Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Здравоохранение РФ, 2008, №4, С. 38-39

Л. Г. РОЗЕНФЕЛЬД, С. А. БАТРЫМБЕТОВА

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (зав. — проф. Ю. А. Тюков) ГОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия

Студенты — особый контингент в составе насе­ления, состояние здоровья которого является баро­метром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода — детства и отрочества, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Здоровье населения должно рассматриваться с широких социальных позиций. Влияние социаль­ной среды на здоровье человека осуществляется как через материальные условия (количество и со­став пищи, уровень загрязнения воздуха и воды, ус­ловия труда и быта и т. д.), меняющиеся в резуль­тате индустриализации, урбанизации и экономиче­ской дифференциации социальных групп, так и че­рез психическое восприятие социальной среды.

Вместе с тем здоровье индивида (его жизненный потенциал) может быть сохранено через оптимиза­цию его медико-биологического статуса и социаль­ного окружения с преимущественной ориентацией на факторы антириска заболеваемости и здоровый образ жизни, поддающиеся коррекции и требую­щие относительно малых экономических затрат с достижением максимально возможного эффекта от их внедрения.

Одним из важных показателей, позволяющих соотносить характер поведения индивида в отно­шении здоровья с его состоянием, является само­оценка собственного здоровья.

Субъективные оценки студентами своего здоро­вья были изучены путем опроса 2105 студентов в 6 вузах Актобе.

По результатам исследования, здоровыми и практически здоровыми считают себя 77,4% опро­шенных студентов, остальные сообщили о наличии хронических заболеваний.

Наиболее часто студенты отмечают у себя болез­ни нервной системы и органов чувств (15,1 на 100 опрошенных). На 2-м месте — болезни крови и кроветворных органов (14,3), на 3-м — болезни ор­ганов пищеварения (12,4). Далее в ранговом поряд­ке следуют: болезни сердечно-сосудистой системы (8,8), эндокринной системы (7,4), органов дыхания (6,6), костно-мышечной системы (6,5), мочевыводящей системы (5,8).

Состояние здоровья студентов зависит от ряда факторов. Достоверно чаще здоровыми себя счита­ют студенты, не состоящие в браке (72,1% против 44,3% тех, кто состоит в браке), не имеющие детей (69,1% против 51,3% среди учащихся, имеющих де­тей). Среди юношей больше чем среди девушек удельный вес тех, кто считает себя практически здоровым — 66,1% против 50,3% (данные по пере­численным характеристикам достоверны при Р < 0,05).

Состояние здоровья студентов от младших кур­сов к старшим ухудшается: удельный вес хронически больных увеличивается с 18,7% на 1-м курсе до 24,9% на 5-м (р < 0,05).

Особенно существенна связь самооценки здоро­вья с уровнем жизни. Чем выше оценивает студент свой уровень жизни, тем лучше его самооценка здоровья. Среди студентов с высоким уровнем жиз­ни здоровыми себя считают 92,4%, а с низким — 58,4% (р < 0,05). И наоборот, среди студентов с вы­соким уровнем жизни хронически больных 7,6%, а среди тех, кто отметил, что имеет низкий уровень жизни - 41,6% (р < 0,01).

Студенты, имеющие собственное жилье и оце­нившие свои условия проживания как хорошие, значительно чаще других считают себя здоровыми. Среди них указали на то, что они здоровы и прак­тически здоровы, 68,9%, а среди проживающих в общежитиях таковых в 1,5 раза меньше (р < 0,05).

Студенты, совмещающие учебу с работой, дос­таточно часто указывали на недостаток сна, дефи­цит времени на отдых. Все это неблагоприятно влияет на состояние здоровья. Наличие хрониче­ских заболеваний у себя среди работающих студен­тов отметили 28,7%, а среди неработающих — в 1,6 раза меньше (р < 0,05).

Интересно отметить, что при анализе влияния дополнительного заработка на состояние здоровья выявлен значительно больший удельный вес сту­дентов, считающих себя здоровыми и практически здоровыми по сравнению с теми, кто такого источ­ника дохода не имеет (70,3% против 57,4%, при Р < 0,05). Вероятно, те отрицательные моменты, которые связаны с дополнительной работой (дефи­цит сна, невозможность полноценного отдыха) ни­велируются в какой-то степени удовлетворенно­стью личной и общественной жизнью, материаль­ной обеспеченностью, более содержательным до­сугом.

Естественно, что от материальной обеспеченно­сти зависит характер и качество потребляемых про­дуктов питания. Подтверждено влияние характера качества питания на здоровье. Отмечено, что сту­денты, у которых хватает средств на полноценное питание, регулярно употребляющие мясо, молоч­ные продукты и фрукты, чаще, чем другие считают себя здоровыми (48,5 против 20,2 на 100 опрошен­ных каждой группы соответственно, Р < 0,05). Хро­нические заболевания отметили у себя 28,3% на 100 опрошенных 1-й группы студентов и 56,5 на 100 опрошенных 2-й группы (р < 0,05).

Одним из показателей отношения к своему здо­ровью является медицинская активность, т. е. своевременное обращение к врачу в случае заболе­вания, регулярность прохождения профилактиче­ских осмотров, выполнение рекомендаций врача.

