителя, который больше заплатит.

2. Современная рыночная экономика (смешанная система). Сложилась во второй половине ХХ в. на основе научно-технической революции, развития производственной и социальной инфраструктуры, более активного вмешательства государства. Для данной системы характерно многообразие форм собственности на средства производства, высокий уровень монополизации хозяйственной деятельности, значительное влияние на экономику государства, развитая система социальной защиты населения.

В каждой системе существуют свои модели организации хозяйства, основанные на национальных особенностях, разном уровне экономического развития стран. Так, в командно-административной системе существовали советская модель, китайская, северо-корейская и др. В современной рыночной экономике также выделяют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской деятельности, ориентации на достижение личного успеха. Малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий. Развитое антимонопольное законодательство направлено на поддержание высокого уровня конкуренции.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Эту модель называют также корпоративной, так как государство оказывает значительную поддержку крупным корпорациям.

Шведская модель отличается развитой социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. При этом доля государственной собственности невелика – менее 10% основных фондов. Поэтому производство обеспечивается частными предприятиями, а развитие инфраструктуры и социальную политику осуществляет государство через прогрессивное налогообложение.

Германская модель (социальное рыночное хозяйство) характеризуется значительной долей государственной собственности. Всем формам хозяйства предоставляются одинаковые возможности устойчивого развития. Высокий уровень социальной защиты населения выражается в разнообразных формах поддержки нетрудоспособного населения, высоком уровне минимальной заработной платы, низкой продолжительности рабочей недели и т. п.

В России складывается своя модель рыночной экономики, в которой присутствуют отдельные элементы разных моделей и разных экономических систем.

 

    Tags:
  • рациональное экономическое поведение
  • полная рациональность
  • ограниченная рациональность
  • органическая рациональность
  • предмет экономической теории
  • микроэкономика
  • макроэкономика
  • позитивная и нормативная экономическая теория
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • научная абстракция
  • экономическая модель
  • экономические категории
  • экономические законы
  • экономическая политика
  • производство
  • распределение
  • обмен
  • потребление
  • экономические и неэкономические блага
  • потребительские и производственные блага
  • частные и общественные блага
  • рабочая сила
  • предмет труда
  • средства труда
  • труд
  • земля
  • капитал
  • предпринимательские способности
  • альтернативная стоимость
  • экономическая система.
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Реферат на тему «Магистратура в России» 11 January 2011
Распределенная обработка информации 16 February 2012
Тема 15. Управление трудовыми ресурсами. Структура и динамика рабочей силы организации 03 May 2011
Ключевые проблемы питания в школах 07 April 2012
Понятие психологического и педагогического сопровождения 04 March 2012
Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Подготовка научной статьи 29 October 2011
Информатика. Лекция 2 13 January 2011
Тема 9. Транспортный уровень OSI 14 January 2011
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ (заочное отделение) 08 May 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания. 03 March 2012
Изучение классного коллектива 15 March 2012
Задание. Цикл с параметром For 09 May 2011
Глава 2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ 29 October 2011
Здравоохранение Японии 03 March 2012
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Информатика и математика» (раздел «Информатика») 12 January 2011
Тема 6. Вопрос 2. Территориальное планирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов 02 March 2011
Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации 29 October 2011
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ 10 May 2012
Особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста в условиях аэротехногенного загрязнения городских территорий 29 October 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока