АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.2

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Сборник статей



В данном сборнике представлены статьи нескольких авторов на темы: информация как объект гражданского правоотношения, социально-гуманитарный потенциал учебной физики как отражение интендифии в образовании, развитие самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях информационного пространства.


Оглавление
ФАДЕЕВА С. В. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 4
КОРШУНОВА О. В. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ФИЗИКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕДИФФИИ В ОБРАЗОВАНИИ 6
РЯЗАНОВА Ю. А. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 10
В.И. МОРОЗОВ, А.Н. КАЛИНИЧЕНКО, А.В ПЕРЕВОЩИКОВ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 23
МЯКИШЕВ С. Л. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНФОРМАИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВУЗА 25
Т. В. МАЛЫШЕВА ЗАВ. ДОМОМ-МУЗЕЕМ ХУДОЖНИКА Н. Н. ХОХРЯКОВА 27
НЕКРАСОВА Г. Н., КРЫСОВА В. А. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 30
ЛИПИЕВА Т.О. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКОВ 33

Фадеева С. В.
Информация как объект гражданского правоотношения

Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.
Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ .
Вопрос об определении правового положения данного, казалось бы, хорошо известного объекта, включая проблему установления его природы и признаков, становится столь актуальным, поскольку является реально существующим объектом действительности, требующим правового регулирования .
Следует отметить, что в структуре объектов гражданских правоотношений информация занимает особое место. Традиционно ее относят к нематериальным объектам, имеющим товарно-денежную оценку . Иными словами, информация является специфическим товаром.
По нашему мнению, к информации как товару должны предъявляться особые требования. Во-первых, принято классифицировать информацию на общедоступную и необщедоступную .
Общедоступную информацию составляют сведения, открытые для ознакомления, познания. Поиск и предоставление таких данных также осуществляется на возмездной основе, но, как правило, по договору возмездного оказания услуг. «Возникают обязательственные отношения, которые основаны на комфортности в получении информационных услуг. Комфортность доступа представляет собой ослабленную монополию, которая выступает не самостоятельно, а в сочетании с основанными на ней обязательствами» .
Необщедоступной информацией соответственно считается та, доступ к которой ограничен или конфиденциальность которой специально охраняется законом. Она представляет особую ценность для товарного экономического оборота именно в силу ее неизвестности третьим лицам .
Таким образом, объектом гражданского оборота является только необщедоступная информация.
Закономерно, смысл включения информации в перечень объектов гражданских прав раскрывается в ст. 139 ГК РФ, предусматривающей защиту служебной и коммерческой тайны. Иными словами, только такая информация является объектом гражданского правоотношения, выступая самостоятельным элементом, на который оказывается правовое воздействие.
Заметим также, что понятие необщедоступной информации включает «ноу-хау». В данном случае информация рассматривается нами как более широкое понятие, поскольку под ней понимаются сведения не только о совершении действий, но и о фактических обстоятельствах, а также имеющие лишь информационное или познавательное значение, не несущие непосредственных рекомендаций .
Вопросы правового регулирования, обеспечения и защиты прав на информацию относятся к числу наименее разработанных в российской цивилистической науке. Правовой режим информации еще находится в стадии становления. Фактически отсутствует практический опыт применения действующего законодательства в данной сфере .
По нашему мнению, признак необщедоступности является основным для любой информации. Любые иные представления о ней как объекте правоотношения оказываются несостоятельными, поскольку конкретизация ее признаков через введение терминов «информационный объект» или «сведения» не отражает самостоятельных свойств данного объекта.
Коршунова О. В.
Социально-гуманитарный потенциал учебной физики как отражение интедиффии в образовании

«Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени»
лауреат Нобелевской премии И. А. Раби

Слова И. А. Раби, взятые в качестве эпиграфа к статье, выражают глубинную суть идеала современного образования. Как же так? Как может такая «сухая» и «точная» наука по мнению многих изучавших физику в школе или вузе рассматриваться в качестве базы, основы гуманитарного образования?
Все дело в том, что наш мир един, но построен на основе взаимодействия антиномических «противоположностей», которые одновременно существуя, дополняют друг друга и, в принципе, не могут функционировать без наличия своего «полярного» феномена. Общеизвестны категории добра и зла, любви и ненависти, Земли и Неба, света и тьмы, черного и белого, положительного и отрицательного, личного и коллективного и т.д. Можно бесконечно продолжать этот список, поскольку всё, что существует в мире, является отражением бытия «противоположных» по сути процессов, разнонаправленных векторов. Физика представляет собой часть единой науки, существующей как результат определенного вида деятельности человеческой цивилизации – научного познания. Естественно, что физика, считаясь наукой, исследующей наиболее общие закономерности и свойства объектов и явлений мира, также не есть исключительная отрасль знания, и поэтому ей присуще общее качество любой системы – интегративность через дифференцированность. Для характеристики данного состояния в современной педагогике используется термин «интедиффия». Это следует понимать как функционирование в целостности, определяемой понятием «учебная физика», элементов гуманитарного и естественнонаучного характера.
В этом контексте рассмотрим особенности современной учебной физики, являющейся «трансформированным вариантом» большой науки, адаптированным в соответствии с психолого-возрастными и педагогическими особенностями обучающихся. В содержании учебного курса физики стержневыми линиями являются две: научно-предметная и общекультурная.
В научно-предметной линии выделяются следующие компоненты содержания: а) предметно-образовательный (научно-содержательный) – система научных физических знаний, методы познания; б) естественно-научный – физика в природе, взаимосвязь физики и других естественных наук; в) физико-технический – приборы, устройства, технологические процессы; г) природоохранный – физика и проблемы экологии.
Таким образом, данная область в учебном предмете отражает содержание науки физики, ее специфику, связь с другими естественными науками, взаимосвязь с техникой, проявление физических законов в природных процессах, экологические проблемы.
Общекультурную область образуют следующие компоненты: а) культурно-мировоззренческий (физика – основа современного миропонимания, понятия пространства, времени, движения, взаимодействия, принципы симметрии, соответствия, дополнительности); б) научно-культурный (физика как элемент культуры, эстетика в физике, взаимосвязь физики и искусства, целостность культуры); в) историко-научный и историко-культурный (история физики и техники в контексте культуры); г) историко-биографический (жизнь и творчество ученых); д) экокультурный (сохранение культурного наследия и цивилизации).
Данная область позволяет представить физику в контексте культуры, раскрывает её социально-гуманитарный потенциал и подчеркивает единство естественнонаучного и гуманитарного знания.
Нужно заметить, что научно-предметная область достаточно полно отражена в современных учебных курсах по физике (элементы дифференциации), чего нельзя сказать об общекультурной составляющей (интегративный элемент). В соответствии с современными требованиями к образованию необходимо усиление общекультурной составляющей физического образования независимо от профиля и уровня обучения, но при условии определения объема, глубины и логики изложения материала в зависимости от специфики и задач образования. Рассмотренная точка зрения исследователя Л. А. Бордонской представляет интерес потому, что такой подход позволяет средствами учебного предмета «физика» обеспечить целостное восприятие мира и культуры, способствует единению естественнонаучного и гуманитарного знания (формированию единой научной картины мира), обеспечивая формирование целостной личности.
В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании две обозначенные содержательные линии соотносятся с понятиями предметной и метапредметными (ценностно-смысловой, общекультурной и социально-трудовой ) компетентностями. Для современного образования важно повышение степени сформированности как предметной (на разных уровнях в системе профильного обучения), так и метапредметных компетентностей.
Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у обучающихся? Укажем несколько конкретных направлений деятельности учителя.
- Развитие личности и социальная адаптация (выступление в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе.
- Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в том числе человека), природного и экологического характера. В нашей практике данная идея реализуется при использовании в процессе обучения физических задач на примерах-сюжетах из жизни сказочных героев Малыша и Карлсона . Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией Профильного обучения на старшей ступени школы .
- Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению, учитывающего как интегративные, так и процессы дифференциации в современном образовании , а, значит, ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности.
Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.

Рязанова Ю. А.
Развитие самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях информационного пространства
В последние годы в образовании появилось новое направление – дистанционное обучение, которое стало возможно, благодаря новым информационным технологиям. В г. Москве появилась необычная школа – виртуальная. В этой школе многое особенное, необычное, но прежним остаётся необходимость создания условий, в которых у ребёнка формируется, проявляется и разворачивается его субъектная позиция.
Школа дистанционного обучения при центре «Технологии обучения» существует два года. Обучаются в ней дети с первого по одиннадцатый классы. Особенность школы в том, что все её учащиеся имеют различные ограничения физических возможностей. Это учащиеся, которым рекомендована надомная форма обучения. Исходя из этой особенности рабочее место каждого ребёнка устроено у него дома.
Поступая в нашу школу, каждый ученик получает бесплатно во временное пользование комплект оборудования, в который входит портативный или стационарный компьютер, принтер, сканер, цифровой микроскоп, веб-камера. К каждому рабочему месту проведён высокоскоростной интернет, которым ребёнок также пользуется бесплатно.



Так выглядит рабочее место ученика


Ученик за работой в курсе «Клавиатор»

Если в силу каких-либо физических особенностей или ограничений ученику для работы требуется специальное выносное устройство, оно также предоставляется школой. Это может быть ножная мышь, клавиатура для слабовидящих детей, линза для монитора и т.д.
Ученики нашей школы имеют самые различные заболевания. Большинство детей страдают ДЦП, многие имеют задержку речевого и психического развития. Среди заболеваний наших учеников встречаются детский ранний аутизм, онкологические заболевания, сахарный диабет, артриты различного характера, различные поражения мышц. Все ученики имеют ограниченные возможности передвижения и общения.
Наша школа – место, где ученики могут получать образование, находясь дома, в условиях частой госпитализации, общаться со сверстниками и взрослыми, «выходить» за пределы очень замкнутых домашнего и больничного миров.
Школа имеет свой сайт, на котором расположены разнообразные ресурсы, доступные ученикам и учителям для просмотра и работы.
Дети начальной школы посещают пять обязательных курсов: литературное чтение, математика, русский язык, технология, природоведение.
Есть курсы дополнительные, необязательные, те которые может выбрать для освоения ученик в соответствии со своими интересами: английский язык, русский язык от Татьяны Рик, Книга музыкальных открытий, художественная школа, Flash анимации.

Так выглядит главная страница начальной школы на нашем сайте

Занятия курсов появляются на сайте согласно расписанию. Ребёнок может выполнять задания в этот же день, а может в любой другой, если в этот день занят лечебными процедурами или плохо себя чувствует. Время в течение дня для занятий ребёнок тоже выбирает сам, в соответствии со своей занятостью и самочувствием. Особенности дистанционного обучения таковы, что такое предоставление возможности определить удобный для себя график работы позволяет ребёнку учиться без длительных перерывов, что, несомненно, повышает качество образования, экономит физические ресурсы ученика, позволяет учителям создавать условия для развития самостоятельности и способности к учебному диалогу. Ведь для того, чтобы ученик сам определил удобный для себя график работы, ему нужно учесть ряд объективных и субъективных обстоятельств, найти оптимальное решение, принять на себя ответственность за выполнение этого решения, пронаблюдать за тем, насколько принятый им график удобен, скорректировать график при необходимости.
Планирование, проектирование своих действий в соответствии с целями и объективными и субъективными обстоятельствами предполагает развёрнутую субъектную позицию ученика. Особенность работы в условиях дистанционного обучения делает проблему организации учебного труда очень острой и актуальной, поэтому учителя ищут особые пути педагогического взаимодействия. Невозможно научить ребёнка организовывать своё рабочее время самому, если делать это вместо него. Невозможно найти удобный график работы для ученика, не зная состояния здоровья, особенностей характера, привычек этого ученика. Гораздо лучше, интереснее и полезнее с образовательной точки зрения обсуждая вместе, наблюдая, анализируя объективные и субъективные обстоятельства, определить график работы вместе с ребёнком. Такое учебное взаимодействие поможет ученику обнаружить проблемы, найти пути их решения, скорректировать найденные пути, приобрести опыт сотрудничества, опыт наблюдения за собой, опыт поиска решений проблем, а не ухода от них, присвоить и освоить опыт проектирования, планирования, позволит ученику самостоятельно принимать решения и брать ответственность за их исполнение.
В условиях дистанционного обучения перед учеником открывается достаточно широкий выбор форм взаимодействия с учителем. Ребёнок может выбрать полностью самостоятельное обучение, тогда учитель будет присылать ему письменные комментарии на его работы. Учитель и ученик могут договариваться об обсуждении каких-либо сложных вопросов по телефону или в чате.


Ученик видит учителя на экране своего компьютера и слышит его.
Общение в чате создаёт эффект присутствия учителя в квартире ученика


Фотография сделана с экрана компьютера во время
прямого взаимодействия в чате с учителем

В чате могут общаться не только учитель и ученик, но и ученики школы друг с другом. Таким образом, появляется возможность разомкнуть жизненное пространство ребёнка, наполнить его общением со сверстниками.
Если учитель, ученик и родители видят, что ребёнок не может работать один, то все занятия в полном объёме можно проводить в видеочате. К категории таких детей относятся первоклассники, и только пришедшие в школу ученики.
Учитель, используя прямое общение, со временем строит взаимодействие с учеником так, чтобы доля самостоятельного участия ребёнка в процессе увеличивалась.
Очень интересно строится курс для младших школьников «Литературное чтение». За основу взята технология литературного развития младших школьников авторов Т. С. Троицкой и О. .Е. Петуховой.
Курс литературы рассчитан на то, чтобы помочь нашим ученикам стать настоящими читателями. Программа строится на материале детского фольклора и литературы, Это как раз тот материал, который интересен для младших школьников и полезен с образовательной точки зрения.
Занятия в этом курсе ведутся по двум направлениям – уроки литературного образования и уроки читательской деятельности. На уроках литературного образования предметом внимания и исследования детей становятся малые по объёму литературные тексты. Это хорошо знакомые считалки, скороговорки, загадки, небылицы, стихи знакомых поэтов. Эти тексты предлагаются ребятам не для первого, а для нового знакомства, теперь начинающие школьники по-новому смотрят на знакомые произведения: они осваивают их жанровые законы, работают с художественной формой, сами сочиняют произведения в этих жанрах.
А на уроках читательской деятельности дети вместе с взрослыми (родителями и учителями) читают настоящие книги (не учебники, а именно книги, ведь в жизни дети читают книги). Учителями организуется медленное чтение классических детских книг. На этих уроках берут начало читательские биографии наших учеников – здесь формируются читательские вкусы и интересы.
В занятиях по литературе очень важное место отводится детскому материалу, детской инициативе. Ученики много сочиняют, берут уроки у профессиональных писателей и поэтов, подражают фольклорным жанрам. И эта самостоятельная работа, крайне продуктивная для их образования, особенно нравится нашим ученикам. На вопрос: «Чем тебе больше всего нравится заниматься на занятиях по литературе?» Дети отвечают: «Сочинять, придумывать». Какой путь проделывают дети, сочиняя и придумывая? Самостоятельно определяют замысел, выстраивают сюжетную линию, подбирают речевые конструкции, позволяющие с точки зрения ребёнка точнее отразить замысел. По материалам детских произведений вместе с ребятами мы создаем целые виртуальные книжки. Эти книги содержат в себе материал детского литературного творчества. Каждый ребёнок может не только посмотреть на компьютере книгу, но и распечатать её.
Важно, что дети не только сочиняют, но и участвуют в выборе способа оформления книги, ее структуры, принимают участие в выборе названия отдельных глав и всей книжки. Создание книг повышает детскую самооценку, мотивирует ученье, а главное — приносит радость творческого труда.
Такой литературный труд позволяет ребёнку почувствовать себя среди сверстников, так как участие в проектной деятельности требует от участников умения решать общие проблемы, внимания к точке зрения другого человека, договариваться, совместно принимать решения. Ребёнок, лишённый в повседневной жизни общения с другими детьми, получает возможность общаться со сверстниками в нашей школе.
Для курса литературы очень важна идея культурной среды, которая воплощается и на занятиях и во время внеурочных мероприятий. Наши дети, ограниченные в возможности передвижения, посещения театров и музеев, особенно нуждаются в богатстве и разнообразии культурных импульсов и впечатлений. Для многих из них такие выходы практически единственные, кроме выходов в больницу, на лечение и процедуры. Надо сказать, что группа детей, способная посещать музеи, театры очень невелика, хотя состав её нельзя считать постоянным. Эту особенность мы тоже стараемся использовать как возможность создания условий для появления детской инициативы. Подробнее об этом рассказано ниже.
На занятиях, например, дети знакомятся с работой художников-иллюстраторов, затем сами, по представлению, рисуют героев литературных произведений. Так появляется галерея литературных образов, в которой есть работы профессиональных художников, но есть и работы наших ребят.

Фрагмент галереи Айболитов

А после прочтения сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского часть ребят побывала на спектакле по этому произведению в Театре Российской Армии. Для другой части детей, которые не смогли побывать в театре, детьми решено было сделать репортаж о спектакле. Взрослые помогли им в этом начинании – создали ресурс, который ребята насытили своими фотографиями. В открытом форуме ребята придумали делиться своими впечатлениями, рассказывать о спектакле тем, кто побывать в театре не смог. Дети по своей инициативе смогли создать ситуацию эмоциональной и культурной поддержки своим сверстникам.
Такая же потребность возникла у другой части детей, побывавшей в доме-музее К. И. Чуковского в Переделкино. В музее преподаватели рассказали о книге «Айболит в I-школе», над созданием и выпуском которой, работали очень многие ребята, в завершении экскурсии ребята подарили музею эту книгу, коллективный труд всех учеников. Это позволило ребятам испытать причастность к виртуальному коллективу учеников и взрослых, и родилась инициатива детей рассказать о поездке тем, кто поехать не смог.
Курс литературы предполагает непременное и активное общение детей в процессе обучения. Это обмен впечатлениями по поводу прочитанного, обсуждение творческих работ, углубление читательских версий в ходе учебного диалога.
В ситуации I-школы учебное взаимодействие, диалог организуется с помощью возможностей форума: здесь дети видят ответы друг друга. Каждый новый участник форума знает мнения всех, побывавших в форуме до него, а потому может откликаться на эти мнения, учитывать их в собственных рассуждениях. В форумах нередко появляются детские рисунки и творческие работы. В форуме дети знакомятся друг с другом. Очень часто чьё-то мнение направляет работу остальных ребят. Хочу привести пример детской инициативы, которая прозвучала в детском форуме. На одном из занятий, посвящённых чтению двух произведений «Золотой Ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и «Приключения Пиноккио» К. Коллоди в форуме был задан сложный вопрос, предполагающий умение планировать последовательность своих действий в ситуации, когда некоторые действия скрыты, и их нужно определить самому ученику (чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к схеме, которая находится в другом ресурсе).
Вопрос: «Чем заменил Толстой пропущенную часть сказки Коллоди? Поразмышляй над тем, для чего Толстому понадобилась такая замена».
Первый же ответ в форуме был оставлен Машей Журбиной:
«А какая часть пропущена?»
Через пять минут последовала реакция другой ученицы Любы Королёвой: «Маша, пропущенную часть можно прочитать в разделе “По следам ваших ответов: пятая глава «Буратино» и сказка Коллоди”, она там выделена красным цветом».
Ещё через небольшой промежуток времени появляется такое сообщение от Тани Жукаркиной: «Мария! Я тебе помогу! Вот та самая таблица!» (Далее следует скопированная Таней таблица из другого, не видного из форума, ресурса.)
Ребята сами смоделировали ситуацию поддержки другому человеку, они оказались настолько сильными, что были готовы поделиться этой силой, подарить её тому, кому она оказалась нужна.
Случайность ли это? Думаю, нет. В течение долгого времени учителя поддерживали учеников, показывали им способы поддержки, не того, как сделать вместо, а того, как сделать вместе, или подсказывали путь, идя которым, можно справиться со сложным заданием самому. Читая так литературные произведения, открывая законы литературных жанров, дети учатся быть сильными, способными поддержать другого человека, испытывающими в этом потребность, умеющими желание помочь превратить в действие. Учителя в это время писали текст, призванный помочь ребёнку решить самому возникшую проблему. Радостно было увидеть, что мы опоздали, наши ученики оказались мобильнее, точнее нас!
А далее откликается сама Маша, у которой всё получилось: «Спасибо большое, Танечка! Я тебе очень благодарна».
А вот сообщение оставленное девочкой, которая вошла в форум гораздо позже: «Спасибо Тане за помощь с таблицей, она облегчила работу всем ребятам!»
Замечу, что среди участников этого диалога есть ребята, страдающие детским ранним аутизмом, ДЦП, лимфобластным лейкозом, мышечной дистрофией. И эта зарисовка с занятия ярко показывает то, что учебный диалог обогащает детей, его участников, каждый получает мощный импульс к развитию.
Давайте посмотрим ещё один фрагмент учебного диалога в форуме.
Это первое занятие, на котором мы начали все вместе читать книгу Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена".
Перед тем, как начинать читать новую книгу, мы инициировали обсуждение выбора новой книги для совместного прочтения в форуме. На одного ребёнка, выбравшего именно это произведение, совпадение его и нашего выбора произвело очень большое впечатление, так как он ощутил себя полноправным участником процесса.
В самом начале этого форума мы сталкиваемся с примером детской инициативы: девочка сообщает всем ребятам о том, что можно посмотреть фильм «Тот самый Мюнхгаузен», на что реагируют другие ребята, В.Степанов так и пишет: «А ещё я посмотрю сегодня фильм по телевизору. Я видел мультфильм про барона Мюнхаузена. А сейчас пойду смотреть фильм по телевизору. Спасибо Саше Гайдамак». (Володя Петров)
Этот форум стал для ребят не опросом – читал или не читал - а примером того, как можно решить задачу, как прочитать книгу, которой у тебя нет. Заметьте, не учителя сообщили в начале форума о возможности пойти в библиотеку, магазин или к друзьям за этой книгой, а затем проверили наличие приобретенных книг, а сами ребята задали настрой того, что книгу необходимо прочесть и предложили варианты того, где её можно взять:
Первые сообщения типа «Я не читала эту книгу. Мне очень жалко, но её в моей библиотеки нет!» сменились такими:
«Нет, я никогда не читал эту книгу. У меня ее нет дома. Я пойду в библиотеку, чтобы взять и прочитать её». (Садоян Роман)
«Я тоже не читал эту книгу, и у меня пока нет такой книги. Мы с мамой и бабушкой пойдём её покупать». (Кремков Игорь)
«Книжку о Мюнхаузене я не читал, но очень хотел бы почитать. Когда мы возьмём её в библиотеке, я обязательно отсканирую её обложку и пришлю в форум». (Иванов Николай)
«Нет, я не читала эту книгу. Но сегодня мне её должна передать моя учительница Ираида Константиновна». (Надя Аникина)
«Уважаемые учителя! Спасибо за совет прочитать эту книгу. Сегодня мы купили ее и я с удовольствием читаю». (Маклаков Андрей)
Кстати, это второе сообщение Маклакова Андрея в форуме, что показывает интерес ребёнка к затронутой теме, что выразилось в самостоятельном решении заходить ещё и ещё раз, читать новые сообщения, которые в нём появляются.
Учителя лишь подвели итог, собрали вместе все способы поиска книги, предложенного детьми.
Форум – это и прекрасная возможность оставить иллюстрацию к своему ответу. В данном форуме дети продемонстрировали те обложки книг, которые у них есть, тем самым форум превратился в книжную выставку, показавшую ребятам многообразие изданий, работу художников-иллюстраторов:
«Мы с мамой читали отрывки из этой книги. Дома у нас издание с рисунками М. Майофиса». (Люба Королёва)
«Моя книга с рисунками М. Майофиса, пересказ К. Чуковского». (Фролов Даниил)
«Первый раз книгу о бароне Мюнхгаузене мне прочитала мама, а сам я читал её в пересказе К. И. Чуковского с иллюстрациями художницы Ольги Подивиловой». (Хорошилов Егор)
«Я читал и несколько раз перечитывал книгу о Бароне Мюнхаузене, она очень мне понравилась. Я посылаю иллюстрацию из этой книги, сделанные художниками М. Скобелевой и А. Елисеевой». (Дёмин Саша)
«Мне уже купили эту книгу. Я её прочитала. Очень интересная книга. Перевёл её К. Чуковский. Художник М. Саморезов. Автор Э. Распэ. Я не могу переслать обложку, но попрошу Желябиных Кирилла и Антона это сделать. У них такая же книга как и у меня». (Исаева Вика)
Обратите внимание, появилось решение сложного технического вопроса, который девочка просит помочь решить ей других ребят.
А ведь многие ребята познакомились вот так, общаясь в форумах занятий, живя в разных концах огромного города и имея огромные сложности в передвижении. Значит совместная работа в коллективе сверстников возможна и для таких ребят, почти не выходящих из дома!
«Вчера мама купила мне книжку! Я очень рад и уже начал её читать. Мне нравится. А вот её обложка». (Володя Степанов)
А вот учитель откликнулся на факт книжной выставки:
«Ребята! Я с интересом рассмотрела обложки книг, которые вы прислали в форум. В моей домашней библиотеке две книги "Барон Мюнхаузен". Одна из них с иллюстрациями М.Майофиса (такое же издание, как у Любы Королевой). А другую книгу иллюстрировал Борис Митин. Обложку этой книги я и отправляю в форум. Посмотрите, сколько существует разных изданий одного произведения!»
Книжная выставка явилась необходимым культурным фоном, сопровождающим чтение каждой книги. Интересной и разнообразной она стала благодаря активной позиции ребят, которые собирают её, а затем с удовольствием по собственному желанию посещают. Самостоятельная активность одних заражает других. Взрослые создают условия для этого, вовремя замечая, подхватывая и разворачивая каждую детскую инициативу, считая её главной ценностью в учебном процессе. Содержание занятий таково, что побуждает детей активно действовать, наблюдать, исследовать, создавать.
Форум – это место, где ребята могут заявить о том, что они видят какую-либо проблему, противоречие, этот факт может послужить материалом для размышлений для других ребят-участников форума, возможностью для учителей затронуть важные учебные моменты.
Вот, например, сообщение в форуме Галкина Артемия:
«Я читал книгу "Приключения Мюнхгаузена". В ней много интересных рассказов.
Только герой не Мюнхаузен. Но я думаю, что это об одном человеке. Мне эта книга понравилась».
А вот реакция учителя на это сообщение, которое интересно и не должно пройти незамеченным:
«Ребята! Обратите внимание на сообщение Артемия. Он заметил интересную вещь, что существует два варианта имени героя: Мюнхаузен и Мюнхгаузен. На самом деле, конечно, это один и тот же литературный герой, участник всех необыкновенных историй, изложенных в этой книге. Из материала урока вы узнали, что барон Мюнхаузен - это реальный человек, который жил в Германии в XVIII веке. На немецком языке фамилия его звучала Munchhausen, в русском языке нет полного соответствия этим звукам, поэтому одни переводчики называли барона Мюнхаузеном, а другие – Мюнхгаузеном».
Форум – прекрасная возможность для использования ресурсов Интернета и обнаружению для детей их как источника для получения необходимой информации.
Например, в форуме этого же занятия «Видел ли ты фильмы, спектакли, мюзиклы о бароне Мюнхаузене», в котором дети рассказывают о том, с какими воплощениями одного литературного произведения, одного литературного текста, они сталкивались, затрагивается тема многообразия форм, в которые выливается одна и та же тема. Ребята знакомятся с разными видами искусства. Современное направление - интернет ресурсы – поход в виртуальный музей.
Возможности, которые открывают перед ребятами с ограниченными возможностями, новые технологии в образовании, особые способы педагогического взаимодействия, делают привлекательным и перспективным дистанционную форму обучения и исследования в этой области.
Условиями для развития самостоятельности детей в условиях дистанционного обучения можно считать:
- дистанционность обучения, требующую от ребёнка значительно большего проявления самостоятельности;
- характер педагогического взаимодействия;
- содержание учебных предметов;
- создание условий для возможности делового общения детей и взрослых между собой (форумы, проектная деятельность);
- создание условий для появления и разворачивания детской инициативы, как самого ценного в учебном процессе.


В.И. Морозов, А.Н. Калиниченко, А.В Перевощиков
Комплексная подготовка специалистов в высшей школе

В системе профессионального обучения студентов медицинских вузов, повышения квалификации и дальнейшей переподготовки специалистов одной из основных целей обучения является подготовка врача к успешному решению профессиональных задач. При этом репродуктивное усвоение учебной информации не может дать ожидаемый результат. В условиях жесткой конкуренции рыночных отношений от специалиста требуются не только знания, умения и профессиональные навыки, но и творческая активность, способность принимать научно обоснованные решения, как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях.
В этой связи возникает необходимость комплексного подхода к подготовке и переподготовке медицинских специалистов в высшей школе. Преодоление трудностей, которые переживает медицинское образование в последнее время, предполагает наряду с организационно-административным, материально-техническим также и учебно-методическое обеспечение в целом и психолого-педагогическое, в частности.
В организации деятельности Ижевской государственной медицинской академии применяется модель непрерывного поэтапного обучения абитуриентов, студентов и врачей. В рамках этой модели можно выделить пять таких этапов. Первый этап – это этап довузовской подготовки, включающий профориентацию, введение в профессию и соответствующую подготовку. Второй этап – этап начального вузовского обучения, на котором учебный материал усваивается на уровне представлений, знаний, понятий. Третий этап включает формирование профессиональных умений (преимущественно умственных, сенсорных), а также элементов творческого мышления по решению разноуровневых нестандартных моделей-задач. В это время используются упражнения с заданным алгоритмом решения, возрастающие по сложности; модульные программы профессиональной деятельности различных тем, разделов, этапов дисциплины в целом, а также междисциплинарные программы. Кроме этого, большое значение в становлении будущего высококвалифицированного специалиста придается автоматизированным обучающим системам.
Четвертый, заключительный этап вузовского обучения, предполагает формирование умений и освоение навыков (умений, доведенных до автоматизма) по выполнению основных видов профессиональной деятельности, способов решения задач и свойств профессионального мышления. На данном этапе средствами обучения являются задания на разработку алгоритмов, формализованные документы, деловые игры, тренажеры, фантомы. В образовательном процессе широко применяются ситуационные задачи с моделированием экстремальных условий профессиональной деятельности подготавливаемого специалиста. Пятый этап (этап последипломного обучения) включает повышение профессиональной подготовки специалиста и поддержание ее на уровне современных требований, что достигается наличием системы учреждений последипломного образования.
На каждом этапе данной системы решаются три взаимосвязанные между собой вопроса. Первый вопрос включает в себя учет требований социального заказа, построение модели специалиста, разработку его паспорта, т.е. квалификационной характеристики. Второй вопрос включает создание программ дисциплин, т.е. целостной системы обучения, когда качество результатов предметного обучения будет востребовано профессией, где порядок изучения предметов создает фундаментальную основу освоения смежных специальностей. Третий вопрос предполагает организацию учебно-воспитательного процесса полностью адекватную требованиям социального заказа.
Реализация целей обучения на каждом этапе, на наш взгляд, обусловит преемственное и последовательное формирование профессиональных качеств медицинского специалиста, необходимых для самореализации в профессии.

Мякишев С. Л.
Подготовка будущих специалистов в информаионно-обучающей среде вуза

Сегодня в научно-педагогической сфере часто используется понятие информационно-обучающей среды. В. В. Ильин определяет информационно-обучающую среду образовательного учреждения как единую систему аппаратных средств, программного обеспечения, специалистов и пользователей, баз данных и баз знаний, и других элементов, реализующих информационные процессы. Так, например, инфорационно-обучающая среда вуза включает в себя следующие элементы:
- информационно-содержательную часть, состоящую из обучающих программных средств и информационных ресурсов глобальных сетей,
- программно-техническую часть, состоящую из прикладных обучающих программных средств и коммуникационных технологий,
- субъектов учебного процесса - студентов и профессорско-преподавательский состав вуза.
Для высшего образования актуальность приобретает задача использования инфорационно-образовательной среды вуза в исследовательской и профессиональной деятельности. Информационно-обучающая среда вуза, созданная средствами новых информационных технологий, рассматривается как составная часть среды обучения, она также начинает влиять на становление личности будущего специалиста. Одной из характерных черт данной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам вуза в любое время и в любой точке пространства.
В процессе обучения в вузе студент, в основном обращается к информации, которая накоплена обществом и находится в различных информаионных хранилищах, в каналах распространения, осуществляя при её освоении целостный познаватеьный процесс. Поэтому традиционно предметом внимания отечественных педагогов являются вопросы формирования умений работы с источниками информации. Достаточно традиционным является обучение студентов самостоятельному поиску информации с целью подготовки к эффективному использованию доступных библиотечных ресурсов, справочного аппарата, в том числе развитие умений получения нужной информации с помощью автоматизированных систем и сетей.
Обучение специалиста в режиме непрерывного образования имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно ещё суметь получить, предполагает не просто владение некоторыми навыками работы с всё возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью добывать это новое знание. Чем более готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.
- В настоящее время учеными определен ряд проблем, возникающих в информационно-обучающей среде вуза. Так А. А. Андреев называет следующие проблемы:
- отсутствие теории обучения в современной информационно-обучающей среде,
- проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения,
- проблема оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде,
- проблема готовности преподавателей и обучаемых к вхождению в современную информационно-обучающую среду,
- воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса,
- валеологические проблемы.



