Учись Учиться

Тест
Психология
26 February 2012

Тест смысложизненных ориентации

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • Тест смысложизненных ориентации
  • на основе теории стремления к смыслу и логотерапии
  • история создания методики
  • полюса оценочной шкалы
  • Цели в жизни
  • Результативность жизни
  • удовлетворенность самореализацией
  • Локус контроля

Тест смысложизненных ориентации

 Автор(ы): Опросник СЖО является адаптированной версией теста Дж. Крамбо и Л. Махолика «Цель в жизни», разработанной на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла. Адаптация - Леонтьев Д.А.

Краткая история создания методики

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста "Цель в жизни" (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разра­ботана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном ваку­уме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключа­ется в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов невро­зов. Первоначально авторы стремились показать,

а) что методи­ка измеряет именно степень "экзистенциального вакуума" в терминах Франкла;

б)что последний характерен для психи­чески больных и

в) что он не тождествен просто психической патологии.

«Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание  индивидом онтологической значимости жизни.

Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся оконча­нием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию число­вых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного бала в стандартные значения (процентили). Восходящая последова­тельность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда   соответствует   полюсу   наличия   цели   в   жизни,   а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Шкала поиска смысложизненных целей. В 1977 году Дж.Крамбо создал методику, которую он рассматривает как дополнительную шкалу к тесту осмысленности жизни - шкалу поиска смысложизненных целей. По замыслу автора методика должна измерять силу мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. В силу этого ожидалось, что эта шкала будет умеренно отрицательно корре­лировать с показателем осмысленности жизни и в клинических группах результаты будут более высокими, чем у психически здоровых людей.

Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (гЛенинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласован­ность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от. 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы факто­ра социальной желательности.

Общие теоретические положения послужившие основой методики: Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.АЛеонтьевым (фа­культет психологии МГУ) в 1986-88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена но следующим трем пара­метрам:

1.Были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла;

2.Вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формули­ровалась пара целостных альтернативных предложений с одина­ковым началом;

3.Асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой –

 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения "прозрачности" методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась.

Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравне­нию с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым (никогда - редко - иногда - часто - постоянно), поскольку русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Данные о валидности и надёжности методики: Надежность методик проверялась с помощью ретестирования с интервалом в 2 недели (испытуемые - 76 студентов МГУ). Результаты по тесту ОЖ оказались устойчивы при р<0,05 в отличие от шкалы ПСЦ, воспроизводимость результа­тов которой оказалась неудовлетворительной. Еще одним пока­зателем надежности теста ОЖ явилась выявленная в исследо­вании М.В.Снетковой (1988) близкая к нулю корреляция теста ОЖ со шкалой "лжи" Методики многостороннего исследования личности.

Несмотря на малый объем опросника (20 пунктов), при факторном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпре­тируются, включают с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (р<0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при фактори­зации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни лич­ности не является внутренне однородной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно уви­деть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Как явст­вует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний раз подт­верждает правоту В.Франкла, который отмечал, что смысл всегда может быть найден, и закладывает основу для теорети­ческой и эмпирической типологии смыслов жизни. Два остав­шихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентации, вклю­чающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысло­жизненных ориентации и два аспекта локуса контроля.

Цель: выявление показателя осмысленности жизни человеком через его отношение к цели жизни (будущему), к процессу (настоящему) и результату жизни (прошлому).

Область применения: с 18 лет.

Организация: индивидуальная и групповая.

Процедура обследования: стандартная.

Обработка результатов: производится в соответствии с ключом:

1. Отмеченные позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале;

2. Подсчет показателей по каждой шкале и общего показателя ОЖ.

Краткое описание шкал: опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой пары противоположных утверждений и варианты ответов. Тест включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля.

Субшкала 1 Цели в жизни - наличие или отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу,

Субшкала 2 Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Субшкала 3 Результативность или удовлетворённость самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть.

Субшкала 4 Фокус контроля — Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.

Субшкала 5 Фокус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь. Низкие баллы - фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, бессмысленно что-либо загадывать на будущее, что свобода выбора иллюзорна.

Общее название факторов «управляемость жизнь» выражает уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора.

Интерпретация субшкал.

1.Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни кик интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого вес в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представ­лениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контро­лю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.

Литература:

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 1992.

 

    Tags:
  • Тест смысложизненных ориентации
  • на основе теории стремления к смыслу и логотерапии
  • история создания методики
  • полюса оценочной шкалы
  • Цели в жизни
  • Результативность жизни
  • удовлетворенность самореализацией
  • Локус контроля
Rating:
( 2 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 29 October 2011
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 October 2011
Гражданское общество и его происхождение 26 March 2012
Развитие самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях информационном пространстве. 12 January 2011
Тема 8. Деловая беседаю. Деловое общение руководителя. Публичное выступление.Некоторые способы привлечь интерес и получить поддержку. Телефонный разговор. 26 March 2011
Шпаргалка по анатомии на тему "Ткань" "Мозг" 04 November 2013
Информатика. Лекция 6 13 January 2011
Конспект урока по теме: «Исследование ускорения свободного падения». 11 January 2011
Контрольная работа по дисциплине «Основы специальной психологии» на тему: «Психология детей с ЗПР» 11 January 2011
Классный час "Феноменальная память" 13 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Рецензия на эссе на тему « На полпути к научающейся организации» 12 January 2011
Контрольная работа по дисциплине зарубежная литература первой половины ХХ века на тему: «Джеймс Джойс как создатель модернистского романа. Актуализация мифа об Одиссее в романе «Улисс». 11 January 2011
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ» 1. Характеристика проекта 14 January 2011
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 13 January 2011
Командная строка (Shell - консоль) в системе Linux 07 April 2012
Влияние курения на организм человека 05 April 2012
Местное самоуправление в Великобритании 03 March 2012
Пути, формы и методы реализации идей развивающего обучения физике 12 January 2011
Диагностика состояния агрессии 25 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока