Учись Учиться

Articles

Исследование
Исследование
29 October 2011

ПОНЯТИЕ О ЛОГИКЕ И СТРУКТУРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ИЛИ ПРОГРАММЫ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • исследование
  • наука
  • как проводить исследование
  • тема исследования
  • объект исследования
  • предмет исследования

1.1. Начало пути — выбор темы и определение проблемы.


Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней свя­зи этапов (шагов), исследовательских действий способствует вы­страиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе — Исследовательском проекте Или Исследовательской программе (приложение 2). Конечно, этому предшествует этап изучения состояния дел, выявления трудно­стей, поиск ответа в литературных источниках, анализ опыта (ис­торического, актуального, собственного), размышления, мыслен­ные и реальные «пробы».

Первым, ориентировочным, шагом будущего исследования стоит считать Выбор предметной области, Сферы, в которой пред­полагается вести поиск. Так, скажем, учитель-филолог может вы­брать для исследования проблемы лингвистики, психолингвисти­ки, литературоведения или истории литературы, методики обу­чения языку и литературе, культурологии, педагогики, психоло­гии и т. д. На выбор предметной области влияют уже сформиро­вавшиеся интересы, опыт собственной деятельности и возмож­ность работы именно в этой сфере, актуальные потребности об­щества, возможность контактов с учеными, обучение в аспиран­туре (по проблематике, которой занимается кафедра, лаборато­рия), пример педагогов, влияние моды, своего рода престижность определенной сферы деятельности, интересы «команды» и воз­можность занять в ней определенное место и ряд других факторов.

Чтобы правильно сориентироваться в выбранной сфере, ис­следователю полезно придерживаться примерного алгоритма, за­данного на первом (подготовительном, ориентировочном) этапе (см. схему 1).

Здесь целесообразен своего рода «блочный» подход, в котором сопряженные компоненты и соответствующие им действия взаи­мопроникают и взаимодополняют друг друга. Рассмотрим их.

Первый такой блок-связка: тема — проблема. Мы полагаем, что нецелесообразно предлагать тему молодому исследователю и тем

Более навязывать ее. Исследователь, конечно, может выбрать тему из предлагаемого ему перечня близких к его интересам и устрем­лениям коллектива тем. Однако будет лучше, если он предложит темы, волнующие его самого, т. е. темы, выстраданные им самим (что называется — он болен этой темой). Но даже в этом случае требуется конкретизация темы, ее корректировка, выделение ак­центов, упрощение и уточнение формулировок и т. д.

Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, а довольно часто находятся как раз на их пересечении. Первоисточником темы часто служат про­тиворечия, трудности, негативные моменты практики, причем трудности не индивидуальные, а характерные, часто встречаю­щиеся: скажем, падение интереса к учению у школьников, огра­ниченный круг чтения современной молодежи, перегрузка учеб­ными занятиями, несформированность идеалов или замена высо­ких идеалов сугубо прагматическими устремлениями и т. д. Но слу­чается и иначе: практический поиск, опыт педагогов-новаторов или творческих коллективов приносят удачи и достижения, воз­никает потребность найти истоки достижений, выявить факторы и условия их достижения. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и ре­комендации в теории, а также если обнаруживается несоответ­ствие теоретических установок изменившимся условиям, реали­ям сегодняшнего дня.

 

Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы (кадр 1).

Все эти требования важны, но особых пояснений требуют та­кие компоненты, как актуальность, проблемность и ориентация на современные концепции. Актуальными могут быть темы как «долгоиграющие», «вечнозеленые» (соотношение логического и эмоционального, алгоритмизации и творчества, индукции и де­дукции в построении содержания, преодоление перегрузки школь­ников, воспитательный потенциал предмета и др.), так и связан­ные с социальной ситуацией, с назревающими или уже приня­тыми решениями и директивами (новые цели образования, ин­форматизация, изменение системы управления и финансирова­ния и др.). Тема должна в явном или скрытом (имплицитном) виде содержать проблему. Ее истоки проявляются в практических затруднениях. В научной и научно-методической литературе со­держатся обоснования и рекомендации, позволяющие преодолеть эти трудности, и достигается это за счет поиска и изучения соот­ветствующих источников, обмена опытом, повышения квалифи­кации. Проблема же возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, воз -

Тема—проблема: требования, определяющие выбор темы

'Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).

• Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).

• Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).

I • Проблемность (неочевидность решений, необходимость поис­ка в теории, преодоление трудностей на практике).

• Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).

• Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).

Никает потребность в «знании о незнании», в определении «изве­стного неизвестного», предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Происходит выход (или, во всяком случае, возникает стремление выйти) за пределы достоверно известного в область «потребного, но пока неопределенного», возникает понимание того, что нуж­но найти или уточнить, т. е. совершается ьыход на тему, носящую проблемный характер, и потенциально несущую в себе возмож­ность открытия или усовершенствования.

Действительно, если сфера нашего поиска сплошь состоит из неизвестного и мы не знаем, что следует искать, то наш поиск становится неопределенным, беспорядочным, он происходит как бы с завязанными глазами и вряд ли окажется продуктивным. Если же все элементы и связи в сфере поиска уже известны, исследова­тельский поиск также бессмыслен и беспредметен. И только при условии, что мы знаем, что ищем, знаем те «иксы» и «игреки», которые следует установить, поиск становится направленным, предметным, создаются условия для того, чтобы он был успеш­ным. Однако для этого надлежит провести серьезную работу по выявлению, обоснованию и структурированию проблемы, выде­лению подпроблем, которые нужно решить предварительно, и только после этого становится возможным решать основную про­блему, найти ответы на центральные вопросы, создать образ или проект результата (схема 2).

Безусловно, что тема и определяющая «вектор» поиска про­блема должны соответствовать современной гуманно-личностной


Концепции, ориентации на человека, его развитие, реализацию и самореализацию его личностного потенциала. С учетом вписанно­сти человека в социум и ориентации на использование его лич­ностного потенциала во благо окружающих, условий достижения гармонии социума и личности современную педагогическую кон­цепцию можно толковать и как социально-личностную.

Очень важно провести локализацию (локализировать — огра­ничивать) и конкретизацию темы, четко очертив сферу исследо­вания и его условия, размежеваться с близкими и смежными те­мами (кадр 2).

Нужно всегда помнить, что практика многогранна и нельзя упускать из поля внимания педагога, психолога или руководителя

 

Кадр 2 Этапы работы над темой исследования


• Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.

• Определение проблемы и проблематизация темы.

• Определение конкретного предмета исследования.

• Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.

• Конкретизация и ограничение (локализация) темы.

• Отграничение от близких и смежных тем.

• Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.

Ни одного направления работы, ни одного существенного собы­тия или факта. Исследование же всегда должно иметь ограниче­ния, чтобы была возможность углубиться в исследуемый процесс, дойти до сущности. Поэтому исследовательское проблемное поле должно быть ограничено по объему и по кругу конкретных задач, на которые надлежит найти ответ. В то же время название темы должно содержать проблему, предмет поиска (об этом чуть ниже) и, что желательно, вектор (направление), ведущий аспект поиска решения. Нередко к основному названию темы даются уточнения (в скобках или без них).

Проведем несколько примеров. Не так давно в Тюменском уни­верситете была представлена на утверждение тема выпускной (дип­ломной) работы: «Эстетическое воспитание школьников». При­шлось уточнить намерения автора. После этого тема выглядела так: «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках мате­матики». После размышлений о том, какая проблема будет ре­шаться при подготовке работы, тема приобрела еще более конк­ретное звучание: «Выявление и использование развивающего по­тенциала математики в эстетическом воспитании младших школь­ников». Теперь иной пример. Тема исследования: «Соотношение нравственных знаний и отношений в формировании личности старшеклассников». В ней четко очерчен предмет поиска. Тема раскрывает проблему, связанную с недостаточностью «знание-вого» подхода в обучении и воспитании, обозначает направле­ния поиска и выход — личность старшеклассника. Стоит доба­вить, что соискатель Ю. П. Строков защитил диссертацию на эту тему более 30 лет назад (1974), но тема осталась актуальной и проблемной и сегодня.

А вот более «свежая» работа — докторская диссертация Л. И. Гри­ценко «Личностно-социальная концепция А. С.Макаренко в со­временной педагогике. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения» (1998 г.). Проблемность работы обнаруживается, если вспомнить, какие дискуссии разгорались у нас относительно наследия известного педагога. Некоторые пуб­лицисты и педагоги-исследователи объявили педагогику А. С. Ма­каренко тоталитарной, а следовательно, устаревшей. Безоговороч­ное утверждение личностно ориентированного обучения и воспи­тания проводилось как отрицание роли коллектива и коллектив­ной деятельности. Автор диссертации доказал, что и на Западе (Германия), и на Востоке (Япония) к наследию А. С.Макаренко относятся куда более взвешенно и уважительно. Он показал, что социальные ориентиры не противоречат личностным, что как раз и характерно для анализируемого опыта и воспитательной кон­цепции А. С. Макаренко. Сейчас мы вновь обращаемся к социаль­но-личностной концепции воспитания, т. е. во многом к сущно­сти учения великого педагога. Актуальность, перспективность и гуманистическая направленность исследования Л. И. Гриценко оче­видны.

Тема исследования И. Н. Емельяновой — «Педагогические воз­можности использования ситуации выбора в учебно-воспитатель­ном процессе» (1994). Наверное, стоило уточнить, что речь идет об общеобразовательной школе, но совершенно ясно, что свобо­да выбора как атрибут демократизации и вариативности образо­вания противостоит единой, недемократичной школе, открывает перспективы воспитания свободной личности, готовит гражда­нина, способного к сознательной оценке альтернатив и обосно­ванному выбору.

Весьма актуальна непосредственно связанная с современной гуманно-личностной концепцией тема исследования М. А. Царева — «Коммуникативная деятельность как фактор формирования субъ-ектности студента» (2004). Здесь четко заданы вектор рассмотре­ния, способ достижения цели (коммуникативная деятельность) и результат (субъектность).

Число позитивных примеров нетрудно умножить. К сожалению, нередко встречаются небрежные и неточные формулировки ис­следовательских работ, несовпадение темы и содержания работы. Вот исследование, озаглавленное «Управление процессом лично­стного развития учащихся в общеобразовательной школе» (2003). Помимо сомнений в возможности управления личностным раз­витием и в реальности предлагаемых автором единых схем подхо­да к учащимся начальной школы и старшеклассникам вызывает удивление, что речь идет только о деятельности зам. директора школы по научно-методической работе, что не оговорено в на­звании темы.

Дезориентирует читателя заголовок «Оценка качества учебно­го процесса и деятельности преподавателя по показателю "удов­летворенность потребителя"» (2004). Разве можно догадаться, что «потребителем» выступает студент, а результат образования, по мысли автора, это образовательная услуга? Понять смысл заго­ловка и позицию автора практически невозможно.

А вот пример просто небрежной формулировки — «Предуп­реждение познавательных трудностей учебного материала в обу­чении младших школьников» (2004). Адрес исследования поня­тен, о его направленности нетрудно догадаться, но неужели со­искателю и его руководителю (доктору педагогических наук!) не­ведомо, что познавательные трудности возникают у ученика, а не у учебного материала?

Число отрицательных примеров тоже нетрудно умножить.

Итак, тема должна сразу же высвечивать актуальность, значи­мость, перспективность, проблемность работы, а по возможно­сти — и направление поиска и, конечно же, адекватно отражать содержание.

Тема должна быть сформулирована четко, предполагать одно­значное ее понимание, отражать самое существенное (предмет ис­следования и направление поиска), однако не предвосхищая ис­комого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая глав­ный предмет исследования, проблему и рамки поиска.

Спорным остается вопрос, следует ли выносить в заголовок прогнозируемый результат работы. Например, тема «Социально-личностная концепция высшего образования» может вызвать обос­нованные возражения по поводу предвзятости подхода, ведь ори­ентация высшего образования может быть личностной, профес­сиональной, социальной, и предстоит как раз доказать, какую ориентацию следует выбрать или как их сочетать.

Рассмотрим второй этап блочного выстраивания исследова­ния — определение его объекта и предмета.

 

1.2. Определение объекта и предмета исследования


Второй блок выстраивания исследования — определение его объекта и предмета. Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а предмет раскрывает те связи, от­ношения, закономерности объекта, которые станут непосредствен­но изучаться в данном исследовании.

Объект и предмет представляют собой единство двух начал: объективного, существующего вне личности исследователя мира и субъективного, включенного во внутренний мир (знаний, идей, гипотез, оценок, отношений, эмоций) исследователя. Однако Объект исследования — понятие более широкое, нежели предмет исследования.