Т. В. Малышева
зав. Домом-музеем художника Н. Н. Хохрякова

Сто лет назад дом вятского художника Николая Хохрякова (пер. Копанский,4) был центром притяжения образованной интеллигенции и художественной молодежи Вятки благодаря хозяину, обладавшему общительным, дружелюбным характером и энциклопедическими знаниями в истории и искусстве.
Время потребовало восстановить этот дом, сделав его музеем, и он действительно стал центром общения художников, мастеров прикладного искусства и посетителей разных возрастов, круга интересов, рода занятий.
Экспозиция музея знакомит с родословной Хохряковых, Рязанцевых, Васнецовых, Чарушиных, Лобовиковых, Клобуковых, которые состояли между собою в родстве, и в то же время занимались искусством. Разговор о меценатстве дает примеры благожелательных отношений между родственниками и друзьями, благородных дел на пользу общества. Познакомившись с фотопортретами, как живых, представляешь людей из прошлого, соизмеряешь их поступки со своими. И невольно возникает нравственный аспект взаимоотношений, благодатная тема, связанная с историей конкретного уголка старой Вятки, с деятельностью достойных людей, оставивших заметный и интересный след на будущие века.
«Человеческий» характер экспозиции притягивает в дом тех, кто задумывается о судьбах и проблемах общения в семье, в обществе. При том, что цивилизация достигает небывалых темпов, человек – существо неизменное: во все времена кипят страсти, возникает любовь и ненависть, симпатии и отторжения. Но качества личности определяют атмосферу, как говорили старые люди: «сам хорош будь и все вокруг хороши будут».
И если личность только начинает жить, формироваться, надо вести беседу с нею на самом понятном языке, используя кукольные образы. Творческая кукла, созданная профессиональным художником-кукольником Еленой Махневой, – счастливая находка для нашего музея. В экспозиции постоянно располагается веселая компания рукотворных персонажей из сказок, песен, из истории и быта. На диванчике, в кресле, на печке и печной вьюжке сидят горец-охотник, клоун Куклачев, рыбачек Хохряков, баба-яга, домовенок Кузя. Среди них есть главная кукла Маруся ростом с ребенка, девочка-семилеточка, которая «живет» в музее: гостей принимает, альбомы рассматривает, на старинном ореховом пианино играет, в кресле художнику позирует, а на столике у нее находятся старинные предметы. Сто лет назад девушка могла пить утренний кофе из изящной фарфоровой чашечки, пользуясь бронзовым кофейником, а потом спешить в благородное собрание с этим портмоне из тисненой кожи с финифтью, флакончиком для духов, альбомом с нотами городских романсов.
Музей имеет много друзей и почитателей среди старых вятчан, которые нас одаривают мебелью и предметами столетней давности: это могут быть шкаф и стулья, чернильный прибор, перочистка, пепельница с ребусом, подсвечник, открытки, альбомы, очки, слайды для волшебного фонаря и многое другое. Подарки попадают в научно-вспомогательный фонд музея и могут использоваться в открытой экспозиции. У нас в музее везде можно посидеть, все можно потрогать, подержать в руках и испытать небывалую радость, как будто Вы совершили путешествие на машине времени на целое столетие назад. Так что подарки нашему музею – это подарки себе и всему городу.
Музейную экспозицию можно назвать ансамблевой, или многослойной. Ознакомление с историческим, бытовым предметом служит паузой между серьезным восприятием живописи и рисунка Николая Хохрякова. Кто еще из вятских художников оставил нам такое богатство – усадебные пейзажи, интерьеры, натюрморты, а в них пространство, свет, движение, воздух?! Это единственный персональный музей художника в нашем городе.
С достижениями художника-классика в графике каждый может ознакомиться благодаря альбомам, в которых собраны вырезки из газет и журналов столетней давности. Солнечные полотна тоже представляют московскую живописную школу рубежа XIX и XX веков. Для посетителей, владеющих карандашом и пастелью, здесь безграничное поле деятельности: можно копировать рисунки, учиться композиции и штриху, можно рисовать натюрморты из реальных предметов и любой уголок интерьера, соревнуясь с мастером. Никому не возбраняется учиться на примере творческого наследия Николая Хохрякова.
Если Вы молоды и энергичны, Вам интереснее задержаться в гостиной комнате, где всегда есть чему поучиться – плетению, вышивке, фотографии, акварели, то есть какому-либо виду изобразительного искусства – сюда приглашаются наши современники, художники и мастера, иногда еще не имеющие официального признания. Дебюты окрыляют их, они получают признание публики. Книгу с отзывами посетителей мы дарим автору как свидетельство правильного пути и востребованности творца в нашем непростом мире.
Здесь же, в гостиной, для желающих устраивается просмотр видеофильмов о вятских художниках, об истории и культуре Вятки. Учащиеся и студенты могут воспользоваться архивом и библиотекой музея для выполнения курсовых и дипломных работ по художественному краеведению.
В таком камерном музее, как наш, на близком расстоянии при непосредственном общении воздействие экспоната интенсивнее. Здесь не надо показывать свою удаль и силу, вредные привычки «убивает» обстановка Дома-музея, поощряющая нравственное поведение, естественные человеческие эмоции.
Музей – место познания жизни и искусства, место семейного отдыха и учебы, место удовлетворения интересов и получения того специального эстетического наслаждения, которое возбуждает, воодушевляет, вдохновляет. Даже просто созерцая красоту, человек утешается, успокаивается и таким образом можно сказать, что музей – средство исцеления душевных недугов.
Ради задушевного общения неслучайно так любят собираться около старинного инструмента и за чашкой чая в нашем Доме-музее художники, фотографы, краеведы, журналисты, писатели, члены Вятского Шаляпинского общества. Произведения изобразительного искусства, музыка и вокал дают незабываемый комплекс впечатлений.


Некрасова Г. Н., Крысова В. А.
Проблема использования средств информационных технологий в сельских школах Кировской области


В настоящее время говорится много об использовании современных информационных технологий в образовании. В основном речь идет об информатизации городских школ, оставляя сельские школы без внимания, в которых компьютерная техника пока все еще мало доступна.
Сегодня необходимость освоения школьниками компьютерной техники определяется не только требованиями современного информационного общества, но и новым Государственным стандартом общего образования.
Одна из важных задач современного образования – сделать сельского школьника более уверенным в себе, в своих знаниях, научить свободно ориентироваться в большом потоке информации и пользоваться современными информационными технологиями.
С 2001 года Министерством образования РФ начат крупномасштабный эксперимент по компьютеризации школьной образовательной среды. Согласно программе развития «Компьютеризация сельских школ и создание единой образовательной среды», компьютеры, количество которых зависит от численности учащихся, поступают в сельские школы. А это является свидетельством тому, что техническая сторона данной проблемы решается.
На данном этапе реализации программы более остро стоит вопрос о подготовке учителя в области методики использования средств информационных технологий. В последнее время учителя обращаются в методические центры, институты усовершенствования учителей с просьбой научить использовать новые информационные технологии в учебном процессе. При этом одна часть учителей в сельской школе не владеют компьютером, другие обладают базовыми знаниями работы на компьютере, но не знают, как их применить на уроке. Данный факт подтвержден результатами нашего анкетирования, проведенного в августе-ноябре 2005 г., среди учителей сельских школ и педагогов дополнительного образования Кировской области. В опросе приняли участие около 50 педагогов из Орловского, Афанасьевского, Уржумского, Богородского, Санчурского, Фаленского, Зуевского, Оричевского, Котельнического и Слободского районов.
По результатам анкетирования выяснилось, что учителя сельских школ используют мультимедийную продукцию, но по разному, в зависимости от условий школы. Например, учителя Оричевского района применяют программные средства в основном для подготовки к урокам, используя их в качестве справочного материала и для подготовки дидактических материалов. В Богородском районе учителя, созданную ими медиатеку выдают учащимся для самостоятельной работы на дом, так как в школе нет достаточного количества компьютеров. Учащиеся используют программные средства для написания рефератов, для подготовки к экзаменам, для создания небольших презентаций.
Как отмечают сельские учителя для введения медиауроков, необходимо:
- переломить сложившийся многолетний стереотип проведения уроков;
- показать преимущества медиауроков;
- разработать методические рекомендации по проведению медиауроков;
- проводить с учителями семинары для знакомства с программными средствами и для обмена опытом, чтобы учителя не боялись проводит уроки такого типа;
- необходимо сделать акцент не на фронтальную работу как это реализуется на уроках информатики, а на групповую, имея один комплект компьютерной техники в предметном кабинете, где были бы установлены программы и собиралась необходимая информация по определенному предмету.
Таким образом, в анкетах учителей еще раз прозвучала потребность дополнительной подготовки в области использования информационных технологий для того, чтобы грамотно применять компьютер в предметной подготовке школьников.
Анализ литературы показал, что в основном работы ученых посвящены общим вопросам методики обучения в сельских школах, связанных с их спецификой. Эти вопросы рассмотрены в работах ученых Г.Н. Суворовой, В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой.
В условиях информатизации школьной образовательной среды ученые рассматривают и вопросы, связанные с особенностями информатизации сельских школ, но в основном на примере начальной сельской школы. Это отражено в работах Е.Д. Филиппович, Ю.Г. Молокова. В данных работах также отражено, что основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие методики использования информационных технологий при изучении различных школьных предметов, связанных со спецификой сельских школ.
Г. Н. Некрасова в своей монографии пишет, что необходима специализированная подготовка учителей в области использования информационных технологий, чтобы научить современного школьника эффективному использованию компьютера. Это можно реализовать на уроках технологии, которые организованы по-новому, где средства информационных технологий используются для поиска необходимой информации, для более качественного и быстрого выполнения трудоемких операций, для выполнения рутинной работы, для получения виртуальной консультации и для выполнения других задач практического характера. На таких уроках сочетается традиционная методика трудового обучения с компьютерными технологиями обучения и решается комплекс педагогических задач по технологической и информационной подготовке школьников.
Учитывая методические возможности компьютерной техники и программных средств, особенности и преимущества мультимедиа-уроков перед обычными уроками трудового обучения, следует предположить, что представленные возможности компьютера могут в сельской школе:
- способствовать формированию мотивов и желания учиться;
- предоставить каждому школьнику условия для усвоения в полном объеме знаний и умений;
- активизировать практическую деятельность за счет индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
- способствовать формированию компьютерной грамотности за счет интеграции информационной и технологической подготовки;
- формировать у школьников знания и представления о современном производстве, основанном на автоматизации и информатизации технологических процессов.
Таким образом решение проблемы – информатизация технологической подготовки в сельской школе –– является актуальной задачей педагогической науки и практики. Разработка методики применения информационных технологий на уроках технологии позволит за счет индивидуализации и дифференциации процесса обучения повысить уровень и качество образования сельских школьников. Значительным результатом нашего исследования по теме «Реализация дифференцированного обучения на уроках технологии в условиях сельских школ» будет описание программных средств, их методических возможностей в технологической подготовке школьников, что позволит учителям технологии сориентироваться в многообразии программных средств, сделать выбор с учетом целей и задач урока и возрастных особенностей учащихся.

Липиева Т.О.
Правовое обеспечение информатизации социально-культурной сферы в системе профессиональной подготовки информатиков

Современное информационное общество формируется в условиях построения правового государства, информатизации всех сфер жизни общества и интеграции в мировое информационное пространство на основе трансграничных информационных сетей и телекоммуникаций.
Специалисту в области прикладной информатики в социально-культурной сфере, профессионально связанному с проектированием и эксплуатацией средств информатизации, необходимо иметь представление о правовых аспектах создания и распространения документированной информации, формирования информационных ресурсов, продуктов и услуг, поиска и получения информации, создания и применения информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения, о правовом регулировании международного информационного обмена и информационной безопасности, информационного бизнеса.
В связи с информатизацией СКС и развитием новой комплексной отрасли права, предметные области которой составляют перечисленные объекты инфосреды и возникающие по отношению к ним информационные отношения, курс «Информационное право» приобретает особую значимость в системе профессиональной подготовки информатиков социально-культурной сферы на факультете документально-информационных коммуникаций Пермского государственного института искусства и культуры.
Целью курса «Информационное право» является изучение теоретических основ информационного права, структуры и содержания информационного законодательства как системы правового обеспечения информационного общества и информатизации социально-культурной сферы.
Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное системой информационно-правовых норм и нормативно-правовых актов, прежде всего, федеральных законов, содержание которых раскрывается применительно к объектам информатизации в СКС.
Программа курса подготовлена в соответствие с содержанием ГОС ВПО по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» и представляет собой оригинальный вузовский компонент блока общепрофессиональных дисциплин. В содержательном отношении курс «Информационное право» тесно взаимосвязан со всеми общепрофессиональными и специальными дисциплинами учебного плана по специальности «Прикладная информатика в СКС».
В связи с этим основы информационного права излагаются в нескольких разделах:
Раздел 1. Информационная деятельность как сфера правового регулирования.
Раздел 2. Структура и состав информационного законодательства.
Раздел 3. Прикладные отрасли информационного права.
Таким образом, в результате изучения данной дисциплины студенты приобретают теоретические знания и технологические умения, необходимые для реализации проектирования и эффективной эксплуатации объектов прикладной информатики в СКС, по направлениям:
- - содержание основных понятий теории информационного права («информационные права и свободы», «информационное общество», «информатизация», «информационная инфраструктура», «инфор-мационное законодательство», «нормативно-правовые акты», «информационно-правовые нормы», «информационные ресурсы», «информационные продукты и услуги», «информационная безопасность», «информационно – правовое обеспечение» и др.) и терминов инфор-мационной сферы;
- задачи информационного права и информационного зако-нодательства в современном информационном обществе;
- состав информационной сферы как деятельности, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе;
- структура информационного законодательства и основные части правового обеспечения современного информационного общества;
- содержание основных нормативно-правовых актов и законо-дательства;
- особенности организации информационно – правового обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц в Российской Федерации;
- структура организационно – правового обеспечения АИС, БД, БнД, их сетей, его значение и место при проектировании этих объектов и средств их обеспечения в СКС;
- личные информационные права и обязанности;
- применение НПА или отдельные информационно – правовые нормы в процессе проектирования АИС, БнД, сетей ЭВМ, ИТ и средств их обеспечения в СКС (программное, техническое, организационное, информационное, лингвистическое обеспечение, кадры).

 

Недавно добавили