По результатам исследования, медицинская ак­тивность студентов достаточно низкая. Своевре­менно обращаются за медицинской помощью только 28,3% опрошенных; 14% обращаются толь­ко тогда, когда необходимо освобождение от уче­бы, 16,1% лечатся сами или прибегают к советам родственников и знакомых; остальные идут к врачу только тогда, когда чувствуют, что без медицин­ской помощи им не обойтись. Всегда соблюдают рекомендации врача 44,6% студентов; 29,2% вы­полняют только то, что считают для себя разум­ным; а 11,8% следуют рекомендациям врача только до того момента, когда станет легче, т. е. прерыва­ют лечение, не дожидаясь полного выздоровления.

Следует отметить и такой факт: 14,5% среди оп­рошенных студентов отметили, что не всегда вы­полняют предписания врача по объективной при­чине — не хватает денег на рекомендованные им препараты.

Среди тех, кто своевременно обращается к вра­чу, выполняет его указания и доводит лечение до конца, здоровыми себя считают значительно боль­ше студентов, чем среди тех, кто не доводит лече­ние до конца и не выполняет рекомендации (65,3 и 42,2% соответственно; Р < 0,05).

Таким образом, результаты проведенного иссле­дования свидетельствуют о влиянии на субъектив­ную оценку здоровья студентов условий повседнев­ной жизни, привычек и стереотипов поведения.

Нами были отобраны наиболее значимые фак­торы и рассчитана величина эффекта влияния фак­тора на хроническую патологию [1].

Для определения приоритетности как отдель­ных, так и комплекса социально-гигиенических факторов, влияющих на показатели здоровья сту­дентов, мы распределили их на 3 категории: управ­ляемые (т. е. те, на которые можно повлиять и из­менить); условно-управляемые (те, на которые в данный момент невозможно повлиять или можно повлиять только через другие факторы) и неуправ­ляемые (т. е. такие, влияние которых на современ­ном этапе изменить невозможно).

Наибольшее влияние на самооценку здоровья оказывают следующие управляемые факторы: де­фицит ночного сна, наличие стрессовых ситуаций, вредные привычки, медицинская активность, дви­гательная активность, наличие детей. Все управ­ляемые факторы имеют достаточно высокий эф­фект влияния на состояние здоровья (в частности, на возникновение хронической патологии: от 0,84 до 0,61), и, естественно, в разработке и проведении профилактических мероприятий основное внима­ние должно уделяться именно им. Однако устране­ние негативного влияния выявленных управляе­мых факторов не столько зависит от желания и воз­можности самих студентов, сколько требует уча­стия различных структур, в том числе органов здра­воохранения и образования. Следовательно, и под­ходы к их разрешению должны быть разными. В связи с этим указанные факторы ранжировали на

Индивидуально и социально управляемые. В кате­горию индивидуально управляемых факторов отне­сены те, негативное влияние которых можно уст­ранить активным участием самих студентов и чле­нов их семей (медицинская и двигательная актив­ность, дефицит сна, курение, нарушения в режиме питания, собственное безразличие к здоровью, на­пряженные семейные отношения и конфликты в студенческих коллективах). Целенаправленное ак­тивное вовлечение студентов и членов их семей в устранение негативного влияния индивидуально управляемых факторов должно быть необходимым условием формирования здорового образа жизни.

Однако показатели здоровья студентов зависят и от условий образовательной среды, режима обу­чения, социальной работы в вузах, организации оз­доровления студентов, вредных привычек, меди­цинского обеспечения и квалификации медицин­ского персонала — это группа социально управляе­мых факторов. Позитивное решение данных про­блем и устранение или нивелирование данных факторов риска для здоровья возможно только при эффективном взаимодействии с другими ведомст­вами: органами образования, здравоохранения, со­циальной защиты; средствами массовой информа­ции и др.

К сожалению, такие факторы, как уровень жиз­ни, материальное обеспечение студентов, необхо­димость совмещения учебы с работой, на сегодня можно отнести к неуправляемым факторам, по­скольку это должно решаться в рамках социальной политики на уровне государства. Однако, даже ес­ли воздействовать только на индивидуально управ­ляемые факторы, такие как полноценный отдых, семейное положение, табакокурение, медицинская активность, двигательная активность, то это дает эффект снижения хронической заболеваемости среди студентов от 0,84 до 0,42 случая хронической патологии.

Удовлетворительное по качеству и достаточное по количеству питание дает эффект снижения средней хронической заболеваемости, равный 1,2 случая, отсутствие необходимости совмещать учебу с работой — 0,9 случая, снижение стрессовых си­туаций — 0,73 случая, полноценный сон — 0,41 случая. Однако эти факторы отнесены к условно управляемым, поэтому только эффективное меж­отраслевое сотрудничество позволит устранить не­гативное влияние социально управляемых факто­ров и позитивно повлиять на показатели здоровья студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов К. Л. // Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере: Материалы Меж­дународной науч. конф. — Сургут, 2004. — С. 59—62.

Недавно добавили

13 January 2011