Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ» 1. Характеристика проекта

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

«ПУТЬ В НАУКУ»

1. Характеристика проекта

Основной целью проекта является создание и апробация опорной пло-щадки по развитию научно-исследовательских навыков школьников и студен-тов.

В рамках заявленной цели проект решает следующие задачи:

1. Ознакомить учащихся с основными принципами научно-исследовательской деятельности;

2. Способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности;

3. Способствовать формированию заинтересованности и потребности у молодых ученых в проведении качественных научных исследований;

4. Обеспечить повышение количества молодежи, занятой научно-исследовательской деятельности на ранних этапах обучения;

5. Способствовать расширению научного кругозора и эрудиции школьни-ков и студентов;

6. Участвовать в подготовке высококвалифицированных и конкуренто-способных в современном мире специалистов;

7. Оказать поддержку молодым ученым в раскрытии интеллектуального потенциала.

Значимость проекта выражается в привлечении талантливой молодежи в науку, способствовании повышения качества и количества научных исследова-ний современной молодежью, в том числе и разработка инновационных проек-тов. Также проект будет способствовать вовлечению будущих студентов в на-учную работу высших учебных заведений, правильному самоопределению в разнообразии научных направлений.

Новизна проекта состоит в том, что подобные мероприятия требуют при-стального внимания на территории нашей области, т.к. в имеющихся мероприя-тиях в сфере молодежной науки целевой группой являлась талантливая моло-дежь, а основная цель – совершенствование знаний по отдельному разделу нау-ки. Данный проект в качестве целевой аудитории рассматривает всех школьни-ков, а в качестве цели – овладение методологией науки, а не знаниями по кон-кретному её разделу.

Основные целевые группы. Основной аудиторией, на которую будет направлено обучение, являются учащиеся школ, лицеев и гимназий города Ки-рова, которые заинтересованы в получении и совершенствовании своих знаний, умений и навыков в научной деятельности. Поэтому одной из основных задач, поставленных в нашей программе «Путь в науку», является помощь в раскры-тии интеллектуального потенциала старшеклассников, реализации его на прак-тике в виде участия в различных конференциях, конкурсах, грантах, разработки собственных проектов, что, несомненно, способствует популяризации и при-влечению молодых кадров в науку. При желании пройти данный курс могут учащиеся любой ступени обучения.

Одну из наиболее заинтересованных и перспективных для обучения групп учащихся представляют члены Научного общества гимназистов Вятской гуманитарной гимназии. Это научно-творческое объединение гимназистов, стре¬мящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, раз¬вивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учеб¬но-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Более 100 стар-шеклассников ежегодно занимаются в данном Научном обществе.

Особенностью проекта «Путь в науку» является то, что мероприятия, ко-торые будут реализованы в рамках данного проекта, разработаны членами Сту-денческого научного общества ВятГГУ. С учетом актуальности и новизны оп-ределены конкретные цели и задачи; разработан подробный годовой план ме-роприятий, включающий различные формы работы с учащимися, с учетом со-временных достижений в области методологии науки. В обучении школьников также будут участвовать студенты-организаторы данного проекта, т.е. члены Совета Студенческого научного общества ВятГГУ.

Привлечение студентов приведет к обмену опытом между молодыми учеными, находящимися на разных, но близлежащих стадиях пути в науке, ак-тивизирует научно-исследовательскую деятельность студентов, повысит её уровень, позволит будущим абитуриентам легче адаптироваться к вузовской среде, в том числе к научной деятельности в вузе.

Более опытные ученые – преподаватели университета будут привлекаться в качестве научного руководителя конкурсных работ учащихся, в качестве со-исполнителей некоторых этапов проекта (например, чтение лекций по фунда-ментальным вопросам методологии науки), и в качестве экспертов на заключи-тельном этапе, когда будет оцениваться научно-исследовательская работа уча-щегося, прошедшего «Путь в науку».

«Путь в науку» – это реальная помощь учащимся в выборе их жизненных приоритетов, в раскрытии их творческого и научного потенциалов. Это тот фундамент, который в будущем станет хорошим подспорьем молодому учёно-му в его деятельности.

При этом получение такого опыта представляется наиболее перспектив-ным на базе ВятГГУ, так как данный вуз обеспечен современными методиче-скими и техническими ресурсами, в том числе и мультимедийными.

Реальность реализации проекта обусловлена ранее накопленным опытом в методологии научно-исследовательской деятельности, наличием в вузе раз-витых научных школ и лабораторий.

