Курсовая работа
Макиавеллизм и профессиональное выгорание у сотрудников уголовно – исполнительной системы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы макиавеллизма и профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
1.1 Понятие макиавеллизма в психологии…………………………………............6
1.2 Проблема профессионального выгорания у работников социальных профессий…………………………………………………………………….....10
1.3 Специфика деятельности сотрудников уголовно – исполнительной системы……………………………………………………………………….....18
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование проблемы макиавеллизма и профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
2.1 Организация эмпирического исследования…………………………………..22
2.2 Результаты и их обсуждение ……………………………….…………………24
2.3 Психологическая профилактика профессионального выгорания сотрудников уголовно – исполнительной системы……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
В наше время понятие «макиавеллизм» часто используется в гуманитарных науках. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, но достаточно редко используется в отечественной психологии.
Исследование макиавеллизма как психологического понятия представляет большой интерес. Актуальность изучения cклонности к макиавеллизму и особенностей отношения к другому человеку у специалистов работающих в уголовно-исполнительной системе обусловлена в первую очередь социальным запросом, а именно, социальным одобрением манипулятивного поведения, нарастанием агрессивных тенденций в обществе, жесткой конкуренцией в профессиональной среде, ростом лидерских тенденций.
Макиавеллизм изучался многими западными психологами (Ames, Kidd, 1979; Blumstein, 1973; Braginsky, 1970; Cherulnik, 1981; Domelsmith, Dietch, 1978; Greis, 1978; Kraut, 1976; Shepperd, 1997; Sparks, 1994; Wilson, 1996; и др.). В отечественной психологии данной проблемой занимались В. В. Знаков (1992, 2000, 2005), Б. Г. Мещеряков, А. В. Некрасова (2005), С. В. Быков (2007), В. А. Марченко (2007) и др.
В данной курсовой работе мы возьмем за основу исследование проведенное Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым в ходе которого было выявлено, что макиавеллизм может приводить к профессиональной (манипулятивной) деформации людей которые часто и успешно используют манипуляции в своей профессиональной деятельности.
Макиавеллизм является одним из немаловажных факторов влияющих на профессиональную деформацию сотрудников уголовно – исполнительной системы так как данная профессия предполагает работу с людьми, в особенности с различными категориями осужденных. Это привносит в межличностные отношения данных сотрудников определенную специфику.
В нашем исследовании мы касаемся одного аспекта данной проблемы, который считаем мало изученным. Это взаимосвязь макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Объект исследования: макиавеллизм; и профессиональное выгорание.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Гипотеза: у сотрудников уголовно - исполнительной системы существует прямая взаимосвязь между уровнем макиавеллизма и профессиональным выгоранием.
Задачи:
1. Осуществить теоретический обзор психологической литературы по проблеме макиавеллизма и профессионального выгорания сотрудников службы исполнения наказаний, с целью выявления подходов к определению макиавеллизма и его влияния на эмоциональное благополучие личности.
2. Определить уровень выраженности макиавеллизма у сотрудников уголовно-исполнительной системы
3. Оценить степень профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
4. Провести корреляционный анализ связи макиавеллизма и психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
5. На основе проведенного исследования разработать рекомендации по профилактике психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Исследование проводилось в г. Кирове в Федеральном бюджетном учреждении межрайонной - уголовно - исполнительной Инспекции №1 по Кировской области в марте 2011 года. В исследовании приняли участие 24 сотрудника в возрасте от 35 до 42 лет, в том числе 6 мужчин и 18 женщин.
Методы сбора и обработки данных: опросник «Мак-шкала-IV» в адаптации В. В. Знакова, опросник психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла и И. Г. Сенина. Статистический анализ проводился с помощью программы SPSS 15 (демоверсия), использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и практических рекомендаций.
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы макиавеллизма и профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
1.1 Понятие макиавеллизма в психологии
Макиавеллизм является одним из понятий, характеризующих отношение к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.
Своим происхождением макиавеллизм обязан учению итальянского мыслителя и государственного деятеля флорентийца Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527), но далеко не тождественен его учению. Известно, что в богатом, ярком, многогранном, но не систематизированном должным образом учении Макиавелли, содержатся положения, которые в последующие четыре с половиной века получили противоречивую интерпретацию. В психологии понятие «макиавеллизм» стали применять американские психологи Р. Кристи и Ф. Гейз, разработавшие специальную «Шкалу макиавеллизма»[16]
Смысл понятия макиавеллизм заключается в трех ключевых психологических составляющих (факторах)[16]:
1. Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога .
2. Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.
3. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.
Стоит отметить, что в дальнейшем классическая трех факторная схема и методика её диагностики Кристи Р. и Ф. Гейз были проанализированы и к ним высказаны некоторые возражения. Например, Хантер и др. по результатам на различных выборках обнаружили, что в феномен макиавеллизма включено не три, а четыре фактора: лживость, лесть, неверие в мораль и вера в то, что люди изначально лживы и порочны .
Основоположником изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологии следует считать В.В. Знакова. По его мнению, макиавеллист это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения». В. В. Знаков первый перевел и апробировал наиболее распространенную методику диагностики макиавеллизма MACH IV[14].
Макиавеллизм как особенность личности изучалась многими западными психологами (Ames, Kidd, 1979; Blumstein, 1973; Braginsky, 1970; Cherulnik, 1981; Domelsmith, Dietch, 1978; Greis, 1978; Kraut, 1976; Shepperd, 1997; Sparks, 1994; Wilson, 1996; и др.). Стал изучаться макиавеллизм и отечествеными учеными (В. В. Знаков, 1992, 2000, 2005; Б. Г. Мещеряков, А. В. Некрасова, 2005; С. В. Быков, 2007; В. А. Марченко, 2007; и др.).
Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) обращают внимание на то, что в тех случаях, когда в силу частого профессионального его употребления, хорошего владения им и соответственно постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение за единственно возможное, единственно правильное, а людей принимать исключительно за марионеток, фигур в его манипуляциях, может произойти «манипулятивная деформация личности. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна…» [16].
В настоящее время проблемы межличностного взаимовлияния, в том числе в сфере профессиональной деятельности входят в число приоритетных проблем отечественной психологической науки входят проблемы межличностного взаимовлияния, в том числе в сфере профессиональной деятельности (С.Л. Братченко, 1997; Р. Гарифуллин, 2006; Е.Л. Доценко, 2003; Е.Б. Михайлюк, 2003; Е.В. Сидоренко, 2003; П.С.Таранов, 2004; В.К. Тарасов, 2006; В. Б. Шапарь, 2007; В. П. Шейнов, 2007; и др.). Особый акцент в исследованиях данного направления делается на манипуляции, психологический смысл которой заключается в скрытом управлении личностными структурами другого человека с целью получение выгоды для себя. Научную и особенно практическую ценность представляют характеристики манипуляторов различных сфер профессиональной деятельности одной из которых является уголовно-исполнительная система.
Р. Кристи и Ф. Гейз в первой психологической работе, посвященной проблеме макиавеллизма, предположили, что одной из ключевых характеристик макиавеллистов является их склонность с пренебрежением относиться к конвенциональной морали [по: 15]. Дальнейшие исследования позволили подтвердить и уточнить это предположение. Работа велась в нескольких направлениях, для каждого из которых характерна установка на поиск связи между макиавеллизмом и социально неодобряемыми поведением и чертами личности.
Одно из направлений исследований, раскрывавших предположение о склонности макиавеллистов игнорировать этические нормы, связано с изучением связи макиавеллизма и лживости. Исследования Ф. Гейз и Т. Мун, проведенные в 1981 г. [по: 12], работа В. В. Знакова 1999 г. [14] и диссертационное исследование А. К. Акименко 2008 г. [по: 18] показывают, что макиавеллисты более склонны лгать, чем немакиавеллисты. При этом было обнаружено, что макиавеллисты вызывают доверие, а их ложь обычно выглядит правдоподобной.
Исследования поведения макиавеллистов в деловой сфере, проведенные А. Сингхапакди, демонстрируют, что макиавеллисты ведут себя в соответствии с корпоративными ценностями, только если в организации существует этический кодекс [по: 12]. Американские ученые Р. Джиакалоне и С. Кноузе [Там же], изучая поведение макиавеллистов на рабочем месте, пришли к выводу, что макиавеллизм положительно связан с коррупцией.
Еще одно направление исследований социально неодобряемого поведения макиавеллистов касается связи макиавеллизма и склонности к манипулированию. В работе методика исследования макиавеллизма личности В. В. Знаков определяет макиавеллизм как «склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими» [14]. Автор объясняет это поведение установкой на объектное отношение к другим людям. В. В. Знаков пишет: «...макиавеллист... манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Манипулирование другими людьми, по его мнению, соответствует природе человека, и поэтому он не видит в этом ничего зазорного. Просто наиболее эффективный способ достижения своих целей использовать для этого других людей» [14].
В данном разделе мы провели обзор основных западных и отечественных подходов к пониманию макиавеллизма. В нашем исследовании мы будем брать за основу исследование Ю. С. Крижанской и В. П. Третьякова в ходе которого было выявлено, что макиавеллизм может приводить к профессиональной (манипулятивной) деформации у тех людей, которые часто и успешно используют манипуляции в своей профессиональной деятельности.
1.2 Проблема профессионального выгорания у работников социальных профессий
Взаимодействие человека с миром профессий определяет его биографию, придает его жизни личностный смысл, позволяет реализовать себя. Направление этого взаимодействия определяет профессиональное развитие человека. Развертывается данное взаимодействие во времени и в профессионально-образовательном пространстве путем преодоления социально - профессиональных (внешних) и психологических (внутренних) барьеров профессионального развития. Успех этого процесса зависит от развивающего потенциала человека. Смыслообразующим понятием, характеризующим взаимодествие человека с профессией является родовое понятие «профессия». Профессия это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Профессия объединяет группу людей, которые занимаются однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. Определение человеком своего места в мире профессий, осознанный выбор профессий и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности отражается в понятии «профессиональное самоопределение». Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е. А. Климова о том, что «выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [по: 20]. У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и оценках своих возможностей, ориентация в социально – экономической ситуации, представление о запасных вариантах выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению. Можно утверждать, что профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей жизни человека. Выбор профессии человек осуществляет исходя из своих особенностей и возможностей, а также требований профессиональной деятельности и социально – экономических условий. Взаимосвязь человека с миром профессий долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Происходило исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию. Это было обусловлено стремлением повысить результативность труда человека, сделать его надежным, безопасным, созидательным. Исследовались также факторы, негативно сказывающиеся на профессиональном развитии: неблагоприятная социально – психологическая ситуация, низкая организационная культура труда, отсутствие адекватной социально – профессиональной мотивации содержания труда, недостаточный уровень развития способностей, профессионально – важных качеств, психофизиологических свойств и др. Наряду с этим профессиональное развитие может сопровождаться периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией личности. Неправильное профессиональное развитие, возникновение в результате выполнения профессиональной деятельности негативных качеств, меняющих профиль личности освещены в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Л. Н. Корнеевой и др. Исследователи отмечают, что «под влиянием условий труда, индивидуально типологических особенностей работников, их возраста развиваются профессионально нежелательные качества, которые отрицательно сказываются на продуктивности профессиональной деятельности» [20]. Профессиональное развитие может сопровождаться также возникновением профессиональных деструкций, которые отрицательно сказываются на динамике развития, искажают профиль личности, изменяют траекторию профессиональной жизни человека. Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с воздействие разнообразных стрессогенных факторов, которые проявляются в работе любой организации. Часто сам сотрудник не осознает симптомов выгорания. Первыми начинают замечать его коллеги по работе [7]. Синдром выгорания проявляется как комбинация организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Среди личностных факторов можно выделить ответственность, желание сотрудничать, добросовестность, нацеленность на успех. Большая рабочая нагрузка может приводить к снижению продуктивности работы, не желанию развивать свои профессиональные качества. У таких сотрудников резко падает продуктивность труда. Показатели продуктивности работы таких сотрудников начинают выделяться среди показателей работы всего персонала. Таких сотрудников можно отличить по следующим личностным особенностям. Они становятся циниками, негативистами и пессимистами. Выгорание является специфической особенностью «помогающих профессий». У данной категории людей часто возникают ситуации с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения. Это требует от специалиста личностного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. В настоящее время профессиональное выгорание изучается достаточно широко. Впервые термин – burnout (профессиональное сгорание) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано тысячи статей по «профессио-нальному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «профессиональному сгоранию», было незначительно. К ним относились учителя, медработники, социальные педагоги, врачи и др. Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска. Эту группу составили – прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней. С. Маслач (1981) – одна из ведущих специалистов по исследованию «профессионального сгорания» детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане недостаток чувства профессионального мастерства. Е. Махер (1983) в своем обзоре обобщает перечень симптомов «профессионального сгорания»[8]:
1) усталость, утомление, истощение;
2) психосоматические недомогания;
3) бессонница;
4) негативное отношение к клиентам;
5) скудность репертуара рабочих действий;
6) злоупотребление химическими агентами: табаком, алкоголем, наркотиками;
7) отсутствие аппетита или, наоборот переедание;
8) негативная «Я – концепция»;
9) агрессивные чувства - раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев;
10) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатии, депрессия, чувство бессмысленности;
11) переживание чувства вины.
Х. Кюйнарпуу называет последние три симптома «разрушающими», а остальные их следствиями. Термин «burnout» К. Кондо кратко определяет как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время, помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии. Это приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию). В результате появляется беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно - кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных, (т. е. необязательно характеризующихся тесным контактом с клиентом) факторов в факторы профессионального сгорания значительно расширил круг соответствующих профессий. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию. Наиболее заметные профессиональные деструкции в сфере «человек – человек». Психологическими детерминантами развития профессионально обусловленных деструкций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления и профессиональная дезадаптация. Нарушая психическое равновесие личности, вызывая сильнейший психологический дискомфорт, они порождают разбалансированность в структуре субъекта деятельности, что приводит к снижению его продуктивности деятельности. Преодоление психологических дисфункций критических явлений профессионального развития осуществляется как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Неосознаваемое преодоление психологического дискомфорта обеспечивается механизмом психологической защиты, а сознательное преодоление опирается на стратегии совладающего, преодолевающего поведения личности. Развитие профессионально обусловленных деструктов зависит от активности личности и степени осознаваемости проблем профессионального развития. Осуществляя пассивную стратегию поведения в критических ситуациях, игнорируя противоречия профессионального развития, человек выбирает деструктивный вариант профессионализации, приводящий к негативным личностным новообразованиям. В связи с этим большое значение приобретает разработка конструктивных стратегий преодоления кризисных состояний и профессиональных неудач. Анализ конкретных исследований синдрома «профессионального выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов [24].
Так, в частности, Н. Е. Водопьянова и Е. Старченкова отмечают, что синдром выгорания непосредственно связан с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Таким образом, среди факторов синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек-человек» предлагается выделять: индивидуальные и организационные факторы; предложенные Н. Е Водопьяновой и Е.Старченковой социально - психологические, личностные и профессиональные факторы[7]. К личностным факторам риска выгорания относятся:
- склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптиро-ванность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.);
- реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляю-щаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоцио-нальное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т.п.);
- жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки.
К профессионально – организационным факторам риска выгорания в зарубежной психологии относят те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса. В качестве основной причины выгорания исследователи называют продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения. Характеризуя индивидуальные факторы, вызывающие выгорание в отечественной психологии В. Е. Орел [22] в отдельную группу выделяет социально-демографические, влияние которых на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии. Так, в частности, он указывает на то, что из всех социально – демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. Специфика влияния возраста на эффект выгорания также неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений. Взаимоотношения между полом и выгоранием не так неоднозначны. В ряде исследований было отмечено, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию. Также важным фактором, взаимодействующим с выгоранием, является степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций. Исследования синдрома профессионального выгорания позволили выделить такие факторы, вызывающие выгорание, как социально-психологические, профессиональные и личностные, причем последним в психологии уделяется достаточно важное внимание. Исследования особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием является важной областью изучения данного феномена, т.к. ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с социальными характеристиками, но и с факторами рабочей среды. Нами были рассмотрены точки зрения как отечественных, так и зарубежных психологов на проблему профессионального выгорания. Данная проблема имеет место в профессиях разного типа. Синдром профессионального выгорания обусловлен совокупностью факторов, влияющих на личность человека в ходе профессиональной деятельности.
1.3 Специфика деятельности сотрудников уголовно – исполнительной системы
Существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС).
Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей – охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психологов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении [17]. Как известно, психологическая напряженность усиливается, психологические проблемы обостряются в экстремальной ситуации работы с заключенными.
Парадоксально, но исследований, посвященных проблемам заключенных гораздо больше, чем исследований, посвященных категории, ответственной за этих заключенных. Криминальная психология более развитая отрасль науки, чем пенитенциарная психология, хотя деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах и требует глубокого и разностороннего исследования [17]. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремальными. Они создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в экстремальных условиях [1].
Проблема заключается в том, что специфика деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, в том числе и необходимость, вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдаются деструктивные изменения личности. Данные изменения могут негативно влиять на деловое общение работника, на отношения в семье, с родными, друзьями. Но профессиональные деструкции не обязательно негативно сказываются на выполнении трудовых обязанностей. Навыки, приобретенные в процессе работы, бывают очень полезны, особенно в экстремальных условиях, которыми изобилует работа в исправительном учреждении. Опасными становятся лишь неконтролируемые, достаточно существенные изменения.
Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Они испытывают депривацию от экстремальных условий своей деятельности. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют захваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д. [1].
Однако в большинстве исследований отмечаются сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная [9]. Один из основных факторов – скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще – условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики – только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка» [6].
Теперь следует рассмотреть основные экстремальные факторы условий профессии сотрудников УИС [17].
Первый экстремальный фактор – контингент осужденных. Среди осужденных к лишению свободы удельный вес лиц с психическими аномалиями составляет 20 – 25% (без учета наркоманов, алкоголиков и токсикоманов). Их количество увеличивается в прямом соотношении с возрастанием суровости режима исправительно-трудового учреждения, в котором они отбывают наказание. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправительно-трудовой колонии (ИТК) и концентрации в ней рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «накопление» осужденных с высокой криминогенной опасностью. Особое место занимает категория осужденных, отбывающих долгосрочное наказание в условиях строгого режима, а также пожизненно заключенные. Условия содержания этой категории осужденных включают в себя помимо строгого режима содержания еще и специфические уставные формы общения администрации и охраны с заключенными. Эти формы общения постепенно формируют у сотрудников УИС особый тип поведения, что нередко влияет и на личность .
Второй экстремальный фактор – изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы . Территория их жизнедеятельности ограничена колонией и часто поселком, в котором они проживают. Особые проблемы вызывает оперативная обстановка именно в лесных, относительно изолированных исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Количество особо учитываемых преступлений и побегов в них почти в три раза выше, чем в территориальных ИТК. Изоляция условий профессиональной деятельности приводит к тому, что в учреждениях УИС у персонала отмечаются: физическая и психическая усталость; профессиональная некомпетентность; запрещенные связи с осужденными и другие нарушения трудовой дисциплины.
Третий экстремальный фактор – низкая престижность профессии, клеймо сатрапа. Деморализация возникает также из-за традиционно негативного отношения к «тюремщикам» со стороны как населения, так и средств массовой информации. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них . Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.
Экстремальные условия профессии требуют обсуждения специфики психологических требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование проблемы макиавеллизма и профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
2.1 Организация эмпирического исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Объект исследования: макиавеллизм; и профессиональное выгорание.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Гипотеза: у сотрудников уголовно - исполнительной системы существует прямая взаимосвязь между уровнем макиавеллизма и профессиональным выгоранием.
Задачи:.
1. Определить уровень выраженности макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно-исполнительной системы
2. Оценить степень профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
3. Провести корреляционный анализ связи макиавеллизма и психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
4. Разработать рекомендации на основе проведенного исследования по профилактике психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Исследование проводилось в г. Кирове в Федеральном бюджетном учреждении межрайонной - уголовно - исполнительной инспекции №1 по Кировской области в марте 2011 года. В исследовании приняли участие 24 сотрудника в возрасте от 35 до 42 лет, в том числе 6 мужчин и 18 женщин.
В исследовании были использованы следующие методики: Опросник «Мак-шкала-IV» в адаптации Знакова В. В.; опросник психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла и И. Г. Сенина.
Опросник «Мак-шкала-IV» в адаптации Знакова В. В., направленный на изучение уровня макиавеллизма. Данный опросник состоит из 20 утверждений. Перед заполнением опросника испытуемому дается следующая инструкция: «Перед Вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, Вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочитайте все высказывания. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым мнением». Испытуемый должен выразить меру своего согласия или несогласия с каждым утверждением по семибальной шкале в соответствии с инструкцией ответ «полностью согласен» участник кодирует числом 7, «согласен» – 6, «скорее согласен, чем не согласен» – 5, «затрудняюсь ответить» – 4, «скорее не согласен, чем согласен» - 3, «не согласен» – 2, «совершенно не согласен» – 1. При обработке оценки в половине пунктов шкалы инвертируются (в пунктах 3, 4, 6, 7, 9. 10, 11, 14. 16 и 17. производится обратный счет: если испытуемый поставил оценку 1, то ему приписывается 7, если 2, то 6 баллов и т.д.). После этого по всем 20-ти пунктам подсчитывается суммарный показатель макиавеллизма. Средний уровень макиавеллизма соответствует оценке в 70 баллов.
Опросник психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла и И. Г. Сенина направлен на изучение выраженности синдрома психического выгорания. Данный опросник состоит из 50 утверждений и включает в себя три основные шкалы: шкалу «Психоэмоционального истощения (ПИ)», шкалу «Деперсонализации (Д)», шкалу «Самооценки профессиональной эффективности (СПЭ)». Помимо этого методика предусматривает подсчет «Индекса психического выгорания (ИПВ)», который является суммой оценок по трем основным шкалам и отражает общий уровень выраженности синдрома психического выгорания. Перед началом тестирования, испытуемому дается следующая инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд утверждений касающихся чувств и мыслей, связанных с вашей работой. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам». Испытуемый должен выразить меру своего согласия по пятибалльной шкале от «абсолютного согласия» до «абсолютного не согласия». Полученные ответы кодируются в соответствии с ключом.
Обработка результатов: статистический анализ проводился с помощью программы SPSS 15 (демоверсия), использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Величина коэффициента лежит в интервале +1 и -1 и может быть положительной, или отрицательной характеризуя направленность связи между двумя признаками.
2.2 Результаты и их обсуждение
Нами была произведена обработка первичных данных по опроснику «Мак-шкала-IV» в адаптации Знакова В. В.и опроснику психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла и И. Г. Сенина. Макиавеллизм ярко выражен у большинства сотрудников УИС (63% респондентов имеют высокий уровень, 21% средний, 16% низкий (см. табл. 1)).
Таблица 1 Результаты исследования уровня макиавеллизма у сотрудников УИС, выявленного при помощи опросника «Мак-шкала-IV» в адаптации В. В. Знакова
Показатель |
Уровень выраженности % |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Макиавеллизм |
21 |
16 |
63 |
Примечание % – количество респондентов в процентном отношении ко всей выборке
|
Психическое выгорание ярко выражено 83% респондентов имеют высокий уровень. Деперсонализация как составляющая профессионального выгорания 92% респондентов имеют высокий уровень (см. табл. 2).
Таблица 2 Результаты исследования уровня профессионального выгорания у сотрудников УИС, выявленного при помощи опросника психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла и И. Г. Сенина
Название шкалы |
Уровень выраженности % |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Психоэмоциональное истощение (ПИ) |
16 |
30 |
54 |
Деперсонализация (Д) |
4 |
4 |
92 |
Самооценка профессиональной эффективности (СПЭ) |
25 |
67 |
8 |
Индекс психического выгорания (ИПВ) |
3 |
14 |
83 |
Чтобы понять, как соотносятся уровень макиавеллизма и профессионального выгорания, перейдем к рассмотрению их взаимосвязи.
Для проверки интересующих нас результатов мы провели статистический анализ в программе SPSS 15 c помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Гипотеза (Н1) состояла в том, что у сотрудников уголовно – исполнительной системы существует значимая прямая взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием. Результаты в табл.1
Таблица 3 Корреляционные связи показателей психического выгорания и уровня макиавеллизма у респондентов
|
Психоэмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Самооценка профессиональной деятельности |
Индекс психического выгорания |
Макиавеллизм |
Психоэмоциональное истощение |
1 |
,873** |
,506* |
,940** |
-,176 |
|
,000 |
,012 |
,000 |
,412 |
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
Деперсонализация |
,873** |
1 |
-,563** |
,941** |
,329* |
,000 |
|
,004 |
,000 |
,968 |
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
Самооценка профессиональной деятельности |
,506* |
-,563** |
1 |
-,733** |
-,070 |
,012 |
,004 |
|
,000 |
,744 |
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
Индекс психического выгорания |
,940** |
,941** |
-,733** |
1 |
,598** |
,000 |
,000 |
,000 |
|
,016 |
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
Макиавеллизм |
-,176 |
-,009 |
-,070 |
,598** |
1 |
,412 |
,968 |
,744 |
,016 |
|
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
Примечание: ** Уровень значимости < 0, 01 * Уровень значимости < 0, 05
|
В ходе корреляционного анализа были выявлены следующие значимые корреляции: деперсонализация и макиавеллизм (0,329*) и индекс ПВ и макиавеллизм (0,598**)
Вывод: результаты корреляционного анализа показали значимую корреляцию (0, 598) при уровне значимости < 0, 01. Подтвердилась гипотеза Н1.
В результате количественного и качественного анализа результатов исследования мы выявили, что, с определенной достоверностью, можно говорить о значимой прямой корреляционной связи уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием. Так как данная связь является прямой, это свидетельствует о том, что при повышении уровня макиавеллизма у сотрудников уголовно – исполнительной системы повышается и профессиональное выгорание. Также выявленные связи позволяют предположительно утверждать, что повышение уровня психического выгорания и, прежде всего, деперсонализации, ведет к повышению уровня выраженности макиавеллизма у сотрудников системы исполнений и наказаний.
Для сотрудника с высоким уровнем макиавеллизма характерными являются следующие черты: ум, хитрость, смелость, амбициозность, доминирование, настойчивость, эгоистичность. В коммуникативной сфере таких людей отмечается «синдромом эмоциональной холодности». Для них характерна некоторая социальная отстранённость. Они склонны иметь более частые, но менее глубокие контакты, не склонны к сочувствию. Общительны, но, в то же время, подозрительны или даже враждебны. При вступлении в контакт с другими часто держатся эмоционально отчужденно, обособленно, ориентированы скорее на проблему, а не на собеседника. В общении, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях более целеустремленны, конкурентоспособны и направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами. Для достижения поставленной цели склонны манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или нефизически агрессивными способами, такими, как лесть, обман, подкуп или запугивание. Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными: она может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения, снижения самооценки. Убеждены, что при общении с другими людьми ими можно манипулировать и обладают конкретными навыками манипуляции. Способны влиять на других людей, убеждать других, понимать их намерения и причины поступков, быть коммуникабельными и убедительными независимо от того, говорит собеседнику правду или лжёт. Способны скрывать свои истинные намерения. С помощью ложных отвлекающих маневров добиваются того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. Точны, и честны в восприятии и понимании себя и других. В коммуникативных ситуациях стараются выглядеть в глазах окружающих умными и неэгоистичными, часто используют лесть. Обладают большим умением и поведенческими навыками сокрытия таких недостатков личности, как лживость и ненадёжность. Все это приводит к развитию такой составляющей профессионального выгорания как деперсонализация связь макиавеллизма с которой составляет 0, 329 и свидетельствует о среднем уровне значимости данного показателя.
Сотрудники имеющие высокий уровень психического выгорания в межличностных контактах становятся раздражительными, чрезмерно чувствительными к воздействиям социальной среды. У них наблюдается неудовлетворенность работой, которой они занимаются. Когнитивные проявления выгорания на уровне межличностных контактов характеризуются циничным и негуманным восприятием осужденных. При этом формируется представление о себе как о непогрешимой и значимой личности и убежденность в собственной правоте. В профессиональной деятельности в целом, могут возникать аналогичные отрицательно окрашенные представления о своих коллегах и руководстве, формируется излишне критичное отношение к окружающим людям, что может привести к агрессивному поведению, направленному против коллег. Происходит потеря интереса к осужденным, возникает безразличие к их нуждам и нежелание решать их проблемы. Вследствие этого могут появляться меркантильные интересы, связанные с использованием осужденных в своих целях. Снижение интереса к осужденным переносится и на отношение к работе в целом, что связано с отсутствием желания работать, снижением роли духовных ценностей в профессии, низким уровнем морали, нежеланием брать на себя инициативу и ответственность в работе.
В связи с полученными в ходе проведения исследования данными необходимо разработать рекомендации по профилактике профессионального выгорания и предоставить их психологу для проведения работы с сотрудниками. Так как взаимосвязь между макиавеллизмом и профессиональным выгоранием прямая по направленности это свидетельствует о том, что работа по снижению одного из составляющей этой взаимосвязи может привести к автоматическому снижению другого. Работая над снижением и профилактикой уровня профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы можно добиться снижения уровня макиавеллизма. Для этого необходимо так же работать над развитием ценностно – смысловой сферы сотрудников, развивать ценностное отношение к личности преступника, что так же в свою очередь может приводить к снижению профессионального выгорания
2.3 Психологическая профилактика профессионального выгорания сотрудников уголовно – исполнительной системы
Психологическая профилактика профессионального выгорания подразумевает превентивную деятельность, направленную на предотвращение проявлений рассматриваемого явления. Субъектами психологической работы выступают практические психологи УИС. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования и коррекции, проведения психотренировок и социально-психологических тренингов, а также путем проведения лекций-бесед с личным составом о предпосылках, сущности и последствиях профессионального выгорания; психологической поддержки семей сотрудников; стимулирования личностного роста сотрудников; обучения приемам и методам психической саморегуляции. При этом реализация индивидуальных психопрофилактических мероприятий, в частности, должна основываться на методах психологической диагностики как информационной подсистеме, позволяющей получать достоверные сведения о степени профессионального выгорания личности конкретного сотрудника.
Отдельным аспектом в системе предупреждения профессионального выгорания личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессионального выгорания у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам УИС необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение профессионального выгорания.
В ходе психологического консультирования, как метода профилактики профессионального выгорания, возможно повышение уровня психологической грамотности сотрудников УИС. Например, знание руководителем и его подчиненными наиболее оптимальных стратегий поведения и взаимодействия, способно помочь им в урегулировании возможных конфликтных ситуаций; создание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе ограничивает развитие профессионального выгорания личности сотрудников.
Особое значение в системе преодоления профессионального выгорания отводится психокоррекционному направлению, которое может включать в себя:
- психологическое консультирование сотрудников, нуждающихся в коррекции состояний и поведения;
- дебрифинг с сотрудниками, пребывавшими в экстремальных ситуациях;
- использование тренинговых и игровых психотехнологий для купирования проявлений профессионального выгорания;
- активный отдых с частичным или полным изменением социального окружения, санаторно-курортное оздоровление;
- экстренная психологическая помощь сотрудникам в экстремальных ситуациях (в т.ч. для профилактики суицидальных попыток);
- рекомендация к применению восстановительно-стимулирующих препаратов в сочетании с оздоровительными процедурами;
- регулярная психологическая работа с семьями сотрудников, купирование внеслужебных конфликтов.
Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники УИС осваивают упражнения аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников таких личностных характеристик, которые приводят к развитию признаков профессионального выгорания (агрессивность, повышенная личностная тревожность и др.). Владение техникой саморегуляции, препятствует возникновению переутомления и проявлений профессионального выгорания.
Аутотренинг и упражнения по релаксации выступают эффективными методами профилактики и преодоления развития синдрома эмоционального выгорания, как проявления профессионального выгорания личности. В частности, представляется действенным использование методики «Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона» (системы специальных упражнений по произвольному последовательному расслаблению всех мышц тела), в результате применения которой осуществляется снятие физического и психологического напряжения, достигается состояние покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), восстанавливается энергетический потенциал личности. После реализации упражнений данной методики целесообразно проведение целенаправленного самовнушения с использованием специальных формулировок, а также музыкально-цветового воздействия.
Помимо техники релаксации и упражнений аутотренинга эффективным является проведение социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы.
Эффективность данного направления в работе по профилактике профессиональной деформации объясняется тем, что в ходе этого тренинга происходит овладение сотрудниками определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, развиваются способность к рефлексии (например, к анализу ситуации и собственного поведения) и гибкому реагированию, умение быстро перестраиваться в различных условиях.
В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников, и оказание им существенной помощи в решении личностных проблем. Здесь осуществляется развитие навыков поведения, способствующих расширению сферы социальных контактов сотрудников УИС и оптимизации межличностного взаимодействия, а также повышающих адаптационные возможности личности. Участие в таких тренингах также помогает разрешать проблемные, в том числе профессиональные ситуации, что, в свою очередь, предотвращает возникновение межличностных конфликтов на службе и связанных с ними отрицательных эмоций, состояний внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.
Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации сотрудников УИс, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.
Предпочтение этого способа психологической профилактики профессиональной деформации объясняется тем, что условия деловой игры являются приближенными к условиям реальной служебной деятельности. В подобных игровых условиях становится возможным формирование у сотрудников УИС навыков конструктивного ролевого поведения, связанного с выполнением определенных профессиональных обязанностей. Также в ходе социально-психологического тренинга методом деловой игры сотрудники УИС учатся решать проблемные служебные ситуации. Наличие таких навыков и умений определенным образом препятствует развитию признаков профессиональной деформации.
Следует отметить, что профессиональное выгорание – это явление, прежде всего, личностное, имеющее сложное психологическое содержание. Какие бы факторы не порождали его, профессиональная деформация затрагивает в первую очередь душу и разум человека.
Необходимо учитывать, что работа с «не выгоревшими» сотрудниками, не менее важна, чем воздействие на тех, кто начинает демонстрировать ее первые проявления. Так, в индивидуальной работе с недеформированными сотрудниками стратегическими задачами является убеждение в том, что есть реальная опасность выгорания для него лично, раскрытие характеристики опасности и факторов, ее вызывающих, обучение методам и приемам распознавания появлений профессионального выгорания, их психологической профилактики и преодоления, соответствующим особенностям его личности и профессиональной деятельности.
Задача не менее важная – поиск «точек опоры» в самой личности для преодоления или сопротивления профессиональному выгоранию. Взрослый человек может вынести достаточно сильные и длительные эмоционально-психологические перегрузки, стрессы, неудачи, если он имеет личностно значимую цель и определенный нравственный и эмоционально-психологический противовес негативным воздействиям. Лучший противовес профессиональному выгоранию – положительный личностный смысл профессиональной деятельности и позитивный профессиональный (или внепрофессиональный) жизненный опыт в значимой для сотрудника сфере. Это может быть сам коллектив, неформальная группа сотрудников, друзья вне службы, семья, близкие. «Точкой опоры» может стать самоуважение сотрудника, потребность в высокой самооценке, позитивное самоутверждение в профессиональной сфере.
Особой «точкой опоры» в сопротивлении профессионального выгорания на протяжении всей службы, а в особенности – в начале ее, может стать успешность личного профессионального опыта («опыт победителя»). Опыт результативного решения профессиональных задач, является необходимым условием профессионального становления и развития личности сотрудника и хорошим залогом формирования у него сопротивляемости профессиональной деформации. Опыт сотрудника, не достигшего успеха в силу объективных причин, но не потерявшего веры в смысл своей работы, в себя, уверенного в правоте своих действий («опыт непобежденного»), также немаловажен для профессионального развития личности, но может выступать предпосылкой для развития профессиональной деформации по мере его накопления. Опыт сотрудника, не видящего объективных возможностей делать свое дело, потерявшего в какой-то момент уверенность в своих силах и способностях, также может (как «опыт поражения») стать одним из компонентов профессионального развития, однако чаще он выступает предпосылкой профессионального выгорания сотрудника. Естественно, профессиональный опыт конкретного сотрудника включает в себя все три компонента: «опыт победителя», «опыт непобежденного» и «опыт поражения». Именно их соотношение и, естественно, осмысление во многом определяют динамику его личности – развитие или деформация.
Важную роль здесь играет также «резонанс успеха». Несомненно, человек обладающий сильным характером, достаточным нравственным и интеллектуальным развитием чтобы объективно оценить свой успех или неуспех в профессиональной деятельности, какое-то, порой длительное время, может быть устойчивым к профессиональному выгоранию, ориентируясь преимущественно на личную самооценку. Однако и для него «резонанс успеха» (или неуспеха), т.е. оценка его работы коллегами и руководством играет в конечном итоге немаловажную роль, как немаловажную роль она играет для большинства сотрудников вообще.
Важнейшим моментом в сопротивлении профессиональному выгоранию или его преодоление является перспектива, имеющая для сотрудника личностный смысл. Не случайно профессиональные кризисы во многом связаны с наличием или отсутствием личной перспективы в сфере профессиональной деятельности. Дилемма – профессиональное (и личностное) развитие или профессиональная деформация – во многом связана именно с наличием (или отсутствием) у сотрудника реальной и значимой перспективы в сфере профессиональной деятельности.
В соответствии со стратегией психопрофилактики, реализуемой психологом УИС, им строятся конкретные программы и планы индивидуально-психологической работы с сотрудником, определяется комплекс индивидуальных психолого-педагогических воздействий, которые дополняют коллективные и групповые формы работы с личным составом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было выявление взаимосвязи уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор психологической литературы по проблеме макиавеллизма и профессионального выгорания сотрудников службы исполнения наказаний, с целью выявления подходов к определению макиавеллизма и его влияния на эмоциональное благополучие.
2. Определить уровень выраженности макиавеллизма у сотрудников уголовно-исполнительной системы
3. Оценить степень профессионального выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы
4. Провести корреляционный анализ связи макиавеллизма и психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
5. Разработать рекомендации на основе проведенного исследования по профилактике психического выгорания у сотрудников уголовно – исполнительной системы.
Мы считаем, что цель исследования была достигнута, а задачи реализованы.
Нами был проведен теоретический анализ основной литературы по данной теме. Затем было спланировано эмпирическое исследование, целью которого являлся сбор необходимых данных. Результаты исследования были качественно и количественно обработаны и интерпретированы. И на основании их, нами были сделаны необходимые выводы и обобщения.
На основании теоретического анализа источников мы предположили, что существует взаимосвязь между уровнем макиавеллизма и профессиональным выгоранием.
Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу, что существует прямая взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием.
Таким образом, результатом данного исследования стало положение о том, что взаимосвязь уровня макиавеллизма с профессиональным выгоранием значима и имеет прямую направленность.
Так как данная курсовая писалась по запросу учреждения, полученные нами в ходе исследования данные, могут найти свое применение в деятельности психолога данного учреждения. В связи с этим были разработаны рекомендации по преодолению профессионального выгорания для психолога ФБУ МРУИИ №1.
В перспективе данную проблему можно исследовать более углубленно в гендерном аспекте или с позиции трудового стажа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алферов, Ю. А. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде [Текст] / В. Г. Козюля. Домодедово, 1996.
2. Беляева, Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности [Текст] // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004.
4. Бодров, А. В. Проблема преодоления стресса [Текст] / А. В. Бодров // Психологический журнал. 2006. №1. С. 122 – 131.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. – СПб, 1999.
6. Буданов, А. В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений [Текст] // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко. Домодедово, 1996.
7. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. Старченкова. М., 2005.
8. Водопьянова Н. Е Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – Спб.: Питер, 2005.
9. Грибов, В. В тюремном интерьере [Текст] // Ветеран. 2003. № 5. С. 14
10. Дебольский, М. Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами [Текст] // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
11. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита[Текст] / Е. Л. Доценко. — 3-е. — М.: Речь, 2003.
12. Егорова, М. С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств [Текст] / М. С. Егорова // Вестник Пермского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 65 – 80.
13. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]: учебное пособие для вузов / Сыманюк Э. Э. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
14. Знаков, В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2000. №5. С. 94 – 105.
15. Знаков, В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 59 – 69.
16. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2009.
17. Ильина, Е. С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС [Текст] / Е. С. Ильина // Развитие личности. 2002. № 4. С. 171.
18. Калуцкая, И. Н Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок [Текст] / Поддьяков А.Н. //Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 78 – 89.
19. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. Кара - Мурза. М.: Алгоритм, 2004.
20. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. – Спб: «Речь», 2005.
21. Кузнецова, Е. В. Личность в межличностных отношениях [Текст] / Е. В. Кузнецова. Ростов-на-Дону, 2002.
22. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - № 1. С. 76 - 97
23. Пенитенциарная психология [Текст]: Программа для высших учебных заведений МВД РФ / Под руководством А.И. Ушатикова. Рязань, 1995.
24. Психология профессионального здоровья [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006.
25. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85 – 95.