Подготовка научной статьи

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

4.2. Способы получения и переработки информации

Работа с книгой. Это один из основных видов самостоятельного /чебного труда студентов. Умение работать с литературными ис­точниками является наиболее важным средством овладения буду-дей специальностью.

Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие грудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращать­ся с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой штературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, 1риступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, шнотации, введении.

№ ." Компоненты учебной деятельности 5 4 3 2 1 п/п

1 На занятиях умею слушать преподава­теля и записывать основной материал

2 Умею читать схемы, графики, таблицы

3 Умею выступать на семинарах и аргу­ментировано защищать свои позиции

4 Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбиратьлитературу по определенной теме

5 Умею составлять аннотации

6 Умею составлять назывной план по лю­бому информационному тексту

7 Умею конспектировать статьи, книги 8 Умею составлять тезисы 9 Умею использовать и оформлять цитаты

10 Умею составлять рецензию па прочи­танный текст

11 Умею реферировать несколько источни­ков по одной проблеме и оформлять рефераты

12 Умею работатьсо справочными материа­лами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т. д.), кому ад­ресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), оп­ределиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в кни­ге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более деталь­ное ознакомление со структурой книги, логикой изложения ма­териала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск от­ветов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от це­лей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, Ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки поня­тий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, Которому обучаются по специальным ме­тодикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение Имеет несколько подвидов:

Фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст вни­мательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения ос­новного содержания книги;

Разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непо­нятные места;

Критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопо­ставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

Творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183—184].

Задание

Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими вида­ми чтения.

При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.

1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Желательно иметь под рукой справочники и словари.

2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью автора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.

3. Чтение должно быть активным, т. е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить.

4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему новому она вас научила.

5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний.

6. Следует по возможности связывать содержание книги с собственным жизненным опытом.

7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попытаться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям [13, с. 112— 113].

Для будущего педагога важно также читать периодическую пе­дагогическую литературу. Представление о педагогической перио­дике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора прохо­дит в несколько этапов.

Первый пап

Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить об­зор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентяб­ря», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководи­тель» и др.).

Второй этап

Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; по­стоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.

Третий этап

Определить, какую помощь может оказать это издание в про­цессе профессиональной подготовки и в практической деятель­ности.

Четвертый этап

Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурс­ники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть раз­ными: составление аннотации, простого или сложного плана ин­формационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефера­тов.

Аннотирование. Аннотация — краткая характеристика печатно­го издания (или его части) с точки зрения содержания, назначе­ния, формы и других особенностей. Аннотация включает сведе­ния о содержании произведений печати, его авторе и достоин­ствах работы, носит пояснительный или рекомендательный ха­рактер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и пробле­матики, дает представление об объекте, цели работы и ее резуль­тате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведе­ние печати в сравнении с другими, родственными ему по темати­ке и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем ан­нотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация пред­ставляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.

Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению ан­нотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, Которые также называют описательны­ми или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, по не дают его критичес­кой оценки.

Рекомендательные аннотации Характеризуют книгу и дают оцен­ку ее пригодности для определенной категории читателей, с уче­том уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специа­лизированные.

Общие аннотации Характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об ис­следуемой области.

Специализированные аннотации Представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является Ана­литическая аннотация, Касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справоч­ный характер.

Аннотации могут быть Обзорными, Или Групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация Объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотиро­ванных произведений.

В Рекомендательных обзорных аннотациях Отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163— 166].

Задание

Прочитайте аннотации. Определите их вид. Аргументируйте свой ответ.

Орлов А. А. Введение в профессиональную деятельность: Практикум по педагогике. — М., 2003. — 240 с.

Содержание и методический аппарат практикума ориентированы на включение студентов в продуктивную самостоятельную работу с целью раз­вития мотивов и умений учения, формирования профессиональной направ­ленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этичес­ких позиций, а также стимулирования потребности в профессиональном са­мообразовании и самовоспитании. Представлена система индивидуализи­рованных заданий, выполнение которых позволит студентам самим выбирать направления, формы и темпы продвижения в изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

Для студентов первого курса высших педагогических учебных заведе­ний и работающих с ними преподавателей.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образова­ние за рубежом: История и современность. — М., 2003. — 240 с.

В пособии представлены современные системы общественного воспи­тания за рубежом (Ф. Фребеля, М. Монтессори, С. Френе, Л. Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризована постановка дошкольного образова­ния в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Гер­мании, Китае, Японии и др. Материал пособия дан в проблемном изложе­нии — с точки зрения возможного использования зарубежного опыта в оте­чественной педагогике.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошколь­ного образования», «Педагогика и методика начального образования».

Задания

1. Прочтите аннотацию следующей книги.

Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования пе­дагога: Пособие / Под ред. Ю. М.Забродина. — М., 1994. — 344 с.

В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрак­тикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомен­дации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личност­ных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в оп­ределении уровня сформированности самообразовательной и педагогичес­кой деятельности.

Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слу­шателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.

2. Ответьте на вопросы:

Получили ли вы общее представление о книге? Содержится ли в аннотации основная идея книги? Может ли эта книга быть вам полезна? чем?

При написании курсовых и дипломных работ могут быть полез­ны справочные аннотации, поскольку они предоставляют инфор­мацию о новейших достижениях в различных областях науки и по­могают экономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адек­ватному извлечению основных положений источника по теме ис­следования и их оформлению в соответствии с требованиями нор­мативных документов.

Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следу­ющие вопросы.

Как называется работа (статья, монография)?

Где и когда напечатана?

Чему посвящена?

Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

Кому она адресована?

В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет биб­лиографическое описание.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты ори­гинала. Основное содержание первоисточника передастся лако­нично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).

Задание

Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического жур­нала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннота­цию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в жур­нале (газете)...

Монография вышла в свет в издательстве...

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, ана­лиз, описание — указать чего?)...

Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавлива­ется на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?) ;

Говорится (о чем?)...; дается оценка (анализ, обобщение — че­го?)...; представлена точка зрения (на что?)...: поставлен вопрос (о чем?)...

Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть ис­пользована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...

Составление плана информационного текста. План текста это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последователь­ность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Уме­ние составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и по­следовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план по­могает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконт­роля.

Удачно составленный план свидетельствует об умении анали­зировать текст, о степени усвоения его содержания.

Типы планов: Вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 411. Каждый из этих планов по-своему фиксирует ин­формативные центры текста.

При составлении Вопросного плана Использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т. д.).

Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из пред­ложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к рефера­ту»), — Назывной, А если действие обозначено глаголом в неопре­деленной форме (например, «Подготовить материал к реферату») — Тезисный.

План-опорная схема Состоит из смысловых опор. Такими опора­ми могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Попо­вой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).

Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смыс­
ловые границы, т. е. те места, где кончается одна мысль и начина­
ется другая.

3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и
будет пунктом плана.

4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности
установления границ смены мыслей и точности формулировок.

Формулирование пунктов плана. При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только Называет Ка­кой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы форму -

Лировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.

Следует помнить, что работа над составлением плана не само­цель, а средство проникновения в содержание текста.

Задание

Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части (абза­цы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абза­цах. Поставьте и запишите вопросы к ним.

