Выпускная квалификационная работа
РАЗРАБОТКА СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ПРИМЕРАХ ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике…………6
1.1. Проблема формирования познавательного интереса в методике физики.......................................................................................................................6
1.2. Понятие сюжетной задачи по физике……………………………………...12
1.3. Сюжетная задача на примере детских произведений как способ формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике……………………………………………………………………………16
Вывод к главе 1…………………………………………………………………..21
Глава 2. Методика разработки и применения сюжетных задач на основе детских произведений в обучении физике…………………………………..24
2.1. Обзор методических источников по проблеме формирования познавательного интереса в методике физики………………………………...24
2.2. Методические рекомендации по разработке и решению сюжетных задач………………………………………………………………………………32
2.3. Примеры авторских разработок……………………………………………38
2.4. Эксперимент по включению сюжетных задач в содержание обучения физике…………………………………………………………………………….41
Вывод к главе 2…………………………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………53
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена одной из главных проблем, стоящих перед учителем, являлось формирование познавательного интереса учащихся. Это сводится к такой деятельности, как отыскание средств обучения, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.
К сожалению, многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. Этому очень способствует и чрезмерно «охлаждённое», формализованное преподавание.
Мы предлагаем хотя бы частично изменить текущую ситуацию, представив для этого собственные разработки, способствующие формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся. Они представлены в виде сюжетных задач по физике, которые составлены на основе детских художественных произведений.
Эти задачи содержат не только необходимые сведения для их решения, но и активизируют познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика. Условия задач по мотивам художественных произведений создают яркие эмоционально окрашенные образы, а поэтому наглядны и хорошо запоминаются, что облегчает понимание.
Несмотря на большие познавательные и воспитательные возможности таких задач, их использование наблюдается редко. Это объясняется тем, что отсутствуют задачники, содержащие достаточное количество задач с художественным содержанием по основным учебным темам школьной физики. Это не позволяет систематически их использовать. Кроме этого, такие задачи часто рассматривают как средство активизации интереса и применяют с целью эмоциональной разрядки и внесения в урок развлекательного момента.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить проблему: недостаток интереса к физике, обусловленный «сухостью» преподавания; малое количество и устаревание большинства разработок, способствующих развитию познавательного интереса при изучении физики.
В связи с существующей проблемой и необходимостью ее решения выбрана тема исследования – разработка сюжетных задач по физике на примерах детских произведений.
Цель данного исследования: разработка методических решений проблемы формирования познавательного интереса школьников посредством использования сюжетных задач по физике на примерах детских произведений.
Объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса.
Исследуемый предмет: процесс формирования познавательного интереса с помощью сюжетных задач, построенных на основе детских произведений.
Гипотеза исследования: сюжетные задачи на основе детских произведений способствуют формированию познавательного интереса у школьников при обучении физике.
Задачи:
• обозначить психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике;
• предложить методику разработки и применения сюжетных задач по физике на основе детских произведений;
• провести эксперимент по включению таких задач в содержание обучения физике и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической и художественной литературы по данной проблеме.
2. Теоретическое моделирование задачных ситуаций на основе детских художественных произведений и методических вариантов их применения при обучении физике.
3. Анкетирование и интервьюирование учителей, учеников по проблеме формирования (учителей) и сформированности (у учеников) познавательного интереса к изучению физики, использования задач на основе детских художественных произведений как элемента гуманитаризации содержания предмета.
4. Наблюдение за деятельностью школьников при решении задач по физике на основе детских художественных произведений, изучение результатов этой деятельности, их интерпретация и получение выводов о влиянии на развитие познавательного интереса школьников к изучению предмета.
По результатам проведенного нами исследования опубликована статья в сборнике статей «Познание процессов обучения физике» под редакцией Ю. А. Саурова, а также был сделан доклад на конференции 20 мая 2009 г.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике
В данной главе рассматривается проблема формирования познавательного интереса в методике физики, дается понятие познавательного интереса, описаны его уровни развития. Рассматривается определение сюжетной задачи. Предлагается один из способов решения поставленной проблемы с помощью сюжетной задачи на примере детских произведений.
1.1. Проблема формирования познавательного интереса в методике физики
Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство основных теорий, необычайная широта практических применений позволяют считать ее эталоном естественнонаучного знания. Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом вопросы, связанные с повышением эффективности и качественности обучения физике, остаются актуальными по сегодняшний день. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся.
В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов.
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является отличительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Интересы, и особенно познавательные интересы, ученые изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения.
С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».
Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер. Он направлен на выявление в интересующем субъекта предмете новых сторон, раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними.
Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности. Он определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся: они будут стремиться к знаниям, преодолевать разнообразные трудности на пути их приобретения. Если интерес не «подключен», информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии учащихся.
Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся, - это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами обучения, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся и внутренние процессы школьников, побуждают их самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [40].
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. На этой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.
По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда факторов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.
Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от конкретных элементарных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Они много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей. Эта стадия – наличия познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира [13, С. 5].
В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.
Для того чтобы успешно решать задачу воспитания и развития интереса к изучению физики, учителю нужно знать условия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решение проблемы зависит от многих факторов. Ведущими факторами в возникновении интереса к предмету, положительного к нему отношения для учащихся являются интересное преподавание предмета и личностные качества учителя.
Под «интересным преподаванием» подразумевается совокупность факторов, определяющих уровень методики преподавания. Это высокая научность и строгая система в изложении материала, создание проблемных ситуаций на уроке и привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем, умение организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, выполнение учениками заданий творческого характера, создание на уроке условий для того, чтобы ученики могли рассказать классу о заинтересовавших их вопросах в научно-популярной литературе, получить ответы на возникшие вопросы при чтении литературы, просмотре кино- и телевизионных фильмов, а также в результате самостоятельных наблюдений за явлениями природы и техники [19, С.196].
Значительна роль познавательного процесса учащихся в функции развивающего обучения. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности школьника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом – результатом.
Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции учебного процесса образуют единство деятельности учителя и учащихся, благодаря чему и обучение и учение протекают эффективно, плодотворно, без потерь.
Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л. С. Выготский, Г. И.Щукина. В триединой задаче обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом, является одной из движущих сил превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
Итак, проблема формирования познавательного интереса это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.
Одним из эффективных способов и методов разрешения данной проблемы является решение сюжетных задач по физике.
1.2. Понятие сюжетной задачи по физике
На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике. Одним из эффективных средств и методов является решение сюжетных задач.
Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. Сюжетные задачи - это наиболее исторически ранний вид школьных задач. Они всегда широко использовались и будут использоваться в обучении физике. Ещё задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны такие задачи и многие методы их решения. Сюжетные задачи существенно изменялись и видоизменяются до сих пор. Если примерно до XIX века цели решения этих задач были чисто практические: научить решать задачи, которые часто встречаются в жизненной практике, то затем эти цели значительно расширились и, кроме практических целей, они начинают использоваться как важное общеобразовательное и методическое средство. Так, в настоящее время считается, что развитие мышления учащихся должно осуществляться не только в процессе решения сюжетных задач, но и в процессе всего обучения физике.
Решение сюжетных задач обеспечивает высокий уровень развития творческой инициативы учащихся, способностей и умений решать не только сюжетные, но и любые задачи. А это важно потому, что вся творческая жизнедеятельность человека связана с решением задач: каждое самостоятельное его действие – это решение некоторой задачи, возникающей перед ним в силу сложившихся условий и обстоятельств или которую он сам в силу своих внутренних потребностей ставит перед собой. Вооружить учащихся такой культурой жизнедеятельности является главной целью решения сюжетных и других задач в школьном обучении.
Велико психодидактическое значение сюжета физических задач. С целью усвоения соответствующей физической темы ученик за счет сюжета мотивационно и содержательно включается в работу с текстом как активный участник событий, которые происходят в этих задачах.
Ученики осваивают разные способы интеллектуальной деятельности за счет знакомства с психологическими позициями, которые закреплены за каждым героем сюжета. Формирование продуктивных форм умственных действий без применения приемов прямого назидания происходит на основе механизма идентификации тогда, когда ученик ставит себя на место героя сюжетной истории.
Семантическое пространство, которое создается сюжетом, дает ученикам возможность перехода из одного режима учебной деятельности в другой, от игры – к повторению, от одинокого вдумчивого чтения – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию и т.д.
Диалоги героев, которые позволяет построить сюжет, дают возможность организовать взаимодействие между учеником и учебным текстом.
Сюжет позволяет установить благоприятный эмоциональный фон, что очень важно при усложнении учебного физического материала и возникновении новых требований основной школы. Ведь именно эмоциональный аспект определяет готовность к активной мыслительной деятельности.
Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания на уроке интереса школьников. Сюжетные задачи учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку. И. Я. Ланина указывает на то, что, на начальном этапе обучения решению задач необходимо использовать задачи с занимательными сюжетами с целью удовлетворения таких потребностей личности, как стремление к романтике, необычности, расширению сферы интересов, не связанных с учебным предметом. Но и в старших классах, продолжает автор, подобные задачи тоже нужны ввиду того, что подросткам 9 – 11 классов характерно глубоко личностное отношение к предмету. В этом возрасте важно, чтобы задачи были внутренне приняты учащимися. Учет личных интересов учащихся необходим для того, чтобы создать условия для самоутверждения личности ученика, проявления и раскрытия способностей, в наиболее интересующей его области, но, как верно указывает И. Я. Ланина вследствие «экономии» места «хорошие» задачи представлены «сухим языком», без надлежащего введения, которое бы захватывало, интриговало и привлекало внимание учащегося. В. Е. Володарский, рассматривая проблему постановки задачи, указывает на «внешнюю занимательность» и «внутреннюю занимательность» задач. Смысл этих терминов в том, что задача интересна, может быть своим содержанием, несущим новое, весьма полезное и красивое, с точки зрения ученика знание, или имеющих внешнюю форму, вызывающую интерес ввиду необычности способа предъявления, то есть занимательные задачи (задачи-рассказы, задачи-парадоксы, задачи-фокусы).
Многое в сфере занимательности, в области теории и практики сделали такие авторы, как М. Е. Тульчинский, И. Я. Ланина, Г. Н. Щукина, А. В. Усова и многие другие. Я. И. Перельман отмечал, что занимательные задачи помогут углубить и оживить имеющиеся знания по физике, повысят интерес, облегчат понимание, и будут способствовать более сознательному и прочному усвоению знаний. Автор пишет: «возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение». Однако для того чтобы эффективно осуществлять эту деятельность, необходимо соответствующее средство обучения. С уверенностью можно сказать, что на данный момент в распоряжении учителя, нет такого сборника задач, который содержал бы в себе только сюжетные задачи, напрямую связанные с жизнью и направленные на объяснение или предсказание наблюдаемого явления или процесса, протекаемого в природе, быту, на производстве, объяснение свойств предметов. Задачи, которые были бы адаптированы к требованиям государственного стандарта и современных программ обучения.
Особенно интересными являются такие сюжетные задачи, как задачи-сказки, задачи-рассказы, а так же задачи, составленные на основе детских произведений.
1.3. Сюжетная задача на примере детских произведений как способ формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике
В существующих классификациях физических задач по содержанию выделяют четыре их вида: конкретные, абстрактные, политехнические и исторические.
Задачи, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений, целесообразно выделить в отдельный вид – задачи с художественным содержанием. Такие задачи содержат в себе не только необходимые для их решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.
Несмотря на большую заинтересованность учителей в задачах с художественным содержанием, на уроках физики они применяются довольно редко. Это обусловлено рядом причин.
Первая причина заключается в том, что отсутствуют задачники, содержащие достаточное количество задач с художественным содержанием по основным учебным темам школьной физики. Это не позволяет систематически их использовать. Известный сборник Г. Б. Остера охватывает только учебный материал 7-го класса и не претендует на глубину физического содержания предлагаемых задач, а носит явно выраженный развлекательный характер.
Вторая причина недостаточного использования задач с художественным содержанием заключается в том, что их часто рассматривают только как средство активизации интереса и применяют с целью эмоциональной разрядки и внесения в урок развлекательного момента. Подобное отношение не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в задачах с художественным содержанием.
Для более эффективного применения задач с художественным содержанием необходимо рассмотреть функции, которые они могут выполнять в процессе обучения физике и сопоставить их с функциями других видов задач.
Рассматривая решение задач как метод обучения, воспитания и развития мышления учащихся, Н. Н. Тулькибаева отмечает, что решению, как методу, должны быть присущи все основные функции методов: побуждающая, познавательная, воспитывающая, развивающая и контролирующая.
Считая подобный подход правильным, приходиться отметить, что вышеуказанные функции имеют общий характер и присущи всем физическим задачам. Поэтому мы выделим цели, которые могут ставиться при выполнении каждой из функций в процессе решения задач с художественным содержанием. Это позволит нам конкретизировать рассмотренные функции при использовании интересующего нас вида физических задач.
Так, при выполнении побуждающей функции мы выделили следующие, иерархически расположенные цели, где каждая последующая цель включает в себя предыдущую: активизация внимания учащихся; активизация их познавательного интереса; создание учебной проблемы; создание проблемной ситуации.
Задачи с художественным содержанием, благодаря своей эмоциональной окраске, являются незаменимым средством активизации внимания и познавательного интереса, и в этом качестве эффективнее, чем другие виды задач, но при этом необходимо, чтобы возможности текста задачи позволяли создавать проблемную ситуацию.
Значительно больший интерес представляют задачи, создающие проблему, решение которой позволяет проводить теоретическое обобщение.
Таким образом, задачи с художественным содержанием будут выполнять побуждающую функцию в полном объеме, если художественная, эмоциональная составляющая часть задачи сочетается с ее физическим содержанием, позволяющим создавать при обучении проблемную ситуацию.
Познавательная функция служит для получения учащимися в процессе решения задачи новой информации, приобретения и закрепления умений и навыков. Выделим при этом следующие цели: конкретизация и систематизация имеющихся знаний; усвоение физических закономерностей, формулировок законов; усвоение физических понятий.
При выполнении познавательной функции на практике преимущественно используются абстрактные и конкретные задачи. Первые позволяют показать учащимся красоту физической теории, ее суть, вторые – дают возможность ученикам применить эту теорию в конкретных, практических ситуациях. Однако, нельзя сказать, что физическое понятие будет усвоено учениками, если при решении задач постоянно не будет обогащаться содержание понятия, расширяться его объем и устанавливаться связи с другими понятиями. Поэтому при формировании понятия целесообразно использовать задачи с художественным содержанием, с помощью которых осуществляются межпредметные связи не только с естественнонаучными дисциплинами, но и с предметами гуманитарного направления, такими как история и литература [33]. Например, это могут быть задачи по мотивам мифов, различных событий истории и других литературных, исторических сюжетов.
