МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ г. КИРОВА
Для изучения особенностей развития и здоровья детей в зависимости от неблагоприятных техногенных факторов в месте проживания нами совместно с Е. В. Четвериковой, Т. Н. Кононовой, М. С. Авдеевой, Е. А. Жуковой и другими исследованы особенности детей, проживающих в экологически благоприятном районе (ЭБР) и неблагоприятном районе (ЭНБР) г. Кирова, характеризующемся, в частности, более интенсивным движением автотранспорта [20; 281].
Разделение детей на проживающих в ЭБР и ЭНБР проводилось на основании постоянного места жительства ребенка. Было изучено детское население микрорайонов 17 общеобразовательных школ.
Всего исследовано 1097 детей, из них 652 проживало в ЭБР и 445 – в ЭНБР. Соотношение мальчиков и девочек в рассмотренных группах примерно одинаковое: в ЭБР 363 мальчика и 289 девочки (55,7 и 44,3% соответственно), в ЭНБР 239 мальчика и 206 девочек (53,7 и 46,3%).
Исследования включали как ретроспективный сбор данных (изучение пренатального анамнеза, особенностей физического развития, заболеваемости, психической сферы с рождения до 7 лет), так и непосредственное изучение показателей физического развития, заболеваемости, психической сферы детей в возраст 7–8 лет (с октября 2001 по октябрь 2003 г.).
Изучение соматометрических показателей физического развития детей. Исследование физического развития новорожденных и детей первого года жизни производилось путем анализа учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка» и согласно ответам «Анкеты для родителей первоклассников» [314].
Изучение физического развития первоклассников проводили самостоятельно по стандартным методикам [19; 97; 230] лонгитудинально в течение одного календарного года (табл. 5).
Таблица 5
Схема изучения физического развития первоклассников г. Кирова
Номер замера |
Период учебного года |
Период календарного года |
Количество обследованных |
1-й замер |
Начало 1-го года обучения |
Октябрь 2001 г. |
990 |
2-й замер |
Середина 1-го года обучения |
Январь 2002 г. |
1025 |
3-й замер |
Конец 1-го года обучения |
Май 2002 г. |
822 |
4-й замер |
Начало 2-го года обучения |
Сентябрь 2002 г. |
1085 |
Антропометрические показатели первоклассников, в том числе массу тела, длину тела, окружность грудной клетки (ОГК), окружность головы, а также расчеты антропометрических индексов проводили по общепринятым методикам (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979; Аулик И.В., 1990; Доскин В.А. и др., 1997; Богатырев В.С., Циркин В.И., 1998). Массо-ростовой индекс, т.е. отношение массы тела к длине тела выражали в г/см, индекс Кеттеле - отношение массы тела к квадрату длины - в кг/м2, индекс Рорера - отношение массы тела к кубу длины – в кг/м3. Индекс Пинье (Черноруцкий М.В., 1927) вычисляли по формуле ДТ-МТ-ОГК, где ДТ – длина тела (см), МТ – масса тела (кг).
Соматотип и гармоничность определяли стандартным методом с помощью центильных таблиц, составленных для г. Кирова [230].
Изучение физиометрических показателей физического развития детей. Изучались физиометрические показатели, определяющие функциональное состояние организма: жизненная емкость легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра, мышечная сила кисти с помощью ручного динамометра [19]. Помимо абсолютных показателей, вычислялись индексы: силовой индекс и жизненный индекс.
Мышечную силу (кг) правой и левой кисти измеряли в положении стоя ручным динамометром типа ДРП-30 (Аулик И.В., 1990); на основе ее рассчитывали силовой индекс (Дембо А.Г., 1976), т.е. отношение мышечной силы к массе тела (в %).
Жизненную емкость легких (ЖЕЛ, л) замеряли с помощью портативного суховоздушного спирометра (Аулик И.В., 1990), на основе этого показателя рассчитывали жизненный индекс, т.е. отношение ЖЕЛ к массе тела (мл/кг).
Проба Штанге, т.е. оценка времени максимальной задержки дыхания на вдохе (с) проводилась в положении стоя (Аулик И.В., 1990).
Проводилась оценка помесячной и полугодовой динамики величины изученных антропо- и физиометрических показателей.
Изучение состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности. Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы замеряли ЧСС и показатели артериального давления, на основании чего рассчитывали ряд дополнительных показателей: пульсовое давление, среднее давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости [99]. Оценивали физическую работоспособность по максимальному потреблению кислорода степэргометрическим методом [99].
Исследование ССС включало определение в условиях покоя (в позе сидя) ЧСС (пальпаторно) и показателей артериального давления - ДАД, САД и ПД по общепринятой методике с использованием тонометра и детской манжетки (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1986). Среднее давление (АДср) вычисляли по формуле Хикэма: АДср.= (ПД:3)+ДАД, где ПД - пульсовое давление (мм рт. ст.), а ДАД – диастолическое давление, (мм рт.ст.). На основании этих данных (по Дубровскому В.И., 1999) вычисляли: 1) коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) по формуле КЭК=ПД•ЧСС; 2) коэффициент выносливости (КВ) - по формуле Кваса КВ=(10•ЧСС):ПД.
Методы исследования
Перинатальный анамнез первоклассников оценивали по сведениям, любезно предоставленным Е.В. Четвериковой и содержащимся в учетной форме № 112-У «История развития ребенка». На основании этого анализа выделяли женщин, имеющих факторы осложненного акушерского анамнеза (аборты, выкидыши, мертворождения до данной беременности, возраст первородящих до 18 и после 30 лет, 4-е и более роды); женщин, имеющих факторы осложненного течения беременности (гестоз, анемия, угроза прерывания беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекции, обострение хронических заболеваний, многоводие, плановое кесарево сечение) и женщин с осложненным течением родов (переношенная беременность, быстрые/стремительные роды кесарево сечение, дискоординация родовой деятельности, слабость родовой деятельности, клинически узкий таз, акушерские пособия в родах, раннее излитие вод; асфиксия новорожденного, внутриутробная гипоксия плода, патология пуповины, родовая травма, ребенок из двойни, крупный плод).
Уровень физического развития и гармоничность оценивали с использованием центильных таблиц для детей г. Кирова (Попова И.В., 1994). Определение соматотипа производили согласно схеме Р.Н. Дорохова и И.И. Бахраха с выделением трех соматотипов: микро-, мезо- и макросоматического, согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины и массы тела и окружности груди (Дорохов Р.И., 2000): до 10 баллов – микросоматический тип телосложения; от 10 до 15 баллов – мезосоматичекий; от 16 до 21 балла – макросоматический. На основании сравнения «коридоров» для указанных показателей рассчитывали гармоничность развития: при разнице не более 1 между двумя любыми показателями развитие оценивали как гармоничное; при разности 2 – как дисгармоничное и при разности 3 – как резко дисгармоничное.
Физическую работоспособность оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя косвенный способ: расчет МПК по мощности работы и частоте сердечных сокращений, зарегистрированной при выполнении степ-теста: восхождение на скамейку высотой 0,35 м в течение 4 минут с частотой 20 циклов в минуту (Гуминский А.А. и др., 1990, Мясников Ю.С. и др., 1995).
Мощность работы N, в кгм/мин находили по формуле: