4.2. Способы получения и переработки информации
Работа с книгой. Это один из основных видов самостоятельного /чебного труда студентов. Умение работать с литературными источниками является наиболее важным средством овладения буду-дей специальностью.
Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие грудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой штературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, 1риступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, шнотации, введении.
№ ." Компоненты учебной деятельности 5 4 3 2 1 п/п 1 На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал 2 Умею читать схемы, графики, таблицы 3 Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции 4 Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбиратьлитературу по определенной теме 5 Умею составлять аннотации 6 Умею составлять назывной план по любому информационному тексту 7 Умею конспектировать статьи, книги 8 Умею составлять тезисы 9 Умею использовать и оформлять цитаты 10 Умею составлять рецензию па прочитанный текст 11 Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты 12 Умею работатьсо справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.) |
При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т. д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.
Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.
Беглое, Ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.
Скоростное чтение, Которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.
Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение Имеет несколько подвидов:
Фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;
Разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;
Критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;
Творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183—184].
Задание
Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими видами чтения.
При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.
1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Желательно иметь под рукой справочники и словари.
2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью автора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.
3. Чтение должно быть активным, т. е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить.
4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему новому она вас научила.
5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний.
6. Следует по возможности связывать содержание книги с собственным жизненным опытом.
7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попытаться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям [13, с. 112— 113].
Для будущего педагога важно также читать периодическую педагогическую литературу. Представление о педагогической периодике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора проходит в несколько этапов.
Первый пап
Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентября», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководитель» и др.).
Второй этап
Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.
Третий этап
Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности.
Четвертый этап
Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.
Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотирование. Аннотация — краткая характеристика печатного издания (или его части) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.
Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, Которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, по не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации Характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.
По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации Характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.
Специализированные аннотации Представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является Аналитическая аннотация, Касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть Обзорными, Или Групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.
Справочная обзорная аннотация Объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В Рекомендательных обзорных аннотациях Отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163— 166].
Задание
Прочитайте аннотации. Определите их вид. Аргументируйте свой ответ.
Орлов А. А. Введение в профессиональную деятельность: Практикум по педагогике. — М., 2003. — 240 с.
Содержание и методический аппарат практикума ориентированы на включение студентов в продуктивную самостоятельную работу с целью развития мотивов и умений учения, формирования профессиональной направленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этических позиций, а также стимулирования потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании. Представлена система индивидуализированных заданий, выполнение которых позволит студентам самим выбирать направления, формы и темпы продвижения в изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».
Для студентов первого курса высших педагогических учебных заведений и работающих с ними преподавателей.
Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. — М., 2003. — 240 с.
В пособии представлены современные системы общественного воспитания за рубежом (Ф. Фребеля, М. Монтессори, С. Френе, Л. Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризована постановка дошкольного образования в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Китае, Японии и др. Материал пособия дан в проблемном изложении — с точки зрения возможного использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования».
Задания
1. Прочтите аннотацию следующей книги.
Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю. М.Забродина. — М., 1994. — 344 с.
В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрактикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомендации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личностных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в определении уровня сформированности самообразовательной и педагогической деятельности.
Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.
2. Ответьте на вопросы:
Получили ли вы общее представление о книге? Содержится ли в аннотации основная идея книги? Может ли эта книга быть вам полезна? чем?
При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они предоставляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.
Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.
Как называется работа (статья, монография)?
Где и когда напечатана?
Чему посвящена?
Какие вопросы рассматриваются в данной работе?
Кому она адресована?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание.
Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передастся лаконично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).
Задание
Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннотацию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.
Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)...
Монография вышла в свет в издательстве...
Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...
Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание — указать чего?)...
Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...
В статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?) ;
Говорится (о чем?)...; дается оценка (анализ, обобщение — чего?)...; представлена точка зрения (на что?)...: поставлен вопрос (о чем?)...
Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть использована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...
Составление плана информационного текста. План текста это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов: Вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 411. Каждый из этих планов по-своему фиксирует информативные центры текста.
При составлении Вопросного плана Использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т. д.).
Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к реферату»), — Назывной, А если действие обозначено глаголом в неопределенной форме (например, «Подготовить материал к реферату») — Тезисный.
План-опорная схема Состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Поповой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).
Последовательность действий при составлении плана:
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смыс
ловые границы, т. е. те места, где кончается одна мысль и начина
ется другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и
будет пунктом плана.
4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности
установления границ смены мыслей и точности формулировок.
Формулирование пунктов плана. При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только Называет Какой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы форму -
Лировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.
Следует помнить, что работа над составлением плана не самоцель, а средство проникновения в содержание текста.
Задание
Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части (абзацы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абзацах. Поставьте и запишите вопросы к ним.
Лягушка-Голиаф Под Угрозой Вымирания
Ее лапы больше мужской ладони, а весом она с домашнюю кошку. Те, кто держал ее в руках, говорят, что физически она ощущается как воздушный шарик, набитый мокрым песком. Лягушка-голиаф живет исключительно по берегам рек в глубине тропических лесов Камеруна и Экваториальной Гвинеи. Но эти леса быстро исчезают, грозя унести с собой в небытие и самую большую лягушку на планете. Быть большой непросто. «Рост» и вес (тридцать сантиметров, три килограмма) делают голиафов медлительными, неповоротливыми созданиями. Сделав несколько прыжков, они устают. Из-за своего размера голиафы уже около десяти лет назад стали объектом внимания частных коллекционеров и зоопарков: множество лягушек было поймано и увезено в США, где их выставляли на «соревнования» по прыжкам (одно время это было в моде), а также пытались разводить в неволе (эти планы потерпели фиаско). В наши дни главные опасности поджидают лягушек у них дома. Районы, где они когда-то находили себе убежище, опустошили лесозаготовки. Агрохимикаты, используемые для браконьерской добычи рыбы, отравляют реки. Для голиафа — животного, зависящего от состояния бассейнов десяти центральноафриканских рек, отдыхающего в струях водопадов (вверху) и откладывающего икру в скалистых водоемах, — это экологическая катастрофа. Наконец, по мере того как охотники вслед за лесозаготовками продвигаются глубже в чащи, все больше лягушек отлавливают для продажи на местных продуктовых рынках. Местные рестораторы платят по пять долларов за большую лягушку. WWF (Всемирный фонд дикой природы) вместе с министерством дикой природы и заповедников Камеруна пытаются сохранить ареал голиафов, сокращающийся каждый год более чем на 80 тысяч гектаров. В начале этого года созданы три заказника в провинции Литораль, на очереди — проект экологического контроля над бассейнами ряда рек. Если природоохранительное законодательство будет претворено в жизнь, это сможет изменить ситуацию [19, с. 6—8].
Задание
Подобрать статью из периодической педагогической печати и прочесть ее. Составить назывной план текста прочитанной статьи.
Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.
В толковом словаре дается такое определение.
Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения (15, с. 160].
Иными словами, Тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Какую помощь оказывают тезисы читателю. Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют Обобщить материал, Представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения.
Процесс тематического тезирования позволяет Глубоко разобраться в том или ином вопросе, Всесторонне продумать его, составить ответ, объединив с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.
Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого материала.
Тезисы позволяют сделать Критический анализ Книги, статьи или доклада. Они Акцентируют внимание на сути Излагаемого материала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждениями автора произведения.
Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т. е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание.
Работа над тезисами позволяет Глубже проникнуть В читаемый материал. Тезисы Несут в себе больше информации, Чем план. Однако сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект.
Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или отрицания чего-нибудь, называются ПроСтыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обо снования высказываемых мыслей, они называются Сложными.
Последовательность написания тезисов. Прежде всего нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок - пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.
Задание
Выберите статью из периодической педагогической печати. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:
Конспектирование. В русском языке немало слов, корень которых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» песет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2|.
Конспект — Это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
-научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
-выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
-создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержание текста. Каковы различия между ними?
Различия между тезисами и конспектом
Тезисы Конспект
Содержат основные мысли ав - Воспроизводит не только мысли
тора текста в форме утвержде - оригинала, но и связь между
ния или отрицания. ними.
В каждом положении заключа - Сохраняет черты деления
ется одна мысль. текста на части, свойственные
Оригиналу.
Служат для сохранения в памя - Составляется с целью сохране-
ти и как основа для дискуссии, ния в памяти.
Выделяются, «извлекаются» из Сжимает, «уплотняет» оригиналь-
текста. ный текст.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект Составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект Составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Текстуальный конспект Состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект Включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Правила конспектирования
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
• Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно; etc — и т. д.; ех — например; ? —сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; PS —приписка, написанная после; ▲ — ново; D — выучить; и др.
• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Задание
Выберите статью из периодической педагогической печати. Укажите ее выходные данные. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте конспект. Представьте работу в следующей форме.
Цитирование. При составлении конспектов нередко используются цитаты. Цитата — Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста [8, с. 113].
Приведем общие требования к цитате и основные правила ее оформления, а также способы введения цитаты в контекст.
Общие требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).
Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.
Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово В Источнике начинается со строчной буквы.
Цитата, включенная в текст после подчинительного союза — Что, ибо, если, потому что И т. д., — заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).
Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.
Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Очень переКликается с нашим временем риторический вопрос Лорипзера: «Кто теперь помнит строгое запрещение молодым людям слишком много Читать без отдыха, особенно в ночное время!» Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятельным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения. Например: «Народное образование» не ставит точки в своей истоРии. Одним из девизов юбилейного издания можно считать оптимистичные слова: «Продолжение следует!».
Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.
При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т. п.).
Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной Науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А. П. Чехов). А. П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.
Цитату можно ввести в контекст различными способами:
Автор (в частности) пишет: «...»;
Автор подчеркивает: «...»;
Автор указывает: «...»;
«..., — пишет автор, — ...»;
«..., — отмечает автор, — ...»;
«..., — подчеркивает автор, — ...»;
«..., — указывается в работе (статье), — ...»;
«..., — отмечается по этому поводу в статье (работе), — ...»;
«..., — указывается в этой связи, — ...»;
Автор делает следующее замечание: «...»;
Вместе с тем имеется уточнение: «...»;
В итоге делается такой вывод: «...»;
Сделан такой вывод: «...»;
Он заключает: «...»;
В заключение автор пишет: «...» [8, с. 114— 116].
Задание
Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагогика». Найдите в ней различные виды цитирования. Обратите внимание на способы включения цитат в текст.
Рецензирование. Все рассмотренные виды записей прочитанного, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разобраться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспектирования, тезирования и тем более планирования.
Элементы критической оценки при конспектировании допустимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в самом тексте, а вне его, на полях тетради.
Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая относится не столько к записыванию прочитанного, сколько к области критики, выполняет рецензирование.
Рецензия — Это:
1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо
научного или художественного произведения;
2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или
какое-либо произведение (например, монографию или учебник)
перед их защитой, публикацией.
Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста [15, с. 141].
Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает
Эти результаты в форме «сплошного», связного изложения. Оцс ночные выводы рецензии должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.
Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышед шие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах). Основные функции рецензии — Информирующая И ОцеНочная — Могут быть по-разному реализованы. Возможно домини рование одной из них, что создает варианты и разновидности тек стов рецензии.
В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь при знакам (например, по тематическому, хронологическому и т. п.), то она приобретает характер критического обзора.
В литературе сложился типовой план для написания рецензии.
1. Объект анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
5. Общая оценка.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы [8, с. 230 —236].
Объектом оценки могут быть:
- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
- новизна и актуальность поставленных проблем;
- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
- корректность аргументации и системы доказательств;
-характер и достоверность примеров, иллюстративного мате
Риала;
- убедительность выводов.
