Понятие психологического и педагогического сопровождения
Психологическое сопровождение рассматривается достаточно широко. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова (1993) считают, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом самому быть и наблюдателем, и соучастником, и исследователем. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений отдельных детей психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий.
Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития.
Помимо этого под сопровождением понимается организованная психолого-педагогическая помощь и поддержка учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.
Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).
1. Психологическое сопровождение воспитанников
По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.
Существует несколько направлений работы службы психологического сопровождения.
Целью одного из направлений является профилактика школьной дезадаптации. Предполагается, что микросреда в чем-то несовершенна, как и ребенок, который имеет право на ошибки в своей деятельности, а поскольку ее наполняют взрослые, то они несут основную ответственность за эту ситуацию. Они должны совершенствовать свои отношения, и вследствие этого будет меняться ребенок. То есть проблема решается через работу со средой окружающих ребенка взрослых. Другое направление основывается на том, что психолог осуществляет общий контроль за ходом психического развития детей на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей
1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников.
2. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных “устремлений” (В. А. Петровский).
3. Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.).
4. Личность обладает пятью потенциалами (М.С. Каган). Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности.
5. Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия.
6. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию.
7. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи.
8. Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.
9. Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых.
10. Программа психологического сопровождения школьников ориентирована на всех детей с 1 по 11 класс независимо от их интеллектуального развития, склонностей, национальности, социального происхождения. Также в ней могут принимать участие все учителя и родители любого возраста, профессии, взглядов.
2. Понятие педагогической поддержки
Педагогическая поддержка – одно из условий успешной реабилитации и социализации детей, нуждающихся в длительном лечении (Ключанцева Людмила Петровна, учитель начальных классов).
Изучение работ О.С.Газмана показывает, что педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя «процессы СО и САМО», позволяющие решить постоянно возникающие у детей проблемы . Но Н.Б.Крылова видит ее в широком социокультурном контексте как элемент любого сорудничества и взаимодействия, поскольку считает педагогическую поддержку проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации .
3. Психологическая поддержка воспитанников
Социально-психологическая поддержка дошкольников в свете теории привязанности Дж. Боулби
Детский психолог сегодня имеет в своем арсенале много средств индивидуальной и групповой работы с дошкольниками. Однако несмотря на это в спектре его воздействий имеется «ниша», которая обычно не рассматривается психологами и к которой иногда интуитивно обращаются опытные воспитатели. И эту «нишу» можно увидеть и заполнить, если рассмотреть ее с точки зрения теории привязанности, разработанной Дж. Боулби. Согласно ей в младенческом возрасте у ребенка формируется такое важнейшее личностное новообразование как привязанность к матери. Ее качество пытались «измерить» М.Эйнсворт и С. Белл с помощью процедуры, которую они назвали «тест чужого человека». Выделено 3 основных типа реакций, которые дали название качеству привязанности: уверенная привязанность, тревожно-требующая, тревожно-избегающая. Поскольку первый опыт взаимодействия с окружающими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством и сохраняется на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которым человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от качества привязанности. Однако у дошкольников он присутствует практически в чистом виде. Поэтому у них он во многом определяет его взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Они либо доверяет им и чувствует в их присутствии себя защищенным, либо беспокоится и настойчиво требует заботы и внимания, либо очень сильно беспокоится и поэтому совсем уходит от близких отношений,. Понятно, что говорить о поведении можно только с учетом культурных особенностей. И поскольку в нашей культуре большое значение придается тактильным взаимодействиям и контактам глаз, то вторая группа детей будет отличаться тем, что будет всячески стремится к позитивным контактам ( объятия, ласки и т.п.) и остро реагировать на негативные ( толканье) или просто на отсутствие внимания. Третья- наоборот, будет отвергать любые телесные прикосновения и контакты глаз, проявлять внешнее равнодушие к общению.
Изучение привязанности у дошкольников старшей групп детского сада № 2522 в количестве 40 человек показало, что более половины детей имеет тревожную привязанность: требующую или избегающую. И впоследствии это может повлечь за собой различные тяжелые личностные нарушения. Именно поэтому мы считаем что важнейший акцент психолога дошкольного учреждения должен быть сделан на возможной коррекции паттерна привязанности.
Для этого необходимо такой вид деятельности психолога как свободное специально не организованное общение с детьми, в которых взрослый идет за ребенком и делает то, что ребенок ему предлагает: выслушивает его рассказы, играет в предложенные ему игры. При этом создаются условия для переноса на психолога образа матери. Дети с уверенной привязанностью тревожно требующей будут инициировать телесные контакты, с тревожно- избегающей- проявлять безразличие к самой фигуре психолога. Может встать вопрос, почему мы говорим о наличии переноса, а не просто о дружеских отношениях со знакомым доброжелательным взрослым. Мы полагаем, что о переносе мы можем судить по наличию у детей стремления инициировать у психолога те действия, которые обычно выполняются матерью. Они просят погладить их по голове, поцеловать, взять на руки и сами делают то же самое. Иногда они открыто «маркируют» психологу его роль словами: « Ты мне как мама». По мере увеличения времени взаимодействия психолога и детей, т.е. накопления у последних опыта получения позитивного контакта с человеком, пребывающим в роли «матери», наблюдается следующая динамика. Дети с тревожно-требующей привязанностью начинают проявлять поведение, присущее уверенной привязанности, тревожно- избегающей- сначала поведение, присущее тревожно-требующей и потом также уверенной привязанности.
Встает вопрос, для ответа на который у нас нет данных: насколько отношение ребенка к психологу будет переноситься на других значимых взрослых. Мы может только высказать свое предположение, основанное на анализе литературных данных. Мы считаем, что многие дети будут переносить поведение, присущее уверенной привязанности, на тех взрослых, которые также будут проявлять в отношении них принимающую теплую позицию. Однако некоторым, имеющим слишком глубокий внутренний конфликт, обусловленный нарушением контакта с матерью потребуется индивидуальная коррекционная работа с привлечением его семьи. Хотя и для них, как нам представляется, опыт взаимодействия со взрослым, к которому они проявляли уверенную привязанность, будет достаточно важным. Он даст им возможность проявления новых паттернов поведения со взрослыми.
4. Понятие психологической помощи
Психологическая помощь — широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Осуществляется в четырех формах — психологической консультации (англ. аналог — consulting), психокоррекции, психологического консультирования (англ. аналог — counselling) и психотерапии. (Т. В. Снегирева).
Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем кто страдает от симптомов хронического психического расстройства. (Олег Куракин, психоаналитик)
Понятие “психологическая помощь” отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. (Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика).
5. Психологическая помощь воспитанникам
Помощь психолога детям заключается в диагностике особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию.
Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием их здоровья и психологическим климатом в семье, а так же c общей семейной ситуацией.
Диагностика психического развития ребенка и рекомендации родителям относительно воспитания и взаимоотношений с ребенком.
Как правило, вопрос о психологической диагностике становится тогда, когда наблюдаются какие-либо проблемы или затруднения в воспитании, ребенка, в общении и во всех сферах его деятельности. Информация о способностях, свойствах личности, особенностях развития ребенка поможет родителям выстроить эффективное взаимодействие с ним. Кроме того даст возможность выявить причины тех или иных проблем и затруднений. Сюда же можно отнести диагностику детско-родительских отношений при возникновении их нарушений.
Диагностика профессиональной направленности, индивидуальных способностей и индивидуальной склонности к определенным видам профессиональной деятельности.
В подростковом возрасте особенно актуальным становится выбор профессии. По результатам диагностики и консультации можно дать рекомендации по выбору определенной профессиональной деятельности, где склонности и способности, а так же возможности ребенка будут раскрыты наиболее успешно.
В каких случаях может помочь детский психолог? Случаи, в которых требуется помощь психолога детям:
Сложности адаптации в коллективе сверстников (детский сад, школа)
Трудности в общении: замкнутость, сложности поддержания отношений с взрослыми и сверстниками
Трудности в отстаивании своей позиции
Индивидуальные особенности (непослушание, агрессивное, демонстративное поведение, неуверенность, застенчивость, тревожность)
Детские страхи
Проблемы школьной готовности
Трудности в обучении
Определенные жизненные ситуации (развод, разлука с ребенком, переезд, рождение второго ребенка, новые члены семьи, потеря значимого человека)
Ситуации физического и психического насилия
Проблемы здоровья ребенка (задержка психического развития, гиперактивность, психосоматические проявления – недомогания, боли, частые болезни, связанные с переживаниями, страхами или другими эмоциональными состояниями)