ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Гигиена и санитария.- 2003.- №3.- С. 66-68.

 

 

Новикова И. И., Оглезнев Г. А.

Здоровье населения — один из показателей, определяю­щих экономический, интеллектуальный и культурный по­тенциал страны. Право на охрану здоровья в РФ возведено в конституционный ранг. Статья 41 Конституции РФ гла­сит: "Каждый имеет право на охрану здоровья". Однако проводимые государством социально-экономические ре­формы неадекватны потребностям общества, политика в области охраны окружающей среды и здоровья населения не приносит ожидаемых результатов. Так, статистические данные свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья населения России в течение длительного периода времени [7, 8]. Ежегодно в России, Западной Сибири и Омске реги­стрируются существенные потери здоровья, связанные с преждевременной смертностью, инвалидностью и заболе­ваемостью населения. С середины 80-х годов динамика показателей смертности в России и республиках бывшего СССР отличалась устойчивым увеличением показателей преждевременной смертности населения, тогда как в запад­ноевропейских государствах наблюдалось медленное и по­следовательное увеличение продолжительности жизни. В настоящее время в России уровень детской и подростковой смертности в 2 раза выше, чем в развитых странах, анало­гична ситуация по заболеваемости и инвалидности.

Кафедрой гигиены Омской государственной медицин­ской академии совместно со специалистами Центра Госсан­эпиднадзора в Омской области, в рамках комплексной те­мы НИОКР: "Гигиеническая оценка потерь здоровья насе­ления в связи с детской смертностью и инвалидностью в крупном промышленном центре", изучаются закономер­ности формирования здоровья населения. За период 1998—2001 гг. были проведены исследования в системе среда оби­тания — смертность детского населения. Источником ин­формации послужили данные форм статистической отчет­ности госсанэпидслужбы (ф. 18, 22), системы здравоохра­нения (ф. 7, 12, 19, 31), Комитета по охране окружающей природной среды (ф. 2-ТП вода, ф. 2-ТП воздух, ф. 2-ТП отходы), материалы центра по мониторингу загрязнения окружающей среды, областного комитета статистики. Все отчетные формы рассматривались за период 1991 — 1998 гг. Для интерпретации информации нами были разработаны методические рекомендации "Методика изучения и гигие­нической оценки влияния факторов среды обитания на здоровье населения" (Омск, 2000 г.).

Среда обитания рассматривалась нами с позиций комплексной нагрузки на население (КНС). Для опреде­ления КНС, анализируемые показатели по питьевой во­де, атмосферному воздуху, пищевым продуктам и почве переводились в формализованные показатели, далее оп­ределялась суммарная комплексная нагрузка, прогнозировались показатели нагрузки на перспективу, отслежи­вались расхождения между прогнозируемыми показате­лями и реальным развитием событий.

В ходе исследований все анализируемые факторы были классифицированы по степени выраженности многолет­ней тенденции факторной нагрузки. К группе с выражен­ной позитивной тенденцией отнесены факторы питьевая вода и атмосферный воздух (темп снижения показателя более 0,05 усл. ед. в год), суммарный удельный вес данной группы в структуре комплексной нагрузки среды обита­ния составлял от 17 до 40%. На формирование позитивной динамики нагрузки по фактору питьевая вода существен­ное влияние оказало улучшение качества питьевой воды за анализируемый период по санитарно-химическим по­казателям на фоне стабильных микробиологических пока­зателей. Положительная динамика по большинству при­оритетных загрязнителей воздушного бассейна Омска (се­роводород, окислы азота, аммиак, фенол, СЖК), обуслов­лена снижением суммарного выброса вредных веществ в атмосферу, что существенно уменьшило нагрузку, обу­словленную данным фактором. К группе индифферент­ных и со слабовыраженной позитивной или негативной тенденцией отнесены пищевые продукты, пищевое сырье и физические факторы в дошкольных и общеобразова­тельных учреждениях (темп изменения показателей от 0,05 до -0,05 усл. ед. в год). Суммарный удельный вес дан­ной группы в структуре комплексной нагрузки среды оби­тания составлял от 15 до 30%. К группе с выраженной не­гативной тенденцией отнесен фактор почва (темп роста показателя более 0,05 усл. ед. в год). Начиная с 1995 г. на данный фактор приходилось более 50% от суммарного по­казателя КНС, неблагоприятная динамика была зарегист­рирована по всем внутрифакторным составляющим (зоны влияния промышленных предприятий и автомагистралей и селитебная), что явилось результатом многолетних на­рушений норм охраны окружающей среды при градо­строительстве и освоении природных ресурсов города и привело к изменению физико-химических свойств почвы, кумуляции солей тяжелых металлов [1—3, 6, 8].

