Оглавление. Введение.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Министерство образования и науки

Вятский государственный гуманитарный университет

 

 

 

Путь в науку

Учебно-методическое пособие

Киров

2010

 

Под ред. О.В. Туляковой. – Киров, 2010.

Учебно-методическое пособие «Путь в науку» предназначено для школьников, студентов и аспирантов, а также педагогов, осуществляющих руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Пособие подготовлено в рамках научно-образовательного проекта «Путь в науку», реализуемого Студенческим научным обществом Вятского государственного гуманитарного университета.

В пособии изложены методические и содержательные аспекты организации научно-образовательной деятельности студентов и школьников.





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ». 5

1. Характеристика проекта. 5

1.2. Объем и виды учебной работы.. 9 

1.3.  Основное содержание учебного материала. 9 

1.3.1. План лекционных занятий. 10 

1.3.2. План практических и семинарских занятий. 10 

Глава 2.  ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ.. 11 

Лекция 1.  Введение в науку. Методология науки. 11 

Лекция 2. Постановка гипотезы.. 15 

Лекция 3. Планирование научного исследования.  Формулировка целей и задач. 17 

Лекция 4. Структура и содержание научно-исследовательской работы.. 20 

Лекция 5. Оформление научной работы.. 22 

Лекция 6. Филологическое сопровождение  оформления. 26 

научной работы.. 26 

Лекция 7. Изучение научного стиля письма. 32 

Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями. 35 

Лекция 9. Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники. 39 

Лекция 10. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации. 42 

Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования 45 

Лекция 12. Методы статистической обработки результатов. 49 

Лекция 13. Конференции: виды, формы и правила участия. 50 

Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов. 53 

Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации. 56 

Приложение. 60 



Введение

В настоящее время во всём мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В связи с этим особое значение имеет подготовка молодых ученых как одного из важнейших ресурсов для развития нашей страны. 

Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет чётко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

При этом для студентов и школьников исследовательская деятельность может считаться образовательной работой, которая связанна с решением творческой, исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Кроме того, исследовательская работа студентов и школьников  выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов в современных условиях.

Данное учебное пособие разработано для обеспечения учебного процесса и научно-образовательной деятельности в рамках  научно-образовательного проекта «Путь в науку».

В учебном пособии изложены вопросы планирования и поэтапного осуществления научно-исследовательской деятельности, приемы и методы работы с литературными источниками и правила оформления результатов.

Научная деятельность школьников достаточно хорошо развита преимущественно в лицеях и гимназиях и менее хорошо – в общеобразовательных школах. Однако вне зависимости от типа среднего учебного заведения (школа, гимназия, лицей), научная деятельность школьников г. Кирова требует интеграции, проведения единых региональных конференций, школ, семинаров и наличия единого информационного пространства.

Для адаптации к новым реалиям необходима специальная подготовка, в ходе которой молодые люди должны уже начиная со школьной скамьи узнать о значимости науки на современном этапе развития общества, а также о реальности применения результатов научной деятельности на практике.

И для того, чтобы студенты младших курсов не просто получали базовое образование, а уже могли решать научные задачи, необходимо их к этому мотивировать, начиная со школьной ступени образования. Роль в данном процессе высшей школы – совершенствование полученных в школе навыков, обучение молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике и владеть современным научным менеджментом.

Всё это говорит о целесообразности выявления талантливой в научной сфере молодежи и  необходимости начинать ее обучение уже среди учащихся школ, лицеев и гимназий.