Лягушка-Голиаф Под Угрозой Вымирания

Ее лапы больше мужской ладони, а весом она с домашнюю кошку. Те, кто держал ее в руках, говорят, что физически она ощущается как воздуш­ный шарик, набитый мокрым песком. Лягушка-голиаф живет исключитель­но по берегам рек в глубине тропических лесов Камеруна и Экваториаль­ной Гвинеи. Но эти леса быстро исчезают, грозя унести с собой в небытие и самую большую лягушку на планете. Быть большой непросто. «Рост» и вес (тридцать сантиметров, три килограмма) делают голиафов медлительны­ми, неповоротливыми созданиями. Сделав несколько прыжков, они устают. Из-за своего размера голиафы уже около десяти лет назад стали объектом внимания частных коллекционеров и зоопарков: множество лягушек было поймано и увезено в США, где их выставляли на «соревнования» по прыж­кам (одно время это было в моде), а также пытались разводить в неволе (эти планы потерпели фиаско). В наши дни главные опасности поджидают лягушек у них дома. Районы, где они когда-то находили себе убежище, опу­стошили лесозаготовки. Агрохимикаты, используемые для браконьерской добычи рыбы, отравляют реки. Для голиафа — животного, зависящего от состояния бассейнов десяти центральноафриканских рек, отдыхающего в струях водопадов (вверху) и откладывающего икру в скалистых водоемах, — это экологическая катастрофа. Наконец, по мере того как охотники вслед за лесозаготовками продвигаются глубже в чащи, все больше лягушек отлав­ливают для продажи на местных продуктовых рынках. Местные ресторато­ры платят по пять долларов за большую лягушку. WWF (Всемирный фонд дикой природы) вместе с министерством дикой природы и заповедников Камеруна пытаются сохранить ареал голиафов, сокращающийся каждый год более чем на 80 тысяч гектаров. В начале этого года созданы три заказ­ника в провинции Литораль, на очереди — проект экологического контроля над бассейнами ряда рек. Если природоохранительное законодательство будет претворено в жизнь, это сможет изменить ситуацию [19, с. 6—8].

Задание

Подобрать статью из периодической педагогической печати и про­честь ее. Составить назывной план текста прочитанной статьи.

Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представля­ют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояс­нениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные ут­верждения или положения, получим то, что называют тезисами.

В толковом словаре дается такое определение.

Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения (15, с. 160].

Иными словами, Тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которо­му он подводит.

Какую помощь оказывают тезисы читателю. Тезисы, как ника­кая другая форма записи, позволяют Обобщить материал, Пред­ставить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения.

Процесс тематического тезирования позволяет Глубоко разоб­раться в том или ином вопросе, Всесторонне продумать его, соста­вить ответ, объединив с помощью тезисов содержание несколь­ких книг и статей.

Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого ма­териала.

Тезисы позволяют сделать Критический анализ Книги, статьи или доклада. Они Акцентируют внимание на сути Излагаемого ма­териала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждения­ми автора произведения.

Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет воп­рос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т. е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание на­правлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказы­ваемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание.

Работа над тезисами позволяет Глубже проникнуть В читаемый материал. Тезисы Несут в себе больше информации, Чем план. Одна­ко сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект.

Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категоричес­кие утверждения или отрицания чего-нибудь, называются Про­Стыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обо снования высказываемых мыслей, они называются Сложными.

Последовательность написания тезисов. Прежде всего нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок - пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения за­писать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо про­делать со всеми фрагментами текста.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последне­го тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.

Задание

Выберите статью из периодической педагогической печати. Со­ставьте назывной план. Используя план как основу, составьте тези­сы. Представьте работу в следующей форме:

Конспектирование. В русском языке немало слов, корень кото­рых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» песет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает нача­ло, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, пре­дельном сокращении, свертывании информации и заключен глав­ный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2|.

Конспект — Это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

-научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

-выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

-создать модель проблемы (понятийную или структурную);


- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержа­ние текста. Каковы различия между ними?

Различия между тезисами и конспектом

Тезисы Конспект

Содержат основные мысли ав - Воспроизводит не только мысли
тора текста в форме утвержде - оригинала, но и связь между
ния или отрицания. ними.

В каждом положении заключа - Сохраняет черты деления
ется одна мысль. текста на части, свойственные

Оригиналу.

Служат для сохранения в памя - Составляется с целью сохране-
ти и как основа для дискуссии, ния в памяти.
Выделяются, «извлекаются» из Сжимает, «уплотняет» оригиналь-
текста. ный текст.

Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

Плановый конспект Составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект Составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой более исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

Текстуальный конспект Состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект Включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Правила конспектирования

• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

• Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно; etc — и т. д.; ех — например; ? —сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; PS —приписка, написанная после; ▲ — ново; D — выучить; и др.

• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.

• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Задание

Выберите статью из периодической педагогической печати. Ука­жите ее выходные данные. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте конспект. Представьте работу в следующей форме.

Цитирование. При составлении конспектов нередко использу­ются цитаты. Цитата — Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста [8, с. 113].

Приведем общие требования к цитате и основные правила ее оформления, а также способы введения цитаты в контекст.

Общие требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).

Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточ­ника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обо­значается многоточием.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отры­вок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ука­занием на источник (библиографическая ссылка).

Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное пред­ложение (после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово В Источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, включенная в текст после подчинительного союза — Что, ибо, если, потому что И т. д., — заключается в кавычки и пи­шется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строч­ной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обяза­тельно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в ис­точнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опу­щенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Очень пере­Кликается с нашим временем риторический вопрос Лорипзера: «Кто теперь помнит строгое запрещение молодым людям слишком много Читать без отдыха, особенно в ночное время!» Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятель­ным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения. Например: «Народное образование» не ставит точки в своей исто­Рии. Одним из девизов юбилейного издания можно считать оптими­стичные слова: «Продолжение следует!».

Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом слу­чае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источ­ник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т. п.).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (не­прямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной Науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А. П. Че­хов). А. П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет наци­ональной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор (в частности) пишет: «...»;

Автор подчеркивает: «...»;

Автор указывает: «...»;

«..., — пишет автор, — ...»;

«..., — отмечает автор, — ...»;

«..., — подчеркивает автор, — ...»;

«..., — указывается в работе (статье), — ...»;

«..., — отмечается по этому поводу в статье (работе), — ...»;

«..., — указывается в этой связи, — ...»;

Автор делает следующее замечание: «...»;

Вместе с тем имеется уточнение: «...»;

В итоге делается такой вывод: «...»;

Сделан такой вывод: «...»;

Он заключает: «...»;

В заключение автор пишет: «...» [8, с. 114— 116].

Задание

Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагоги­ка». Найдите в ней различные виды цитирования. Обратите внима­ние на способы включения цитат в текст.

Рецензирование. Все рассмотренные виды записей прочитанно­го, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разоб­раться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произ­ведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспекти­рования, тезирования и тем более планирования.

Элементы критической оценки при конспектировании допус­тимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в са­мом тексте, а вне его, на полях тетради.

Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая отно­сится не столько к записыванию прочитанного, сколько к обла­сти критики, выполняет рецензирование.

Рецензия — Это:

1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо
научного или художественного произведения;

2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или
какое-либо произведение (например, монографию или учебник)
перед их защитой, публикацией.

Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензи­руемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста [15, с. 141].

Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает

Эти результаты в форме «сплошного», связного изложения. Оцс ночные выводы рецензии должны быть мотивированы и сфор­мулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.

Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышед шие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах). Основные функции рецензии — Информирующая И Оце­Ночная — Могут быть по-разному реализованы. Возможно домини рование одной из них, что создает варианты и разновидности тек стов рецензии.

В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь при знакам (например, по тематическому, хронологическому и т. п.), то она приобретает характер критического обзора.

В литературе сложился типовой план для написания рецензии.

1. Объект анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы [8, с. 230 —236].
Объектом оценки могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

- корректность аргументации и системы доказательств;
-характер и достоверность примеров, иллюстративного мате

Риала;

- убедительность выводов.

Для написания рецензий используют следующие речевые стаи

Дарты.

Объект анализа — книга, статья в журнале, кандидатская дис сертация, автореферат, дипломный проект и т. д. — принято на зывать: работа автора, рецензируемая работа и т. д.

Актуальность темы Раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Автор посвятил свою работу...», «Актуальность темы обусловлена...» и т. д.

Краткое содержание Включает в себя перечисление имеющих­ся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, ука­зание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в биб лиографии, и т. д. Например:

«В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы...) автор указывает, что...»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;

«Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов...»;

«Рассматривает вопрос о...»;

«... доказывает, что...»;

«... утверждает, что...»;

«... приходит к выводу о том, что...».

Основной тезис Формируется с использованием следующих, например, выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о...»;

«В статье на первый план выдвигается вопрос о...».