Чаще всего в педагогике, как и во всей социальной сфере, объект исследования — это определенный процесс или взятая в динамике система, подлежащая изучению и с этой целью выде­ленная исследователем из объектной области. Выделение это в определенной степени условно, искусственно, но оно необходи­мо для того, чтобы временно отвлечься от других многообразных проявлений функционирования и развития социально-педагоги­ческих процессов и систем.

Начинающий исследователь при выделении объекта может уйти в область иной науки — психологии, социологии, экономики [4, с. ИЗ]. Один и тот же объект (например, человек, его становле­ние) может быть объектом разных наук. Объект педагогического исследования — целенаправленный учебно-воспитательный про­цесс, включающий познание и общение, взаимодействие педаго Га и учащихся (воспитанников), их разностороннее развитие и становление.

Выделение и определение объекта всегда связано с научной интерпретацией, истолкованием части объективной реальности с позиций определенных педагогических или социально-психоло­гических концепций: деятельностного или личностно-деятельно-стного подхода, системного и целостного анализа, оптимизации, творческой самореализации и т. д. Эта характеристика еще более явственно выделяется в предмете исследования.

В Предмете исследования Выделяют те элементы, связи и отно­шения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Это своего рода аспект, точка наблюдения, «срез» объек­та, его фотография (может быть, рентгенограмма) в определен­ном ракурсе или, как точно выразился Г. X. Валеев, предмет — это «входная дверь» в объект [4, с. 113].

Вполне точно определил соотношение объекта и предмета ис­следования В. В. Краевский: предмет — это модель объекта (В. В. Краевский, 2003). Предмет исследования должен вытекать из темы, перекликаться с ней, не дублируя тему, а раскрывая ее. Один и тот же объект может служить предметом разных наук. Так, воспитание изучают педагогика, этика, эстетика, психология и другие науки. Нередко исследование имеет не один, а несколько предметов изучения.

Так, проектирование и реализация процесса становления гим­назии на базе общеобразовательной школы могут базироваться на нескольких предметах (аспектах): специфика целей и миссии гим­назического образования, интеллектуальная среда гимназии, осо­бенности содержания гимназического образования, требования к педагогу гимназии и др.

Точно определить объект и предмет можно только сопоставляя их друг с другом, а также с темой, проблемой и целями предпо­лагаемой работы (схема 3).

Кадр 3 Объект—предмет

• Выделение из объектной области или практической сферы ПроЦесса, Который будет изучаться, — Объекта Исследования.

• Осознание этого процесса в структуре более сложных процессов действительности.

• Выделение предмета исследования (или предметов), т. е. аспектов (познавательных позиций, точек отсчета и наблюдения), связей, отношений, взаимовлияний, способов деятельности, которые будут
глубоко изучаться.

• Осознание необходимости проводить все исследования в рамках предмета.

• Определение эмпирической базы исследования (место, учреждение, тип выборки и т. д.).

Например, в исследовании педагогов г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО под руководством начальника управления образо­ванием И. К.Сидоровой «Разработка и реализация социокультур­ной модели образования (на примере малого северного города» (2003) объект исследования был определен следующим образом: образовательный процесс в учреждениях разной ведомственной подчиненности и разного уровня; механизмы социокультурного взаимодействия всех учреждений социальной сферы. Объект по­лучился двойной, но он верно отражает содержание работы Предмет исследования раскрывает название и уточняет, что будет изучаться в объекте: условия формирования социокультурной модели образования, механизмы, средства и основные инстру­менты ее реализации.

Очень важно, чтобы все дальнейшее исследование и изложе­ние его результатов были выдержаны в рамках предмета, носили предметно-аналитический характер, а необходимые отступления от предмета были обоснованы, компактны и в итоге раскрывали и уточняли его.

Последовательность исследовательских действий в блоке объект — предмет приведена в кадре 3.

 

1.3. Определение и уточнение понятий и терминов


Эта процедура совершенно необходима в начале каждого ис­следования, хотя она не всегда выделяется в отдельный этап и может совмещаться с уточнением темы, проблемы, объекта и предмета исследовательского поиска.

Введенный нами термин «бюрократическая центрация» (см. раздел «Работа над ошибками») применительно к исследованиям и исследовательским коллективам выражает застарелую болезнь педагогики — не опережение, не поиск новых ориентиров и средств обучения и воспитания, а обслуживание положений, уже вошед­ших в постановления и циркуляры, что обрекает науку на отста­вание и следование только в русле уже принятых решений.

Резюмируя, выделим четыре узловых этапа формирования по­нятийного аппарата исследования (кадр 4).

 

1.4. Цели и задачи исследования


Цель — Это представление о результате и одновременно про­ект деятельности исследователя, определяющий характер и сис­темную упорядоченность исследовательских действий и опера­ций по ее достижению (Н. В. Бордовская). Четко и конструктив­но поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения ре­зультата.

Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, принципы клас­сификации, тенденции (В. М.Полонский), а также и новые ин­ституты, программы, обучающие средства, типы образователь­ных учреждений и выявленные неизвестные ранее оценки, под­ходы к прошлому («предвидение прошлого»).

В предполагаемом результате могут быть представлены и зачат­ки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.

Выдвижение цели выступает результатом процесса целепола-гания, присущей человеку способности опережающего отраже­ния действительности, воссоздания, предвосхищения желаемого результата деятельности, в частности — инновационных преобра­зований. Цель непосредственно связана с мысленным воплоще­нием решения проблемы, с устремлениями к эффективным и прогрессивным преобразованиям. Следует различать исследователь­ские и практические цели. Достижение исследовательских целей (выявление факторов развития, его механизмов, благоприятству­ющих условий, разработка технологий и методических систем, теоретических основ и способов управления и т. д.) создает усло­вия для выявления средств достижения целей практических (со­хранение здоровья, успешное обучение, развитие способностей, готовности к самореализации, воспитание гражданственности и т. д.). Однако одни цели не могут быть подменены другими. До­стижение исследовательских целей предусматривает непосредствен­ное определение предназначения исследования. Практические результаты в данном контексте служат подтверждением истинности найденных решений.

Исследовательская цель должна быть сформулирована конк­ретно, с тем чтобы можно было фиксировать ее достижение. Это относится к целям, которые можно определить как цели-зтало­ны, цели-задачи. Однако не исключаются, а нередко бываю] по­лезными также и цели-идеалы (их невозможно полностью реали­зовать) и цели-ориентиры (их достижение проблематично, но они задают вектор развития). К таким целям относится всестороннее и гармоничное развитие личности, совпадение и гармония интере­сов государства и личности, физическое и духовное оздоровление общества и т. п.

Обнаруживается специфика целей в исследованиях, ориенти­рованных на развитие (прогностические, опережающие цели), на историко-педагогический анализ (ретроспекция, анализ истори­ческого материала с учетом актуальных проблем развития); в срав­нительно-педагогических исследованиях (анализ общих проблем образования и способов их разрешения в опыте отдельных стран и регионов, возможностей изучения ошибок и использования по­ложительного опыта зарубежья в отечественном образовании); в социально-педагогических исследованиях (выявление педагогиче­ского потенциала социума и возможностей его использования в процессе социализации, социального воспитания, социально!! профилактики и социальной реабилитации).

Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невоз­можно. Возникает необходимость планирования поэтапного дви­жения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследова­ния. Задачи — Результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движе­ния к цели.

Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько. Однако их не должно быть очень много (иногда выдви­гается 8—10 задач и более), иначе их трудно отслеживать. Должны быть выделены, логически и хронологически увязаны между со­бой основные задачи, для решения каждой из них нередко требу­ется выдвижение подзадач.

Можно рекомендовать выдвижение четырех групп исследова­тельских задач: диагностической, теоретико-моделирующей, опыт­но-экспериментальной и прикладной. При этом в каждой группе может быть либо одна, либо две относительно самостоятельных задачи, выступающие как воплощение движения к цели на конк­ретных этапах поиска.

Первая группа задач связана с изучением и анализом ситуа­ции, истории вопроса, отечественного и зарубежного опыта ре­шения обсуждаемых проблем, с диагностикой уровней развития формируемых качеств личности или состояния образовательных систем. Средствами реализации задач этой группы служит изуче­ние литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, экспертная оценка, тестирование.

