Методическое пособие путь в науку с вопросами

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive

Приложение 1

Примеры библиографических записей

Однотомные издания 

1. Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. – (Institutiones ; т. 221). – ISBN 5-7975-0223-2 (в пер.)

Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.

2. Маликов, Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: монография / Л. В. Маликов ; М-во образования Рос. Федерации, Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2000. – 142 с.

3. Москва: энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Кареев. – М. : Большая рос. энцикл., 1997. – 976 с. : ил. – (Б-ка «История Москвы с древнейших времен до наших дней»).

4. Миллер, Г. время убийц: повести: пер. с англ. / Г. Миллер. – М. : Б.С.Г.-экспресс, 2000. – 293 с. – (Modern talks). – ISBN 5-933381-009-6.

Сведения о том, что издание является переводом, при отсутствии фамилии переводчика относятся к заглавию. Если в издании фамилия переводчика указана, то все данные о переводе приводят в сведениях об ответственности.

5. Лакофф, Д. Женщины, огонь и опасные вещи : Что категории языка говорят нам о мышлении / Д. Лакофф ; пер. с англ. И. Б. Шатуновского. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 792 с.

Многотомные издания

Документ в целом 

1. Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т научн. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). – 2 т. – ISBN 5-85647-056-7 (в пер.).

Сведения, сформулированные на основе анализа документа, а также заимствованные из источников вне документа, во всех областях библиографического описания, кроме области примечания, приводят в квадратных скобках.

2. Савельев, И. В. Курс общей физики : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. / И. В. Савельев. – 2-е изд., перераб. – М. : Наука, 1982. – Т. 1–3.

Отдельный том 

…под общим заглавием многотомного документа

3. Казьмин, В. Д. справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503, [1] с. : ил. – ISBN 5-17-011143-6 (АСТ) (в пер.)

4. Металловедение и термическая обработка стали : справочник : в 3 т. / под ред. и с предисл. И. Л. Бернштейна. – 3-е изд. – М. : Металлургия, 1983. – Т. 2: Основы термической обработки. – 367 с.

…под частным заглавием тома

5. Русские народные легенды. – М. : Терра, 2000. – 316 с. : ил. – (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 5 т. ; т. 4). – ISBN 5-300-02821-5.

В качестве основного заглавия приводят частное заглавие тома. Сведения о многотомном документе в целом приводят в области серии.

Диссертации и авторефераты диссертаций 

1. Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIIIXIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с. – Библиогр.: с. 202 – 213. – 04200201565.

2. Заварухина, Л. А. Эффективность информационного обеспечения управления физической культурой в крупном промышленном центре [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Л. А. Заварухина; [Санкт-Петерб. НИИ физ. культуры]. – СПб., 1997. – 23 с. : ил.

3. Джаримова, Е. Я. Формирование регионального звена системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности (на примере Краснодарского края) [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е. Я. Джаримова; Московский гос. ин-т культуры. – М., 1995. – 197 с.

Составные части документов

статья из…

…книги или другого разового издания

1. Двинянинова, Г. С. Комплимент : Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, фак. романо-германской истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.

2. Апресян, Ю. Д. Глагол заставлять: семантический класс, синонимия, многозначность [Текст] / Ю. Д. Апресян // Жизнь языка : сб. статей к 80-летию М. В. Панова / сост. Л. А. Капанадзе ; отв. ред. С. М. Кузьмина. – М., 2001. – С. 13–27.

…тома или выпуска многотомного документа, сериального издания

3. Баренбаум, И. Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // книжное дело в России во второй половине XIX – начале ХХ века : сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

Если том включает более мелкие деление, их приводят через запятую.

. – Т. 17, вып. 2.

Сдвоенный номер тома или выпуска приводят через косую черту. Частное заглавие тома или выпуска приводят в описании после знака двоеточие.

. – Вып. 1 : Античность, гл. 1. – С. 3–15.

Если составная часть помещена в двух или более томах (выпусках, номерах) многотомного или сериального издания, то сведения о ее местоположении в каждом из томов (выпусков, номеров) отделяют точкой с запятой.

