ОПЫТ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Е. Н. Беляев, С. Г. Домнин, К. 77. Щербаков

Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, Москва

Приказом Минздрава России от 22.07.02 № 234 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы по ведению социально-гигиенического мониторинга" утвержден более совершенный перечень показателей II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ), дополненный данными о контаминации пищевых продуктов и данными о состоянии здоровья детей и подростков. В основу выбора показателей, характеризующих качество среды обитания человека, положен принцип унификации выбора химических веществ и представления информации. В настоящее время Федеральный информационный фонд (ФИФ) располагает данными о загрязнении атмосферного воздуха, питьевой воды и продуктов питания практически по всем субъектам Российской Федерации, что согласуется с международными требованиями к оценке среды обитания человека, рекомендуемые ВОЗ (схема 1).

Формирование ФИФ данных СГМ включает 3 уровня, на каждом из которых решаются свои задачи оценки влияния среды на здоровье человека (схема 2).

На федеральном уровне возможности ФИФ позволяют:

— ранжировать территории по отдельным показателям химического загрязнения среды, а также по группам загрязнителей с учетом направленности их действия на организм человека с онкологической заболеваемостью взрослых и детей (рис. 1);

Составлять списки приоритетных химических загрязнителей атмосферного воздуха и питьевой воды;

— осуществлять методическое обеспечение вопросов ведения СГМ.

Рис. 2. Частотное распределение приоритетных загрязнителей на территориях Российской Федерации (от 2 до 5 ПДК).

А — 2000 г., Б — 1999 г. / — диоксид азота, 2 — Оксид углерода, 3 — Взвешенные вещества, 4 — Формальдегид, 5 — Аммиак, 6 — Фенол, 7 — сероводород, 8 — Диоксид серы, 9 — свинец, 10 — хлористый водород, // — ксилол, 12 — Бензол, 13 — 3,4-бензпирен, 14— Толуол.


Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территориях, где загрязнение окружающей среды может приводить к негативным последствиям для здоровья. Особого внимания заслуживают вопросы выявления особо опасных очагов загрязнения, динамики загрязнения и химического состава загрязняющих веществ (рис. 2).

Для разработки стратегии обеспечения санэпидблагополучия населения, направленной на эффективную защиту общественного здоровья, необходимо более рациональное функционирование ФИФ на федеральном уровне, представляющего собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания.

Как показывает опыт ведения II этапа СГМ, наибольшая информация сосредоточена в базах Центров Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) на уровне муниципальных образований. Анализ сбора данных показал, что принципы и критерии заполнения базы данных освоены на уровне большинства субъектов России. За последнее десятилетие в ряде крупных городов, в основном промышленных центров, успешно развиваются исследования по влиянию качества среды на здоровье населения. Наиболее хорошо организована работа в этом направлении в Красноярском крае, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Свердловской и других областях, Москве, Санкт-Петербурге. Показательно, что деятельность ЦГСЭН в вышеперечисленных субъектах характеризуют некоторые общие черты:

— оснащенность современными техническими средствами и подготовленными кадрами;

— — создание баз данных, включающих многолетние наблюдения по широкому спектру показателей, часто в значительной степени превышающих требования, предъявляемые к перечню показателей II этапа СГМ;

— направленность на выявление специфических региональных особенностей загрязнения среды обитания человека.

В последние годы значительно расширен объем исследований в области СГМ различного уровня. Так, новые научные и организационные подходы при формировании системы СГМ на региональном уровне были использованы в Свердловской области в ходе исследований на 40 административных территориях. Разработана система выявления критических отклонений с использованием принципа обратной связи в системе окружающая среда — здоровье населения, примененная для ведения системы СГМ детского населения на местном уровне. Важнейшие методические вопросы для ранжирования территорий по остроте проблемных ситуаций решены при организации системы СГМ в Туле. Разработаны концепция и методы эколого-гигиенической оценки нагрузки вредных факторов на население различных территорий.