Таким образом, за последнее десятилетие XX века комплексная нагрузка среды обитания в Омске, обуслов­ленная такими факторами, как питьевая вода, атмосфер­ный воздух, почва, пищевые продукты и физические факторы окружающей среды в детских общеобразова­тельных учреждениях, имела нестабильный характер и неблагоприятную тенденцию, ежегодный темп прироста показателя составлял 0,10 усл. ед. в год.

По данным экспертов ВОЗ (1997 г.), 23% всех заболе­ваний и 25% всех зарегистрированных случаев онкопатологии обусловлены воздействием окружающей среды. Ре­зультаты исследований по проекту генома человека (Environmental Genome Project) показали, что существует более 200 генов, контролирующих восприимчивость человека к заболеваниям, связанным с воздействием факторов окру­жающей среды. Результаты данных исследований подчер­кивают актуальность изучаемой проблемы.

Оценка основных показателей здоровья населения Омской области за период 1996—2000 гг. позволяет го­ворить об ухудшении медико-демографической ситуа­ции, наметившейся в состоянии здоровья населения, о чем свидетельствует рост естественной убыли населения в 2,4 раза, обусловленный снижением рождаемости (на 17,6%) и ростом уровня смертности (на 8,2%), снижени­ем численности детского населения на 7,1%. При анали­зе заболеваемости взрослого населения Омской области негативная динамика была зарегистрирована по болез­ням органов пищеварения (рост на 35,1%), новообразо­ваниям (на 22,6%), врожденным аномалиям (в 2,4 раза), болезням крови и кроветворных органов (на 7,2%), болезням органов дыхания (на 6,8%). Зарегистрирован рост заболеваемости детского населения по таким классам бо­лезней, как болезни крови и кроветворных органов (на 20,5%), в том числе анемии (на 83,9%), болезни эндок­ринной системы, расстройства питания, нарушения об­мена веществ и иммунитета (на 34,3%), болезни органов пищеварения (на 61,4%). Существенно выше общерос­сийских показателей уровень заболеваемости детского населения Омской области болезнями крови и крове­творных органов (на 35,1%), анемиями (на 33,3%), бо­лезнями нервной системы и органов чувств (на 13,9%), болезнями органов пищеварения (на 89,1%). По данным Главного управления социальной защиты населения за период с 1997 по 2000 г. зарегистрирован рост инвалид­ности населения более чем на 10%.

Для определения интегральных показателей, характе­ризующих общественное здоровье на территориально-популяционном уровне, были апробированы методиче­ские рекомендации "Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды" № 01 — 19/12—17, утвержденные Государствен­ным комитетом санэпиднадзора 26.02.96. За фоновый показатель принималась средняя величина из трех ми­нимальных значений по каждому анализируемому пока­зателю. С целью оценки отклонения показателей забо­леваемости от фонового уровня осуществлялось приве­дение безразмерных эквивалентов к вероятностным ве­личинам. Искомый интегральный показатель отражал величину относительного эпидемиологического риска, включающего отношение вероятности проявления забо­леваемости, инвалидности, смертности и т. д. на иссле­дуемой территории к фоновым величинам.

В зависимости от распределения интегральных показа­телей здоровья весь интервал (от 0 до 1) был разделен на 4 группы: минимальный риск, умеренный риск, повышен­ный риск, высокий риск. Высокий риск возникновения но­вообразований, болезней крови и кроветворных органов, органов пищеварения, эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета был за­регистрирован в ряде южных районов области (Черлакский, Азовский, Нововаршавский и Щербакульский). Для жите­лей крупного промышленного центра (Омск) высокий риск представляют врожденные аномалии.

Для повышения эффективности Госсанэпиднадзора и создания унифицированной межотраслевой информацион­но-аналитической системы мониторинга здоровья населе­ния и среды обитания были подготовлены методические ре­комендации "Методика сбора, обработки и комплексной оценки показателей II этапа социально-гигиенического мо­ниторинга на муниципальном уровне" (Омск, 2002 г.).

Детально были проанализированы показатели детской смертности в крупном промышленном центре (Омск), проведена оценка ее вклада в формирование потерь обще­ственного здоровья. Было установлено, что за анализируе­мый период (1991 — 1997 гг.) уровень детской смертности вырос более чем на 15% по таким классам болезней, как некоторые инфекционные и паразитарные болезни, ново­образования, отдельные состояния, возникающие в пери­натальном периоде, болезни нервной системы, болезни органов дыхания, врожденные аномалии, пороки разви­тия, деформации и хромосомные нарушения. В структуре

Детской смертности лидирующее положение на протяже­нии всего периода исследований занимали травмы и от­равления, некоторые состояния, возникающие в перина­тальном периоде, и врожденные аномалии, суммарный удельный вес которых колебался в пределах 60—70%.

