Гражданское общество и его отличительные черты
Содержание
1. Истоки гражданского общества и формирование идей в Новое время
2. Существенные черты и признаки гражданского общества
3. Функции гражданского общества и определение его понятия
4. Система гражданского общества
5. Факторы и условия становления и развития гражданского общества
6. Взаимодействие гражданского общества и государства
7. Становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации
Истоки гражданского общества
Человек по своей природе существо общественное, невозможно представить его жизнь вне общества, вне многообразных связей с другими людьми. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности, оно предшествовало государству.
В дальнейшем общество развивалось в неразрывном единстве с государством. Формирование и эволюция гражданского общества и государственно-политических институтов западной цивилизации шли в тесной взаимосвязи, дополняя и обуславливая друг друга как составные части единой системы.
Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими, идеологическими столкновениями, включая растянувшуюся на много десятилетий полосу политических революций. Это был процесс не только глубоких экономических, социальных, политических изменений, но также культурных и духовных преобразований.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду античности. Прежде всего следует отметить, что у античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни людей. Например, для греческого полиса было характерно тесное слияние гражданского коллектива с государством. Но в жизни это выражалось в том, что общие интересы сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Аристотель по этому поводу отмечал: даже если для одного человека благом является то же самое, что и для государства, более важным и более полным представляется всё таки благо государства. Государству-полису придавалось самодовлеющее значение. Как утверждал Аристотель, «государство принадлежит к тому, что существует по природе».. Оно выше как отдельно взятого индивида, так и семьи, которые составляют лишь части единого целого в лице государства, без которого человек – худшее из животных. Полновластие полиса проявлялось также в том, что в отношении своих подданных он был носителем не только высшей светской, но и высшей духовной власти.
Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что в древности все формы самоорганизации общества, будь то полис, республика или что либо в этом роде, передающиеся на современных языках словом «государство», отождествлялись с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. К тому же в эпоху античности отсутствовало понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него, идеи прав личности, призванных определить четкие границы государственной власти. И поэтому конфликт между отдельным индивидом и государством не обнаружился, так как мысль противопоставить их друг другу не получила признания. Примером этого может служить то, что римское право называлось гражданским правом. Здесь само общество, все его сферы пронизаны политическим, государственным началом. А у античных мыслителей речь, по сути, идет об обществе-государстве как единой целостности.
Такой подход почти в неизменном виде сохранился и до Нового времени. В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого человека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной. Особенно такие формы слитности приобрела в тех странах, где существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община, и прежде всего в России.
Далее уже переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался формированием идеи личности, наделенной от природы неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и собственность и обладающей собственными интересами, которые могут и не совпадать с интересами государства и общества. Эта концепция лежит в широко известной на международном уровне концепции прав человека.
Шло также формирование идей свободы совести. И мыслители Нового времени, открыв личность, вместе с тем провозгласили существование вечного конфликта между личностью и обществом. Всё это в конечном счете способствовало формированию идеи гражданского общества.
Обосновывая эту мысль, известный английский философ конца 17 – начала 18 века Дж.Локк утверждал, что общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство, по его мнению, напоминает головной убор, а гражданское общество – саму голову, головной убор можно при необходимости поменять и даже выбросить, что нельзя сделать с головой.
Осознание различий интересов общества и государства побуждало людей к поиску аргументов в защиту политического строя, способного обеспечить равенство политических прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности.