ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ в зависимости от пола
Половые особенности физического и нервно-психического развития детей на первом году жизни. Физическое развитие мальчиков в 1 год (табл. 3.7), также как и при рождении характеризуется большими, чем у девочек, значениями антропометрических показателей – массы и длины тела, ОГК, а также более высокой скоростью прибавки за первый год массы тела (7,18±0,05 см против 6,66±0,05 см*) и ОГК (14,90±0,13 см против 14,05±0,14 см*). Среди мальчиков больше, чем среди девочек детей с макросоматическим типом телосложения и с резко дисгармоничным развитием, но меньше детей с гармоничным развитием. У мальчиков выше, чем у девочек значения массо-ростового индекса (139,4±0,58 г/см против 133,2±0,62 г/см*), индекса Кеттеле (18,34±0,07 против 17,87±0,08 кг/м2*) и меньше значение индекса Пинье.
Половые различия физического развития детей 7-8 лет. В 7-8 лет антропометрические показатели (табл. 3.9) у мальчиков имели большую, чем у девочек, величину: длина тела стоя в середине 1-го класса (127,5±0,23 см против 126,7±0,26 см*); масса тела в начале (25,32±0,17 кг против 24,33±0,18 кг*), середине, в конце 1-го класса и в начале 2-го; ОГК в начале (61,86±0,16 см против 59,78±0,17 см*), в конце 1-го класса и в начале 2-го; экскурсия грудной клетки в начале 1-го класса (4,64±0,05 см против 4,39±0,06 см*) и в начале 2-го. У мальчиков выше скорость прироста массы тела с октября по январь (0,33±0,01 кг/мес против 0,25±0,02 кг/мес*). Среди мальчиков больше детей-мезосоматиков и меньше детей-макросоматиков в начале и в конце 1-го класса. В начале 1-го класса среди мальчиков выше доля детей с гармоничным развитием и ниже - с дисгармоничным развитием.
У мальчиков в начале 1-го класса выше, чем у девочек массо-ростовой индекс (201,6±1,12 г/см против 194,7±1,19 г/см*), индекс Кеттеле (16,08±0,08 кг/м2 против 15,61±0,08 кг/м2*), индекс Рорера (12,85±0,06 кг/м3 против 12,54±0,07 кг/м3*), также, как в середине, в конце 1-го класса и в начале 2-го. Индекс Пинье у мальчиков ниже, чем у девочек в начале (38,08±0,25 против 40,50±0,25*), в середине и в конце 1-го класса. Это говорит о том, что девочки имеют большую склонность к астеническому типу телосложения.
Большинство физиометрических показателей (табл. 3.9) у мальчиков выше, чем у девочек на протяжении 1-го класса и в начале 2-го: мышечная сила правой кисти, мышечная сила левой кисти, силовой индекс, ЖЕЛ, жизненный индекс. У мальчиков также выше время задержки дыхания на вдохе в конце 1-го класса (27,19±0,41 с против 25,56±0,41 с*) и в начале 2-го и прибавка ЖЕЛ с мая по октябрь.
Таким образом, большинство антропометрических показателей и индексов (за исключением индекса Пинье) и физиометрических показателей у мальчиков имели большую, чем у девочек величину на протяжении первого года обучения; среди мальчиков больше детей имели мезосоматический тип телосложения и гармоничное развитие.
У мальчиков, по сравнению с девочками, выше систолическое АД (100,06±0,37 мм рт. ст. против 98,05±0,38 мм рт. ст.*), пульсовое давление, среднее АД (74,95±0,31 против 74,02±0,31*), коэффициент экономичности кровообращения, но ниже коэффициент выносливости. Мальчики имели более высокие значения МОК (1,36±0,01 л/мин против 1,02±0,01 л/мин*) и относительного МПК (50,94±0,32 мл/мин/кг против 39,35±0,28 мл/мин/кг*). Среди мальчиков выше процент лиц с отличной (по классификации Апанасенко Г.Л.) физической работоспособностью и ниже процент лиц с удовлетворительной работоспособностью (табл. 3.11).
Обсуждение результатов.
Согласно данным литературы, у новорожденных мальчиков выше, чем у девочек длина, масса тела и индекс Кеттеле (Попова И.В., 1994; Грицинская В.Л., 2002). Наши данные не противоречат известным результатам - при рождении у мальчиков были выше длина, масса тела, ОГК, окружность головы, массо-ростовой индекс и индекс Кеттеле. Кроме того, нами подтверждены данные (Грицинская В.Л., 2002) о том, что среди мальчиков выше процент детей, имеющих при рождении массу тела более 4 кг (14,9% против 6,7%*). Таким образом, несмотря на высокую уязвимость плодов мужского пола в период внутриутробного развития, мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели. Очевидно, причиной таких различий является высокий уровень андрогенов, наблюдаемый, как известно (Агаджанян Н.А. и соавт., 2001), у мальчиков в период с 10 по 20 неделю внутриутробного развития.
Согласно данным литературы (Попова И.В., 1994; Васильев С.В., 1996), мальчики к концу 1-го года жизни имеют более высокие антропометрические показатели. Так, по данным Васильева С.В. (1996), это касается длины тела (73-77 см против 72-76 см*) и массы (10,3 кг против 9,8 кг*). Аналогичны данные Поповой И.В. (1994) для детей г.Кирова - у мальчиков в 1 год выше значение длины, массы тела и ОГК. Результаты наших исследований не противоречат этому - к году у мальчиков в сравнении с девочками была выше длина тела - на 1,9 см (76,5 против 74,6*), масса тела – на 0,7 кг (10,6 против 9,9*), ОГК – на 1,3 см (48,9 против 47,6*), массо-ростовой индекс – на 6,2 г/см (139,4 против 133,2*), индекс Кеттеле – на 0,4 кг/м2 (18,3 против 17,9*), но меньше значения индекса Пинье – на 0,5 усл. ед. (16,6 против 17,1*). Кроме того, у мальчиков выше годовая прибавка массы тела, длины тела и ОГК. К концу 1-го года среди мальчиков выше процент детей-макросоматиков (18,3% против 10,8%*) и детей с резко дисгармоничным развитием (21,6% против 13,9%*), но меньше детей с гармоничным развитием (43,1% против 56,2%*).
Половые различия показателей физического развития детей в 7-8 лет. На начало учебного года (6,5-7 лет), согласно нашим данным, у мальчиков выше масса тела – на 1 кг (25,3 против 24,3*) и ОГК – на 2,1 см (61,9 против 59,8*), но по длине тела мальчики достоверно не отличалась (125,3 см и 124,6 см). Эти результаты согласуются с данными, полученными при исследовании 7-летних детей г.Волгограда (Давыденко Л.А., 2004), согласно которым у мальчиков выше масса тела - на 0,9 кг (25,2 против 24,3*) и ОГК – на 1,8 см (61,3 против 59,5*), но отсутствуют различия по длине тела (124,8 см и 124,5 см). В тоже время наши результаты противоречат данным Казина Э.М. и др. (2003), согласно которым 6-7-летние мальчики г.Кемерово не отличаются от девочек по длине, массе тела и ОГК.
Наши исследования, проведенные в средине учебного года (7-7,5 лет) показали, что у мальчиков выше длина тела – на 0,8 см (127,5 против 126,7*), масса тела – на 1,4 кг (26,6 против 25,3*), но нет отличий по ОГК. Наблюдения, проведенные в конце учебного года (7,5-8 лет), показали, что у мальчиков выше масса тела – на 1,3 кг (27,0 против 25,7*), ОГК – на 2,4 см (62,9 против 60,5*), но нет отличий по длине тела. Аналогично, в начале 2-го года обучения (8-8,5 лет) у мальчиков выше масса тела – на 1,1 кг (28,4 против 27,3*), ОГК – на 2,1 см (63,3 против 61,2*), но нет отличий по длине тела.
Таким образом, нами установлено, что на протяжении всего первого учебного года мальчики превышают девочек по массе тела (на 0,9-1,4 кг) и ОГК (на 1,8-2,4 см), за исключением средины учебного года, когда различия были недостоверны; превышение по длине тела было не существенно, за исключением средине учебного года. Эти результаты в определенной мере согласуются с данными литературы (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993; Матвеева Н.А. и др., 2003; Казин Э.М. и др., 2003; Давыденко Л.А., 2004). Так, согласно данным (Матвеева Н.А. и др., 2003), мальчики превышают девочек по массе тела, что показано для Нижнего Новгорода – на 0,7 кг (25,7 против 25,0*), Казани – на 2,1 кг (27,0 против 25,8*), Ульяновска – на 1,1 кг (26,4 против 25,3*) и не отличаются по длине тела. Согласно (Давыденко Л.А., 2004) в г.Волгограде у 8-летних мальчиков выше, чем у девочек масса тела – на 2,1 кг (28,3 против 26,2*), ОГК – на 3,6 см (63,6 против 60,0*), а также, что нами не подтверждено, длина тела – на 2,1 см (131,0 против 128,9*). Согласно (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993), в Москве у 8-летних мальчиков больше по сравнению с девочками ОГК – на 2 см (60,5 против 58,5*), в то время как длина тела и, что нами не подтверждено - масса тела, не отличались. В г.Кемерово (Казин Э.М. и др., 2003) и в Горно-Алтайске (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993) 8-летние мальчики достоверно превышают девочек по массе, а также (нами это не установлено) – превышают их по росту и не отличаются по ОГК.
Таким образом, во многих работах отмечается, что мальчики в 7-8 лет достоверно превышают девочек по массе тела (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993; Матвеева Н.А. и др., 2003; Казин Э.М. и др., 2003; Давыденко Л.А., 2004). В то время, как превышение по ОГК (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993; Давыденко Л.А., 2004) и по длине тела (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993; Казин Э.М. и др., 2003; Давыденко Л.А., 2004) отмечено лишь отдельными авторами.
Согласно нашим данным, в начале, в середине и в конце 1-го класса, а также в начале 2-го класса у мальчиков был выше массо-ростовой индекс, индекс Кеттеле, индекс Рорера, но ниже индекс Пинье (за исключением начала 2-го класса, когда различий по индексу Пинье не выявлено). Полученные результаты свидетельствуют о большей плотности тела у мальчиков и о меньшей их склонности к развитию телосложения по астеническому типу.
Нами установлено, что среди мальчиков выше процент детей – мезосоматиков, чем среди девочек; это отмечено в начале (77,7% против 72,2%*) и в конце (80,1% против 70,8%*) 1-го класса. Но в то же время среди мальчиков ниже процент детей-макросоматиков, что также выявлено в начале (12,2% против 17,1%*) и в конце 1-го класса (10,9% против 17,6%*).
Нами показано, что в начале 1-го класса среди мальчиков по сравнению с девочками выше процент детей с гармоничным развитием (81,9% против 74,4%*) и ниже процент детей с дисгармоничным развитием (14,2% против 20,1%*). Это подтверждает данные Грицинской В.Л. (2002), согласно которым среди 3-7-летних мальчиков достоверно больше, чем среди их сверстниц процент детей с гармоничным развитием (50,7% против 41,6%*) и меньше - с дисгармоничным развитием (33,2% против 41,1%*).
Изучение динамики ростовых процессов по методике, предложенной Свинар Е.В. и соавт., (2002) и Кайсиной И.Г. (2003), т.е. по ежемесячной скорости прироста соответствующих антропометрических показателей, позволило нам впервые показать, что у мальчиков в сравнении с девочками, выше ежемесячная скорость прироста массы тела в первом полугодии учебного года, т.е. с октября по январь - на 0,08 кг/мес. (0,33 против 0,25*); во втором полугодии различий с девочками не обнаружено. Известно (Шахейлисламова М.В. и др., 2004), что учебные нагрузки вызывают снижение уровня экскреции дегидроэпиандростерона и 17-оксикортикостероидов, особенно у мальчиков младших классов. Следовательно, можно полагать, что учебные нагрузки затормозили развитие мышечной массы у мальчиков во втором полугодии. В тоже время нами установлено, что скорость прироста длины тела, ОГК, экскурсии грудной клетки у мальчиков на протяжении всего года была такой же, как у девочек. В целом, представленные данные указывают на высокую информативность такого доступного для замера показателя как масса тела.
Половые различия физиометрических показателей детей в 7-8 лет. Результаты наших исследований подтверждают данные литературы (Kivastik J., 1997; Козак Л.М. и соавт., 2002; Давыденко Л.А., 2004) о том, что у 7-8-летних мальчиков ЖЕЛ выше, чем у девочек. По нашим данным, превышение составило соответственно 0,11 л в 7 лет и 1,13 л в 8 лет. Впервые показано, что у мальчиков выше жизненный индекс (ЖИ) в начале (на 2,31 мл/кг) и в конце 1-го класса (на 1,11 мл/кг), а также в начале 2-го класса (на 1,94 мл/кг), выше экскурсия грудной клетки в начале 1-го (на 0,2 см) и 2-го (на 0,2 см) класса, а также выше ежемесячная прибавка ЖЕЛ в летние каникулы, т.е. с мая по октябрь (на 0,01 л/мес). У мальчиков оказалась выше задержка дыхания на вдохе, что достоверно отмечено в конце 1-го класса (27,2 с против 25,6 с*) и в начале 2-го (30,1 с против 27,8 с*). Эти результаты согласуются с данными (Козак Л.М. и соавт., 2002), получеными для 9-10-летних детей (33,0 с против 24,3 с*).
В наших исследованиях, как и в работе Казина Э.М. и др. (2003) не удалось подтвердить данных (Русинова С.И., 1989; Козак Л.М. и соавт., 2002) о половых различиях ЧСС – у мальчиков ЧСС в покое составила 86,2 уд/мин, у девочек – 85,5 уд/мин. Однако, используя данные интервалокардиографии, Кононова Т.Н. и др. (2004) показала, что у мальчиков-первоклассников г. Кирова достоверно ниже ЧСС и в целом выше ВСР, что указывает на более низкую у них эффективность адренергических влияний на сердце. Это коррелирует с ее же данными (Кононова Т.Н. и др., 2004) о том, что в организме мальчиков ниже содержание эндогенного сенсибилизатора β-адренорецепторов (ЭСБАР) и эндогенного сенсибилизатора М-холинорецепторов (ЭБМХР), т.е. эндогенных модуляторов, повышающих эффективность адренергических влияний на сердце (ЭСБАР) и снижающих эффективность М-холинергических воздействий (ЭБМХР). Иначе говоря, данные литературы (Русинова С.И., 1989; Козак Л.М. и соавт., 2002) о более низкой ЧСС у мальчиков подтверждаются более точными методами исследования. Очевидно, что наличие у мальчиков более высокой массы тела (на 0,9-1,4 кг) является предпосылкой для повышения тонуса парасимпатической системы, что приводит к снижению ЧСС и повышению ВСР, а также к повышению резервных возможностей систем, участвующих в транспорте кислорода, так как реальная средняя мощность физических нагрузок у мальчиков выше, чем у девочек.