В ходе проведенных исследований подробно изучены вопросы организации СГМ. Обоснована методология оценки риска здоровью, связанного с загрязнением окружающей среды. Разработаны научные основы системы СГМ для обеспечения гигиенической безопасности населения (на примере Воронежской области) для регионального уровня управления санэпидблагополучием населения. Разработана методология СГМ, ориентированная на установление зависимости здоровья населения от техногенного загрязнения окружающей среды на базе поэтапной реализации нескольких взаимодополняющих методических подходов, направленных на ранжирование и выявление приоритетных факторов риска (с особым вниманием к техногенным загрязнителям среды обитания) и территорий наихудшего популяционного здоровья, прогнозирование рисков для здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды, установление связи фактических нарушений здоровья населения с загрязнением, типичным для территорий индустриальных регионов России.

Пермским научно-исследовательским клиническим институтом детской экопатологии разработана региональная структурно-функциональная модель обеспечения гигиенической безопасности населения, которая предполагает в конечном итоге формирование рекомендации для системы СГМ. Показано, что экономический ущерб здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния крупных транспортных магистралей с интенсивным движением автотранспорта в одном из районов Ростова-на-Дону за 1,5 года составил 49 млн. рублей.

Проведенный анализ данных СГМ показал, что существует возможность установления связи между загрязнением среды обитания химическими веществами различной направленности действия на организм человека и показателями заболеваемости населения. Так, в 10 субъектах России можно определить связь между онкологической заболеваемостью, превышающей средние показатели по Российской Федерации в целом, и загрязнением атмосферного воздуха канцерогенными веществами на уровнях, превышающих нормативные более чем в 5 раз. Выявляется также связь между заболеваемостью врожденными пороками развития у детей и загрязнением среды обитания веществами, влияющими на репродуктивную функцию.

Практически по всем отраслям промышленности в качестве приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха указываются диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества, сернистый диоксид, свинец и др. Источниками наибольшего количества загрязнителей атмосферного воздуха являются прежде всего химическая и нефтехимическая промышленность. В составе загрязнителей превалируют вещества, обладающие канцерогенным, гепатотоксическим и нефротоксическим свойствами, а также влияющие на репродуктивную функцию и иммунную систему (формальдегид, бензол, толуол, свинец). Важнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт (свинец, формальдегид, 3,4-бензпирен, бензол, толуол).

Одним из важнейших направлений совершенствования Госсанэпиднадзора (ГСЭН) является развитие форм и методов управления на основе внедрения в учреждениях госсанэпидслужбы (ГСЭС) комплексных решений, базирующихся на достижениях новых информационно-коммуникационных технологий. Необходимым элементом современной системы управления является постоянно совершенствуемая и внедряемая по всей вертикали информационная инфраструктура ГСЭС России.

В настоящее время целью дальнейшего развития информационной инфраструктуры ГСЭС России является повсеместное внедрение системы СГМ, а также других современных форм и методов ГСЭН, обеспечение широкого доступа к информации по вопросам обеспечения санэпидблагополучия населения страны. При этом разработка информационной инфраструктуры осуществляется исходя из принципов системности, развития (открытости), совместимости и унификации.

Информационная инфраструктура ГСЭС России предназначена для поддержки принятия управленческих решений на базе комплексной автоматизации процедур сбора, хранения и обработки информации на различных уровнях управления. Учитывая, что ключевым звеном в системе принятия управленческих решений по вертикали является федеральный уровень, главным элементом информационной инфраструктуры на федеральном уровне должен стать ситуационный центр.

В программно-техническом плане ситуационный центр — это комплекс оборудования в составе нескольких АРМ пользователя с расширенными правами доступа, оснащенных средствами вывода информации на большой экран (интерактивные видеоэкран, видеостена и т. п.), средствами оперативной аудио - и видеоконференцсвязи. Комплекс должен позволять одновременное отображение различных групп данных, результатов анализа данных, включая оперативную информацию.

