Рассказ педагога о Красной книге
Цель: дать первоначальное представление о Красной книге; о ее возникновении, значении особенностях, закрепить представление детей о том, как люди заботятся о животных и растениях, обогатить их знания о способах охраны: создают заповедники и заказники, строят заводы, которые не будут приносить вред природе.
Ход. Задумались люди, как бы все леса не стали грустными, как бы не исчезли животные и растения. Собрались ученные вместе и решили создать книгу, в которой будут записаны все растения и животные, которым грозит опасность, назвали эту книгу Красной.
Как вы думаете, почему она Красная? Правильно, ребята, красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает нас, людей, что этих животных и растений мало осталось на Земле, и их нужно спасать. Книга эта необычная. /Воспитатель листает макет Красной книги/. Догадайтесь, чем необычная? Правильно, у этой книги страницы не белые, а цветные. Первые страницы у этой книги красные. Почему, как вы думаете? На них записаны растения и животные, кого немедленно надо спасти. Вторые страницы у этой книги желтые. Нельзя спешить, нельзя ехать дальше, если на светофоре горит желтый свет. Желтые страницы книги напоминают: внимание! этих животных и растений тоже осталось мало в природе. Может случиться, желтые листы книги могут смениться в скором времени на красные. Потом мы открываем белые листы. На белых листах записано все о редких растениях и животных, не обязательно исчезающих. Правда, многих из них тоже подстерегает беда, хотя, может быть, и не такая близкая. Если дальше смотреть Красную книгу, то найдем зеленые страницы. Порадоваться можно за растения и животных, про которых написано на этих листах. Как вы думаете, как люди помогли исчезающим растениям и животным? Узнав про растения и животных, которые оказались на страницах Красной книги, люди прекратили охоту на них, - сделали заповедники и заказники. В заказниках охота на животных временно запрещена. Но кроме заказников есть еще и заповедники. Хозяева в них - животные и растения. Человек не имеет права строить там города, прокладывать дороги, охотиться. Но и возле городов люди стали заботиться о лесных животных. Ученые предложили заводы, от которых нет ни пыли, ни дыма, чтобы снег вокруг городов тоже был белоснежным. А чтобы леса не стали грустными, в этом можем помочь и мы. Как? Пусть ты маленький, не очень сильный, потому что ты человек, а в мире много существ слабее тебя. Сильный всегда обязан помогать слабому: не рвать больше букеты лесных цветов, не ломать ветки деревьев, не разорять гнезда, не уносить лесных зверей к себе домой, не шуметь в лесу, не стучать палками по стволам деревьев, не разрушать муравейники, не ловить бабочек и стрекоз. Тогда они скажут тебе спасибо. И ты, действительно, будешь сильным, потому что научишься помогать слабому.
Ребята, есть международная Красная книга, в которой записаны все редкие растения и животные всех стран мира. У каждой страны есть своя Красная книга. У нас в стране - Красная книга России. Даже у многих государств СНГ также есть такие книги. Давайте и мы сделаем Красную книгу нашей группы. В ней мы будем рисовать, приклеивать, записывать те растения и животные, которые мы уже знаем и с которыми еще познакомимся. А это значит, что мы должны будем их охранять. Когда мы встретим их в лесу, в парке,... Мы скажем им: "Здравствуйте! Мы вас знаем, мы вас не обидим!" и они обязательно скажут нам: "Спасибо!".