Министерство образования и науки
Вятский государственный гуманитарный университет
Путь в науку
Учебно-методическое пособие
Киров
2010
Под ред. О.В. Туляковой. – Киров, 2010.
Пособие подготовлено в рамках научно-образовательного проекта «Путь в науку», реализуемого Студенческим научным обществом Вятского государственного гуманитарного университета.
В пособии изложены методические и содержательные аспекты организации научно-образовательной деятельности студентов и школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ»
1. Характеристика проекта
1.2. Объем и виды учебной работы
1.3. Основное содержание учебного материала
1.3.1. План лекционных занятий
1.3.2. План практических и семинарских занятий
Глава 2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекция 1. Введение в науку. Методология науки
Лекция 2. Постановка гипотезы
Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
Лекция 4. Структура и содержание научно-исследовательской работы
Лекция 5. Оформление научной работы
Лекция 6. Филологическое сопровождение оформления
научной работы
Лекция 7. Изучение научного стиля письма
Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями
Лекция 9. Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники
Лекция 10. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации
Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования
Лекция 12. Методы статистической обработки результатов
Лекция 13. Конференции: виды, формы и правила участия
Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов
Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации
Приложение
Введение
В настоящее время во всём мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В связи с этим особое значение имеет подготовка молодых ученых как одного из важнейших ресурсов для развития нашей страны.
Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет чётко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
При этом для студентов и школьников исследовательская деятельность может считаться образовательной работой, которая связанна с решением творческой, исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Кроме того, исследовательская работа студентов и школьников выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов в современных условиях.
Данное учебное пособие разработано для обеспечения учебного процесса и научно-образовательной деятельности в рамках научно-образовательного проекта «Путь в науку».
В учебном пособии изложены вопросы планирования и поэтапного осуществления научно-исследовательской деятельности, приемы и методы работы с литературными источниками и правила оформления результатов.
Научная деятельность школьников достаточно хорошо развита преимущественно в лицеях и гимназиях и менее хорошо – в общеобразовательных школах. Однако вне зависимости от типа среднего учебного заведения (школа, гимназия, лицей), научная деятельность школьников г. Кирова требует интеграции, проведения единых региональных конференций, школ, семинаров и наличия единого информационного пространства.
Для адаптации к новым реалиям необходима специальная подготовка, в ходе которой молодые люди должны уже начиная со школьной скамьи узнать о значимости науки на современном этапе развития общества, а также о реальности применения результатов научной деятельности на практике.
И для того, чтобы студенты младших курсов не просто получали базовое образование, а уже могли решать научные задачи, необходимо их к этому мотивировать, начиная со школьной ступени образования. Роль в данном процессе высшей школы – совершенствование полученных в школе навыков, обучение молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике и владеть современным научным менеджментом.
Всё это говорит о целесообразности выявления талантливой в научной сфере молодежи и необходимости начинать ее обучение уже среди учащихся школ, лицеев и гимназий.