Результаты наших исследований подтверждают данные литературы (Мухетдинова А.Р., 2001) о том, что у мальчиков, по сравнению с девочками, в определенной степени, выше показатели АД, в частности САД (100,1 мм рт.ст. против 98,1 мм рт.ст.*), пульсовое давление (37,7 мм рт.ст. против 36,0 мм рт.ст.*), среднее артериальное давление (75,0 против 74,0), хотя указанные различия сравнимы с ошибкой измерения. Результаты наших наблюдений согласуются с высказанным выше предположением, о том, что различия в деятельности кардио-респираторной системы между мальчиками и девочками являются результатом тренирующих воздействий более высокой массы тела. Нами установлено, что у мальчиков выше коэффициент экономичности кровообращения (3227,0 усл. ед. против 3069,4 усл. ед.*), но ниже коэффициент выносливости (24,0 усл. ед. против 24,9 усл. ед.*). Это говорит о более высоких функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы у мальчиков. Таким образом, результаты наших исследований не подтвердили вывод Толскогузова С.Н. (2000) о более низких адаптивных возможностях сердечно-сосудистой системы у мальчиков в первом классе.
Нами установлено, что у мальчиков по сравнению с девочками выше абсолютные (1,36 л/мин против 1,02 л/мин*) и относительные (50,9 мл/мин/кг против 39,4 мл/мин/кг*) значения МПК. Это противоречит данным, согласно которым мальчики не отличаются от девочек по величине МПК (Прахина Е.И., Грицкой В.Л., 1997). Согласно нашим результатам, среди мальчиков выше процент лиц с отличной физической работоспособностью (26,0% против 11,4%*) и ниже - с удовлетворительной (24,0% против 42,7%*), что согласуется с данными (Manios Y., 1999) о более высоком уровне физической активности мальчиков.
Нами показано, что мальчики превышают девочек по мышечной силе правой кисти в начале 1-го класса (на 1,7 кг), в конце 1-го класса (на 1,8 кг) и в начале 2-го класса (на 1,8 кг); превышают по мышечной силе левой кисти в начале 1-го класса (на 1,8 кг), в конце 1-го класса (на 1,7 кг) и в начале 2-го класса (на 1,9 кг), а также, по силовому индексу в начале (на 4,8%), в конце 1-го класса (на 4,3%) и в начале 2-го класса (на 4,4%). Результаты наших исследований согласуются с данными литературы (Прахин Е.И., Грицкая В.Л., 1997), согласно которым у 7-летних мальчиков выше мышечная сила правой (на 1,7 кг) и левой кисти (1,8 кг) и не подтверждают данные (Давыденко Л.А., 2004) об отсутствии половых различий между 8-летними детьми по этому показателю.
Особенности двигательных качеств мальчиков и девочек 1-х классов. Анализ данных физической подготовленности показал (табл.3.1), что мальчики пробегали дистанцию 30 м за 7,00±0,03 с. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), этот результат у мальчиков-первоклассников г. Кирова можно оценить как средний, что позволяет говорить об их средних анаэробных возможностях. Высокий уровень развития быстроты (табл.3.2) показали 8,2% мальчиков, средний – 66,9%, низкий – 24,9%. Девочки-первоклассницы (табл.3.1) пробегали дистанцию 30 м за 7,41±0,02 с. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2) этот результат соответствует среднему уровню развития скоростных качеств и свидетельствует о средних анаэробных возможностях девочек – первоклассниц г. Кирова. Высокий уровень развития быстроты выявлен у 4,9% девочек (табл.3.2), средний – у 41,4%, низкий – у 53,7%. Таким образом, в беге на 30 м и девочками, и мальчиками, показан результат среднего уровня, что позволяет говорить об их средних анаэробных возможностях. Результат у мальчиков выше, чем у девочек, (p<0,05), что соответствует данным литературы (Вольбенкене В., 1986).
Таблица 3.1
Физическая подготовленность и двигательные качества первоклассников, проживающих в двух районах г. Кирова (ЭБР и ЭНБР)
в начале учебного года (октябрь)
Показатели |
Все дети |
Дети из ЭБР |
Дети из ЭНБР |
|||
M±m |
Ур |
M±m |
Ур |
M±m |
Ур |
|
Мальчики – всего 470, в том числе из ЭБР – 312, из ЭНБР – 158 |
||||||
Бег 30 м, с |
7,00±0,03 |
С |
6,91±0,03 |
С |
7,16±0,06* |
Н |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
10,31±0,18 |
С |
10,40±0,28 |
С |
10,21±0,04 |
С |
Наклон вперед, см |
2,96±0,16 |
С |
2,82±0,20 |
С |
3,21±0,26 |
С |
Подтягивание2 из виса, раз |
1,72±0,07 |
Н |
1,63±0,08 |
Н |
1,88±0,13 |
Н |
Прыжок в длину с места, см |
128,28±0,80 |
С |
127,74±0,96 |
С |
129,2±1,43 |
С |
Проба Ромберга, с |
19,46±0,12 |
В |
19,47±0,13 |
В |
19,45±0,22 |
В |
роба Воячека, раз |
7,37±0,05 |
В |
7,38±0,06 |
В |
7,35±0,08 |
В |
МПК, мл/мин/кг |
53,34±0,13 |
Х |
53,21±0,19 |
Х |
53,58±0,14 |
Х |
Девочки – всего 405, в том числе из ЭБР – 257, из ЭНБР – 148 |
||||||
Бег 30 м, с |
7,41±0,02М |
С |
7,39±0,04М |
С |
7,62±0,02* М |
Н |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
10,23±0,02 |
В |
10,19±0,02 |
В |
10,36±0,05* |
С |
Наклон вперед, см |
6,85±0,20М |
С |
7,25±0,23М |
С |
6,26±0,36* М |
С |
Подтягивания из виса, раз |
7,01±0,18 |
С |
6,97±0,23 |
С |
7,07±0,27 |
С |
Прыжок в длину с места, см |
116,6±0,78М |
С |
117,00±0,99М |
С |
116,0±1,21М |
С |
Проба Ромберга, с |
19,71±0,12 |
В |
19,81±0,12 |
В |
19,57±0,25 |
В |
Проба Воячека, раз |
7,47±0,03 |
В |
7,52±0,04 |
В |
7,40±0,07 |
В |
МПК, мл/мин/кг |
39,97±0,11М |
Х |
40,10±0,15М |
Х |
39,66±0,15*М |
У1 |
Примечания: * – различия с ЭБР достоверны p< 0,05); М – различия с мальчиками соответствующего района достоверны (p<0,05); Н – низкий, С – средний, В – высокий уровни развития двигательных качеств по нормативам школьной программы (Лях В.И., 1996); 1 – Х – хороший, У – удовлетворительный уровни физической работоспособности по Апанасенко Г.Л. (1998); 2 – подтягивание на перекладине для мальчиков и из виса лежа на низкой перекладине для девочек.
В то же время результат мальчиков приближается, согласно школьной программе по физической культуре, к высокому уровню развития скоростных способностей, а результат девочек – к низкому уровню развития скоростных способностей. Это положение подтверждают следующие данные: большее число мальчиков, чем девочек, имеет высокий уровень результатов (8,2% против 4,9%*) и средний уровень результатов (66,9% против 41,4%*) и меньшее число мальчиков, чем девочек имеет низкий уровень результатов (24,9% против 53,7%*).
Выявлено (табл.3.1), что в челночном беге 3х10 м мальчики-первоклассники показали время 10,31±0,18 с. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), это соответствует среднему уровню развития координационных способностей. Высокий уровень результатов (табл.3.2), показали 7,5% мальчиков, средний – 75,7%, низкий – 16,8%.
Показано (табл.3.1), что продолжительность челночного бега 3х10 м у девочек равна 10,23±0,02 с. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), эти данные позволяют оценить уровень развития координации движений девочек-первоклассниц г. Кирова как высокий, что характерно для 88,4% девочек. Средний уровень результатов показали 8,7% девочек, низкий – 2,9%.
В челночном беге, характеризующем как уровень развития ловкости, так и быстроты, мальчиками показан результат среднего, а девочками – высокого уровня. Достоверных различий между результатами мальчиков и девочек не выявлено, но по данным школьной программы 1996 г. разница между результатами в пределах одного уровня в силу половых различий довольно велика. Различие в результатах сохраняется при выполнении теста на быстроту – в беге на 30 м, но сглаживается при выполнении челночного бега, где выявляется, преимущественно, уровень развития ловкости. Следовательно, у девочек школ г. Кирова, в сравнении с мальчиками, выше уровень координации движений. Действительно, меньшее число мальчиков, чем девочек имеет высокий уровень (7,5% против 88,4%*); большее число мальчиков, чем девочек имеет средний (75,7% против 8,7%*) и низкий уровень развития координации движений (16,8% против 2,9%*).
Нами показано (табл.3.1), что уровень развития гибкости, определяемый по наклону вперед из положения сидя, у мальчиков равен 2,96±0,16 см. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), этот результат можно оценить как низкий. Высокий уровень выявлен у 8,0% мальчиков, средний – у 62,2%, низкий – у 30,0%.
Показатель наклона вперед из положения сидя у девочек (табл.3.1) равен 6,85±0,20 см. Этот результат соответствует среднему уровню развития гибкости (табл.3.2). Высокий уровень результатов выявлен у 44,4% девочек, средний – у 40,7%, низкий – у 14,9%.
Анализ уровня развития гибкости, определяемой по наклону вперед из положения сидя, выявил, что у мальчиков она соответствует низкому, а у девочек – среднему уровню. В то же время, по данным программы, эта разница в пределах одного уровня в силу половых различий довольно велика. Результат у мальчиков ниже, чем у девочек, в 2,3 раза (p<0,05). Следовательно, у мальчиков школ г. Кирова, в сравнении с девочками, ниже уровень развития гибкости движений. Это положение подтверждают следующие данные: меньшее число мальчиков, чем девочек, имеет высокий уровень результатов (8,0% против 44,4%*); но большее число мальчиков имеет средний (62,2% против 40,7%*) и низкий уровень результатов (30,0% против 14,9%*).
Силовая выносливость (табл.3.1) у мальчиков, оцениваемая по количеству подтягиваний на высокой перекладине из виса равна 1,72±0,07 раза. Этот тест характеризует уровень максимальной мышечной силы и мышечной выносливости, в целом развитие мышечной массы, а также эффективность механизмов внемышечной и внутримышечной координации. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), силовые способности мальчиков-первоклассников школ г. Кирова находятся ниже среднего уровня. Высокому уровню соответствуют результаты 11,9% мальчиков, среднему – 40,4%, низкому – 47,7%.
В подтягивании на низкой перекладине из виса лежа девочки (табл.3.1) показали результат 7,01±0,18 раза. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2), силовые способности первоклассниц г. Кирова находятся на среднем уровне. Высокий уровень развития силовой выносливости показали 15,4% девочек, средний – 76,0%, низкий – 8,6%.
Таким образом, нами показано, что силовые способности мальчиков-первоклассников школ г. Кирова находятся ниже среднего уровня, а девочек – на среднем уровне. Это положение подтверждают следующие данные: меньшее число мальчиков, чем девочек, имеет средний уровень результатов (40,4% против 76,0%*); большее число мальчиков имеет низкий уровень результатов (47,7% против 8,6%*).
Длина прыжка с места (табл.3.1), позволяющая оценить скоростно–силовые качества, у мальчиков равна 128,28±0,80 см. Это результат среднего уровня, согласно школьной программе (табл.3.2). Высокий уровень развития скоростно – силовых качеств показали 7,7% мальчиков, средний – 74,5%, низкий – 17,8%. В прыжке в длину с места девочками (табл.3.1) показан результат 116,58±0,78 см. Согласно школьной программе по физической культуре (табл.3.2) этот результат соответствует среднему уровню. Высокий уровень развития скоростно – силовых способностей выявлен у 2,5% девочек, средний – у 90,3%, низкий – у 7,2%.
Таким образом, скоростно-силовые качества школьников, определяемые по длине прыжка с места, соответствуют среднему уровню. Результат у мальчиков выше, чем у девочек, (p<0,05), что соответствует данным литературы (Ноткина Н.А., 1995). Диапазон различий в уровне развития скоростно-силовых качеств у мальчиков больше, чем у девочек: большее число мальчиков, чем девочек, имеет высокий уровень результатов (7,7% против 2,5%*) и низкий уровень результатов (17,8% против 7,2%*); меньшее число мальчиков в сравнении с девочками имеет средний уровень результатов (74,5% против 90,3%*).
При проведении пробы Ромберга, характеризующей статокинетическую координацию (табл.3.1), в обеих группах были получены одинаковые результаты (мальчики – 19,46±0,12 с, девочки – 19,71±0,12 с), соответствующие возрастным нормам. При проведении пробы Воячека, нами также отмечены почти одинаковые результаты (табл.3.1) в обеих группах (мальчики – 7,37±0,05 раз, девочки – 7,47±0,03 раз), свидетельствующие о хорошей статокинетической устойчивости первоклассников.
Анализ относительного МПК (табл.3.1) выявил наличие достоверных различий между группами (у мальчиков – 53,34±0,13 мл/мин/кг, у девочек – 39,97±0,11 мл/мин/кг). По Г.Л. Апанасенко (1998), результат мальчиков свидетельствует о хорошем уровне их физической работоспособности (уровни: отлично 55 – 60; хорошо 50 – 54), результат девочек также свидетельствует о хорошем уровне их физической работоспособности (уровни: отлично 45 – 50; хорошо 40 – 44).
Таким образом, нами подтверждены данные о половом диморфизме в проявлении двигательных качеств у 7-8-летних детей. Так, у мальчиков в сравнении с девочками: выше скорость в беге на 30 м, больше длина прыжка с места, выше относительное МПК, но ниже уровень развития гибкости и координации движений, силовой выносливости.
2.4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ФАКТОРОВ
ТЕМПЕРАМЕНТ
Показано, что в среднем первоклассники имели 14,36 балла по шкале интро-экстраверсии и 12,63 балла по шкале нейротизма, т.е. имели черты экстраверсии и эмоциональной стабильности. Среди них было 15,25% интровертов, 84,75% экстравертов, 67,54% эмоционально стабильных и 32,46% эмоционально нестабильных, а также 57,87% сангвиников, 26,89% холериков, 9,67% флегматиков и 5,57% меланхоликов.
Анализ пренатального анамнеза, физического развития и НПР на первом году жизни показал (табл. 3.34-3.36), что среди холериков по сравнению с сангвиниками выше процент новорожденных с массой тела менее 2,5 кг (10,20±3,06% против 10,01±1,00%*), в 1 год у холериков больше ОГК (показано для всех детей 48,64±0,26 см против 47,88±0,24 см*; для детей из ЭБР), больше процент детей, имевших повышенное внутричерепное давление (для всех детей, для мальчиков).
Анализ физического развития в 7-8 лет и заболеваемости с рождения до 7 лет показал (табл. 3.38-3.40), что среди холериков по сравнению с сангвиниками ниже доля детей с неудовлетворительной физической работоспособностью (для всех детей 7,69±2,79% против 19,77±4,29%*, для мальчиков, для детей из ЭБР) и выше доля детей с отличной, хорошей или удовлетворительной физической работоспособностью (92,31±1,88% против 80,23±2,82%*);
Анализ физического развития детей 7-8 лет показал (табл. 3.37-3.39), что у флегматиков по сравнению с сангвиниками ниже масса тела в средине 1-го класса (для всех детей 25,31±0,48 кг против 28,16±1,02 кг*, для девочек, для детей из ЭБР) и в начале 2-го класса (26,88±0,49 кг против 29,14±0,93 кг*), ниже ОГК в конце 1-го класса (для всех детей 60,23±0,72 см против 63,13±0,99 см*, для мальчиков, для детей из ЭНБР), но выше ежемесячная прибавка ОГК с октября по май (для всех детей 0,19±0,03 см/мес. против 0,11±0,03 см/мес.*, для мальчиков, для детей из ЭНБР). В средине 1-го класса у флегматиков в сравнении с сангвиниками ниже значения массо-ростового индекса (для всех детей 199,56±3,24 г/см против 218,46±6,76 г/см*, для девочек, для детей из ЭБР), индекса Кеттеле (для всех детей 15,176±0,23 кг/м2 против 16,98±0,45 кг/м2*, для девочек) и индекса Рорера (для всех детей 12,46±0,19 кг/м3 против 13,23±0,31 кг/м3*, для девочек). У флегматиков ниже мышечная сила правой руки в конце 1-го класса (13,87±0,29 кг против 14,78±0,33 кг*) и мышечная сила левой руки в средине 1-го класса (для всех детей 12,47±0,39 кг против 13,79±0,37 кг*, для детей из ЭБР), но выше ежемесячная прибавка ЖЕЛ с мая по октябрь (для всех детей 0,03±0,00 л/мес. против 0,02±0,00 л/мес.*, для мальчиков, для девочек, для детей из ЭНБР). Среди флегматиков в начале 2-го класса больше доля детей мезосоматического телосложения (для всех детей 87,50±4,77% против 70,59±6,38%*, для девочек, для детей из ЭБР) и меньше – макросоматического (для всех детей, для девочек, для детей из ЭБР).
При рождении у меланхоликов по сравнению с сангвиниками меньше окружность головы (для всех детей 33,38±0,42 см против 34,71±0,29 см*, для мальчиков, для детей из ЭНБР), меньше процент детей с мезосоматическим телосложением (для всех детей 47,62±10,90% против 80,95±8,57%*, для детей из ЭБР) и больше – с микросоматическим (19,05±8,57% и 0,0±0,0%*)
Показано, что меланхолики отличаются от сангвиников по показателям физического развития в 7-8 лет (табл. 3.37-3.39). Так, у меланхоликов по сравнению с сангвиниками ниже ОГК в конце 1-го класса (для всех детей 59,80±0,59 см против 62,98±1,18 см*, для мальчиков), ниже мышечная сила правой руки в средине 1-го класса (для всех детей 12,94±0,46 кг против 14,50±0,49 кг*, для девочек, для детей из ЭБР), мышечная сила левой руки в средине 1-го класса (для всех детей 12,15±0,40 кг против 13,97±0,52 кг*, для мальчиков, для девочек, для детей из ЭБР) и в конце 1-го класса (для всех детей, для мальчиков, для детей из ЭБР), а также ниже ежемесячная прибавка мышечной силы левой руки с мая по октябрь (-0,12±0,06 против 0,09±0,07 кг/мес.*).
Обсуждение результатов….
Среди интровертов в 1 год больше, по сравнению с экстравертами, процент детей с микросоматическим телосложением (19,23±5,47% против 3,64±2,52%*) и меньше – с мезосоматическим (69,23±6,40% против 85,45±4,75%*).
Анализ физического развития детей в 7-8 лет показал (табл. 3.49-3.51), что у интровертов по сравнению с экстравертами ниже масса тела в средине 1-го класса (для всех детей 25,15±0,42 кг против 26,54±0,53 кг*, для детей из ЭНБР) и в конце 1-го класса (для всех детей, для детей из ЭНБР), а также ОГК в конце 1-го класса (для всех детей, для детей из ЭНБР). Среди интровертов больше доля детей с мезосоматическим телосложением в начале 2-го класса (82,67±4,37% против 67,09±5,29%*) и меньше доля детей с макросоматическим телосложением в конце 1-го класса (для всех детей, для детей из ЭНБР) и в начале 2-го (для всех детей, для детей из ЭНБР).
У интровертов в средине 1-го класса ниже массо-ростовой индекс (для всех детей 197,95±2,71 г/см против 207,52±3,52 г/см*, для девочек, для детей из ЭНБР), индекс Кеттеле (для всех детей, для девочек, для детей из ЭНБР), мышечная сила правой руки (для всех детей 13,17±0,30 кг против 14,23±0,27 кг*, для девочек, для детей из ЭБР, для детей из ЭНБР) и левой руки (для всех детей 12,34±0,28 кг против 13,76±0,27 кг*, для девочек, для детей из ЭБР, для детей из ЭНБР). В конце 1-го класса - ниже мышечная сила левой руки (для всех детей, для детей из ЭБР) и ежемесячная прибавка мышечной силы левой руки с мая по октябрь (для всех детей, для детей из ЭНБР). У интровертов выше в средине 1-го класса длительность задержки дыхания на вдохе (для всех детей 28,70±1,12 с против 25,18±1,07 с*, для мальчиков) и меньше ежемесячная прибавка длительности задержки дыхания с октября по май (для всех детей, для девочек, для детей из ЭБР, для детей из ЭНБР).
Анализ пренатального анамнеза показал (табл. 3.46), что среди эмоционально нестабильных детей по сравнению с эмоционально стабильными больше доля новорожденных с массой менее 2,5 кг (для всех детей 10,83±2,84% против 0,0±0,0%*, для мальчиков, для девочек, для детей из ЭБР), больше доля новорожденных с микросоматическим телосложением (для всех детей 20,17±3,68% против 8,26±2,50%*, для мальчиков) и меньше – с мезосоматическим (для всех детей 59,66±4,50% против 76,03±3,88%*, для девочек, для детей из ЭБР).
Анализ физического развития в 1-ом классе показал (табл. 3.49-3.51), что у эмоционально нестабильных детей больше экскурсия грудной клетки в начале 1-го класса (для всех детей 4,76±0,10 см против 4,43±0,11 см*, для мальчиков, для детей из ЭБР) и меньше ежемесячная прибавка экскурсии грудной клетки с мая по октябрь (-0,01±0,02 см/мес. против 0,05±0,02 см/мес.*, для девочек, для детей из ЭБР). Среди них больше процент детей, имеющих резко дисгармоничное развитие (8,39±2,23% против 1,82±1,04%*).
ФАМ
В нашем исследовании группу леворуких детей составили 50 детей (7,14%), праворуких – 643 ребенка (91,86%), амбидекстов – 7 человек (1,00%). Причем среди право- и леворуких (табл. 3.59) выше процент детей из ЭБР, а среди праворуких выше процент мальчиков.
Из группы леворуких 24% детей родители пытались переучить пользоваться правой рукой, в результате чего 2% детей пользуются правой рукой в быту и при письме, 4% пользуются правой рукой в быту, 10% - при письме, 8% остались левшами. В группе леворуких детей 48% имеют близких родственников-левшей. Для подсчетов к группе леворуких детей 50 детей (29 мальчиков и 21 девочка, 35 детей из ЭБР, 15 из ЭНБР) была подобрана соответствующая группа праворуких – 60 человек (35 мальчиков, 25 девочек, 41 ребенок из ЭБР, 19 из ЭНБР).
В нашем исследовании группу леворуких детей составили 50 детей (7,14%), праворуких – 643 ребенка (91,86%), амбидекстов – 7 человек (1,00%). Причем среди право- и леворуких (табл. 3.59) выше процент детей из ЭБР, а среди праворуких выше процент мальчиков.
Из группы леворуких 24% детей родители пытались переучить пользоваться правой рукой, в результате чего 2% детей пользуются правой рукой в быту и при письме, 4% пользуются правой рукой в быту, 10% - при письме, 8% остались левшами. В группе леворуких детей 48% имеют близких родственников-левшей. Для подсчетов к группе леворуких детей 50 детей (29 мальчиков и 21 девочка, 35 детей из ЭБР, 15 из ЭНБР) была подобрана соответствующая группа праворуких – 60 человек (35 мальчиков, 25 девочек, 41 ребенок из ЭБР, 19 из ЭНБР).
Показано, что в среднем первоклассники имели 14,36 балла по шкале интро-экстраверсии и 12,63 балла по шкале нейротизма, т.е. имели черты экстраверсии и эмоциональной стабильности. Среди них было 15,25% интровертов, 84,75% экстравертов, 67,54% эмоционально стабильных и 32,46% эмоционально нестабильных, а также 57,87% сангвиников, 26,89% холериков, 9,67% флегматиков и 5,57% меланхоликов.
Леворукие дети имели меньшее значение длины тела при рождении (51,33±0,37 см против 052,47±0,33 см*), но большее значение индекса Рорера (24,69±0,37 кг/см3 против 23,32±0,35 кг/см3*). Различий по прочим антропометрическим показателям и уровню здоровья не выявлено.
Анализ физического развития и заболеваемости в период с рождения до 7-8 лет показал (табл. 3.64-3.67), что у леворуких детей ниже ежемесячная скорость прироста массы тела с января по май (0,10±0,04 кг/мес. против 0,24±0,03 кг/мес.*), ниже процент детей с гармоничным развитием в начале 2-го класса (61,11±8,12% против 81,82±5,81%*);
В нашем исследовании показано, что в 1-м классе у детей с доминированием правого полушария ниже, чем у левополушарных ежемесячная скорость прироста массы тела с января по май и меньше процент детей с гармоничным развитием. Эти результаты согласуются с данными литературы (Чуприков А.П., 2001) о более низких показателях соматического развития у леворуких. Различий по параметрам физического развития в младенческий и дошкольный период не выявлено, возможно, вследствие того, что ФАМ в этом возрасте не сформирована и проходит стадию становления (Симерницкая Э.Г., 1985; Любомирский Л.Е., 1996; Данюков В.Н., 2001; Филиппова Е.Б., 2001; Амунц В.В., 2001).