Кроме того, в ВятГГУ разработана методическая база и подобран соот-ветствующий педагогический состав для проведения проекта подобного проек-ту «Путь в науку», но нацеленной на студентов. Данный проект под названием «Школа молодого ученого» стартует в ВятГГУ с февраля 2010 года.

Проект легко тиражируем на другие вузы и образовательные учреждения нашего региона, т.к. при выполнении проекта не требуются высокозатратные технологии и дорогостоящее оборудование.

Основные виды деятельности по проекту:

- обучающие деятельность (аудиторные занятия с теоретическим и прак-тическим содержанием, индивидуальные консультации)

- самостоятельная научно-исследовательская работа

- участие в конкурсах, конференциях и оформлении грантов

- PR-деятельность

- профориентационная деятельность.

Материальное обеспечение проекта включает:

- наличие аудиторий для проведения занятий

- зарплата привлекаемых специалистов

- мультимедийные ресурсы

- канцтовары

- полиграфические материалы (брошюры, буклеты, плакаты, календари).

Всё вышеперечисленное будет поддерживать максимальную полезность проекта и доступность форм обучения.

Разработаны и утверждены основные критерии оценки показателя эф-фективности реализации проекта:

• Количество учащихся, принявших участие в реализации проекта;

• Количество учащихся продолживших заниматься научно-исследовательской деятельностью после окончания проекта;

• Число учащихся принявших участие в конкурсах научно-исследовательских работ.

• Число участников проекта, занывших призовые места на конкурсах на-учно-исследовательских работ различного уровня

• Качество выполнения учащимися школы собственных научных проек-тов;

• Качество усвоения материала участниками школы;

В ходе реализации проекта у участников:

- появятся навыки исследовательской работы;

- будет повышена мотивация к занятию научной деятельностью;

- участники смогут разработать и представить собственные проекты,

- будут обладать навыками научно-исследовательской деятельности

- приобретут мотивацию для продолжения научных исследований

- разработают и представят собственные научные проекты

- примут активное участие в конкурсах и конференциях

Проекты, разработанные участниками школы впоследствии отправляются на региональные, всероссийские и международные конкурсы. В частности ра-боты могут участвовать в ежегодных всероссийских конкурсах: заочный кон-курс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучаю-щихся «Юность»; конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России»; моло-дежный фестиваль «Меня оценят в XXI веке»; молодежный форум по пробле-мам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЕСКО 2010»; детская конференция «Первые шаги в науке».

В результате реализации проекта его участники овладеют навыками на-учно-исследовательской работы, смогут поучаствовать в конкурсах и конфе-ренциях различного уровня.

При поступлении в вузы ребята, прошедшие обучение по проекту «Путь в науку» смогут заниматься качественной исследовательской деятельностью уже с первого курса. Так как в рамках проекта осуществляется и профориентацион-ная работа, направленная на ориентирование ребят на дальнейшую научную деятельность в профессиональном контексте, следует ожидать повышения до-ли молодых учёных в нашей области

Учащиеся, прошедшие школу и имеющие сертификат о её прохождение, смогут принимать участие в обучении учащихся первого года обучения. Воз-можно расширение проекта на областной уровень, в последствии на выездные школы будут приглашаться представители из районов области, которые по прохождению обучения смогут проводить его в районах Кировской области.

Поэтому, позитивные изменения будут касаться увеличения количества молодых учёных в Кировской области и качества абитуриентов, поступивших в вузы области и страны.

В рамках проекта можно оценивать качественные и количественные из-менения, которые произойдут в системе реализации молодежной политики в отношении молодых учёных на территории области в долгосрочном периоде:

• Увеличение количества молодых людей занимающихся научно-исследовательской работой;

• Повышение престижа научной деятельности в молодёжных кругах;

• Повышение качества студентов вузов, которые уже с первого курса смогут плодотворно и качественно заниматься научной деятельностью

Устойчивость результатов реализации проекта зависит от того, на-сколько выработана мотивация на выполнение той или иной деятельности. В данном проекте мотивационное сопровождение будет осуществляться с помо-щью кураторов (члены Студенческого научного общества ВятГГУ), которые после поступления учащихся в вузы смогут оказывать посильную помощь в решение тех или иных вопросов, связанных с научно-исследовательской рабо-той.

«Путь в науку» – программа, ориентированная на взаимодействие средне-го учебного заведения (школ, гимназий, лицеев) и студенчества. Полезность и ценность такого проекта трудно недооценить: учащиеся познакомятся с научно-исследовательской деятельность, приобретут необходимые теоретические и практические знания, получат возможность реализовать свой творческий и ин-теллектуальный потенциал.