Яковлев Д.
ГОАУ Кировский экономико-правовой лицей
Цель исследовательской работы: исследовать некоторые популярные лотереи, проводящиеся в России, рассчитать вероятность выигрыша в каждой и сделать вывод, на самом ли деле вероятность выиграть в лотерею так же велика, как утверждают организаторы, и стоит ли вообще играть в лотереи.
Результаты исследования: после проведения исследования оказалось, что вероятность выиграть крупную сумму очень мала. Для уменьшения вероятности организаторы создают различные правила, в подробности которых участники обычно не вдаются. А эти правила как раз и позволяют снизить процент выигравших в лотерее.
Таким образом, лотереи являются совсем не развлечением, а лишь способом заработать деньги на людях, зависимых от азарта, что подтверждается как историческими фактами, так и данными проведенного исследования. Этой темой я заинтересовался, когда в России появилась лотерея «ГосЛото», где обещали, что каждый 7 билет будет выигрышным. Конечно, человек должен понимать, что на самом деле шансы намного меньше. Поэтому я решил рассчитать вероятность выигрыша в нескольких известных лотереях, которые проводятся в России на данный момент.
Для этого мне требуется выполнить следующие задачи:
1) выбрать наиболее популярные лотереи, которые проводятся в России на данный момент;
2) изучить разделы комбинаторики и найти формулы для нахождения вероятности выигрыша в исследуемых лотереях;
3) сравнить полученные результаты и выявить наиболее и наименее выигрышные лотереи;
4) сделать выводы о том, стоит ли играть в лотерею с целью получения некой прибыли;
5) провести наглядный опыт, организовав лотерею в коллективе.
Объект исследования – общероссийские лотереи. Предмет исследования – оценка вероятность выигрыша в лотереях. Методы исследования: 1) изучение материала; 2) математический анализ; 3) обобщение и систематизация полученных результатов; 4) сравнение результатов.
Чтобы решить данные задачи, мы исследовали необходимую литературу и нашли формулы для расчета вероятности выигрыша [2,3,4,5,6,7]. С помощью них определили, какие шансы получить приз для каждой лотереи имеет человек в отдельности. По окончании опыта, проанализировав полученные результаты и дополнительную литературу, сделали следующие выводы:
1. Вероятность выиграть максимальную сумму в лотерее очень мала и колеблется в промежутке от 0,000003% до 0,14%.
2. Чем выше вероятность выигрыша, тем меньше сумма выигрыша. Причем в отдельной лотерее, при повышении вероятности угадать меньшее количество номеров, сумма выигрыша уменьшается обратно пропорционально.
3. Пусть правила лотерей сильно отличаются, но можно заметить, что суммы выигрыша обратно пропорциональны вероятности выигрыша в лотерее, поэтому в среднем выигрыш в каждой лотерее будет примерно одинаковым с учетом вероятности.
4. Для того чтобы снизить вероятность выигрыша или уменьшить сумму выигрыша, организаторы лотерей придумывают различные дополнения к правилам. Например, очень крупный выигрыш разыгрывается не каждый раз, а через определенные промежутки времени, иногда выигрыш делят на количество победителей поровну, также выигрыш может уменьшаться в зависимости от времени, то есть первый выигрышный билет получает максимальный приз, а далее с увеличением количества билетов сумма приза уменьшается. Организаторы могут ограничить тираж, рассчитывая, в каком случае вероятность будет минимальной.
Шансы выиграть крупную сумму очень малы, но это может понять лишь эрудированный человек. Поэтому организаторы в первую очередь используют психологический подход к тем людям, которые зависят от азартных игр, и таким образом зарабатывают на них деньги. Всё это говорит о том, что лотереи являются совсем не развлечением, а лишь способом заработать деньги, играя на слабости людей к азарту, что подтверждается как историческими фактами, так и данными проведенного исследования. [2,4,5,6,7]
Список литературы
1. Виленкин Н. Я. Комбинаторика, М.: Наука, 1975.— 208 с.
2. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике, М.: Высшая школа 1979. — 400 с.
3. Мордкович А. Г., Семенов П. В. Алгебра и начала анализа. 11 класс, М.: Мнемозина, 2007. — 287 с.