ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ У ДЕВУШЕК В ТЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

ФИЗИОЛОГIIЯ ЧЕЛОВЕКА, 2004,том 30, № З. С. 48-53

2004 г. Н. А. Барбараш*, М. В. Чичиленко*, И. Ю. Прокашко**, Н. П. Тарасенко*
*КеМЕровская государственная медицинская акадеМиЯ
**Ке. иеровское педагогическое Училище №2
Поступила в редакцию
25.04.2002 Г.

У 538 студенток медицинской академии в педагогического училища в различные сезоны года проведены психофизиологические исследования с использованием тестов: цветового, “Индивидуальная минута”, “Математический счет”; оценивали также вариабельность ритма сердца (ВРС), тревожность, число “нервных колец” радужки глаз, творческие способности, уровень экстраверсии-интроверсии, концентрацию в слюне кортизола. Рассчитывали интегральные показатели стресс-реактивности (СР) и психоэмоционального напряжения (ПЭН). Выяснилось, что наименьший уровень тревоги, тревожности, кортизола, диастолического артериального давления при выполнении пробы “Математический счет”, суммарного отклонения от аутогенной нормы (тест Люшера, СР и ПЭН определяется в 1 триместре. те. в I—III месяцы индивидуального годичного цикла (ИГЦ). длящегося от одного дня рождения до следующего. Напротив, IV триместр. те. Х—ХII месяцы ИГЦ. характеризуются снижением уровня экстраверсии и ВРС. увеличением концентрации кортизола. треноги в тревожности, стресс-реактивности в ПЭН. Вместе с тем IУ триместр отличается от других периодов ИГЦ наибольшим суммарным баллом творческих способностей студентов. что расценивается как компенсаторное явление.

ХХI столетие оценивают как век психофизиологии [1]: он должен ознаменоваться раскрытием многих, ранее не известных форм и механизмов адаптивной деятельности мозга человека. Наиболее конструктивные концепции “логики”, “мудрости” жизни рождаются обычно на уровнях более высоких, чем молекулярный или даже клеточный, на стыке нескольких научных дисциплин [2]. Примером такой интеграции является психов
Одним из вариантов адаптивных феноменов, сравнительно недавно ставших предметом научных исследований, является индивидуальный годичный цикл (ИГЦ) изменений работоспособности. устойчивости и здоровья человека: периоды ИГЦ длятся от одного дня рождения до следующего. Показано, в частности, что в течение месяца, предшествующего дню рождения, достоверно увеличиваются число случаев инфаркта миокарда, острых воспалительных заболеваний органов дыхания и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний [3]. Четвертый триместр ИГЦ, т. е. его Х—Х и месяцы, характеризуются наименее благоприятным течением ишемической болезни сердца и наихудшими результатами операций. проводимых на сердце [4, 5]. У практически здоровых людей в течение ИГЦ наблюдаются периоды ‘взлетов’ и “падений” числа спортивных достижений [3], количественных показателей работоспособности здоровья [6, 7]. Об изменениях отдельных психофизиологических параметров в течение ИГЦ мы сообщали в наших прежних публикациях [5—7]. В настоящей работе будет проанализирован комплекс психофизиологических изменений, развивающихся в течение ИГЦ у лиц женского пола. Эти данные дополнены результатами недавно проведенной оценки количественных параметров творческих способностей студенток В различные триместры ИГЦ.
МЕТОДИКА
Испытуемыми были 443 студентки 1—2 курсов медицинской академии и 95 студенток педагогического училища в возрасте 17—20 лет. давшие письменное добровольное согласие на участие в исследовании. При этом 60 студенток были обследованы в течение года четырехкратно: в феврале, апреле. июле и октябре. Остальных девушек, независимо от календарного времени их рождения, обследовали только в феврале.
К участию в исследовании! допускали только лиц, физическое состояние которых. определяемое по Г. Л. Апанасенко [8], соответствовало не менее, чем 7 баллам, т. е. было удовлетворительным или лучше. Исследования Выполняли с 8 до 2 ч дня при условиях: отсутствия жалоб на здоровье и работоспособность, через месяц И Более после завершения обострения хронических или лечения острых заболеваний: не менее, чем через день после необычных физических, токсических, алиментарных или психоэмоциональных нагрузок: не менее, чем через 2 часа после легкого завтрака или натощак: не менее, чем через час после курения.
Для количественной оценки психофизиологических параметров использовали цветовой тест М. Люшера, тесты ‘Индивидуальная минута” и Математический счет’, а также оценку в покое вариабельного ритма сердца (ВРС). которая как известно, имеет обратную корреляцию с учащением пульса и ростом артериального давления при эмоциональном стрессе [9]. Определяли тревожность по Дж. Тейлору и проводили иридоскопический подсчет “нервных колец” радужки обоих глаз. Эти методы были описаны нами ранее [10]. Определяли также хронотип работоспособности, как известно, связанный с уровнем тревоги В Артериального давления [11]. При анализе результатов исследования использовали как отдельные параметры психоэмоционального напряжения (ПЭН) так В Его суммарный уровень, выявляемый специальным опросником [12] И Расчетом общего балла стресс-реактивности. При этом руководствовались тем, что между поведенческими, субъективно-вербальным, физиологическими и биохимическими проявлениями ПЭН корреляции могут отсутствовать [13. 141. а отдельные проявления лабораторных стрессов могут не отражать склонность к естественным стрессам [15].
В качестве относительно стабильного свойства личности оценивали в динамике параметр “интроверсия-экстраверсия” по Г. Айзенку [16], отражающий уровень корковой активации, ПЭН и реакций сердца на эмоциональные стрессоры [17—20].
Гуморальные проявления адаптационных реакций организма оценивали по концентрации в слюне кортизола, определяемой повторно у одних и тех же лиц 4 раза в год. Уровень кортизола в слюне, как известно, возрастает при публичном выступлении и устном математическом счете в условиях дефицита времени [21, 22].
В качестве психофизиологического параметра, свойственного только человеку, была избрана количественная характеристика креативности, или творческих способностей [23]— движущей силы саморазвития индивида [24]. При этом использовали количественные параметры, отражающие находчивость в использовании словарного запаса, дивергентное технико-конструктивное мышление, а также свободу визуальных ассоциаций и фантазии. Максимальная оценка способностей каждого вида соответствовала 60 баллам, суммарная — 300.
При создании базы данных использовали редактор электронных таблиц Мiсrоsоft Ехсеl 97. Статистическую обработку результатов исследовании

Осуществляли с помощью пакета прикладных программ 8иаиiдиiса У 5,5А(С) Stat Soft. Использовали методы базовой статистики для расчета средней арифметической величины, ее ошибки и корреляционного анализа, а также непараметрический метод (критерий Манна—Уитни).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе отдельных проявлений психоэмоциональных реакций в различных месяцы ИГЦ в условиях пролонгированного исследования выяснилось, что первые два—три месяца отличаются от других периодов года наименьшим приростом артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) при психоэмоциональной нагрузке, создаваемой пробой “Математический счет” (рис. 1). Заметно более высокие реакции развивались в течение V, Х и ХI месяцев.
При оценке ВРС выяснилось, что относительно высокие ее параметры (низкие величины ИН — индекса напряжения регуляторных систем) также характеризовали первые два и VIII месяцы. Напротив, наименьшая ВРС Выявлялась в течение ХII месяца (табл. 1. Суммарное отклонение от аутогенной нормы, оцениваемое тестом М. Люшера, было наименьшим в I и наибольшим в течение ХII месяца когда оно на 50% превышало показатель 1 месяца.
Далее была проведена оценка различий психофизиологических параметров девушек в зимнее время года, при этом испытуемых разделили на четыре группы в соответствии с номером триместра ИГЦ, с которым совпадал период исследования, Первую группу составили девушки, обследованные в 1—111 месяцы ИГЦ, вторую группу — в IV— VI месяцы, третью группу — в У1I—IХ месяцы и четвертую группу — в Х—ХII месяцы. При этом были Выявлены более четкие различия параметров в различные периоды ИГЦ (табл. 2).
Наименьшие показатели концентрации кортизола, уровня тревожности и тревоги, числа колец радужки, диастолического АД (при проведении пробы “Математический счет”), суммарного отклонения, ПЭН и стресс-реактивности выявились в I триместре. И. наоборот, наибольший Уровень тревожности, тревоги (оцениваемой тестами Люшера и “Индивидуальная минута”). кортизола. стресс-реактивности и ПЭН были выявлен у девушек. у которых с зимним временем года совпадал IУ триместр ИГЦ. Именно в этом триместре выявлялись высоко достоверные (р < 0.01 и 0.001) корреляционные взаимосвязи различных параметров ВРС, свидетельствующие о значительной активации симпатических центров регуляции ритма сердца.


В III—IУ триместрах ИГЦ доcтоверно снижался средний балл экстраверсии и. соответственно, происходило увеличение “интровертированности” испытуемых, т. е. этот личностный параметр оказался нестабильным, В эти же триместры наблюдалось наибольшее, но достоверное отклонение суммарного среднего балла хронотипа работоспособности в сторону вечернего варианта, что расценивается как адаптивный феномен [11].

При оценке креативности выявлены наименьшие показатели по “вербальным” шкалам К (комбинированное мышление) и Н (находчивость); эти параметры не менялись в различные периоды ИГЦ. Шкала СА (свобода ассоциаций), оценивающая способность к зрительным ассоциациям, выявляла у студенток больший чем две “вербальные” шкалы, творческий потенциал и тенденцию к его увеличению от I к IV триместрам. Достоверно менялись в разные триместры ИГЦ параметры, выявляемые шкалой Д (дивергентное, нестандартное мышление) и шкалой В (визуальные проявления творческих способностей). В целом, как следствие отмеченных изменений частных показателей креативности. общий показатель — суммарный балл креативности имел динамику, показанную на рис. 2. В результате к IV триместру средний суммарный балл креативности (118.9 4.3 баллов) достоверно превышал показатель 1 триместра (100.9 4.6 баллов).
При дальнейшем обсуждения полученных данных считаем необходимым выделять, по меньшей мере, три аспекта: 1) возможные механизмы развития описанных явлений; 2) отличия от изменений, развивающихся у лиц мужского пола; 3) адаптивная роль индивидуальной годичной периодики психофизиологических реакций.
По поводу первого из этих аспектов на сегодня имеются две точки зрения. Первая из них [3] предполагает наличие эндогенного цикла, начинающегося впервые с момента зачатия и ритмически

Повторяющегося в последующем. Вторая точка зрения [5, 6, 25] Основана на сравнительно недавно описанном феномене стресса рождения. который у млекопитающих животных и человека формируется на финальном этапе эмбрионального развития. достигает пика во время родов [26] и имеет ярко выраженную адаптивную значимость [27]. По-видимому, по механизму импринтинга новорожденный “запоминает” период года, совпадающий во времени со стрессом рождения. В будущем комплекс раздражителей, связанных с этим периодом года (температура, освещенность и др.). ежегодно повторяясь, инициирует в организме человека изменения, аналогичные стрессу рождения. В самом деле, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что наиболее значительные сдвиги психофизиологических параметров во времени “примыкают” к дню рождения человека, так как развиваются в IV и I триместры ИГЦ.
Ранее нами были описаны изменения в течение ИГЦ параметров стресс-реактивности, работоспособности и здоровья у юношей [6, 7]. Сравнение с этими изменениями тех, что развиваются у девушек, позволило прийти к выводу, что у лиц женского пола ИГЦ выражен меньше, чем у представителей мужского пола. Это касается, в частности, таких показателей, как уровень тревоги и суммарного отклонения, выявляемых тестом Люшера. ИН (у юношей его средний максимальный показатель в IV триместре был на 12% больше, чему девушек) и изменений балла экстраверсии. Кроме того, наилучшие психофизиологические показатели, как и ранее описанные параметры работоспособности и здоровья, у девушек отмечаются в I, а у юношей — во II триместрах. В целом, особенности индивидуально-годичных изменений организма девушек можно объяснить, во-первых, наличием у них околомесячных циклов, которые, значительно влияя на психофизиологические параметры [28], могут изменять характер ИГЦ. Во-вторых, мужской организм, более чувствительный к влиянию внешней среды [29, 301, отличается инертностью адаптивных установок [311, что может способствовать большей выраженности ИГЦ у лиц мужского пола.

Приспособительная роль изменений психофизиологических процессов на протяжении ИГЦ — достаточно сложный вопрос. С одной стороны, ритмические изменения физиологических функций сами по себе могут быть формой адаптации к изменяющимся условиям жизни [32]. С другой стороны, ритмически меняющиеся процессы могут влиять друг на друга, повышая “цену адаптации”. Нами ранее [10] было отмечено, что у лиц юношеского возраста повышение стресс-реактивности сочетается со снижением уровня здоровья. В настоящей работе также был выявлен параллелизм повышения в течение ИГЦ стресс-реактивности. уменьшения интегральных показателей здоровья [7]. Чаще всего суммарный балл стресс-реактивности увеличивался на месяц раньше снижения здоровья. Наконец, были выявлены корреляции (табл. 3) между психофизиологическими параметрами и показателями здоровья, что можно расценивать как косвенный признак причинно-следственных связей этих параметров.
Несколько неожиданным для нас явилось повышение творческих способностей студентов в IV триместре, на который приходятся наивысший уровень ПЭН и самый низкий в ИГЦ уровень физической работоспособности и здоровья. Анализ адаптивной роли поисковой, в том числе творческой активности человека [24] позволял отметить, что продуктивность известных композиторов не снижалась под влиянием стрессов, войн и бытовых невзгод. По данным Э. Хартманна (цит. по [24]), люди, отличающиеся беспокойством и высокой тревожностью. характеризуются менее шаблонным мышлением. Возникло предположение [24], что снижение творческой продуктивности человека может открывать дорогу болезни. Поддерживая эту точку зрения, мы склонны считать, что повышение творческого потенциала лиц юношеского возраста в конце ИГЦ представляет собой компенсаторное, то есть адаптивного явление.

Примечание: Звездочками отмечены показатели. достоверно отличающиеся от наилучших. выделенных жирным Шрифтом (*р Е 0.05. ан’, Е 0.01).

Таблица 1. динамика показателей здоровья стресс-реактивности и психоэмоциональной сферы Т баллов) в течение индивидуального года у девушек

Показатели
(‘‚=373)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, У Лиц юношеского возраста женского пола на протяжении индивидуального годичного цикла развиваются закономерные психофизиологические изменения: наибольшее психоэмоциональное напряжение характеризует IV триместр года, т. е. его Х, ХI и ХII месяцы, предшествующие дню рождения; наименьший уровень психоэмоциональной активности наблюдается в 1 триместре. те. в первые три месяца после дня рождения. Повышение в конце ИГЦ уровня
псцхоэмоционального напряжения сочетается с
—О.281- увеличением творческого потенциала студенток, что может иметь компенсаторное значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симонов ПВ. Павлов и психофизиология ХХI Века // Журн. высш. нервн. деятельности. 1999. Вып. 2. С. 179.
2. Вейб.’ ЭР. Будущее физиологии // Физиология человека. 1998. Т. 24.№ 4. С.5.
3. ШапошниковаВИ. Волны жизни: Биоритмы и здоровье. СП6.: 14К ‘Комплекс’. 1996. С. 201.
4. Барбараш НА.. БарбараШ Л. С.. Харин В. Д. а др. Биоритмологическая характеристика осложнений у больных после протезирования клапанов сердца в госпитальном периоде // Бюлл. СО АМИ СССР.
1990. №2. С. 60.

5. Барбараш НА.. Лазок НИ.. Шапошникова ВИ. а др. Изменение устойчивости сердечно-сосудистой системы у больных ИБС И здоровых лиц в течение индивидуального года /1 Росс. кардиол. журнал. 2000. 3 6. С. 38. 6. Барбараш НА.. Чичиленко МВ. Здоровье студентов в разные периоды года от одного дня рождения до следующего // Вестник РАМН. 2001.№3. С. 22.
7. Чичцленко МВ.. Барбараш НА. Индивидуальный годичный цикл изменений стресс-реактивности. работоспособности И Здоровья у лиц юношеского возраста // Росе. кардиол. журнал. 1999. 3Ч 6. С. 26.
8. Апанасенко ГЛ. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1988. №6. С. 55.
9. Lade J.D., Adcock R.А., ВUrnЕTt R.Е. Respiratory sinuss arrhythmia and cardiovscular responses to stress//Psychophysiologi. 1992. V. 29. № 4 Р. 461.
10. Барбараш НА.. Миляеаа М. В., Тарасенко НП. и др. Один из способов поведенческой профилактики повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний у студентов-медиков // Кардиология. 1995. №7. С. 44.
11. Доскан ВА.. .,7авреаы’ва НА. Ритмы жизни. М.:
Медицина, 1991. С. 173.
12. Айламазян Э. К.. Ниаури Д. А. Структура биологических ритмов плода человека // Акушерство и гинекология. 1988. 3 7. С. 3.
13. Hamilion V. Implication for theories of personality and motivation // Stress and axiety V. 9 / Еds. Spilberger Ch. D., Sarason Y. D., Defares P. B. Washington; New York; London: Hemispere Publ. Corp.. 1985. Р. 17.
14. Albus M., Muller-Spahn F., Ackenhell M., Engel R. R. Different stress responses to mental and physical stressors in healthy volunteers // Stress Med. 1990. У. 6. Х 3. Р. 259.
15. van Doornen L. J.P., van Blokland R. W. The relationship between cardiovascular and catecholamine reactions to laboratory and real-life stress // Psychophysiology. 1992. У. 29. 32. Р. 173.
16. Римский РР.. Римский СА. Альманах психологических тестов. М.: “КСП’. 1995. С. 400.
17. Eysenck H. J. Dimensions of personality:16.5 оr 3— criteria for taxonomic paradigm // Personality and Individ. Differences. 1991. У. 12. 8. Р. 773.

18. Gramer D. Tupe A behavior pattern, extraversion, neuroticism and psychological distress // Brit. J. Med. Psychol. 1991. У. 64. Р. 73.
19. Pearson G. L., Freeman T. G. Effects of extraversion and mental arithmetic on heart rate reactivity // Persept. Mot. Skills. 1991. У. 72. Р. 1239.
20.Stralau J. The concept of arousal and arousability as used in temperament studies // Temperament: individual differences at the interface of biologi and behavior. Washington:E. Bates, 1994. Р. 117.
21. Kirschbaum C.. Strasburger C. J., Hangkzar J. Attenuated cortisol response to psychological stress but not to CRM or ergometry in young habitual smokers // Psychol/ Abstracts. 1993. У. 80. 3’ 9. Р. 3880.
22. Kirschbaum C., Prussner J. C., Stone A. A. et al. Persistent nigh cortisol responses to repeated psychological stress in a subpooulation of healthy men // Psychosom. Меd. 1995. V. 57. Р. 468.
23. ЗиВерТ Х. Тестирование личности / Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1998. С. 77.
24. Ротенберг ВС.. Аршавскай В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука. 1984. 192 с.
25. Мельников В. Н.. Шорин Ю. П. Сезонные колебания смертности и сердечно-сосудистых болезней в связи с месяцем рождения // Бюлл. СО АМН СССР. 1990.№2.С.4I.
26. Lagercrant H.. Slotkin T. The stress of being born // Am. 1986. V. 254. Р. 100.
27. Padbury I. F.. Agato Y., Ludlow J. Et al. Effect of fetal adrenalectomy on catecholamine release and phisiologie adaptation at birth in sheep // J. Clin. Invest. 1987. V. 80. Р. 1096.
28. КAshuba АD.. Naf/:igЕR А.N. Рhysiological сhanges during the menstrual сусlе аnd their effects оn the рharmacokinetics and pharmacodynamics of drugs // Сlin. Рharmacokinet. 1998. V. 34 №3. Р. 203.
29. ВеLl J. F.. МаSsЕV А. S Ignificance оf birth-dates // Nature. 1994. V. 382. Р. 666.
30. СаStrОGIОVanni, Р.. Iapichino S.. Pcchierotti C. et al. Season of birth in Psychiatry. A review // Neuropsychobiology. 1998. V.37.P. 175.

31. Vollhardt L. T. Rigidity: A comparison by age and gender // Soc. Behav. Personality 1990. V. 18. № 1. Р. 7.
32. СоRnЕ!issЕп С., НаLberg Е.. НаLberg F. Et al. Сhronobiology а frontier in biology and medicine // Chronobiologia 1989. V. 16. Р. 383.

Сейчас читают