Создание ситуационного центра позволит реализовать ряд новых технологий в системе управления санитарно-эпидемиологической ситуацией, основными среди них являются:

— информационная поддержка междисциплинарного и комплексного решения ситуационных задач в постоянном режиме;

— решение ситуационных задач в оперативном режиме включая чрезвычайные ситуации;

— поддержка технологий коллегиальных экспертных оценок данных;

— проведение телеконференции в режиме оп-1ше;

— использование ресурсов информационной инфраструктуры ГСЭС России для работы с прессой и населением посредством организации и ведения Интернет-портала;

— обеспечение технической возможности взаимодействия с ситуационными центрами различных министерств и ведомств.

Рис. 3. Схема информационных потоков формирования ФИФ.

А — Федеральный уровень. Б— Уровень субъекта Российской Федерации, В — Муниципальный уровень; А — Персональные компьютеры, имеющие доступ к выходным формам СГМ с федерального уровня, Б — Сервер без данных ФИФ, В — Сервер без данных СГМ уровня субъекта Российской Федерации, Г — Сервер безданных СГМ районного уровня; 7 — передача базы данных СГМ уровня субъекта через прямое 1Р-соединение к серверу ФИФ, 2 — Передача базы данных СГМ уровня субъекта через обменный файл, 3 — Передача базы данных СГМ районного уровня через прямое 1Р-соединение к серверу ФИФ или серверу СГМ уровня субъекта, 4 — Передача базы данных СГМ районного уровня субъекта через обменный файл; /— выходные формы через Web-интерфейс, II Коммутируемый или выделенный канал.


Иллюстрацией вышесказанного может служить схема формирования ФИФ данных СГМ (рис. 3).

В соответствии с полученными из регионов данными в сравнении с данными за 1999 г. был проведен анализ динамики изменения химического загрязнения атмосферного воздуха по приоритетным химическим веществам, уровни которых превышали нормативы.

В то же время имеющаяся в базе данных показателей СГМ информация позволяет выявить наиболее приоритетные цели для отдельных субъектов Российской Федерации.

Как показывает анализ представленных данных, питьевая вода загрязняется преимущественно химическими веществами 2, 3 и 4-го класса опасности. В список этих веществ входит в первую очередь железо, далее марганец, нитраты, хлориды, фториды, алюминий, сульфаты, бор, т. е. вещества как природного происхождения, так и реагенты, поступающие в воду в процессе водоподготовки и водопотребления.

Безусловно, данные, получаемые на федеральном уровне должны быть использованы по всей вертикали управления ГСЭС, так как они позволяют выявить приоритеты для большинства регионов на уровне административно-территориальных единиц субъектов, экономических районов, административных округов и России в целом, увидеть масштабы проблем, связанных с неблагоприятным влиянием факторов среды обитания на здоровье.

В настоящее время Федеральным центром ГСЭН сформирована выходная форма показателей СГМ с федерального уровня за 1996—2001 гг., доступ к которому через пароль получили все субъекты России. В результате можно воспользоваться информационной частью системы и увидеть все ее проблемы, ошибки и неточности, допущенные ЦГСЭН при формировании данных. Через сеть Интернет она открыта также научно-исследовательским институтам, вузам и учреждениям других ведомств.

По внедрению технологии стандартизации передачи данных сделан первый серьезный шаг. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.01.01 № 17 утвержден отраслевой стандарт "Спецификация файла данных государственного статистического наблюдения и формализованных показателей социально-гигиенического мониторинга для обмена информацией с помощью электронных (машинных) носителей и в системах информационных коммуникаций". Этот стандарт позволяет упорядочить передачу данных статистического наблюдения, являющегося на сегодня одним из основных источников достоверных данных о состоянии здоровья населения и факторах среды обитания. В дальнейшем это позволит формировать интегрированные базы из любых отчетных форм без дополнительных процедур конвертации, совмещать и группировать данные при их анализе, защищать информацию от несанкционированного перехвата, экономить информационные трафики, осуществлять межведомственный обмен информацией. Кроме того, в ближайшее время стандартные требования должны быть разработаны и для структуры баз данных в целях обеспечения надежности их хранения.

Сейчас читают