Анализ взаимоотношений в системе комплексная на­грузка среды—смертность детского населения показал, что в возрастных группах до 1 года, 1—4 и 5—9 лет имела место прямая корреляционная зависимость слабой степе­ни выраженности, в возрастной группе 10—14 лет — сред­ней степени выраженности. Следовательно, наиболее чув­ствительной к КНС была возрастная группа 10—14 лет.

По большинству рассмотренных нами классов болез­ней (новообразования, болезни крови, кроветворных ор­ганов и отдельные нарушения, вовлекшие иммунный ме­ханизм, болезни нервной системы, болезни органов пи­щеварения, врожденные аномалии и пороки развития) по мере увеличения возраста отмечалось увеличение кор­реляционной зависимости в системе среда обитания— смертность детского населения.

Установленные причинно-следственные взаимоотно­шения в звеньях системы среда обитания — здоровье насе­ления и выявленные резервы здоровья обозначили пробле­му, характерную для крупного промышленного центра, — определение приоритетов политики в области охраны здо­ровья населения и среды обитания, стратегии развития крупного промышленного центра. Основная цель исследо­ваний в данном направлении заключается в гигиеническом обосновании критериев безопасности окружающей среды крупного промышленного центра для здоровья детского на­селения, для реализации которой необходимо планомерное исследование показателей комплексной нагрузки среды обитания и здоровья населения, их интегральная оценка, изучение причинно-следственных взаимоотношений в сис­теме здоровье населения—среда обитания и определение индикаторных показателей здоровья, отражающих уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оценка последствий негативного воздействия окружающей среды и других здоровьеобразующих факторов на форми­рование здоровья населения. Сегодня актуально стоит во­прос объективной оценки влияния факторов окружающей среды на формирование здоровья населения. Научно-тех­нический прогресс в сочетании с игнорированием объек­тивных гигиенических и экологических законов, опреде­ляющих существование жизни на Земле, — тупиковый путь развития человечества.

Во многом определяют состояние здоровья населения комплексное воздействие на организм человека химиче­ского фактора при различных путях поступления токсич­ных веществ в организм, комбинированное воздействие сложных химических смесей и факторов физической природы [4].Человек как биологический вид не приспо­соблен к данному типу воздействий, одним из серьезных проявлений которого является индуцированный мутаге­нез, способствующий накоплению в популяции мутаци­онного груза и проявляющийся в виде увеличения пери­натальной смертности, частоты врожденных аномалий и пороков развития, наследственных болезней, онкопатологии, инвалидности и смертности населения, снижени­ем продолжительности и качества жизни [3, 5].

Таким образом, актуальность исследований в системе среда обитания—здоровье населения не вызывает сомне­ний. Тяжелые патогенетические последствия загрязне­ния окружающей среды для здоровья как настоящего, так и будущего поколения диктуют необходимость реше­ния данной проблемы на государственном уровне, выра­ботки основных направлений региональной политики в области охраны здоровья населения и окружающей сре­ды, активного использования здоровьесберегающих тех­нологий, перехода от традиционной медицины к меди­цине окружающей среды, разумно сочетающей клиниче­скую и гигиеническую диагностику, переноса акцента в деятельности специалистов учреждений Госсанэпиднад­зора с факторов среды обитания на здоровье населения.

Литература

1. Антонов Ю. П., Заугольников С. Д., Мусийчук Ю. И.,
Нагорный С. В. // Гиг. и сан. — 1979. — № 9. -
С. 63-67.

2. Гильденскиольд С. Р., Кучма В. Р. // Материалы VIII
Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных
врачей. - СПб, 1996. - Т. I. - С. 119-121.

3. Гильденскиольд С. Р., Винокур И. Л. // Материалы IX
Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных
врачей. - СПб, 2001. - Т. 1. - С. 226-229.

4. Зайцева Н. В., Май И. В. // Социально-гигиениче­
ский мониторинг — практика применения и науч­
ное обеспечение. — СПб, 2000. — Т. 1. — С. 71—79.

5. Ингель Ф. И. // Материалы IX Всероссийского съез­
да гигиенистов и санитарных врачей. — СПб, 2001.
-Т. 1. - С. 256-261.

6. Колнет И. В. Изучение миграции и концентрирова­
ния тяжелых металлов в объектах окружающей сре­
ды. - М., 2000. - С. 281-286.

7. Региональные проблемы и управление здоровьем
населения России / Под ред. В. Д. Белякова. — М.,
1996. - Вып. 2.

8. Состояние окружающей природной среды Омской
области в 2000 г. //Доклад Комитета природных ре­
сурсов по Омской области. — Омск, 2001. — С. II-
1-II-13.

Поступила 13.03.02