Положительная оценка Анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы яв­ляется актуальность поднятых в ней проблем»;

«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»;

«...дается интересный анализ современного этапа...»;

«...представлены разные точки зрения по вопросу...»;

«Работа отличается высокой информативностью...»;

«...богатым фактическим материалом...»;

«...нестандартным подходом к анализу поднятых проблем...»;

«Автор справедливо отмечает...»;

«...убедительно показывает...»;

«...аргументированно обосновывает...»;

«...четко определяет...»;

«...детально анализирует...»;

«...доказательно критикует...»;

«...тщательно рассматривает...»;

«...удачно решает вопрос...»;

«...обоснованно опровергает тезис о том, что...»;

«Автор прав, утверждая, что...»;

«Трудно не согласиться с тем, что (с автором в том, что...)...».

Неоднозначная оценка:

«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спор­ных моментов»;

«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;

«Справедливо указывая на... автор ошибочно полагает, что...»;

«В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными...»;

«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...»;

«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влия­ют на конечные результаты работы...»;

«Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом...».

Отрицательная Оценка:

«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, кор­ректность) такого подхода...»;

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категорич­ность выводов автора...»;

«Существенным недостатком работы является...»;

«Слабой стороной работы является...»;

«Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характе­ристики...»;

«Автор упускает из виду...»;

«Автору не удалось показать...»;

«К недочетам работы следует отнести...».

Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает поло­жительной (высокой) опенки...»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное

Шачение...»;

«Приходится признать, что поставленная автором цель не до­стигнута и его текст нуждается и коренной переработке».

Задание

Прочтите рецензию Э. Виропяна на книгу М. Ур-Мьедан «Карфа­ген» (М.: Весь мир. — 2003). Определите, какая функция рецензии в данном случае преобладает.

Рим не терпел соперников. А их было целых два — Карфаген и Парфия, и это — только основные. Первый, безусловно, экономический враг, вто рой — препятствующий расширению Рима на Востоке.

Но можно пи было избежать разрушения Карфагена?

Автор книги Мадлен Ур-Мьедан пытается ответить на этот вопрос.

Подобно Риму, перенявшему многое у этрусков, Карфаген испытывай сильное влияние финикийцев. Они, лучшие мореплаватели и кораблестро­ители, и помогли создать Карфагену мощный и непобедимый флот. Он устоял бы перед натиском любого врага, но, по словам автора книги, Карфаген постоянно раздирали внутренние противоречия. Когда Ганнибалу после пе­рехода через снежные Альпы потребовалось подкрепление, чтобы разгро­мить Рим, «карфагенский Сенат, ревнуя к его победам, отказал ему в до

Полнительных войсках».

Сенека называл предательство «худшим из зол, обрушивающихся на человека». Но Ганнибалу угрожало нечто страшнее предательства: психо­логия пунийца была психологией торговца. Именно это, кстати, привело к краху и финикийцев. Война фактически шла на одном энтузиазме Ганниба­ла. Верховенство и знать Карфагена после поражения в Первой пуниче ской войне, развязанной Римом, исправно платили победителю непомер­ную дань, страна не имела права иметь армию и флот. Тем не менее Кар­фаген и не думал начинать новую войну, чтобы изменить условия перемирия. Для народа же это было нестерпимо, и война началась снова; ее ини­циатором стал Карфаген, представляемый Ганнибалом.

В то же время автор напоминает, что Рим всячески провоцировал воен­ные действия. Он постоянно оказывал на Карфаген не только военное и политическое давление, но и психологическое. Слова Катона, много раз произнесенные им в Сенате: «Карфаген должен быть разрушен», — произ­носил и каждый римлянин, и каждый карфагенянин и с трепетом думал об этом. Поэтому и на тех страницах книги, которые посвящены истории, быту, культуре, религии Карфагена, все равно прослеживаются причины, предоп­ределяющие его участь.

Задание

Прочтите рецензию на книгу А. С. Запесоцкого «Образование: фи­лософия, культурология, политика» (М.: Наука. — 2002). Определите характер оценки этой книги рецензентом.