Использование текстов художественных произведений, благодаря таланту их авторов, образности, красочности описания наблюдаемого явления, позволяет учащимся наглядно представить это явление и, тем самым, ускорить процесс формирования понятия.
Особо подчеркнем, что задачи с художественным содержанием служат не только средством связи между учебными предметами, но и как «межкультурное» средство связи между двумя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Тем самым активизируются учащиеся «гуманитарии», не склонные к изучению точных наук, а формируемое понятие обогащается, увеличивается его объем и прочность усвоения учениками [33].
Говоря о выполнении задачами воспитывающей функции, мы выделили следующие воспитательные цели, для достижения которых могут быть использованы задачи с художественным содержанием: формирование научного мировоззрения и воспитание патриотизма.
Формирование научного мировоззрения - одна из основных воспитательных целей преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. В последнее время, в связи с изменениями нашего общества, наблюдается регрессивный процесс отхода от научного мировоззрения и возврат к религиозному. Чтобы мировоззрение ученика соответствовало времени, еще в школе ученик должен получить своего рода «прививку», позволяющую ему критически оценивать поступающую извне информацию. Формирование такой критичности, динамического понимания категории истины, как одного из главных компонентов формирования научного мировоззрения, возможно с помощью задач с художественным содержанием.
Анализ ситуации, представленной в задаче, с физической точки зрения позволяет учащимся развеять положения астрологической псевдонауки, отсеять народные приметы, основанные на наблюдениях природы, от предрассудков, показать противоречивость существования различных сказочных существ и таинственных явлений.
Сочетание физических законов и сверхъестественных явлений показывает несостоятельность последних, создавая при этом комическую ситуацию. Другая возможность формирования критичности мышления представляется при предъявлении учащимся отрывков из различных художественных произведений, где автором допущена ошибка с физической точки зрения.
Полезными будут задачи на нахождение технических характеристик различных сказочных, фантастических устройств, при решении которых учащийся невольно сравнивает полученные результаты с техническими характеристиками реальных машин и механизмов, например, скорость ковра-самолета и вертолета, мощность скатерти-самобранки с мощностью микроволновой печи.
Подобное сравнение позволяет ученикам проводить критическую оценку правильности полученных ответов при сравнении с реальностью, что также способствует формированию научного мировоззрения.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру возможны при решении таких задач, где используется исторический материал, народные приметы, пословицы и поговорки, показывающие народную наблюдательность, красоту и образность русского языка.
Задачи с художественным содержанием целесообразно сочетать с политехническими и историческими задачами, с помощью которых ученики знакомятся с научно-техническими достижениями нашей страны, работами отечественных и зарубежных ученых.
Развивающая функция заключается в формировании различных личностных качеств, необходимых для решения задачи: настойчивости, сообразительности, силы воли. При решении задачи развиваются способности к осуществлению основных мыслительных операций: анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, обобщения, конкретизации и т.д. В полной мере это относится к задачам с художественным содержанием. Но развитие образного и логического мышления – это цели, которые можно поставить при использовании именно задач с художественным содержанием.
Контролирующая функция выполняется чаще всего с помощью типовых задач, поэтому при организации контроля в предлагаемые задачи иногда целесообразно включать одну типовую задачу художественного содержания с целью эмоциональной разгрузки учащихся при стрессовой ситуации контроля.
Творческие, нестандартные задачи художественного содержания можно включать в проверочные работы, предлагающие учащимся выбор уровней сложности [33].
Вывод к главе 1
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования в учебном процессе познавательных интересов учащихся.
В самом общем определении: познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Такие педагоги и деятели, как А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова, В. А. Филлипова, И. Г. Шапошникова, И. Я. Ланина. Эти учёные рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме.
Таким образом, неоспорима актуальность проблемы, поставленной в нашей работе.
Для разрешения данной проблемы ведутся поиски новых средств и методов. Одним из них является решение сюжетных задач, составленных на основе детских произведений.
Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений.
Задачи, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений, целесообразно выделить в отдельный вид – задачи с художественным содержанием. В частности, это задачи, составленные по сюжетам детских произведений, которые известны каждому школьнику. Такие задачи содержат в себе не только необходимые для их решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.
Задачи, составленные на основе сюжетов детских произведений, могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, познавательную, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции.
Это говорит о том, что рассматриваемый нами вид задач является эффективным средством и методом для разрешения, хотя бы частично, поставленной проблемы.
Глава 2. Методика разработки и применения сюжетных задач на основе детских произведений в обучении физике
В главе приводится обзор методических источников по проблеме формирования познавательного интереса в методике физики, указаны конкретные пособия, которые позволяют решить поставленную проблему. Глава содержит методические рекомендации по разработке и решению сюжетных задач, представлены наши собственные разработки в виде сюжетных задач по физике на примерах детских произведений. Оформлены результаты эксперимента по включению сюжетных задач в содержание обучения физике.
2.1. Обзор методических источников по проблеме формирования познавательного интереса в методике физики
В процессе написания данной работы мы использовали различные методические разработки, авторы которых предлагают способы и методы решения проблемы формирования познавательного интереса в методике физики. Представим характеристику некоторых из них.
С. А. Тихомирова – автор ряда разработок по проблеме развития познавательного интереса при обучении физике. Одна из таких работ, «Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7 – 11 классы», автор предлагает свою работу в виде вопросов и задач на основе отрывков из литературных произведений, известных практически каждому школьнику.
Эта книга рекомендуется для применения на уроках физики не только в общеобразовательных, но и в профильных классах. При обучении учащихся-гуманитариев, опираясь на их сложившийся интерес к литературе, можно достичь более высоких результатов в усвоении физики. В классах физико-математического и технического профилей привлечение произведений литературы призвано формировать чувство прекрасного, обогащать образное мышление, восполнять недостающие эмоции.
Пособие полезно применять не только на уроках физики, но и во внеклассной работе. Оно рекомендуется и для включения в учебно-методический комплект к курсу естествознания (5 – 7 классы) [25, С. 5].
Книга С. А. Тихомировой включает пять глав по основным разделам школьного курса физики, каждая глава представляет ряд параграфов в соответствии с теми вопросами, которые изучаются в данном разделе. Пособие содержит иллюстрации к литературным произведениям, сюжеты которых используются в заданиях. В конце книги предложены ответы на вопросы. Это очень удобно для учителя при проверке правильности выполненных заданий или для школьников при самопроверке.
С. А. Тихомирова в качестве приложения дает некоторые рекомендации для учителей по использованию фрагментов из художественной литературы на уроках физики, по проведению уроков обобщения и систематизации знаний по физике с привлечением литературных фрагментов, а также внеклассных занятий.
Пособие «Физика в пословицах, загадках и сказках», автором, которого также является С. А. Тихомирова, включает более 700 «научно-художественных» сюжетов: пословиц, загадок и сказок, содержащих описания физических явлений. Пособие иллюстрировано. Книга состоит из трех разделов, в которых рассматриваются физические явления, нашедшие отражение в трех литературных жанрах. Каждый раздел начинается с небольшого введения, где даются некоторые сведения об особенностях данного литературного жанра и специфике описания в нем физических явлений. Внутри него материалы группируются по основным разделам физики: механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика.
Примечательно то, что пособие содержит задачи и вопросы, составленные по сюжетам литературных произведений разных народов: итальянские, сербские, австралийские, английские, монгольские, африканские, персидские и другие сказки, пословицы, легенды, мифы. Это способствует более наглядному и эмоциональному восприятию физических явлений, проникновению в их смысл и приобщению к мировой культуре.
Ответы к задачам и вопросам даны лишь в конце второго раздела книги – «Физика в загадках», так как в загадках физические явления описаны, как правило, иносказательно, в них не указываются все признаки загадываемого явления, а потому отгадки на них неоднозначны [28, С. 3].
Это пособие полезно учителям для организации интересной учебной и внеклассной работы.
Стоит отметить еще одно пособие автора С. А. Тихомировой, составленное совместно с Б. М. Яворским, оно представляет собой учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Физика. 11 класс». Он содержит два раздела: «Электродинамика» и «Физика XX века». Последний включает две теории, возникшие в первой четверти XX века: теория относительности и квантовая механика.
В учебнике большое внимание уделено истории становления и развития научных взглядов по изучаемым разделам, что дает возможность учащимся глубже понять физическую сущность природных явлений.
На полях книги приводиться немало занимательной информации, призванной привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, – интересные исторические факты из жизни ученых, их оригинальные, образные высказывания, яркие примеры применения научных знаний.
В содержании параграфов и упражнений включены отрывки из художественной литературы, пословицы, загадки, в которых отражены те или иные физические явления. Это поможет учащимся по-новому взглянуть на привычный окружающий человека мир природных явлений и лучше усвоить изучаемый материал [29, С. 5].
Безусловно, у такого учебника большое преимущество над учебными пособиями, изложенными обычным, скучным, лишенным занимательных моментов языком. Оно может быть использовано как в общеобразовательных классах, так и в классах гуманитарного профиля.
«Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля» – пособие, составленное А. И. Семке, содержит задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.
Привлечение фрагментов с элементами литературы, истории призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Отсутствует иллюстративный материал, но это нельзя назвать большим недостатком.
В пособии представлены задачи и сообщения по всем разделам физики. В каждой теме приведена историческая справка, отдельно выделены вопросы по загадкам, вопросы по пословицам и поговоркам.
Материал можно подобрать практически к любому уроку. Он постоянно пополняется новыми фактами и задачами, является чрезвычайно благодатным для мобилизации внимания учащихся.
Материалы, которые представлены в пособии, могут быть использованы на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при подаче нового материала, при закреплении нового материала; в качестве коротких сообщений по теме, занимательных задач, материала развивающего характера, для составления вопросов и задач самими школьниками. Пособие можно применять на уроках физики не только в общеобразовательных, но и в профильных классах.
Автор дает рекомендации по применению своих разработок как на уроке физике, так и во внеклассной работе. Большой плюс данного пособия в том, что оно позволяет установить межпредметные связи, которые содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов.
А. И. Семке отмечает, что для учащихся полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой они самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку. И в своей статье «Методика решения познавательных задач» А. И. Семке дает рекомендации по работе со школьниками при решении задач познавательного характера, приводит примеры из своей педагогической практики.
Нельзя не отметить известный сборник задач А. П. Усольцева «Задачи по физике на основе литературных сюжетов», предназначенный для 7 – 11 классов. В нем представлены задачи по физике, составленные на основе сюжетов произведений классиков научной фантастики, таких как Ж. Верн, А. Кларк, А. Азимов, С. Лем и многих других. Пособие также содержит задачи, составленные по сюжетам сказок, исторических романов, пословиц, поговорок, загадок.
Сборник адресован как школьникам, так и учителям.
В пособии для каждого раздела физики есть достаточное количество занимательных задач. К некоторым из задач приведены иллюстрации.
Автор в конце сборника отмечает методические особенности задач по физике на основе литературных сюжетов и особенности их использования в процессе обучения. Здесь А. П. Усольцев рассматривает функции, которые выполняются при решении таких задач, приводит примеры из сборника.
Также автор подробно рассматривает функции сюжетных задач на основе литературных произведений совместно с Т. Н. Шамало в статье «Задачи с художественным содержанием на уроках физики». В статье дана подробная характеристика каждой из функций и приведены примеры задач, которые выполняют эти функции.
Статья «Интересные задачи по мотивам художественных произведений, видеофильмов и фольклора» также является авторской работой А. П. Усольцева. Здесь также говорится о роли сюжетных задач в процессе обучения физике, приводятся примеры таких задач, а также отмечаются некоторые методические особенности по составлению задач на основе фрагментов видеозаписей популярных фильмов.
Особо нужно отметить работы В. И. Елькина, учителя физики, астрономии и информатики высшей квалификационной категории школы № 5 г. Слободского Кировской области, заслуженного учителя России, неоднократного победителя конкурсов «Учитель года» г. Слободского, лауреата конкурса «Я иду на урок», лауреата Премии Президента РФ.
Также интересны разработки, способствующие формированию и развитию познавательного интереса на занятиях физики, О.В. Коршуновой. Это дидактические материалы, составленные на основе сюжета известного мультфильма, полюбившегося каждому ребенку. Понять о каком мультфильме идет речь можно из названия разработок «Малыш и Карлсон в гостях у физики». Данные материалы предназначены для включения их в процесс обучения физики в 7 – 8 классах, но их также можно использовать и в старшем возрасте, например, при проведении внеклассных мероприятий или на уроках обобщения и повторения всего курса физики. Представление материала в такой занимательной форме сделает занятия физики интереснее, что является хорошим стимулом к активным умственным действиям.
«Необычные учебные материалы по физике» – работа В. И. Елькина, в которой представлены оригинальные задачи-рассказы, в условиях которых автор вводит любимых детьми литературных героев, например Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В книге «Оригинальные уроки физики и приемы обучения» описаны материалы для нетрадиционных уроков разных типов: уроки- экскурсии, уроки конкретизации знаний, уроки повторения, блиц - турнира по механике, уроки решения задач в форме игры, уроки изобретательства, урока перед каникулами. Органично примыкают к ним описания приемов обучения, с помощью которых уроки приобретают для учащихся особую привлекательность; это физические фокусы, опыты с песком, физика и поэзия, сказки с физическими вопросами, эстафетный метод решения задач и др.
Книга адресована в первую очередь учителям физики. Однако она может принести пользу классным руководителям, воспитателям, родителям при организации досуга подростков, так как в ней найдут задачи и вопросы, которые можно включить в конкурсы, викторины, турниры.
В книге «Физика и астрономия в походе и на природе» собраны материалы, направленные на достижение трех целей: во-первых, придать интеллектуальную окраску туристическим походам учащихся и их выходам в природу, наполнить привалы, часы вечернего отдыха интересными заданиями, связанными с физикой. Во-вторых, в ненавязчивой форме показать учащимся, что ответы на многие вопросы, возникшие и на тропе, и в походном быту, могут быть даны на основе знаний физических явлений и закономерностей. В-третьих, «включить» учеников во время похода в активную умственную работу.
Книга адресована учителям физики, руководителям туристических секций и кружков, организаторам детского и юношеского отдыха, классным руководителям. Полезна она и родителям, поскольку ее материал может быть использован во время поездок за город, на природу, а также школьникам для самообразования и интересного проведения досуга.
