Береснева Д. С.
МОУ Гимназия имени Александра Грина г. Кирова
Цвет как выразительное средство в художественных произведениях Грина представляет собой значительный интерес. Цель данного исследования – определить роль и место цветописи в творчестве писателя.
Цель определяет задачи работы, которые можно сформулировать следующим образом:
· проанализировать произведения писателя по данной теме;
· определить состав цветообозначений А. Грина;
· представить цветообразовательную характеристику цветообозначений А. Грина.
Семантика цветообозначений у Грина многопланова, глубинна, часто символична, выразительна. Цветовые слова в произведениях Грина отличаются многообразием оттенков, которое «начинается чисто белым и через едва заметную окрашенность, среднюю глубину цвета и значительную интенсивность последнего переходит к чисто спектральному цвету».
А. С. Грин использует широкую гамму цветов.
· Красный цвет с различными оттенками: рубиновый, розовый, алый, багровый и другие. «Я видел только багровое пятно …» («Рассказ Бирка»), «… скрыл плоскую резиновую трубку, наполненную красным вином» («Как я умирал на экране»).
· Белый цвет с такими оттенками, как серый, седой, облачный. «Бирк (так звали маленького человека) медленно обвел общество серыми выпуклыми глазами («Рассказ Бирка»). «Внизу, под обрывом, двигался белый узор прибоя…» («Голос сирены»).
· Зеленый цвет: «… зеленая вода, скалы, даль океана» («Корабли в Лисе»).
Кроме того, Грин применяет и такие цвета, как желтый, черный, синий, коричневый с различной гаммой оттенков.
Нельзя не обратить внимание на то, что в творчестве Грина преобладает красный цвет с его различными оттенками. Красный цвет – «имеющий окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым: цвета крови» Цветообразования в произведениях применяются в прямом, переносном и символическом значениях.
Таким образом, в произведениях А. Грина прилагательные со значением цвета прежде всего выступают в прямом значении. При этом они обозначают цвет разнообразных предметов быта, окружающей среды, явлений природы. Помимо прямого значения цвета большую роль в творчестве А. Грина играет переносное и символическое значения цветообозначений.
Назначение цветообозначений в творчестве А. Грина разнообразно. В его произведения они реализуют все функции, свойственные цветовым словам в художественном тексте. Цветообозначения помогают создавать автору яркие красочные образы и картины, выполняя описательную функцию. Описательная функция цветовых слов сочетается с эстетической. Прилагательные – цветообозначения не только дают точную, «яркую», цветовую характеристику, не только «оживляют» описание, но и создают прекрасные пейзажи, зарисовки, описания, воспринимая которые читатель получает эстетическое наслаждение.
Реализуя эмоциональную функцию, цветовые эпитеты способствуют выражению авторского настроения, авторской эмоциональной оценки предмета или явления, выражающей отношения автора к своему герою. Эмоциональные эпитеты помогают художнику посредством слова, цветописи воздействовать на читателя, создавать определенное настроение. Выполняя смысловую функцию, цветовые эпитеты наполняют произведения глубинным содержанием, дополнительным смыслом. Кроме того, цветовые слова выполняют коммуникативную функцию: определенная информация, передаваемая писателем, воспринимается читателем благодаря известным всем цветовым ассоциациям, символам.
И писатель, и художник, обращаясь к цвету, преследуют одну цель: с помощью слова, зрительного образа воздействовать на человека, пробудить в нем лучшие чувства: любовь, добро и самое главное, сопереживание. Благодаря использованию художественного слова, вернее, в синтезе цвета и художественного слова, образов ему удается добиться как бы двойного эффекта: с одной стороны, можно «услышать» образ через слово, с другой – «увидеть» образ через цвет, то есть через цветовую картинку.
Список литературы
1. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи. – М.,1974
2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: Наука, 1975.
3. Герасимов Г. И. Снежно-белый, изумрудно-зеленый./ Русская речь.№2
4. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., Наука,1987
5. Гудина С. Е. Цвет как эстетическое и художественное явление. М.1984
6. Даль В. Н. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. - М. Русский язык,1986
7. Кузьмичев И. К. Лада или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота есть. – М., Молодая гвардия.,1990
8. Мурьянов М. Ф. К интерпретации славянских цветообозначений/ Вопросы языкознания. – 1978.№5
9. Хабичев М. А. Багряный, багровый./ Русская речь.№1
10. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М. Просвещение,1975