Образование Крупным Планом

Выход в свет книги ректора Санкт-Петербургского гуманитарного уни­верситета профсоюзов А. С. Запесоцкого не должен и не может пройти не­замеченным. Столь масштабного, многомерного, системного и, что глав­ное, современного анализа образования как важнейшего компонента куль­турного и социально-экономического развития человека и человечества не было в отечественной педагогической литературе последних лет. Своевре­менность его появления очевидна. Завершается первый этап сложного, во многом неясного по своим общим характеристикам и перспективам перехо­да нашего общества в целом, и в частности сферы образования, от одного состояния к другому. Наступило время без особой спешки и без предубеж­дения остановиться и оглядеть «пейзаж», в котором образование занимает свое постоянное очень большое место. Потом можно будет с большей уве­ренностью идти дальше.

Книга А. С. Запесоцкого многоаспектна. В ней рассматривается совокуп­ность вопросов, характеризующих образование с разных сторон. В первых главах рассматриваются философские аспекты образования. Показаны сущностные связи философии и образования. Раскрыты направления и концепции философии образования: западные философско-образователь-ные парадигмы и концептуальные модели отечественной философии об­разования. Приоритеты образовательной деятельности представлены как стратегии личностного развития. Образование выступает в трех аспектах: как модель мира, как средство познания и как средство оптимизации про­цессов социального и индивидуального развития личности, ее социализа­ции и самореализации.

Второй тематический блок обобщает информацию, смысл и границы которой заданы категориями «образование» и «культура». Здесь раскрыт образовательный потенциал культуры. Системообразующей частью этого раздела является концепция гуманитарного образования — результат тео­ретического анализа сущности и функций гуманитарной культуры, ее обра­зовательных ресурсов, специфики и педагогических возможностей отече­ственной гуманитарной культуры, а также современных проблем и перспек­тив реформирования гуманитарного образования…

…счет многообразия образовательного пространства), ресурсное обеспече­ние деятельности образовательных учреждений различных типов... Тота­литарная (или патерналистская) модель образовательной политики, в со­ответствии с которой единая государственная идеология навязывается всем участникам образовательного процесса... При этом образование рассмат­ривается в качестве средства укрепления и расширения социальной базы государственной идеологии». 6 связи с этим нелишне опять вспомнить нашу Конституцию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 13, п. 2).

Выше мы привели несколько определений образования, характеризую­щих его в разных ракурсах и при этом объединенных единым концептуаль­ным подходом. Вряд ли кто-либо, на этой основе вникнув в суть дела, захо­чет по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интел­лектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений, личностных ориентации, нравственных устоев и соответствую­щего поведения. Бесполезно искать все это вне образования, понимаемого так, как оно трактуется в книге, а также, кстати, в Законе РФ «Об образова­нии», текст которого начинается словами: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...» Именно в таком порядке пе­речисления!

Думается, сами собой отпадут сомнения относительно того, стоит ли н условиях многообразного образовательного пространства заниматься «изу­чением, обобщением и внедрением передового педагогического опыта» или насчет того, чему лучше учить школьников: писать сочинения или изло­жения, иметь пусть пока и корявые, зато свои мысли или пересказывать чужие.

Многое можно было бы еще сказать об этой книге. Но для этого при­шлось бы цитировать ее чуть ли не целиком. Лучше бы любому деятелю образования и науки прочитать не рецензию, а саму книгу.

Труд А. С. Запесоцкого привлек заинтересованное внимание многих. По чти каждый участник обсуждений, высоко оценивая его, отмечал, что не со всем можно согласиться. Может быть. Единомыслие — смерть науки. Но и данном конкретном случае спорить не очень хочется. Самое главное и са мое верное — слова автора (с. 304): «Забвение идеалов гуманизма гибель но для человечества». То есть для каждого из нас [9].

Задание

Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагоги ка». Напишите рецензию на эту статью с использованием речевых стандартов.

Реферирование. Самое общее представление о книге дает анпо гация. Bio В ней обозначены лишь главная тема и перечень вопро сов, затрагиваемых в тексте первоисточника. Составить полное представление о содержании, о самой сути излагаемого в оригп пале позволяет реферат.

Реферат — это сжатое изложение основной информации пер­воисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фраг­менты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, ко­торые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

По цели (назначению) рефераты можно разделить на библио­графические; для научно-популярных журналов; учебные.

Библиографические рефераты По полноте изложения содержа­ния подразделяются на информативные и индикативные.

Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщен­ном виде все основные положения первичного документа, иллю­стрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения.

Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содер­жат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связа­ны с темой реферируемого документа. Все второстепенное для темы опускается. Текст реферата состоит, по существу, из набора клю­чевых слов и словосочетаний и потому в основном может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

Рефераты подразделяют также на Монографические, Составлен­ные по одному произведению, и Обзорные, Составленные по не­скольким изданиям на одну тему.

По назначению рефераты подразделяют на Общие, Излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и Специализированные, В которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть чаще всего в реферативных журналах.

Реферативный журнал — это периодическое издание, в кото­ром публикуются главным образом рефераты.

Реферативные журналы ориентируют специалистов в текущей и ретроспективной информации, привлекают их внимание к ак­туальным теоретическим и практическим проблемам, знакомят с новейшими исследованиями, экономят время работников для собственно творческой деятельности, способствуют внедрению научных достижений [15, с. 139—140].

Реферативные журналы издают Всероссийский институт науч­ной и технической информации (ВИНИТИ) и Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН). Кроме того, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО) выпускает рефератив­ный сборник рукописей по педагогике и образованию.

Реферат состоит из библиографического описания документ;!, ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата.

Библиографическое описание — это совокупность библиографи ческих сведений о документе, его составной части или группе документов, представленных по определенным правилам, необ ходимых и достаточных для общей характеристики документа |Х, с. 146]. Библиографическое описание включает фамилию, иници алы автора, название произведения, место издания, количество страниц.

С помощью Ключевых слов Дается представление об основном содержании документа, о его частях, что позволяет быстро найти нужный текст среди других источников.

В Реферативной части Представлены существенные элементы содержания, основные идеи и выводы автора.

Приведем пример.

Библиографическое Описание Документа.

Колташ С. И. Проблемы методологии педагогической науки в теорети­ческом наследии М. А.Данилова / Хабар, пед. ин-т. — Хабаровск, 1993. -14 с. Библиогр.: 8 назв. — Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 12.07.93, № 107—93.

Ключевые Слова.

Методология педагогической науки, теоретическое знание, общечело­веческие ценности, личность ребенка, тоталитарная педагогика, гуманис­тическая направленность.

Реферативная Часть.

Михаил Александрович Данилов (1899—1973), сочетая в одном лице теоретика, исследователя-экспериментатора и методолога, добился выда­ющихся достижений в этих основных областях педагогического знания. Сре­ди крупнейших ученых отечественной педагогики советского периода он первый начал разрабатывать основы специальной методологии педагоги­ческой науки.

Идеи, взгляды, представления М. А.Данилова в области педагогическо­го науковедения составляют целостную динамическую систему методоло­гического знания, включающую педагогически «переломные» критерии и моменты всеобщей методологии науки как фундамента построения теоре­тических основ педагогики, методологические принципы исследования и конструирования теоретического знания, исходные концептуальные идеи и понятийный аппарат, многоаспектные характеристики объектов педагоги­ческой действительности.

М. А. Данилов разрабатывал специальную методологию педагогики в рам­ках философского материала на основе синтеза диалектики, логики, гносео­логии и системного подхода, либеральных взглядов на личность ребенка как безусловную ценность, понимания духовности как важнейшего фено­мена самосовершенствования человека.

Плодотворность методологических позиций М. А.Данилова состоит в по­стулировании идеи о том, что истинное знание о закономерностях и принципах построения педагогической науки возможно только при ориентации на сложную природу ребенка.

Обоснованная М. А.Даниловым ориентация педагогической науки на об­щечеловеческие ценности противостояла идеологии тоталитарной педаго­гики с ее рационализмом и направленностью на массовое усреднение лич­ности. Тем самым четко обозначилась связь М. А.Данилова-методолога с гуманистической направленностью мирового историко-педагогического про­цесса.

Адрес (Кому Предназначена Работа).

Работа предназначена ученым-педагогам, разрабатывающим вопросы истории отечественной педагогики советского периода, проблемы методо­логии педагогики и педагогических исследований.

Автор.

Референт С. И.Колташ.

В отдельных случаях в реферативном сборнике могут быть даны аннотации новых исследований. Например.

Библиографическое Описание Документа.

Педагогические исследования: организация, процесс, результат / Под ред. В. М.Полонского. — М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО. — М., 1998.— 217 с.— Библиогр.: 41 назв.— Деп. в ИТОП РАО 20.07.98, №43—98.

Ключевые Слова.

Организация исследований, исследовательская проблематика, резуль­таты исследований.

Реферативная Часть.

В монографии рассматриваются проблемы организации педагогических исследований, типология и уровни исследовательской проблематики, ис­точники проблематики в науке и практике, результаты научно-педагогичес­ких исследований, логика педагогического исследования.

Адрес.

Книга рассчитана на научных работников, преподавателей кафедр пе­дагогики, студентов и аспирантов педагогических вузов, учителей-исследо­вателей.

Автор.

Референт В. М.Полонский.

Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с но­выми публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск необходимых источников по ранее вышедшим номерам.

Научно-популярные рефераты Пишутся по научным статьям для научно-популярных журналов. Их цель — познакомить читателей с научными открытиями. Сложный, серьезный материал излага­ется в доступной, популярной форме. Приведем пример.

Группа российских природоохранительных организаций завершила уни­кальную работу — учет малонарушенных лесных территорий России. Дан­ные этого исследования, выполненного в рамках проекта «Лесная вахта России», обобщены в атласе. «Малонарушенными» считаются леса, разви­вавшиеся без вмешательства человека по крайней мере в течение 70 лет.

Таких остается все меньше и меньше: в 49 из 89 субъектов Российской Феде­рации их нет совсем. Только пять процентов этих лесов охраняются в запо­ведниках, национальных парках и федеральных заказниках. Впервые на кар-тах-«пятнадцатикилометровках» показаны крупные (более 50 тысяч гекта­ров) территории такого типа. Были использованы три тысячи фотографий, сделанных российским спутником «Ресурс-1» и американским Landsat-7 и TERRA, а также данные многочисленных экспедиций. Работа получила мно­жество высоких отзывов во всем мире, а американские и канадские колле­ги пригласили составителей атласа к себе для обмена опытом: они также собираются подготовить аналогичные карты [20, с. 10].

Учебный реферат Пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на се­минарах и конференциях.

Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приво­дятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы Работы Над Учебным Рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

Примерная Структура Учебного Реферата

Титульный лист.

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов ре­ферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая от­дельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

Список литературы. Как правило, при разработке реферата ис­пользуют не менее 7—10 различных источников.

Приложение.

Рекомендации к составлению реферата.

1. Реферат следует записывать лаконичным литературным язы­ком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слуша­телей).

2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.

3. Максимально используйте существующую в данной области знания терминологию.

4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, неимеющих прямого отношения к определению термина.

5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.

6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.

7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета [16, с. 169].

Критерии Оценки Учебного Реферата

1. Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки материала.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Задание

Напишите реферат по интересующей вас теме, используя несколь­ко источников.

Литература

1. Алексюк А. М. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения / А. А. Аюрзанайн, П. И.Пидкасистый, В. А.Козаков. — Киев, 1993.

2. Безрукова М. Конспект и конспектирование // Народное образова­ние. — 2001.-№ 5.

3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988.

4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. — М., 1975.

5. Жуковский А. А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. — М.,1974.

6. Карпова Е. В. Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994.

7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

8. Колесникова И. И. От конспекта к диссертации. — М., 2003.

9. Краевскип В. В. Образование крупным планом // Педагогика. —2003. - № 5.

Недавно добавили