Выбор темы. Первым шагом будущего исследования стоит считать выбор темы. Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Первоисточником темы часто служат противоречия, трудности, негативные моменты практики. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и рекомендации в теории, а также если обнаруживается несоответствие теоретических установок изменившимся условиям, реалиям сегодняшнего дня.
Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы:
• Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).
• Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).
• Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).
• Проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике).
• Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).
• Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).
Проблема возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, возникает потребность в «знании о незнании», в определении «известного неизвестного», предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Происходит выход (или, во всяком случае, возникает стремление выйти) за пределы достоверно известного в область «потребного, но пока неопределенного», возникает понимание того, что нужно найти или уточнить, т. е. совершается выход на тему, носящую проблемный характер, и потенциально несущую в себе возможность открытия или усовершенствования.
Очень важно провести конкретизацию темы, четко очертив сферу исследования и его условия, размежеваться с близкими и смежными темами:
• Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.
• Определение проблемы и проблематизация темы.
• Определение конкретного предмета исследования.
• Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.
• Конкретизация и ограничение (локализация) темы.
• Отграничение от близких и смежных тем.
• Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.
Тема должна быть сформулирована четко, предполагать однозначное ее понимание, отражать самое существенное (предмет исследования и направление поиска), однако не предвосхищая искомого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая главный предмет исследования, проблему и рамки поиска.
Определение объекта и предмета исследования. Рассмотрим второй этап выстраивания исследования — определение объекта и предмета.
Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а Предмет раскрывает те связи, отношения, закономерности объекта, которые станут непосредственно изучаться в данном исследовании.
Объект и предмет представляют собой единство двух начал: объективного, существующего вне личности исследователя мира и субъективного, включенного во внутренний мир (знаний, идей, гипотез, оценок, отношений, эмоций) исследователя. Однако объект исследования — понятие более широкое, нежели предмет исследования.
В Предмете исследования Выделяют те элементы, связи и отношения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Работа с выделением объекта и предмета исследования проходит в несколько стадий:
• Выделение из объектной области или практической сферы ПроЦесса, Который будет изучаться, — Объекта Исследования.
• Осознание этого процесса в структуре более сложных процессов действительности.
• Выделение предмета исследования (или предметов), т. е. аспектов (познавательных позиций, точек отсчета и наблюдения), связей, отношений, взаимовлияний, способов деятельности, которые будут
глубоко изучаться.
• Осознание необходимости проводить все исследования в рамках предмета.
• Определение эмпирической базы исследования (место, учреждение, тип выборки и т. д.).
Цели И Задачи Исследования. Цель — Это представление о результате и одновременно проект деятельности исследователя, определяющий характер и системную упорядоченность исследовательских действий и операций по ее достижению. Четко и конструктивно поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения результата.
Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, принципы классификации, тенденции, а также и новые институты, программы, обучающие средства, типы образовательных учреждений и выявленные неизвестные ранее оценки, подходы к прошлому («предвидение прошлого»).
В предполагаемом результате могут быть представлены и зачатки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.
Исследовательская цель должна быть сформулирована конкретно, с тем чтобы можно было фиксировать ее достижение.
Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невозможно. Возникает необходимость планирования поэтапного движения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследования. Задачи — Результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движения к цели.
Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько. Однако их не должно быть очень много (иногда выдвигается 8—10 задач и более), иначе их трудно отслеживать. Должны быть выделены, логически и хронологически увязаны между собой основные задачи, для решения каждой из них нередко требуется выдвижение подзадач.
Идея — Замысел — Гипотеза. Идея — Это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с которого начинается творчество.
Конечно, идеи существенных, коренных преобразований рождаются не часто. Нередко они вызревают, частично проявляются в поисках многих ученых и практиков, но потом кому-то удается выразить их наиболее убедительно и конструктивно.
Рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к антиципации (предвосхищению). Коллективные обсуждения, дискуссии часто дают дополнительные импульсы творческому процессу, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способствовало развитию и разрешению актуальных проблем.
В принципе идея должна воплощаться в Замысле, Который представляет собой уже инструментированную идею, т. е. идею в стадии ее мысленного методического воплощения, реализации посредством определенных способов и форм.
Замысел исследования по логике поиска, его мысленного воплощения развертывается в Гипотезу — предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатах. Гипотеза — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или менее обоснованного предположения к научной концепции или теории в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном случае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.
Основные черты гипотезы:
- обоснованность;
- предположительный характер;
- нацеленность на обнаружение нового;
- содержательность (ответы по существу);
- простота;
- приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;
- верифицируемость (проверяемость).
Разумеется, на первых порах исследователю бывает трудно выдвинуть содержательную и достаточно обоснованную гипотезу. Пусть сначала это будет общее предположение о направлениях исследования, об условиях и последовательности процедур, потом оно будет конкретизировано, наполнено, изменено. Иначе исследователь будет блуждать в потемках, а сами исследовательские процедуры окажутся хаотичными и нецеленаправленными.
Различают Первоначальную, или Рабочую, гипотезу и Развитую, Научную гипотезу. В работе неплохо осуществить, а затем в изложении показать процесс развития и трансформации гипотезы, преодолеть стремление так «подчистить» формулировку гипотезы, чтобы она полностью соответствовала результатам. Вызывает недоверие, когда почти в каждой диссертации или итоговом отчете утверждается, что «гипотеза исследования полностью подтвердилась». Такое нечасто встречается в реальной исследовательской работе.
По глубине раскрытия проблемы различают гипотезу функциональную и гипотезу теоретическую (объяснительную). Функциональная гипотеза чаще всего имеет структуру: «если (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то... (будет достигнут такой-то результат)» или «чем (полнее, глубже, последовательнее)... тем... (эффективнее, стабильнее будет результат)». Теоретическая (объяснительная) гипотеза содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении: «Так как...» или «Потому, что......».