В. И. Петрухин в статье «Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов» приводит примеры задач, составленных на основе фрагментов текстов из научно-популярной и художественной литературы, содержащих описания физических явлений. Эти задачи носят достаточно занимательный характер и также могут применяться на уроках физики или во внеклассной работе.
Учитель А. А. Кузьмичева в статье «Физические сказки» приводит примеры собственных разработок и своих учеников в виде сказок, в содержании которых присутствует какое-либо физическое явление, понятие, их объяснение. Стоит отметить, что сказки учениками составлены достаточно грамотно и интересно. Это говорит о том, что А. А. Кузьмичева успешно применяет творческие задания в процессе обучения и дает своим ученикам возможность устанавливать связь физики с литературой с помощью составления таких сказок.
Учебно-методический комплект, созданный под базисную программу по физике для средней общеобразовательной школы с гуманитарным профилем обучения для 10 – 11 классов авторами А. Н. Мансурова и Н. А. Мансурова, содержит учебник, книгу для учителя и тестовые контрольные задания. Достоинство его в том, что большое внимание в преподавании курса уделено реферативной работе учащихся и демонстрационному эксперименту. Так как курс предназначен для гуманитарного профиля, то, по нашему мнению, он должен содержать достаточно материала, имеющего связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла. В частности задачи, составленные по сюжетам литературных произведений, исторических событий. Этого не отмечено в учебнике, поэтому мы считаем данный учебник недостаточно полезным в решении проблемы, поставленной в нашей работе. Однако в пособии с тестовыми и контрольными заданиями есть высказывания классиков в качестве эпиграфов к разделам, т. е. авторы все-таки попытались внести моменты гуманитаризации.
Учебное пособие А. Л. Камина «Физика. Развивающее обучение» предназначено для учителя, работающего в классах, где физика изучается первый год и содержит большое количество творческих заданий. Пособие ориентировано на систему развивающего обучения, но может оказаться полезным учителям обычной школы, поскольку формирует творческий подход к предмету.
Предлагаются задачи-проекты, задачи-оценки, задачи-демонстрации, задачи-прогнозы, задачи-открытия, задачи с не полностью заданными условиями, в которых можно встретить героев популярных детских произведений. В конце пособия есть решения задач, что удобно при проверке правильности выполнения заданий. Кроме этого к некоторым пунктам в качестве эпиграфов представлены высказывания разных выдающихся людей.
Книга может быть с успехом использована для подготовки к предметному тестированию, олимпиадам, детским научным конференциям, творческим конкурсам в области физики и связанных с ней областях науки и техники.
Мы рассмотрели ряд методических источников по проблеме формирования познавательного интереса в методике физики, разработки тех авторов, которые предлагают решать ее с помощью сюжетных задач по физике на основе детских произведений. Представим некоторые методические рекомендации для тех, кто хотел бы создавать собственные разработки по решению поставленной проблемы.
2.2. Методические рекомендации по разработке и решению сюжетных задач
Разрабатывая задачи, содержащие сюжет, каждый составитель использует свои способы и приемы. Обозначим основные из них: выбирается стандартная задача по физике из любого учебника или задачника, придумывается сюжет на основе какого-либо детского произведения и осуществляется синтез данных задачи и сюжета. Качественной задачей может стать цитата из литературного произведения, в частности из стихов. Нередко текстовые задачи строятся на фантастическом сюжете. Также задачи с сюжетом составляются на основе различных бытовых, технических ситуаций. Задача может быть составлена на основе действия какого-либо механизма и его справочных характеристик. В основе сюжета задачи может лежать какое-либо природное явление.
Выше мы говорили о том, что задачи с художественным содержанием выполняют одну из таких функций, как познавательная. Это говорит о том, что такие задачи без сомнений можно назвать познавательными задачами.
Применяя активные формы работы, учитель создает условия для самообразования, систематического изучения нового материала. Положительное воспитательное воздействие при решении познавательных задач возникает при понимании обучаемым, осмыслении ценностной ориентации, т.е. при участии каждого ребенка в содержательной структуре урока. В результате активизации мыслительной деятельности на уроке можно получить хороший уровень образования и воспитания.
Изучение физики надо начинать с познания природы. Именно раскрывая секреты живой и неживой природы, юный человек находит ответы на многие «почему?» и постигает практическую значимость предмета. Очень важно, чтобы каждый ребенок включился в умственную и творческую деятельность.
Групповое решение познавательных задач представляет собой один из самых эффективных способов развития сознания и мышления детей:
• Для работы в группах не требуется дополнительного материала, больших помещений, они могут проводиться в больших и маленьких классах;
• Не требуется вспомогательного оборудования;
• Учитель получает возможность внедрять активные подходы к обучению, а дети вырабатывают критическое мышление, развивают коммуникабельность и привыкают к состоянию успеха.
Для повышения эффективности работы групп необходимо правильно их организовать. Прежде всего, группы не должны быть большими. В каждой группе должен быть лидер. Все группы должны быть равнозначными, в состав группы могут входить отличники, успешные ученики и ребята, которым учеба дается с трудом. Аристотель на вопрос «Как ученикам преуспеть?» ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». При решении познавательных задач в группах возникает свободное общение, обсуждение, ученики высказывают свои взгляды, проверяют их правильность.
При решении познавательных задач ребятам следует использовать справочный материал. Так как время обсуждения ограниченно, они довольно быстро начинают ориентироваться в справочных пособиях, учатся читать по диагонали [24].
Решение задачи рекомендуется начать с внимательного чтения условия задачи, нужно разобраться, о чем идет речь, что происходит. Затем выделить физическое явление, которое будет исследоваться. Разобраться о каких физических телах идет речь, назвать «участников события». После этого рекомендуется ввести физические величины, которые помогут следить за телами и явлениями, найти связь между этими величинами. На вопросы, которые были поставлены в самом начале, нужно дать окончательные ответы.
Обучение школьников при решении познавательных задач побуждает к самостоятельному поиску ответа, к новым открытиям и созданию ситуации успеха.
Интересной и полезной является такая форма самостоятельной работы учащегося как составление сюжетных задач на разных типах уроков: на уроке закрепления изученного материала, на уроке применения знаний и умений, на уроке обобщения. Человек только тогда хорошо разберется в проблеме, когда он сам научится ее ставить. И пусть ребенок лишь изменит «словесную оболочку» задачи, все равно можно смело говорить, что он осознал эту задачу, и что он обязательно решит ее и ей подобную. В дальнейшем, конечно, необходимо усложнять задачу: давать общие правила составления задач, учить составлять более содержательные, трудные задачи.
Обучение учащихся составлению задач дает им возможность осознать структуру задачи (условие и требование, объекты, их характеристики в виде некоторых величин, связи между величинами и т.п.), учит постановке вопроса, что само по себе уже немаловажно. Систематическое самостоятельное составление задач учащимися значительно облегчает систематизацию знаний, применение их для объяснения новых фактов и выполнения практических работ.
Отметим, что целесообразным будет использование задач на основе тех сюжетов, которые знакомы каждому школьнику. Таковыми являются задачи, составленные по сюжетам детских произведений. Это могут быть сказки, мультфильмы, стихи, пословицы, поговорки, отрывки из известных рассказов, повестей, поэм и прочих произведений.
Приведем примеры таких задач.
• Как пытали каменную плиту (китайская сказка)
У мальчика, торговавшего пончиками, украли деньги. Для разоблачения вора судья Бао-гун приказал притащить большой чан с водой.
«Потом каждому велел монету в чан бросить, сам рядом стоит, смотрит… вот подошел какой-то человек, монету в чан бросил. Смотрит Бао-гун: на воде кружочки жира плавают. Как закричит судья:
– Это ты, пес, у ребенка деньги украл? Признавайся!
Испугался вор…»
Почему жир плавает на поверхности воды в форме кружочков? [26, С. 52].
• Мультфильм «38 попугаев»
Решили однажды звери измерить длину удава. Получилось, что его длина равняется четырем слонам, или девяти обезьянам, или тридцати восьми попугаям. «А в попугаях я длиннее!» – сказал удав после измерения [30, С. 9].
• Ф. И. Тютчев. «День вечереет, ночь близка…»
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложиться тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.
Почему вечером тени удлиняются? [26, С. 63].
• Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
О каких фазовых переходах идет речь в этой пословице? [25, С. 141].
• Крутиться, как белка в колесе.
К какому виду движения будет относиться движение белки, колеса? [25, С. 38].
• Л. Н. Толстой. Рассказ аэронавта
Герой рассказа поднялся в воздух на воздушном шаре.
«Я посмотрел на барометр. Теперь я уже был на пять верст над землею и чувствовал, что мне воздуха мало, и я стал часто дышать. Я потянул за веревку, чтобы выпустить газ и спускаться, но ослабел ли я, или сломалось что-нибудь, ¬¬– клапан не открывался… «Если я не остановлю шар, – подумал я, – то он лопнет, и я пропал». …Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул. Слава Богу, – клапан открылся, засвистало что-то».
Почему воздушный шар, поднявшись высоко, может лопнуть? [26, С. 29].
• А. С. Пушкин. «Пиковая дама»
«Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; и, смотря на нее, можно было подумать, что качание страшной старухи происходило, но от ее воли, но по действию скрытого гальванизма».
Что такое гальванизм? Как вы понимаете сравнение, использованное А. С. Пушкиным? [26, С. 54].
• Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
– Царю! – направо слышиться,
Налево отзывается:
– Попу! Попу! Попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, –
И стон, и рев, и гул!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка –
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!..
Как объяснить явление – эхо? [25, С. 83].
Так же стоит отметить то, что в настоящее время большинство учащихся предпочитают смотреть видеофильмы. Для активизации этих учеников целесообразно предлагать им не только задачи по мотивам художественных произведений, но и задачи, составленные по фрагментам видеозаписей популярных фильмов, современных мультфильмов.
Пользуясь методическими рекомендациями по составлению сюжетных задач, мы составили собственные сюжетные задачи на основе детских произведений, включающие сюжеты сказок, пословиц, стихов, рассказов, а также современных мультфильмов.
2.3. Примеры авторских разработок
1. Газообразный Джин имеет температуру 15°С, когда его дразнит обезьянка Аббу, он злится и раздувается от злости, пытаясь угомонить непослушную обезьянку. Давление же Джина при этом не меняется. Какой будет температура злого Джина, если известно, что объем его увеличился в 3 раза:
2. Злые привидения наказали маленькое доброе газообразное привидение Каспера за то, что оно не пугает людей, а дружит с ними. Они заточили его в сосуд, вбив на 10 см пробку. Какое количество теплоты нужно сообщить Касперу, чтобы он расширился, подействовал на пробку с силой 60 Н и выбил ее из сосуда, если известно, что внутренняя энергия Каспера увеличится на 54 Дж.
3. Пока Дейл нырял с аквалангом и измерял глубину водоема, Чип сидел на берегу и внимательно смотрел на поверхность воды. Он заметил, что пузырьки воздуха всплывают. Чему будет равен объем пузырька у поверхности воды, если по измерениям Дейла, глубина водоема 6 м. Объем пузырька на глубине 10 мм3.
4. Знайка попросил Незнайку помочь проделать опыт, чтобы рассчитать удельную теплоемкость масла. Незнайка получил инструкцию: налить в калориметр 250 г масла при 12ºС. Затем опустить в масло кусок меди массой 500 г при температуре 100ºС. Измерить установившуюся температуру, записать ее и сообщить своему товарищу. Какое значение удельной теплоемкости масла получит Знайка, если Незнайка записал, что температура в калориметре установилась 33ºС, и Знайка знает, что теплоемкость калориметра 63ДЖ/К.
5. Дядя Федор и кот Матроскин купили трактор с коэффициентом полезного действия 30%. Сколько им понадобиться топлива, чтобы трактор совершил работу 30 МДж, если известно, что он работает на топливе с удельной теплотой сгорания 42 МДж/кг?
6. О каких физических явлениях, понятиях, законах идет речь в предложенных пословицах. Каков их физический смысл? Верны ли пословицы с точки зрения физики?
• Падающий дворец трудно подпереть одним бревном (китайская).
• Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская).
• Большой человек боится беды, высокое дерево боится ветра (китайская).
• Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается (китайская).
• После прилива всегда бывает отлив (японская).
7. Иванушка попросил Бабу-ягу помочь найти его возлюбленную Настеньку. Баба-яга дала ему волшебные сани массой 80 кг и велела следовать за ними. В конце спуска с горы сани обладали кинетической энергией 1 кДж. Какое максимальное расстояние пройдут сани по льду замерзшего пруда, если во время спуска с горы у них вдруг откажут волшебные свойства, и они будут продолжать движение равнозамедленно? Коэффициент трения полозьев саней о лед считать равным 0,02.
8. В известном детском стихотворении Корнея Чуковского «Тараканище» есть такие строки:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Определите сопротивление провода трамвая, на котором ехали зайчики. Известно, что длина провода 5 км и сечение 0,65 см2.
9. Автомобили Шерлока Холмса и доктора Ватсона движутся в одном направлении со скоростями v1 и v2 относительно поверхности Земли. Чему равна скорость света от фар автомобиля доктора Ватсона в системе отсчета, связанной с автомобилем Шерлока Холмса?
10. Когда старику Хоттабычу скучно, он любит превращаться в полую стеклянную треугольную призму, наполненную воздухом. Известно, что угол падения луча на грань призмы 22º, преломляющий угол 30º. Каким будет угол отклонения луча призматического Хоттабыча, если Волька поместит его в воду?
2.4. Эксперимент по включению сюжетных задач в содержание обучения физике
В школьной практике в реальном процессе обучения была проведена апробация выше приведенных сюжетных задач в 10-м В классе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 58 г. Кирова. Они были предложены в качестве домашнего задания в ходе изучения темы «Основы термодинамики». К задачам прилагалась анкета, на которую предлагалось ответить учащимся. Результаты этой анкеты показали, что учитель по физике в этом классе не использует подобные задачи ни на уроках, ни в качестве домашнего задания. При этом 87,5 % анкетируемых ответили, что им понравилось решать такие задачи. 12,5 % ответили неоднозначно, фразами «не знаю», «наверное». На основе этих результатов можно сделать вывод, что решение сюжетных задач вызывают интерес у учеников.
Так же было проведено анкетирование учителей-физиков. В анкетировании участвовало 16 учителей разных категорий и педагогическим стажем от 11 до 39 лет, преимущественно из сельских школ Кировской области. Учителям был предложен ряд вопросов, на которые нужно было дать ответы.
Вопрос 1: составляете ли Вы физические задачи для своих школьников? Распределение ответов представлено на рис. 1.
Вопрос 2: какие способы и приемы Вы используете при составлении физических задач? Анкетируемые, которые составляют физические задачи, отметили, что делают это путем изменения формулировок задачи из учебника, описывают какую-либо бытовую ситуацию, технологическую ситуацию, природные явления. Используют для составления задач цитаты из литературных произведений, житейские или фантастические сюжеты.
Вопрос 3: применяете ли Вы в обучении физике сюжетные задачи на примерах детских произведений. Результаты опроса представлены на рис. 2.
Вопрос 4: какие произведения чаще всего используются для разработки сюжетных задач? Те учителя, которые составляют задачи, указали произведения, где упоминаются такие герои, как Шерлок Холмс, Робинзон Крузо, Незнайка. Так же используют русские народные сказки, стихи Пушкина, Фета, Тютчева.
Вопрос 5: перечислите известные Вам сборники физических задач на основе детских произведений. Кто их автор? Анкетируемые затруднялись в ответе, но один из них указал такие фамилии, как Я. И. Перельман, А. И. Семке.
Вопрос 6: приведите пример сюжетной задачи на основе детских произведений, которую Вы используете. Приведены следующие примеры задач:
• Репку держит в земле сила ….Н, дедка тянет репку с силой …Н, бабка тянет с силой …Н, внучка тенет с силой …Н, жучка тянет с силой …Н, кошка тянет с силой …Н, обойдутся ли они без мышки, чтобы вытянуть репку?
• Задача на расчет высоты по температуре кипения воды, используется произведение «Дети капитана Гранта».
• «Течение было быстрое, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку». Объясните несостоятельность данного предложения.
Вопрос 7: нужны ли сюжетные задачи на основе детских произведений? Если да, то какую роль они могут выполнять? Результат ответов на первую половину вопроса представлен на рис. 3, а роли сюжетных задач, по мнению респондентов, различны. Сюжетные задачи расширяют представления школьников о применении законов физики в окружающем мире; могут увлечь, мотивировать к выполнению заданий; формируют познавательный интерес; помогают организовать проверку знаний при решении задач.
Вывод к главе 2
Существует ряд разработок по проблеме формирования познавательного интереса в методике физике. Мы в своей работе приводим обзор таких методических источников и выделяем, на наш взгляд, самые удачные и эффективные, содержащие интересные материалы, которые могут успешно решать поставленную проблему. Это работы С. А. Тихомировой, А. П. Усольцева, А. И. Семке, В. И. Елькина, О. В. Коршуновой, А. А. Кузьмичевой, В. И. Петрухина, А. Л. Камина.
Проанализировав работы этих авторов, мы даем методические рекомендации по разработке сюжетных задач, обозначая основные способы и приемы. Взяв стандартную задачу из любого учебника или задачника по физике, продумав сюжет на основе какого-либо детского произведения, можно составить занимательную и интересную задачу. Сюжетом задачи может послужить любая бытовая, техническая ситуация. Цитата из литературного произведения, в частности из стихов, может стать хорошей качественной задачей.
При решении сюжетных задач важно применять активные формы работы, это создает условия для самообразования, систематического изучения нового материала. Очень важно, чтобы каждый ребенок включился в умственную и творческую деятельность. Одним из самых эффективных способов развития сознания и мышления детей является групповое решение задач.
Решение задачи рекомендуется начать с внимательного чтения условия задачи, нужно разобраться, о чем идет речь, что происходит. Затем выделить физическое явление, которое будет исследоваться. Разобраться о каких физических телах идет речь, назвать «участников события». После этого рекомендуется ввести физические величины, которые помогут следить за телами и явлениями, найти связь между этими величинами. На вопросы, которые были поставлены в самом начале, нужно дать окончательные ответы.
Придерживаясь этих рекомендаций, мы разработали свои сюжетные задачи по физике на примерах детских произведений, которые были применены в реальном процессе обучения.
В ходе исследования выяснилось, что учащимся нравиться решать задачи, составленные по сюжетам детских произведений, они находят их интересными и занимательными, но их учитель по физике не использует такие задачи ни на уроках, ни в качестве домашнего задания.
Анкетирование учителей физиков показало, что большинство респондентов составляют задачи для своих учеников, применяют сюжетные задачи на основе детских произведений в своей педагогической деятельности и считают такие дидактические разработки полезными и эффективными при решении проблемы формирования познавательного интереса в методике физики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании мы изучали следующую проблему: недостаток интереса к физике, обусловленный «сухостью» преподавания; малое количество и устаревание большинства разработок, способствующих развитию познавательного интереса при изучении физики. В связи с необходимостью ее решения нами была поставлена цель: разработка методических решений проблемы формирования познавательного интереса школьников посредством использования сюжетных задач по физике на примерах детских произведений.
Для достижения поставленной цели мы изучили психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике: рассмотрели феномен познавательного интереса, определили его значение и роль в учебном процессе, выделили этапы его развития у учащихся. Изучили особенности таких задач по физике, как сюжетные, дали определение этих задач и выяснили, какие функции они могут выполнять при включении их в процесс обучения физике. В связи с тем, какую психодидактическую роль выполняет сюжет как элемента текста, выяснили, что решение сюжетных задач является одним из эффективных способов и методов разрешения данной проблемы.
В своем исследовании мы более подробно изучаем сюжетные задачи по физике на примерах детских произведений, как способ формирования познавательного интереса у школьников при обучении физике. На основе представленных методических рекомендации по разработке таких задач мы предлагаем свои собственные задачи, составленные по сюжетам известных детских произведений, которые были применены в реальном процессе обучения.
В результате исследования было выяснено, что учащимся нравиться решать такие задачи, они находят их интересными, занимательными, т.е. сюжетные задачи по физике на примерах детских произведений побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса в методике физики.
Исходя из вышесказанного, можем утверждать, что цель нашего исследования достигнута, т.е. разработаны методические решения проблемы формирования познавательного интереса школьников посредством использования сюжетных задач по физике на примерах детских произведений.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась: сюжетные задачи на основе детских произведений способствуют формированию познавательного интереса у школьников при обучении физике.
В заключении нужно сказать, что поставленная проблема недостаточно изучена, остается актуальной и имеет перспективу для более глубокого исследования. В связи с отсутствием достаточного количества разработок по данной проблеме, в обучении физике они используются редко или не используются вообще. А это вызывает недостаток интереса к физике, отсутствие мотивации к изучению этого школьного предмета.
А так как поставленная гипотеза подтвердилась, необходимо дальнейшее совершенствование методологии разработки и использования таких задач в образовательном процессе и внедрения ее в школьный курс физики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакулин, В. Н. Как решать физические задачи [Текст] / В. Н. Бакулин, Ю. А. Сауров. – Киров, 1992. - часть 1. – 127 с.
2. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся [Текст] / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. – СПб: Питер, 2006. – С. 136.
3. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе [Текст] / В. С. Данюшенков. – М.: Прометей, 1994. – 208 с.
4. Елькин, В. И. Необычные учебные материалы по физике [Текст] / В. И. Елькин // Библиотека журнала «Физика в школе», – выпуск 24, книга 1. – М.: Школа-Пресс, 2001.
5. Елькин, В. И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения [Текст] / В. И. Елькин // Библиотека журнала «Физика в школе», - выпуск 24, книга 2. – М.: Школа-Пресс. - 2001.
6. Елькин, В. И. Физика и астрономия в походе и на природе [Текст] / В. И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверман // Библиотека журнала «Физика в школе», – выпуск 25 – М.: Школьная Пресса.- 2003.
7. Кабардин, О. Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы [Текст]: дидакт. материал / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.
8. Каменецкий, С. Е. Методика решения задач по физике в средней школе [Текст]: кн. для учителя / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.
9. Камин, А. Л. Физика. Развивающее обучение [Текст]: кн. для учителя. 7-й класс / А. Л. Камин. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.
10. Коршунова, О. В. Малыш и Карлсон в гостях у физики [Текст] / О. В. Коршунова // Физика: еженед. прилож. к газете « 1сентября». – 2004. – № 40.
11. Коршунова, О. В. Малыш и Карлсон в гостях у физики [Текст] / О. В. Коршунова // Физика: еженед. прилож. к газете « 1сентября». – 2004. – № 48.
12. Кузьмичева, А. А. Физические сказки [Текст] / А. А. Кузьмичева // Физика: еженед. прилож. к газете « 1сентября». – 2008. – № 4. – С. 24 – 25.
13. Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
14. Лукашик, В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – Изд. 14-е. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
15. Мансуров, А. Н. Физика [Текст]: учеб. для 10 – 11 кл. с гуманит. профилем обучения / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. – М.: Просвещение, 1999. – 222 с.
16. Мансуров, А. Н. Физика, 10 – 11 [Текст]: для шк. с гуманит. профилем обучения: кн. для учителя / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
17. Мансуров, А. Н. Физика, 10 – 11 [Текст]: Тестовые и контрольные задания: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учащихся / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. – М.: Просвещение, 2001. – 78 с.
18. Орлов, В. А. Школьный курс физики: тесты и задания [Текст] / В. А. Орлов. – Серия «ШАНС»- Школа Абитуриента: Научись Сам. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 240 с.
19. Разумовский, В. Г. Основы методики преподавания физики в средней школе [Текст] / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. / под ред. А. В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 398 с. – (Б-ка учителя физики).
20. Перельман, Я. И. Занимательная физика [Текст] / в двух книгах / Я. И. Перельман. – Д.: ВАП, 1994. – кн.1. – 223 с.; кн.2. – 223 с.
21. Петрухин, В. И. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов [Текст] / В. И. Петрухин // Физика в школе. – Школа-Пресс 1, 2004. – № 3. – 58 с.
22. Рымкевич, А. П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы [Текст] / А. П. Рымкевич. – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
23. Рымкевич, А. П. Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы [Текст] / А. П. Рымкевич. – Изд. 13-е, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
24. Семке, А. И. Методика решения познавательных задач [Текст] / А. И. Семке // Физика: еженед. прилож. к газете «1 сентября». – 2007. - № 17. – С. 29 – 30.
25. Семке, А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля [Текст] / А. И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 256 с. – (В помощь учителю)
26. Тихомирова, С. А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 кл. [Текст] / С. А. Тихомирова. – М.: Просвещение, 1996. – 95 с.
27. Тихомирова, С. А. Физика в пословицах, поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах [Текст]: пособие для учителя / С. А. Тихомирова. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.
28. Тихомирова, С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках [Текст] / С. А. Тихомирова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.- (Библиотека журнала «Физика в школе»; Вып.22)
29. Тихомирова, С. А. Физика.11 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. А. Тихомирова, Б. М. Яворский. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 256 с.
30. Усольцев, А. П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов [Текст] / А. П. Усольцев. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 239 с.
31. Усольцев, А. П. Интересные задачи по мотивам художественных произведений, видеофильмов и фольклора [Текст] / А. П. Усольцев // Физика в школе. – Изд. Дом «Школа-Пресс 1», 2003. – № 7. – С. 56 - 60.
32. Урок физики в современной школе: творч. поиск учителей [Текст]: кн. для учителя / сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.- 288 с.
33. Шамало, Т. Н. Задачи с художественным содержанием на уроках физики [Текст] / Т. Н. Шамало, А. П. Усольцев // Научно-практический журнал Российской академии образования «Учебная физика», январь-февраль 2001. – №1. – С. 41 – 52.
34. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
35. Байдина, В. И. Методы и приемы, направленные на развитие познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / В. И. Байдина // Режим доступа: http://festival.1september.ru/
36. Балуев, О. В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики в ходе изучения темы «Тепловые явления» 8 класса [Электронный ресурс] / О. В. Балуев, П. В. Скулов // Режим доступа: http://referatiya.ru/
37. Гиллих, Е. Ф. Формирование интереса к физике у учащихся 7 класса при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» [Электронный ресурс] / Е. Ф. Гиллих, П. В. Скулов // Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/
38. Гурылева, Л. В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Л. В. Гурылева // Режим доступа: http://www.trizminsk.org/
39. Козлова, Ж. Л. Качественные задачи, как средство развития познавательного интереса [Электронный ресурс] / Ж. Л. Козлова, П. В. Скулов // Режим доступа: http://www.ucheba.ru/referats/
40. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] / В. А. Машарова // Режим доступа: http://www.emissia.org/
41. Пословицы и поговорки народов мира [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sayings.ru/
42. Сайт Елькина Виктора [электронный ресурс] / Режим доступа: http://elkin52.ru/
43. Старовикова, И. В. Методология физики как система в содержании школьного физического образования [Электронный ресурс] / И. В. Старовикова // Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/
44. Шкатулка качественных задач по физике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iralebedeva.ru/
45. Электронная библиотека - книги, журналы, законы, диссертации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it./
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы анкеты для учителей физики
1. Составляете ли Вы физические задачи для своих школьников?
2. Если да, то, какие способы и приемы Вы при этом используете?
3. Применяете ли Вы в обучении физике сюжетные задачи на примерах детских произведений? Если нет, то почему?
4. Какие произведения чаще всего используются Вами для разработки таких задач?
5. Перечислите известные Вам сборники физических задач на основе сюжетов детских произведений. Кто их автор?
6. Приведите пример сюжетной задачи на основе детских произведений, которую Вы используете.
7. Нужны ли такие задачи? Если да, то какую роль они могут выполнять?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы анкеты для учащихся
1. Газообразный Джин имеет температуру 15°С, когда его дразнит обезьянка Аббу, он злится и раздувается от злости, пытаясь угомонить непослушную обезьянку. Давление же Джина при этом не меняется. Какой будет температура злого Джина, если известно, что объем его увеличился в 3 раза:
2. Злые привидения наказали маленькое доброе газообразное привидение Каспера за то, что оно не пугает людей, а дружит с ними. Они заточили его в сосуд, вбив на 10 см пробку. Какое количество теплоты нужно сообщить Касперу, чтобы он расширился, подействовал на пробку с силой 60 Н и выбил ее из сосуда, если известно, что внутренняя энергия Каспера увеличится на 54 Дж.
3. Пока Дейл нырял с аквалангом и измерял глубину водоема, Чип сидел на берегу и внимательно смотрел на поверхность воды. Он заметил, что пузырьки воздуха всплывают. Чему будет равен объем пузырька у поверхности воды, если по измерениям Дейла, глубина водоема 6 м. Объем пузырька на глубине 10 мм3.
Задачи, которые были вам предложены, называются сюжетными. Убедительно просим ответить на следующие вопросы:
1. Как часто учитель использует на уроках (или для д/з) такие задачи?
2. Интересно ли Вам было решать такие задачи?
3. Попробуйте разработать подобную задачу.