Для написания рецензий используют следующие речевые стаи
Дарты.
Объект анализа — книга, статья в журнале, кандидатская дис сертация, автореферат, дипломный проект и т. д. — принято на зывать: работа автора, рецензируемая работа и т. д.
Актуальность темы Раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Автор посвятил свою работу...», «Актуальность темы обусловлена...» и т. д.
Краткое содержание Включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в биб лиографии, и т. д. Например:
«В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы...) автор указывает, что...»;
«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;
«Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов...»;
«Рассматривает вопрос о...»;
«... доказывает, что...»;
«... утверждает, что...»;
«... приходит к выводу о том, что...».
Основной тезис Формируется с использованием следующих, например, выражений:
«Центральным вопросом работы является вопрос о...»;
«В статье на первый план выдвигается вопрос о...».
Положительная оценка Анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:
«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»;
«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»;
«...дается интересный анализ современного этапа...»;
«...представлены разные точки зрения по вопросу...»;
«Работа отличается высокой информативностью...»;
«...богатым фактическим материалом...»;
«...нестандартным подходом к анализу поднятых проблем...»;
«Автор справедливо отмечает...»;
«...убедительно показывает...»;
«...аргументированно обосновывает...»;
«...четко определяет...»;
«...детально анализирует...»;
«...доказательно критикует...»;
«...тщательно рассматривает...»;
«...удачно решает вопрос...»;
«...обоснованно опровергает тезис о том, что...»;
«Автор прав, утверждая, что...»;
«Трудно не согласиться с тем, что (с автором в том, что...)...».
Неоднозначная оценка:
«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов»;
«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;
«Справедливо указывая на... автор ошибочно полагает, что...»;
«В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными...»;
«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...»;
«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...»;
«Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом...».
Отрицательная Оценка:
«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, корректность) такого подхода...»;
«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»;
«Существенным недостатком работы является...»;
«Слабой стороной работы является...»;
«Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики...»;
«Автор упускает из виду...»;
«Автору не удалось показать...»;
«К недочетам работы следует отнести...».
Выводы:
«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной (высокой) опенки...»;
«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное
Шачение...»;
«Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается и коренной переработке».
Задание
Прочтите рецензию Э. Виропяна на книгу М. Ур-Мьедан «Карфаген» (М.: Весь мир. — 2003). Определите, какая функция рецензии в данном случае преобладает.
Рим не терпел соперников. А их было целых два — Карфаген и Парфия, и это — только основные. Первый, безусловно, экономический враг, вто рой — препятствующий расширению Рима на Востоке.
Но можно пи было избежать разрушения Карфагена?
Автор книги Мадлен Ур-Мьедан пытается ответить на этот вопрос.
Подобно Риму, перенявшему многое у этрусков, Карфаген испытывай сильное влияние финикийцев. Они, лучшие мореплаватели и кораблестроители, и помогли создать Карфагену мощный и непобедимый флот. Он устоял бы перед натиском любого врага, но, по словам автора книги, Карфаген постоянно раздирали внутренние противоречия. Когда Ганнибалу после перехода через снежные Альпы потребовалось подкрепление, чтобы разгромить Рим, «карфагенский Сенат, ревнуя к его победам, отказал ему в до
Полнительных войсках».
Сенека называл предательство «худшим из зол, обрушивающихся на человека». Но Ганнибалу угрожало нечто страшнее предательства: психология пунийца была психологией торговца. Именно это, кстати, привело к краху и финикийцев. Война фактически шла на одном энтузиазме Ганнибала. Верховенство и знать Карфагена после поражения в Первой пуниче ской войне, развязанной Римом, исправно платили победителю непомерную дань, страна не имела права иметь армию и флот. Тем не менее Карфаген и не думал начинать новую войну, чтобы изменить условия перемирия. Для народа же это было нестерпимо, и война началась снова; ее инициатором стал Карфаген, представляемый Ганнибалом.
В то же время автор напоминает, что Рим всячески провоцировал военные действия. Он постоянно оказывал на Карфаген не только военное и политическое давление, но и психологическое. Слова Катона, много раз произнесенные им в Сенате: «Карфаген должен быть разрушен», — произносил и каждый римлянин, и каждый карфагенянин и с трепетом думал об этом. Поэтому и на тех страницах книги, которые посвящены истории, быту, культуре, религии Карфагена, все равно прослеживаются причины, предопределяющие его участь.
Задание
Прочтите рецензию на книгу А. С. Запесоцкого «Образование: философия, культурология, политика» (М.: Наука. — 2002). Определите характер оценки этой книги рецензентом.
Образование Крупным Планом
Выход в свет книги ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А. С. Запесоцкого не должен и не может пройти незамеченным. Столь масштабного, многомерного, системного и, что главное, современного анализа образования как важнейшего компонента культурного и социально-экономического развития человека и человечества не было в отечественной педагогической литературе последних лет. Своевременность его появления очевидна. Завершается первый этап сложного, во многом неясного по своим общим характеристикам и перспективам перехода нашего общества в целом, и в частности сферы образования, от одного состояния к другому. Наступило время без особой спешки и без предубеждения остановиться и оглядеть «пейзаж», в котором образование занимает свое постоянное очень большое место. Потом можно будет с большей уверенностью идти дальше.
Книга А. С. Запесоцкого многоаспектна. В ней рассматривается совокупность вопросов, характеризующих образование с разных сторон. В первых главах рассматриваются философские аспекты образования. Показаны сущностные связи философии и образования. Раскрыты направления и концепции философии образования: западные философско-образователь-ные парадигмы и концептуальные модели отечественной философии образования. Приоритеты образовательной деятельности представлены как стратегии личностного развития. Образование выступает в трех аспектах: как модель мира, как средство познания и как средство оптимизации процессов социального и индивидуального развития личности, ее социализации и самореализации.
Второй тематический блок обобщает информацию, смысл и границы которой заданы категориями «образование» и «культура». Здесь раскрыт образовательный потенциал культуры. Системообразующей частью этого раздела является концепция гуманитарного образования — результат теоретического анализа сущности и функций гуманитарной культуры, ее образовательных ресурсов, специфики и педагогических возможностей отечественной гуманитарной культуры, а также современных проблем и перспектив реформирования гуманитарного образования…
…счет многообразия образовательного пространства), ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений различных типов... Тоталитарная (или патерналистская) модель образовательной политики, в соответствии с которой единая государственная идеология навязывается всем участникам образовательного процесса... При этом образование рассматривается в качестве средства укрепления и расширения социальной базы государственной идеологии». 6 связи с этим нелишне опять вспомнить нашу Конституцию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 13, п. 2).
Выше мы привели несколько определений образования, характеризующих его в разных ракурсах и при этом объединенных единым концептуальным подходом. Вряд ли кто-либо, на этой основе вникнув в суть дела, захочет по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений, личностных ориентации, нравственных устоев и соответствующего поведения. Бесполезно искать все это вне образования, понимаемого так, как оно трактуется в книге, а также, кстати, в Законе РФ «Об образовании», текст которого начинается словами: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...» Именно в таком порядке перечисления!
Думается, сами собой отпадут сомнения относительно того, стоит ли н условиях многообразного образовательного пространства заниматься «изучением, обобщением и внедрением передового педагогического опыта» или насчет того, чему лучше учить школьников: писать сочинения или изложения, иметь пусть пока и корявые, зато свои мысли или пересказывать чужие.
Многое можно было бы еще сказать об этой книге. Но для этого пришлось бы цитировать ее чуть ли не целиком. Лучше бы любому деятелю образования и науки прочитать не рецензию, а саму книгу.
Труд А. С. Запесоцкого привлек заинтересованное внимание многих. По чти каждый участник обсуждений, высоко оценивая его, отмечал, что не со всем можно согласиться. Может быть. Единомыслие — смерть науки. Но и данном конкретном случае спорить не очень хочется. Самое главное и са мое верное — слова автора (с. 304): «Забвение идеалов гуманизма гибель но для человечества». То есть для каждого из нас [9].
Задание
Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагоги ка». Напишите рецензию на эту статью с использованием речевых стандартов.
Реферирование. Самое общее представление о книге дает анпо гация. Bio В ней обозначены лишь главная тема и перечень вопро сов, затрагиваемых в тексте первоисточника. Составить полное представление о содержании, о самой сути излагаемого в оригп пале позволяет реферат.
Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.
По цели (назначению) рефераты можно разделить на библиографические; для научно-популярных журналов; учебные.
Библиографические рефераты По полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные.
Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения.
Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Все второстепенное для темы опускается. Текст реферата состоит, по существу, из набора ключевых слов и словосочетаний и потому в основном может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.
Рефераты подразделяют также на Монографические, Составленные по одному произведению, и Обзорные, Составленные по нескольким изданиям на одну тему.
По назначению рефераты подразделяют на Общие, Излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и Специализированные, В которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.
При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть чаще всего в реферативных журналах.
Реферативный журнал — это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты.
Реферативные журналы ориентируют специалистов в текущей и ретроспективной информации, привлекают их внимание к актуальным теоретическим и практическим проблемам, знакомят с новейшими исследованиями, экономят время работников для собственно творческой деятельности, способствуют внедрению научных достижений [15, с. 139—140].
Реферативные журналы издают Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) и Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН). Кроме того, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО) выпускает реферативный сборник рукописей по педагогике и образованию.
Реферат состоит из библиографического описания документ;!, ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата.
Библиографическое описание — это совокупность библиографи ческих сведений о документе, его составной части или группе документов, представленных по определенным правилам, необ ходимых и достаточных для общей характеристики документа |Х, с. 146]. Библиографическое описание включает фамилию, иници алы автора, название произведения, место издания, количество страниц.
С помощью Ключевых слов Дается представление об основном содержании документа, о его частях, что позволяет быстро найти нужный текст среди других источников.
В Реферативной части Представлены существенные элементы содержания, основные идеи и выводы автора.
Приведем пример.
Библиографическое Описание Документа.
Колташ С. И. Проблемы методологии педагогической науки в теоретическом наследии М. А.Данилова / Хабар, пед. ин-т. — Хабаровск, 1993. -14 с. Библиогр.: 8 назв. — Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 12.07.93, № 107—93.
Ключевые Слова.
Методология педагогической науки, теоретическое знание, общечеловеческие ценности, личность ребенка, тоталитарная педагогика, гуманистическая направленность.
Реферативная Часть.
Михаил Александрович Данилов (1899—1973), сочетая в одном лице теоретика, исследователя-экспериментатора и методолога, добился выдающихся достижений в этих основных областях педагогического знания. Среди крупнейших ученых отечественной педагогики советского периода он первый начал разрабатывать основы специальной методологии педагогической науки.
Идеи, взгляды, представления М. А.Данилова в области педагогического науковедения составляют целостную динамическую систему методологического знания, включающую педагогически «переломные» критерии и моменты всеобщей методологии науки как фундамента построения теоретических основ педагогики, методологические принципы исследования и конструирования теоретического знания, исходные концептуальные идеи и понятийный аппарат, многоаспектные характеристики объектов педагогической действительности.
М. А. Данилов разрабатывал специальную методологию педагогики в рамках философского материала на основе синтеза диалектики, логики, гносеологии и системного подхода, либеральных взглядов на личность ребенка как безусловную ценность, понимания духовности как важнейшего феномена самосовершенствования человека.
Плодотворность методологических позиций М. А.Данилова состоит в постулировании идеи о том, что истинное знание о закономерностях и принципах построения педагогической науки возможно только при ориентации на сложную природу ребенка.
