Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Доклад
Бунге – особенности познания.
Выполнил
студент 1 курса
Кислицын Николай Сергеевич
КИРОВ
2010
Особенности познания.
Что же такое познание, и какие оно имеет особенности?
Познание - это получение новых знаний, эмпирическим путем, путем логических умозаключений, и просто получением готовых знаний.
Определение.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Какие же особенности могут быть у познания?
Бунге в своей книге «Интуиция и наука» 1967 г. рассматривает только одну основопологающюю особенность познания – это интуитивный характер познания. Необходимо сразу отметить, что он пытается раскрыть гносеологический характер интуиции, а не доказать, что интуиция является единственным фундаментом в познании. Бунге логическими умозаключениями приходит к тому, что любая истина доказанная логическим путем, является продуктом интуиции. Интуицией просто пропитаны все доказательства любой существующей теории. Невозможно ничего доказывать до бесконечности, всегда рассудок упрется в какую-нибудь аксиому, которую невозможно доказать, но которую мы считаем единственно правильной. Откуда мы знаем, что она правильная, ведь мы не можем её доказать, не можем придти к этому выводу из других рассуждений. Как мы можем вообще найти вариант правильного ответа. Бунге считает, что именно интуиция помогает человеку найти этот вариант, признать его верным.
После этих рассуждений интуиции можно приписать мистический характер. Может быть оно и так, приведем пример Николы Тесла. Исторические рассказы гласят, что все свои изобретения и чертежи он получал уже готовыми в своем воображении. Если это правда, то что же ему тогда помогало? Возможно именно интуиция.
Но у Бунге и его современников на этот счет есть своя вполне обоснованная версия. Они считали, что в далекие времена первобытный человек, отнюдь не вооруженный знаниями действительности, неосознанно выбирал и оценивал, а впоследствии и использовал более существенные свойства и качества, присущие данному конкретному объекту. Огромное количество информации поступало при этом в мозг. И чем дальше развивается человечество, чем больше знаний оно приобретает в своей предметно-практической деятельности, тем сильнее возрастает поток информации.
Большая часть полученной информации остается неиспользованной, но на долго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают.
В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Называют его криптогноза (от греч. kryptos – тайный, скрытый и gnosis – знание).
Иными словами, то, что мы относим к криптогнозе, – это скрытые от ученого возможности его познавательных функций, это часть знаний и сведений об окружающем мире, о наличии которых сам он до определенного момента и не подозревает. Образно говоря, мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.
Надеюсь, что после всего сказанного будет понятно, что интуиция представляет собой процесс и результат. Именно в этом её великий гносеологический характер.
В чем же заслуга Бунге?
До 17 века в мире господствовала рационалистическая теория – любая истина может быть получена путем логических умозаключений, которая пыталась дать ответ на вопросы современников: «Каким критериям должно удовлетворять научное знание, как получать и строить научное знание?» Эти вопросы волновали Декарта, Лейбница, Спинозу, и ответу на эти вопросы было подчинено их учение об интеллектуальной интуиции. Работа М. Бунге заключалась в том, что он первым создал некую классификацию разновидностей интуиции путем изучения значений терминов употребляемых в речи. Благодаря ему возникла настоящая система разновидностей интуиций среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия.
Несомненной заслугой М.Бунге является раскрытие социальной роли интуитивистской философии, реакционного характера политических и этических учений, основанных на этой философии. «Этический и аксиологический интуитивизм, - пишет он, - покровительствует авторитаризму», поскольку оценка человеческого поведения предоставляется «бездумному импульсу индивида или воле просвещенной личности»
М. Бунге видит в интуитивистской философии большое социальное зло. Именно эта философия и ее представители, Дильтей, Бергсон, Гуссерль, независимо от их личных политических симпатий и антипатий способствовали формированию фашистской идеологии. Интуитпвистская философия создавала благодатную почву для процветания аптиинтеллектуализма, псевдонаук. М. Бунге пишет, что «из всех разновидностей догматической философии интуитивизм — самая опасная, потому что он не уважает инструменты проверки — разум и действие, с которыми другие считаются. Это единственная самоутверждающаяся философия, не нуждающаяся ни в аргументах, ни в доказательствах»