4. Оруэлл, Дж. 1984 : роман / Дж. Оруэлл ; пер. с англ. В. Голышева // Новый мир. – 1989. – № 2. – С. 132–172 ; № 3. – С. 140–189 ; № 4. – С. 92–128.

Если составная часть помещена в томе, выпуске собрания сочинений, избранных сочинений и т. п., имя автора в сведениях об идентифицирующем документе не повторяют, за исключением случаев, когда возможно двоякое понимание библиографического описания.

5. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин // Соч. : в 3 т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 423–437.

6. Михайлов, С. А. Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в россии находится в начал. стадии развития / сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

7. Колесникова, О. Равнение на центры! [Текст] : [о сибирских научных центрах] / Ольга Колесникова // Поиск. – 2002. – 5 июля (№ 27). – С. 12.

8. Букчина, Б. З. Слово на вывеске [Текст] / Б. З. Букчина, Г. А. Золотова // Русская речь. – 1986. – № 3.

9. Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Н. Делицын, М. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23–25.

10. Гончаров, В. А. Численная схема моделирования дозвуковых течений вязкого сжимаемого газа / В. А. Гончаров, В. М. Кривцов // Журн. вычисл. математики и мат. физики. – 1988. – Т.28, № 12. – С. 1858–1866.

11. Darwin’s experimental natural histori / H. J. Rheinberger, L. P. McLauch // J. Hist. Biol. – 1986. – Vol. 19, N 1. – P. 79–130.

Раздел, глава 

Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / Ал. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7 – 26.

Рецензии 

Гаврилов, А. В. Как звучит? / А. Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10–11). – С. 2. – Рец. на кн. : Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

Официальные документы 

Запись под заглавием

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней [Текст] // Собр. законодательства. – 1998. – № 20 (18 мая). – С. 4084–4126 (ст. 2143)

2. О ратификации Консульской конвенции между Российской Федерацией и Португальской Республикой [Текст]: ФЗ от 22 июля 2002 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства. – 2002. – № 30 (29 июля). – С. 7478 (ст. 3011).

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 1 ноября 1997 г. / под ред. И. Ф. Кузнецовой. – М.: Зерцало, 1998. – 878 с.

4. О направлении Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [Текст] : письмо ПФР от 11 марта 2002 № МЗ-09-25/2186 // Бюл. М-ва труда и соц. развития РФ. – 2002. – № 4. – С. 49–61.

5. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Приор, [2001]. – 32 с. – ISBN 5-85572-122-3.

запись под заголовком

6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.

7. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94 с. – ISBN 5-7931-0142-Х.

8. Российская Федерация. Президент (2000; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М.: [б. и.], 2001. – 46 с.

Электронные документы

Российская Юридическая Энциклопедия [Электронный ресурс] – М.: Руссобит, 2006. – 1 электронн. опт. диск.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive

Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации.

Основные понятия:

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Примеры деятельности, оплачиваемой грантами

1. Обучение или стажировка

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.

2. Проведение исследований

Предоставляются на небольшой срок (месяцы) и предполагают работу с коллегами из других регионов, доступ к ресурсам университетов и библиотек. Как правило, выдаются аспирантам и докторам, уже работающим над исследованием или проектом и способным доказать необходимость научной работы за границей или в другом регионе.

3. Поездки

Покрывают транспортные расходы для тех, кто приглашен на конференцию, семинар или стажировку в другой стране или другом регионе.

4. Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашенных специалистов (ученых, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время связанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т.п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий.

С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.

Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

В России самыми крупными научными фондами предоставляющими гранты под научные проекты являются:

Российский фонд фундаментальных исследований — Государственная организация, поддерживающая фундаментальные исследования в области новых научных знаний о природе, человеке и обществе.

Российский гуманитарный научный фонд РГНФ— создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде». Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

Правила оформления грантов

Материалы для ознакомления

Некоторые общие рекомендации при оформлении заявки на грант.

1. Уберите из заявки все, что не относится непосредственно к делу. Чем меньше второстепенного, тем меньше вероятность допустить ошибку или столкнуться с несогласием.

2. Если это не противоречит условиям конкурса — разделите документ на секции и подсекции,  а  каждому  положению отведите отдельный  параграф.

3. Обычно в первом предложении должна содержаться главная, затем дополнительная информация.

4. Старайтесь использовать короткие абзацы. Короткие абзацы, разделенные пустыми строками, делают текст легко читаемым. Страницы со сплошным текстом могут вызвать у рецензента депрессию.

5. Используйте предложения с простой структурой. Каждое предложение должно содержать не более 20 слов.

6. Старайтесь использовать активные, а не пассивные глаголы, т.е., не «будет сделано», а «мы сделаем».

7. Вставляйте графики и рисунки. Они помогут быстро и легко воспринять информацию. Кроме того, рисунки нарушат монотонность сотен страниц заявок, которые приходится рассматривать грантодателю.

8. Ваша заявка должна быть внешне привлекательной, т.е. написана на хорошей бумаге, четким и не очень мелким шрифтом (не менее 12 пт), с достаточно большими полями и интервалами между строками и пустыми строками между абзацами.

Заявка на грант, как правило, состоит из следующих частей:

1. Название работы.

2. Краткая аннотация.

3. Содержание проекта:

  • Цель,
  •  Современное состояние исследований по этой проблеме, имеющийся у коллектива научный задел,
  •  Предлагаемые методы и подходы,
  •  Уже имеющиеся публикации по представленной теме,
  •  Имеющиеся ресурсы

Задания для самоконтроля

1. Ознакомьтесь с примерами заявок на грантовые конкурсы.

2. Попробуйте самостоятельно составить заявку на грант на понравившийся вам вид деятельности.

Вопросы для повторения

1. Какие основные составные части заявки на грант Вы знаете?

2. Какие существуют основные принципы составления заявки на грант?

3. Какие фонды для предоставления грантов Вы можете назвать?

4. Какие цели преследуют грантовые конкурсы и нужна ли конкуренция среди грантовых работ?

5. Насколько эффективен и ценен, на Ваш взгляд, вклад фондов, предоставляющих гранты, в российскую науку?

Список использованной и рекомендуемой литературы

Советы молодому учёному: методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников [Эл. ресурс]. – Екатеринбург, 2004.


User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive

Лекция 13. Конференции: виды, формы и правила участия.

Основные понятия:

Конференция — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Самое важное из которых то, что выступление участников на похожие темы позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон, исчезает однобокость, присущая при обучении одним преподавателем. Конференции позволяют услышать о различных подходах к решению одной задачи.

Конференции, в зависимости от критерия, делятся на несколько видов.

В зависимости от направления:

Научно-теоретическая конференция (НТК)

НТК – это конференция, на которой обсуждаются теоретические подходы к решению различных научным проблем и вопросов, постоянно возникающих в ходе исследований или экспериментов.

1. Научно-практическая конференция (НПК)

НПК – это такая конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по, различного рода, практическим и прикладным задачам.

2. Научно-техническая конференция (НТехК)

НТехК – конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по различным техническим и технологическим вопросам.

Однако в последнее время стали выделять 4-й вид – бизнес-конференцию [2]. БК – конференции, на которых обсуждаются бизнес-проблемы, особенности действующего законодательства, политика государства по отношению к определенным отраслям и т.д.

В зависимости от охваченной территории:

1. Локальные (школьные, факультетские, внутривузовские, межвузовские)

2. Региональные, областные

3. Всероссийские

4. Всероссийские с международным участием

5. Международные

По тематике конференции делятся:

1. Узкоспециализированные, т.е. посвященные какой-либо отдельной тематике:

- общественным и гуманитарным наукам (журналистика, история, педагогика, социология, экономика, управление и т.д.);

- техническим наукам (биотехнология, машиностроение, нанотехнологии, телекоммуникации, электротехника и т.д.);

- естественным наукам (археология, химия, геология, биология, математика, фармакология и т.д.).

2. Конференции широкой тематики, охватывающие общенаучные вопросы (например, «Наука в современном мире», «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук»)

Существует несколько форм конференций:

1. Очные (участник приезжает на саму конференцию и принимает непосредственное участие)

2. Заочные (участник отправляет свои тезисы и заявку на почту оргкомитета конференции, конференция проходит без его непосредственного участия)

3. Internet-конференции (конференция проводится на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения)

Конференция проводится в несколько этапов:

1. Планирование.

Продумывается форма конференции и определяется ее название. Конференция может быть посвящена какому-нибудь юбилейному событию (разовые конференции) или проводиться через определенные промежутки времени (например, ежегодные), что позволяет специалистам поддерживать и расширять контакты с разными группами исследователей, быть в курсе современных разработок и быстрее получать нужную информацию.

2. 1-й организационный этап.

Назначаются и распределяются рабочие группы, оргкомитет, определяется председатель и сопредседатель оргкомитета конференции. Чётко определяется тематика, сектора конференции и т.п.

3. Информационный этап.

Чаще всего о конференциях сообщается в информационном письме (т.н. циркуляре) или на стендовом объявлении. Обычно информационное сообщение – это один лист, часто сложенный вдвое или втрое, формат которого может меняться в широких пределах. Как бы ни выглядело информационное сообщение, в нем обязательно должны быть указаны:

- название конференции и эмблема, дата и место проведения;

- организаторы конференции, тематические направления, контактные номера телефонов и факсов, адреса (почтовые и электронные) и адрес сайта конференции, где доступна более подробная информация;

- информация о том, где и как можно зарегистрироваться для участия в конференции, а также что и в какие сроки нужно представить;

- рабочий язык конференции, а также информация о том, где и как будут опубликованы материалы конференции.

4. 2-й организационный этап.

Поступают заявки, тезисы и оргвзносы от будущих участников конференции, задаются вопросы, появляются проблемы, разворачивается большой круг задач, которые должны быть решены к началу конференции. Проводится отбор участников из числа людей, подавших заявку. Чаще всего, на этом этапе рассылается 2-ое информационное письмо отобранным участникам.

5. Собственно конференция.

На этом этапе проходит заселение участников, открытие конференции (часто сопровождается небольшим концертом) слушанье докладов, просмотр стендовых докладов. Во время конференции обычно устраиваются различные экскурсии в НИИ, университеты, музеи, на предприятия, обзорные экскурсии по городу. Если конференция длится несколько дней, то, скорее всего, один из дней посвящен научным или научно-популярным лекциям для участников. Между длинными докладами устраиваются кофе-брейки на 15-20 минут. После конференции жюри обсуждают работы, представленные на ней, и присуждают места лучшим докладчикам. Проходит награждение победителей (а зачастую и всех участников). Чаще всего на награждении вручаются и сборники работ, в которых присутствуют отправленные участником тезисы. После конференции практически всегда проходит фуршет или банкет со всеми участниками и оргкомитетом.

Правила участия в конференции определяются оргкомитетом данной конференции и оговариваются в информационном письме. Поэтому каких-то определенных строгих правил нет. Чаще всего, в зависимости от вида конференции, участником ее может стать школьник или студент, а также молодой ученый в возрасте до 35 лет. Участник должен заполнить заявку на участие по форме, которая прилагается в информационном письме либо на сайте конференции. После этого участник должен написать и отправить тезисы своей работы (краткое описание проделанной работы) на электронную почту конференции или организации, которая ее проводит. Для написания тезисов обычно предписаны строгие правила, это необходимо для того, чтобы не возникло проблем при печати сборника тезисов. Если конференция международная или всероссийская с международным участием, то обычно просят выслать в дополнение к русскому варианту тезисов еще и английский сокращенный вариант. После того как тезисы отправлены, остается только ждать ответа от оргкомитета. В случае положительного ответа, участник вправе попросить прислать ему пригласительное письмо, чтобы получить деньги на поездку от командирующей стороны (школы, вуза). Пригласительное письмо должно содержать в себе Ф.И.О. участника, название конференции, дату и место ее проведения, название работы участника, контакты оргкомитета (секретаря) и подпись ответственного лица.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Вопросы для повторения

1. Назовите основные этапы проведения конференции.

2. Конференции какой тематики наиболее приоритетны в науке на сегодняшний день?

3. Какие аспекты должны обязательно рассматриваться в информационном письме?

4. Какой спецификой обладает конференция в отличие от традиционных семинаров и тренингов?

5. В чем отличие научно-теоретической и научно-практической конференции?

Задания для самоконтроля

1. Отобразите в схеме типологию конференций (основные критерии, виды конференций).

2. Приведите по одному примеру конференций: локальных, региональных, всероссийских, всероссийских с международным участием, международных.

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active

Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов.

Основные понятия:

Любая научная работа заканчивается докладом на специальном научном конференции. Сотрудники собираются, чтобы обсудить научные проблемы. На таких семинарах всегда делается доклад по определенной теме. Доклад должен содержать все части научно – исследовательской  работы. Это ответственный момент для докладчика. Здесь проверяются знание предмета исследования, способности проводить эксперимент и объяснять полученные результаты.

Доклад вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

Для приведения научных точек зрения необходимо давать ссылки на научную литературу. Ссылки на научные источники являются обязательным элементом работы. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но и любое заимствованное из источника положение или цифровой материал. Допускается приводить ссылки как отдельным списком на источники, так и в подстрочном примечании.

Доклад исследовательской работы должен быть выполнен аккуратно и грамотно, графические материалы (таблицы, графики, схемы, иллюстрации) должны наглядно демонстрировать положения разрабатываемой темы.

Использованная литература должна располагаться в следующем порядке: источники, справочные издания, монографии и статьи, адреса сайтов в алфавитном порядке по именам их авторов. Указываются фамилия и инициалы авторов, полное название используемого источника, место издания, наименования издательства, год издания, общее количество страниц.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. Иллюстрация обозначается словом  «Рис.», которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют.

Нумерация листов приложений должна быть сквозная, она является продолжением общей нумерации основного текста.

Доклад может содержать две части: текст и иллюстрации (Электронная презентация). Представление рисунков, таблиц, графиков должно быть сделано с помощью компьютера. В стандартной программе Power Point. Первый способ используется, когда вы защищаете работу перед небольшой аудиторией, можно показать картинки в тексте. Они хорошо видны с небольшого расстояния. Но при выступлении на конференции следует использовать специальные меры. Если рисовать на доске мелом, это значительная потеря времени. Каждая из частей доклада важна. Хорошо подготовленному тексту всегда сопутствует хорошая презентация. Если докладчик не нашёл времени хорошо подготовить текст, то у него плохо подготовлены и иллюстрации.

Схема доклада. С чего начать

Время доклада 7 минут. После доклада - вопросы слушателей и ваши ответы (2 минуты).

Сначала должно прозвучать название работы и фамилии авторов.

Перед началом вашего доклада необходимо поприветствовать всех присутствующих в аудитории словами: «Уважаемые члены комиссии, уважаемые школьники, разрешите представить вашему вниманию доклад на тему…». Название исследовательской работы и доклада должно быть конкретным и ясно указывать, на что направлены ваши усилия. В названии доклада должно быть не более 10 слов.

1. Далее следует введение

В этой части необходимо обосновать необходимость проведения исследования и его актуальность. Другими словами вы должны доказать, что доклад достоин того, чтобы его слушали. Время для введения - примерно 1 минута. Объясните, почему важно исследовать данную тему. Чем интересен выбранный объект с точки зрения выбранной вами науки. Заинтересуйте своих слушателей темой вашего исследования.

Необходимо рассказать, кто и где изучал эту тему ранее. Указать сильные и слабые стороны известных результатов.

2 Теоретическая часть

Эта часть обязательна в докладе, без теоретического обоснования работы обойтись нельзя. Необходимо показать сегодняшний уровень вашего понимания проблемы и на основании теории попытаться сформулировать постановку задачи. Покажите только основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Скажите, что основная часть теории - в исследовательской работе. Время для этой части доклада - примерно 4 минуты.

3.Наглядно- иллюстративная часть

Эта часть касается электронной презентации, время которой входит в теоретическую часть. Необходимо заранее найти человека, который бы смог управлять проектором во время вашего выступления.

1. Методика исследования

Методика или способ исследования должна быть обоснованна. Поясните, покажите её преимущества и возможности при проведении исследования.

Результаты работы.

Перечислите основные, наиболее важные результаты работы. Поясните, что вы считаете самым важным и почему. Каким результатом можно было бы гордиться. Остановитесь на нём подробно. Расскажите, как он был получен, укажите его характерные особенности.

Правила оформления электронной презентации

1. Общие требования к смыслу и оформлению:

- Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения;

Презентации должны быть разными -   своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются.

2.Общий порядок слайдов:

- Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения   презентации;

- План презентации (5-6 пунктов - это максимум);

-Основная часть (не более 10 слайдов);

- Заключения (выводы);

- Спасибо за внимание (подпись).

3.Общие требования к стилевому оформлению:

– Дизайн должен быть простым и лаконичным;

– Основная цель- читаемость, а не субъективная красота. При этом не надо впадать в другую крайность и писать на белых листах чёрными буквами - не у всех это получается стильно;

-Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух – трёх цветов;

-Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;

- Идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон;

– Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;

- Каждый слайд должен иметь заголовок;

- Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;

- На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;

- На каждом слайде не более 17 слов;

–Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

– На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, а не наоборот;

- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).

-Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям выступления.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Вопросы для повторения

1. На какие основные составные части подразделяется доклад?

2. Какие основные принципы доклада Вы можете назвать?

3. Почему презентация является необходимой частью научного доклада?

4. Из каких составных частей должна состоять презентация?

5. Какие требования к составлению научной презентации Вы знаете?

Задания для самоконтроля

1. Самостоятельно составьте презентацию, соблюдая основные требования к ее выполнению.

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active

Лекция 12. Методы статистической обработки результатов.

Методами статистической обработки результатов называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами.

1. Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента

Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

К первичным методам статистической обработки относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. В число вторичных методов обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок.

Рассмотрим методы вычисления элементарных математических статистик.

Модой называют количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке.

Медианой называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам.

Выборочное среднее (среднее арифметическое) значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества.

Разброс (иногда эту величину называют размахом) выборки обозначается буквой R. Это самый простой показатель, который можно получить для выборки - разность между максимальной и минимальной величинами данного конкретного вариационного ряда.

Дисперсия - это среднее арифметическое квадратов отклонений значений переменной от её среднего значения.

2. Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента

С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы, как правило, сложнее, чем методы первичной статистической обработки, и требуют от исследователя хорошей подготовки в области элементарной математики и статистики.

Обсуждаемую группу методов можно разделить на несколько подгрупп:

1 Регрессионное исчисление

Регрессионное исчисление - это метод математической статистики, позволяющий свести частные, разрозненные данные к некоторому линейному графику, приблизительно отражающему их внутреннюю взаимосвязь, и получить возможность по значению одной из переменных приблизительно оценивать вероятное значение другой переменной.

2.Корреляция

Следующий метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название метод корреляций. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом. Если выясняется, что два явления статистически достоверно коррелируют друг с другом и если при этом есть уверенность в том, что одно из них может выступать в качестве причины другого явления, то отсюда определенно следует вывод о наличии между ними причинно-следственной зависимости.

3 Факторный анализ

Факторный анализ - статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной классификации.

Вопросы для повторения

1. Что такое методы статистической обработки?

2. На какие подгруппы делят вторичные методы статистической обработки?

3. Объясните сущность метода корреляции?

4. В каких случаях применяют методы статистической обработки?

5. Как Вы считаете, насколько эффективно применение методов статистической обработки в научном исследовании?

Задание

1. Ознакомится с рекомендуемой литературой.

2. Рассмотреть особенности методов статистической обработки данных.

Литература

1.. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. - Самара: "БАХРАХ - М", 2003. - 272 с.

2. Ермолаев А.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.336с.

3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник для ВУЗов. М.: Изд-во ЧеРо, 2001.