Гигиена и санитария
Физическое развитие детей и подростков отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения [5]. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков [6]. Динамическое наблюдение за физическим развитием на уровне детской популяции позволяет
Выявлять влияние меняющихся условий жизни на рост и развитие детей, что делает особенно актуальным в рамках социально-гигиенического мониторинга регулярное отслеживание тенденций в физическом развитии детей в различных регионах Российской Федерации [1].
Нами изучено физическое развитие 2453 детей (1185 мальчиков и 1268 девочек) в возрасте от 7 до 11 лет, проживающих в крупном промышленном
1 -
Городе и обучающихся в общеобразовательных учреждениях различного типа. С целью оценки современных тенденций в изменении антропометрических показателей у младших школьников полученные нами данные сопоставлены с материалами исследований физического развития детей, выполненных в разные годы в Уфе: в 1946—1947 гг. О. А. Смородинцевой [3], в 1972 г. Л. Д. Николаевой [2] и в 1998 г. Г. Н. Богдановой [4].
Анализ этих материалов показал, что процессы акселерации среди младших школьников продолжались вплоть до конца предыдущего столетия. Максимальное изменение антропометрических показателей наблюдалось во временном интервале с 1947 по 1972 г. (см. таблицу). Средние величины длины тела у мальчиков младшего школьного возраста за этот период увеличились от 9,31 до 12,93 см по различным возрастным группам. В то же время с 1972 по 1998 г. рост мальчиков тех же возрастов изменился в значительно меньшей степени, увеличение составило всего 4,75—6,1 см. Аналогичная картина наблюдалась и у девочек, у которых рост за 1946—1972 гг. увеличился на 7,Sill,79 см, однако за следующий временной промежуток увеличение длины тела составило только 4,26—6,63 см.
За изучаемый период выявлено неравномерное увеличение массы тела детей младшего школьного возраста. Если максимальный прирост массы тела пришелся также на период с 1947 по 1972 г., то в последующие 25 лет нарастание массы тела детей продолжалось, но темп нарастания был ниже. Так, средний вес мальчиков к 1972 г. стал на 4,08—6,45 кг больше показателей их сверстников послевоенных лет. Средняя масса тела девочек увеличилась с 1947 по 1972 г. на 2,81—6,45 кг. В дальнейшем, к 1998 г. у мальчиков прирост массы тела составил 1,11—4,6 кг, у девочек — 1,83—4,01 кг.
Изменения показателей окружности грудной клетки носили иной характер. Так, средние величины окружности грудной клетки в период с 1946 по 1972 г. уменьшались. У мальчиков за этот период выявлено уменьшение на 1,86—4,15 см, лишь у 11-летних мальчиков в 1972 г. окружность грудной клетки была немного больше (на 1,67 см), чем у их сверстников в 1946 г. У девочек младшего школьного возраста за этот промежуток времени происходило стабильное уменьшение показателей окружности грудной клетки на 3,7—4,49 см. В последующие 25 лет отмечалось некоторое увеличение
Средних величин окружности грудной клетки. Так, у мальчиков 8—10 лет к 1998 г. средняя величина окружности грудной клетки увеличилась на 0,43— 2,21 см по сравнению с их сверстниками 1972 г. Лишь у 11-летних мальчиков этот показатель, напротив, стал меньше на 2,63 см. У девочек окружность грудной клетки к 1998 г. была лишь на 0,45— 3,11 см больше соответствующих показателей их сверстниц 1972 г.
Полученные данные свидетельствуют о тенденции к астенизации физического развития. В период акселерации сдвиги в показателях физического развития детей в большей мере относились к изменению длины и массы тела, чем широтных размеров.
В результате сравнительного анализа данных физического развития детей младшего школьного возраста, полученных в 2004 г., с показателями их сверстников в 1998 г. можно говорить о выраженной тенденции к уменьшению длины тела у детей младшего школьного возраста. Показатели длины тела современных детей младшего школьного возраста уменьшились во всех возрастно-половых группах: различия в росте колеблются от 2,63 см у 7-летних мальчиков до 5,74 см у 11-летних. У девочек уменьшение составило от 3,11 до 5,63 см. Эти изменения статистически достоверны (р < 0,001) во всех возрастно-половых группах.
В последние годы наблюдается также уменьшение средних показателей массы тела младших школьников, однако эти изменения происходили менее значительными темпами. По сравнению с 1998 г. разница составляла от 0,28 до 3,25 кг в различных возрастных группах мальчиков и от 0,46 до 3,08 кг у девочек. Достоверным было уменьшение массы тела у 10- и 11-летних мальчиков (р < 0,01 и Р < 0,001 соответственно) и у 11-летних девочек (р < 0,001). Различия в остальных возрастных группах, хотя и не были столь значимыми, однако тенденция к снижению показателей сохранялась.
Переходя к характеристике динамики средних показателей окружности грудной клетки отметим, что они уменьшились от 0,1 см до 2,46 см во всех возрастных группах у мальчиков и от 1,16 до 2,85 см у девочек. Достоверным является уменьшение окружности грудной клетки у 9- и 11-летних мальчиков (р < 0,001 Ир < 0,01 соответственно) и девочек (р < 0,001). В остальных возрастных группах изменения были менее значимыми.
Таким образом, материалы, полученные при изучении физического развития младших школьников Уфы в течение полувека свидетельствуют о наличии характерных особенностей в динамике показателей. Если в конце 90-х годов можно было говорить о преобладании явлений акселерации у детей младшего школьного возраста, то в последнее время, согласно полученным нами данным, происходит изменение темпов онтогенетического развития. В последние годы идет постепенное уменьшение средних показателей длины тела у детей младшего школьного возраста, отмечается тенденция к уменьшению массы тела и окружности грудной клетки. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что процессы акселерации детей исследуемых возрастов в Уфе можно считать законченными, постепенно они сменяются противоположной тенденцией — замедлением темпов роста и развития детей (деце-лерацией), и в ближайшие годы следует ожидать усиления этих процессов. Это диктует необходимость постоянного мониторинга физического развития детей и подростков и уточнения имеющихся региональных стандартов физического развития.
Литература
1. Кучма В. Р. И Гиг. и сан. - 2004. - № 6. - С. 14-16.
2. Николаева Л. Д. Состояние здоровья школьников в городе с развитой нефтехимической промышленностью: Дис. ... канд. мед. наук. — Уфа, 1974.
3. Смородинцева О. А. // Некоторые вопросы гигиены и профессиональной патологии. — Уфа, 1964. — Т. 14. - С. 177-179.
4. Стандарты физического развития детей школьного возраста города Уфы: Информ.-метод. письмо. — Уфа, 1998.
5. Суханова И. Н. // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 2. - С. 36-37.
6. Ямполъская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1996. — № 1. — С. 24-26.