Обоснованная М. А.Даниловым ориентация педагогической науки на общечеловеческие ценности противостояла идеологии тоталитарной педагогики с ее рационализмом и направленностью на массовое усреднение личности. Тем самым четко обозначилась связь М. А.Данилова-методолога с гуманистической направленностью мирового историко-педагогического процесса.
Адрес (Кому Предназначена Работа).
Работа предназначена ученым-педагогам, разрабатывающим вопросы истории отечественной педагогики советского периода, проблемы методологии педагогики и педагогических исследований.
Автор.
Референт С. И.Колташ.
В отдельных случаях в реферативном сборнике могут быть даны аннотации новых исследований. Например.
Библиографическое Описание Документа.
Педагогические исследования: организация, процесс, результат / Под ред. В. М.Полонского. — М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО. — М., 1998.— 217 с.— Библиогр.: 41 назв.— Деп. в ИТОП РАО 20.07.98, №43—98.
Ключевые Слова.
Организация исследований, исследовательская проблематика, результаты исследований.
Реферативная Часть.
В монографии рассматриваются проблемы организации педагогических исследований, типология и уровни исследовательской проблематики, источники проблематики в науке и практике, результаты научно-педагогических исследований, логика педагогического исследования.
Адрес.
Книга рассчитана на научных работников, преподавателей кафедр педагогики, студентов и аспирантов педагогических вузов, учителей-исследователей.
Автор.
Референт В. М.Полонский.
Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с новыми публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск необходимых источников по ранее вышедшим номерам.
Научно-популярные рефераты Пишутся по научным статьям для научно-популярных журналов. Их цель — познакомить читателей с научными открытиями. Сложный, серьезный материал излагается в доступной, популярной форме. Приведем пример.
Группа российских природоохранительных организаций завершила уникальную работу — учет малонарушенных лесных территорий России. Данные этого исследования, выполненного в рамках проекта «Лесная вахта России», обобщены в атласе. «Малонарушенными» считаются леса, развивавшиеся без вмешательства человека по крайней мере в течение 70 лет.
Таких остается все меньше и меньше: в 49 из 89 субъектов Российской Федерации их нет совсем. Только пять процентов этих лесов охраняются в заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках. Впервые на кар-тах-«пятнадцатикилометровках» показаны крупные (более 50 тысяч гектаров) территории такого типа. Были использованы три тысячи фотографий, сделанных российским спутником «Ресурс-1» и американским Landsat-7 и TERRA, а также данные многочисленных экспедиций. Работа получила множество высоких отзывов во всем мире, а американские и канадские коллеги пригласили составителей атласа к себе для обмена опытом: они также собираются подготовить аналогичные карты [20, с. 10].
Учебный реферат Пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях.
Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы Работы Над Учебным Рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Примерная Структура Учебного Реферата
Титульный лист.
Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.
Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.
Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7—10 различных источников.
Приложение.
Рекомендации к составлению реферата.
1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей).
2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.
3. Максимально используйте существующую в данной области знания терминологию.
4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, неимеющих прямого отношения к определению термина.
5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.
6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.
7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета [16, с. 169].
Критерии Оценки Учебного Реферата
1. Соответствие содержания теме реферата.
2. Глубина проработки материала.
3. Правильность и полнота использования источников.
4. Соответствие оформления реферата стандартам.
Задание
Напишите реферат по интересующей вас теме, используя несколько источников.
Литература
1. Алексюк А. М. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения / А. А. Аюрзанайн, П. И.Пидкасистый, В. А.Козаков. — Киев, 1993.
2. Безрукова М. Конспект и конспектирование // Народное образование. — 2001.-№ 5.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988.
4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. — М., 1975.
5. Жуковский А. А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. — М.,1974.
6. Карпова Е. В. Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994.
7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
8. Колесникова И. И. От конспекта к диссертации. — М., 2003.
9. Краевскип В. В. Образование крупным планом // Педагогика. —2003. - № 5.