Тема 13. Управление персоналом
- Формирование персонала
Управляйте народом с достоинство, и люди будут почтительны. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Конфуций
Целью формирования персонала является своевременнее обеспечение стратегических планов организации квалифицированными работниками. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- · прогнозирование и планирование потребностей в персонале, которое должно осуществляться на основе систематического сбора информации о количественном и качественном спросе на персонал;
- · организация маркетинга персонала;
- · проведение кадрового аудита;
- · удовлетворение спроса путем привлечения, подбора и отбора работников из внутренних и внешних источников;
- организация трудовой адаптации новых работников
Этапы отборочного интервью
Этап |
Характеристика этапа |
1. Подготовительный |
Знакомство с документами, подготовка критериев отбора, составление вопросов. |
2. Ознакомление |
Главная задача создать атмосферу доверия, что позволяет кандидату лучше проявить свои характеристики и качества – несколько минут на обсуждение неважных, незначительных вопросов. |
3. Основная часть |
Обмен информацией между кандидатом и работником отдела кадров, который позволяет собрать максимальную информацию о кандидате. |
4. Завершение беседы |
Происходит по инициативе работника отдела кадров, определяя сроки проведения итогов и таким образом, будет поддерживаться связь между предприятием и кандидатом. |
5. Оценка кандидата |
Сразу же после проведения интервью кандидата оценивают пока не исчезло первое впечатление. |
Процедура отбора кандидата на должность
50 причин, по которым не получают работу
1. Несоответствующий внешний вид.
2. Излишняя самоуверенность.
3. Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки.
4. Отсутствие плана карьеры, четких целей и задач.
5. Недостаток искренности и уравновешенности.
6. Отсутствие интереса и энтузиазма.
7. Невозможность участия в делах, помимо обусловленного графика.
8. Чрезмерная концентрация на деньгах.
9. Низкая успеваемость во время учебы.
10. нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро.
11. Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы.
12. Недостаток такта.
13. Недостаточная зрелость.
14. Недостаточная вежливость.
15. Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.
16. Недостаточная социальная адаптация.
17. Выражение нежелания учиться.
18. Недостаточная живость.
19. Нежелание смотреть в глаза интервьюеру.
20. Вялое, «рыбье» рукопожатие.
21. Нерешительность.
22. Бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжных удовольствий.
23. Неудачная семейная жизнь.
24. Трения с родителями.
25. Неряшливое обращение.
26. Отсутствие целеустремленности (просто ищет «местечко»).
27. Желание получить работу на короткое время.
28. Отсутствие или недостаток чувства юмора.
29. Недостаточность знаний по специальности.
30. Несамостоятельность (родители принимают за него решения).
31. Отсутствие интереса компании или отрасли.
32. Подчеркивание престижных знакомств.
33. Нежелание отправляться туда, куда потребуется.
34. Цинизм.
35. Низкий моральный уровень.
36. Лень.
37. Нетерпимость при сильно развитых предубеждениях.
38. Узость интересов.
39. Склонность к пустому времяпрепровождению.
40. Плохое ведение собственных финансовых дел.
41. Отсутствие интереса к общественной деятельности.
42. Неспособность воспринимать критику.
43. Отсутствие понимания ценности опыта.
44. Радикальность идей.
45. Опоздание на интервью без уважительной причины.
46. Отсутствие каких бы то ни было сведений о компании.
47. Невоспитанность (не благодарит интервьюера за уделенное ему время).
48. Отсутствие вопросов о работе со стороны интервьюируемого.
49. Сильно давящий тип.
50. Неопределенность ответов на вопросы
2. Развитие персонала
Ничто не ценится окружающими так дорого и при этом не деется нам так дешево, как хочется.
А. Кнышев. Тоже книга.
Система развития персонала представляет собой комплекс целенаправленных образовательных, информационных, социально-культурных, мотивационных мероприятий, которые содействуют повышению компетентности работников, усилению их мотивации.
Основные задачи развития персонала:
- · профессиональное образование работников;
- · подготовка и переподготовка специалистов;
- · повышение квалификации персонала;
- · профессиональная ориентация новых сотрудников;
- · планирование карьеры;
- · работа с кадровым резервом;
- · ротация персонала;
- · делегирование полномочий;
- · создание условий для саморазвития и самообучения.
Внутрифирменное (корпоративное) развитие персонала должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям, являться мотивирующим, направленным на формирование у работников внутренней потребности к совершенствованию, саморазвитию; быть непрерывным процессом, в который вовлечены все члены организации от руководителя до вспомогательного персонала.
2.1. Обучение персонала
В системе корпоративного развития персонала ведущих организаций используются современные персонал-технологии для повышения квалификации и мотивации работников:
- · обучение действием в виде решения реальных задач;
- · обучение на основе эксперимента;
- · обучение на основе передачи и усвоения знаний;
- · обучение посредством формирования определенных стандартов и норм поведения (тренинга);
- · обучение на основе применения компьютерных программ, позволяющих реализовать принципы непрерывности, индивидуализации, дистантности, обратной связи в учебном процессе.
Этапы овладения работой
Процесс профессионального обучения
Факторы, влияющие на эффективность обучения:
- · мотивация обучения;
- · практическая ориентация;
- · создание среды для обучения;
- · отношение руководства к обучению;
- · понимание целей обучения;
- · системность и непрерывность обучения.
Виды профессионального обучения:
- · без отрыва от производства, в профессиональных учебных заведениях;
- · с отрывом от производства, в профессиональных учебных заведениях;
- · обучение на рабочем месте;
- · дистанционное обучение;
- · ротация;
- · делегирование полномочий;
- · стажировка, участие в семинарах, конференциях;
- · самообразование.