Здоровье населения и СО
М. В. Фокин, М. В. Калиновская ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора
Одним из приоритетов в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и основой для прогноза состояния среды обитания и здоровья населения является социально-гигиенический мониторинг (СГМ) [5]. Проблемными вопросами при ведении СГМ остаются обоснование критериальных показателей изменения функционального состояния человека, адаптационных резервов, их изменение под влиянием факторов среды обитания малой интенсивности, внедрение гигиенической донозологической диагностики и биомониторинга.
Для гигиенического обоснования и оценки эффективности мер вторичной профилактики в г. Владивостоке использовались методы донозологической диагностики влияния среды обитания на здоровье населения [4, 7]. Для обоснования использования гигиенической донозологической диагностики при СГМ исследовали функциональные изменения верхних дыхательных путей у детей дошкольного возраста на фоне сочетанного воздействия загрязненного воздуха. В порядке функционирования учебно-научно-производственного комплекса в обследовании детей и проведении профилактических мероприятий принимали участие специалисты и врачи-ординаторы кафедр коммунальной гигиены и медицинской экологии, детских болезней Владивостокского государственного медицинского университета и врачи отдела СГМ центра Госсанэпиднадзора в г. Владивостоке.
Проанализированы данные Приморского краевого комитета по гидрометеорологии о загрязнении и относительной влажности атмосферного воздуха в г. Владивостоке за 1993—1998 гг. Анализ данных показал, что загрязнение атмосферного воздуха за 5-летний период превышало гигиенические нормативы. Ведущими загрязняющими веществами являлись (в порядке значимости): диоксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода. Средние годовые концентрации диоксида азота были на уровне 0,085 ±0,02 мг/м3, взвешенных веществ 0,17 ±0,02 мг/м3-, оксида углерода 2,2 ± 0,1 мг/м3. Пики среднесуточных концентраций диоксида азота в атмосферном воздухе отмечались до 0,28 мг/м3 с апреля по сентябрь, взвешенных веществ — до 1,09 мг/м3 с апреля по октябрь, оксида углерода — до 7,22 мг/м3 с июля по сентябрь.
Климатической особенностью юга Приморья являются "высокие" и "экстремально высокие" уровни относительной влажности воздуха, особенно с апреля по сентябрь, которые усиливают токсичность загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 2 раза [6]. Таким образом, с учетом коэффициента нивелирования сочетанного действия атмосферных загрязнений с высокой относительной влажностью воздуха Krh = 0,5 к ПДКсс, загрязнение атмосферы в весенне-осенний период года воздействовало на население г. Владивостока на уровнях: от 3 до 14 ПДКсс диоксида азота; от 2 до 15 ПДКсс взвешенных веществ; от 2 до 5 ПДКсс оксида углерода.
Для изучения функционального состояния верхних дыхательных путей у детей выбрали три района. Определяющим фактором для выбора района наблюдения явился уровень загрязнения атмосферного воздуха (по данным сводного тома ПДВ г. Владивостока, 1993) [2]. Оцени-
Вали загрязнение атмосферы взвешенными веществами, диоксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы. Максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в Первомайском районе не превышали гигиенические нормативы; в Ленинском и Пер-вореченском — превышали по диоксиду азота в 1,4 и 2 раза соответственно. Соотношение суммарного показателя Ксум составило 1:1,4:1,5. Это позволило определить условно контрольный район наблюдения — Первомайский и диа опытных — Ленинский и Первореченский. Для подтверждения правильности выбора районов наблюдения были дополнительно организованы лабораторные исследования атмосферного воздуха. Установили, что фактические концентрации загрязняющих веществ близки к расчетным.
В районах наблюдения отобрали три дошкольных образовательных учреждения (ДОУ). Для оценки сравнимости ДОУ дополнительно организовали и провели исследования почвы, шумового загрязнения атмосферы, а также оценили санитарно-эпидемиологическое благополучие ДОУ. Анализ показал, что эквивалентные уровни звука на всех трех выбранных территориях ДОУ соответствовали гигиеническим нормативам. Уровень загрязнения почвы на всех территориях ДОУ по комплексному показателю загрязнения почвы ZcyM допустимый. Санитарно-эпидемиологическое благополучие ДОУ оценили по данным углубленного санитарного обследования. Содержание и обучение детей в ДОУ как в контрольном, так и в опытных районах соответствовали гигиеническим нормам, что подтвердило сравнимость ДОУ.
В выбранных ДОУ обследовали 85 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Формирование гр/пп детей для исследования проводили выборочным методом. Отбору подлежали дети 1-й и 2-й групп здоровья, не болевшие до начала исследований не менее месяца. В исследуемые группы отобраны дети, проживавшие в районах наблюдения не менее трех лет, в благоустроенны \ коммунальных квартирах, на расстояний от ДОУ не более 0,8 км. Перед обследованиями и проведением профилактики детей ежедневно осматривали медицинские работники.
Исследование функционального состояния верхних дыхательных путей запланировали и провели в весенний период (апрель), который характеризовался температурой атмосферного воздуха от 3 до 8°С, повышенной, высокой и экстремально высокой относительной влажностью и загрязнением атмосферного воздуха, описанным выше. Дату начала исследован i й определили с учетом необходимого предшествующего недельного периода экспозиции, характеризующегося высокой влажностью [6].
Для диагностики функциональных изменений применяли метод солевых кристаллических налетов назального секрета. Исследованиями специалистов Владивостокского государственного медицинского университета доказана применимость и адекватность данной методики при массовых исследованиях для целей СГМ с учетом простоты, неинва-зивности, оперативности и экономичности [1].
О состоянии слизистой носа судили по четырем типам рисунков кристаллических налетов назального секрета: "нормограмма", "неаллергический", "аллергический", "смешанный" [1, 3]. Анализ показал, что "нормограмм" у детей как в условно контрольном, так и в опытных микрорайонах нет. Тип рисунка солевых кристаллов назального секрета во всех районах у достоверно большего числа детей носил "смешанный" характер, что является наиболее неблагоприятным изменением слизистой носа. Так, в Первомайском районе "смешанный" тип определялся у 65% детей (Р < 0,001), "аллергический" — у 18%, "неаллергический" — у 17%; в Ленинском — "смешанный" у 58% детей (Р < 0,001), "аллергический" — у 28%, "неаллергический" — у 14%; в Первореченском — "смешанный" у 92% детей (Р < 0,001) и "аллергический" — у 8%.
Выявленные изменения функционального состояния слизистой носа у детей расценили как неблагоприятные, что послужило основанием для проведения профилактических мероприятий в ДОУ. Эффективность профилактики оценивали дважды: через три дня и через две недели после ингаляций, тем же методом [1, 3]. Для профилактики выбрали метод аэрозольной терапии отваром корня солодки уральской, зарекомендовавший себя положительно как по фармакологическому действию, так и по физиотерапевтическому [8, 9].
Оценка эффективности профилактики показала, что через три дня кристаллов "неаллергического" (воспалительного) типа не было как в контрольном, так и опытных районах. Так же как и до ингаляций, во всех трех группах преобладали кристаллы "смешанного" типа (Р < 0,05). Через две недели после профилактики во всех трех группах "смешанный" тип рисунка регистрировался только у 18—22% детей, а "аллергический" — у 78—82% детей. Это расценили как улучшение состояния здоровья детей после коррекции отваром корня солодки уральской, оказавшей противовоспалительный эффект. Результаты профилактического мероприятия оценены как положительные в условиях сочетанного воздействия загрязненного влажного атмосферного воздуха.
Исследования позволили обосновать целесообразность и реальность проведения гигиенической донозологической диагностики для скри-нинговых и углубленных исследований влияния факторов среды обитания на здоровье при СГМ и оценки эффективности профилактических мероприятий. В результате разработан и внедрен алгоритм работ при гигиенической донозологической диагностике для структурных подразделений СГМ на местном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова М. А. Состояние местных факторов защиты верхних дыхательных путей у детей дошкольного возраста в различных экологических условиях г. Владивостока: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Владивосток, 2000. — 20 с.
2. Буштуева К. А., Случанко К. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979. — С. 160.
3. Дифференциальная диагностика аллергического и неаллергического ринита у детей / М. А. Шустер, И. Л. Теодор, Л. А. Мороз и др. // Вестн. оториноларингологии. — 1984. — № 3. — С. 26—30.
4. Об организации специальных исследований в центре Госсанэпиднадзора в г. Владивостоке / М. В. Фокин, Т. И. Вершкова, М. В. Калиновская и др. // III Конгресс педиатров России "Экологические и гигиенические проблемы педиатрии", 27—28 октября 1998 г.
5. Онищенко Г. Г. и др. О государственном регулировании в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Здоровье населения и среда обитания. — 2005. — № 3 — С. 1— 6.
6. Фокин М. В: Особенности биологического действия атмосферных загрязнений в условиях повышенной влажности воздуха: Автореф. дис. д-ра мед. наук. - М., 1996.-40 с.
7. Фокин М. В., Калиновская М. В. Оценка эффективности профилактических мероприятий с применением корня солодки уральской среди детей, проживающих в различных экологических условиях города / Проблемы экологии и рационального природопользования стран азиатско-тихоокеанского региона. — Владивосток, 1999. — С. 173—175.
8. Швец О. В. Состояние нереспираторных функций бронхолегочной системы при радиационном поражении у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Владивосток, 1998. — 24 с.
9. Швец О. В. и др. Перспективы использования солодки уральской у лиц, проживающих в условиях влияния малых доз радиации / Питание XXI века: медико-биологические аспекты, пути оптимизации: Межд. симпозиум 7—9 октября 1999 г.: Тезисы докл. — Владивосток, 1999. — С. 204.
Пост. вред. 05.07.05.