Вторая группа задач — теоретико-моделирующая — связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, движу­щих сил развития систем и процессов, значимых связей и взаи­модействий, принципов и методов преобразования. Речь идет о создании системы прогнозирования и моделирования, функцио­нирования и развития систем; выявлении закономерностей; вы­делении критериев оценки успешности преобразований; созда­нии системы информационного обеспечения и анализа результа­тов. Пожалуй, это самый сложный и трудоемкий «узел» исследо­вания. Он реализуется на основе теоретического анализа и синте­за, мысленного моделирования, прогнозирования и других тео­ретических методов исследования.

Третья группа задач — это конструирование и реализация опыт­но-преобразующей и экспериментальной части исследования. На этом этапе определяются конкретные задачи опробования теоре­тических подходов и моделей, способов организации опытно-по­исковой и экспериментальной работы и интерпретации ее резуль­татов. После этого осуществляется процесс обобщения опыта, экспериментирования, опытной работы.

Наконец, четвертая группа задач — определение условий, спо­собов реализации, носителей конкретных нововведений; разра­ботка методик и технологий практического использования резуль­татов исследования.

Разумеется, блок «цели—задачи», как и все другие, требует постоянной коррекции и уточнения.

 

2.2. Идея — замысел — гипотеза


Логика дальнейшего движения мысли направлена на то, чтобы спроектировать, представить желаемое состояние объекта, новую потребную нам ситуацию, т. е. попытаться представить себе реа­лизованную цель исследования и в теоретическом плане (знаю почему, знаю что необходимо, знаю как получить желаемое), и в практическом (новый уровень процесса, иное состояние), чтовозможно на основе сделанных автором и другими исследователя­ми прогнозов, экспертных оценок на основе научных разработок собственного опыта, интуиции, мысленного поиска исследовате­ля. Все это создает базу для выдвижения, проверки гипотезы, т. е. всего дальнейшего поиска.

Итак, получены: исходный факт (событие, ситуация), желае­мый, потребный факт (ситуация), общая концепция и конкрет­ные теоретические положения, составляющие в совокупности теоретическую платформу исследования. Следующий шаг — про­цедура инновационного поиска.

Давать рекомендации по процедуре поиска очень трудно, ибо механизмы творчества весьма индивидуальны, интимны, скрыты и трудно поддаются научному изучению. Имеющийся опыт, на­блюдения, интервью позволяют все же рекомендовать один из возможных подходов: попытаться разными способами идти от исходного факта (ситуации) к потребному, пропуская возмож­ные варианты решений об изменении, усовершенствовании ис­следуемого объекта через своего рода «сито» — совокупность из­вестных теоретических положений, содержащихся в теоретичес­кой платформе (базисе) исследования или, иными словами, имея в виду цель, двигаться от исходного состояния, постоянно отсле­живая и корректируя траекторию, определяя степень продвиже­ния к цели. Многократные «пробы», «проигрывание вариантов» могут помочь выйти на идею преобразования — решающий фак­тор, генерирующее ядро творческого процесса.

Идея — Это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с ко­торого начинается творчество.

Конечно, идеи существенных, коренных преобразований рож­даются не часто. Нередко они вызревают, частично проявляются в поисках многих ученых и практиков, но потом кому-то удается выразить их наиболее убедительно и конструктивно. Так родилась идея воспитания в коллективе А. С. Макаренко, идея приоритета личности и гуманного подхода в образовании (классическая педа­гогика, а в новое время — В. А. Сухомлинский, Ш. А.Амонашви-ли); идея оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник); идея опережающего обучения (С. А.Лысенкова) и многие другие. Го­раздо чаще появляются идеи, связанные с конкретизацией общих подходов в определенных ситуациях, идеи, связанные с усовер­шенствованием средств и технологий обучения и воспитания. Не­редко появление новых идей связано с иной расстановкой акцен­тов: это, например, идеи валеологизации образования (или как их не совсем точно именуют — здоровьесберегающие технологии), идеи личностью ориентированного обучения и воспитания, идеи приоритета духовного начала воспитания и др.

Рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к анти­ципации (предвосхищению). Коллективные обсуждения, дискус­сии часто дают дополнительные импульсы творческому процес­су, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способ­ствовало развитию и разрешению актуальных проблем. Среди идей, положенных в основу программных документов по развитию об­разования Тюменской области (областные программы, програм­мы развития образования в муниципальных образованиях), мож­но назвать актуальные идеи, переходящие при их воплощении в подходы и принципы:

- единства стабилизации и развития образовательных систем (в большинстве федеральных документов 1990-х гг. эти процессы раз­деляются во времени);

- опережающего характера образования по отношению к социально-экономическому развитию, социальной активности образования;

- единства общего и профессионального развития личности;

- полипарадигмальности (комплексности) ориентиров, и в частности социально-личностной направленности образования;

- открытости образовательных систем (для внешних влияний, для совершенствования и т. д.);

- вхождения в рыночную экономику с сохранением культурно-социального ядра и позитивных традиций отечественного образо­вания и ряд других идей и подходов.

Идея зачастую возникает в виде догадки, определенного инту­итивного озарения, хотя это озарение всегда плод упорного тру­да, результат накопленного опыта и тщательной логической про­работки предмета.

В принципе идея должна воплощаться в Замысле, Который пред­ставляет собой уже инструментированную идею, т. е. идею в ста­дии ее мысленного методического воплощения, реализации по­средством определенных способов и форм. У педагогов-практиков рождение идеи чаще всего происходит внутри возникшего замы­сла, идея рождается «в методической упаковке» в виде новых форм обучения и воспитания (интегрированный урок, игровые формы обучения, проектные задания, обучающие модули, элективные программы, кумулятивный оценочный балл и т. д.).

Приведем пример.

Идея: активное включение школьника в процессы здоровье-сбережения и здоровьетворения — идея стимулирования самооз­доровления. школами, и в сельской школе, где такой возможности нет и где школа не может не быть универсальной.

Замысел исследования по логике поиска, его мысленного во­площения развертывается в Гипотезу — предположение о спосо­бах решения поставленных задач и возможных результатах. Гипоте­за — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или ме­нее обоснованного предположения к научной концепции или тео­рии в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном слу­чае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.

Время от времени возникает и обсуждается вопрос: а всегда ли уж так обязательна гипотеза?

Мы бы ответили так. Она всегда очень полезна, даже в истори-ко-педагогических и сугубо теоретических работах. Гипотеза, по мнению академика И. П.Павлова, это точка опоры ученого, без такой опоры невозможно восхождение. Если эта точка опоры ока­залась неустойчивой, нужно найти другую, более надежную.

Можно выразить данную мысль и иначе. В свете принятой нами процедуры исследования такой опорой исследователя можно на­звать факты, а гипотезу можно сравнить или с двигателем, или с крыльями, которые позволяют подняться над фактами, увидеть перспективы и маршруты поиска и даже (предположительно) ре­зультаты.

Разумеется, на первых порах исследователю бывает трудно вы­двинуть содержательную и достаточно обоснованную гипотезу. Пусть сначала это будет общее предположение о направлениях исследования, об условиях и последовательности процедур, по­том оно будет конкретизировано, наполнено, изменено. Иначе исследователь будет блуждать в потемках, а сами исследователь­ские процедуры окажутся хаотичными и нецеленаправленными.

При конструировании гипотезы полезно выделить ключевые вопросы, вытекающие из поставленной проблемы (своего рода подпроблемы), на которые необходимо найти ответы. Предполо­жительные ответы на эти вопросы и составят суть гипотезы. При этом нужно стараться выявить факторы и условия получения пла­нируемых результатов и действия, необходимые изменения, ко­торые обеспечат этот результат.

Различают первоначальную, или рабочую, гипотезу и развитую, научную гипотезу. В работе неплохо осуществить, а затем в изложе­нии показать процесс развития и трансформации гипотезы, пре­одолеть стремление так «подчистить» формулировку гипотезы, чтобы она полностью соответствовала результатам. Вызывает недоверие, когда почти в каждой диссертации или итоговом отчете утвержда­ется, что «гипотеза исследования полностью подтвердилась». Такое нечасто встречается в реальной исследовательской работе.

По глубине раскрытия проблемы различают гипотезу функцио­нальную и гипотезу теоретическую (объяснительную). Функцио­нальная гипотеза чаще всего имеет структуру: «если (что-то ввес­ти, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то... (будет достигнут такой-то результат)» или «чем (полнее, глубже, последовательнее)... тем... (эффективнее, ста­бильнее будет результат)». Теоретическая (объяснительная) гипо­теза содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помо­щью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении: «Так как...» или «Потому, что...... Во всех случаях непродуктивно и некорректно

Искусственно подгонять гипотезу под результаты и подменять пред­положительные ответы на поставленные вопросы и выделенные задачи декларациями о намерениях или перечнем положений, ко­торые нужно учесть, и процедур, которые нужно осуществить.

Известно требование содержательности гипотезы, в которой должен содержаться ответ или ответы по существу вопроса, но в то же время она должна быть по возможности простой, проверя­емой и обязательно содержать нечто новое (в подходах, оценках, методике использования и т. д.).

Еще одно требование — достаточная широта или приложимость к возможно большему числу ситуаций исследуемого класса явле­ний.

По логике построения различают гипотезу линейную (одно предположение) и вариативную (разветвленную, проверяется несколько предположений). Такова, скажем, гипотеза о путях пре­одоления перегрузки школьников: она может быть преодолена или существенно снижена, если:

1. Будет уменьшен объем обязательного учебного материала за счет интеграции учебных предметов (1-й вариант гипотезы).

2. Будут использованы более эффективные современные образовательные технологии, в том числе информационные (2-й вариант).

3. Существенно повысить интерес к обучению за счет игровых методик в младших классах и профильного обучения в старших (3-й вариант).

4. Один из предложенных подходов сделать ведущим, но использовать и два других (4, 5 и 6-й варианты).

Таким образом, определились основные требования к гипоте­зе, некоторые из которых могут показаться противоречивыми, но именно мера их взаимосочетания обеспечивает научную состоя­тельность гипотезы. С одной стороны, гипотеза должна быть со­держательной, обоснованной, т. е. должны быть осознаны и фак­ты, и способы их истолкования, и проекты, которые положены в основу гипотезы. С другой стороны, она представляет собой еще не доказанные, а предположительные знания и положения, по

 

 

Гипотеза

Суть — предположение о путях, способах, условиях получения ис­комых (желаемых) результатов: что и как делать. Основные Черты:

- обоснованность;

- предположительный характер;

- нацеленность на обнаружение нового;

- содержательность (ответы по существу);

- простота;

- приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;

- верифицируемость (проверяемость).
Виды: Рабочая —> научная

Линейная —> разветвленная функциональная —> объяснительная

Служившие основанием для ее выдвижения, которые могут ока­заться несостоятельными. Именно поэтому гипотезу всегда необ­ходимо проверять (кадр 5).

Теоретическая платформа (концептуальная база) исследования, идея и замысел, объяснительная гипотеза дают возможность сфор­мулировать Концепцию Исследования, а точнее — ее рабочий вари­ант, который может обогащаться, изменяться и уточняться в те­чение всего периода работы. Нередко возникает вопрос, нужно ли

    Tags:
  • исследование
  • наука
  • как проводить исследование
  • тема исследования
  • объект исследования
  • предмет исследования
Rating:
( 2 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Психотерапевтические методы 11 January 2011
Социальная политика государства в рыночной экономике 29 October 2011
Кредитно – денежная политика 13 January 2011
ЗАРУБЕЖНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИМИНОЛОГИИ 25 March 2012
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 29 October 2011
Разработка применения компютерной игры CrazyMachines на уроке физики 13 January 2011
Выявление зависимости предрасположенностей людей к различным заболеваниям от химического состава плазмы крови разных групп 25 October 2013
Египет.Арабская Республика Египет 24 March 2012
Тема 7. Канальный уровень OSI. 14 January 2011
Лекция 10. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации 14 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Контрольная по русскому языку. Задания 14 January 2014
Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач. 14 January 2011
Лекция 1 13 January 2011
Научно-образовательный проект «Путь в науку. Перезагрузка» 29 October 2011
Двигательная активность и здоровье детей младшего школьного возраста Г.А. Воронина, Т.В. Малых, М.С. Авдеева, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров Двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, выз 24 September 2011
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 28 February 2012
Разработка электронного учебника на тему «Массивы» 12 January 2011
CSS 09 May 2011
Алкоголь – наркотик, подрывающий здоровье нации 29 October 2011
Тема 8. Вопрос 4. Земли историко-культурного назначения 02 March 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока