ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ У ВОЛОНТЕРОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….........
3 |
|
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров |
|
1.1 Самоотношение как психологический феномен…………..…………......... |
6 |
1.2 Понятие и основные характеристики добровольчества.………………...… |
13 |
1.3 Сущностные характеристики понятия мотивации…………………………. |
20 |
1.4 Особенности взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров....... |
29 |
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров |
|
2.1 Организация эмпирического исследования…………..…...……………....... |
36 |
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ…………………...... |
38 |
2.3 Программа развития позитивного самоотношения волонтеров………...... |
50 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…………...……....... |
56 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...…......... |
58 |
Приложения…………………………………………………………...….............. |
63 |
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие в современном обществе произошло много социальных, культурных, а также экономических изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и возрастания социального неблагополучия. Поэтому, не малое значение для населения стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а также возрастающего числа клиентов, в организациях требуется волонтерская (добровольческая) деятельность. У социальных служб возрастает необходимость привлечения на добровольческую работу большего количества волонтеров. При этом очень важное значение имеет мотивация, стремление волонтеров добровольно работать в той или иной социальной службе. Чем обусловлено это стремление? Какие личностные качества или характеристики этому способствуют? Мы считаем, что особую роль в желании безвозмездно помогать людям играет самоотношение волонтера.
Конечно, изучение эмоционально-ценностного отношения личности к себе является традиционной психологической проблемой. Тем не менее, она сохраняет свою актуальность в связи с широким кругом проблем, в том числе, связанных с мотивацией и деятельностью личности. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные психологи: В. Н. Мясищев, Л. И. Божович, Е. В. Шорохова, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, К. Роджерс, К. Хорни и др.
Следует отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие. Во-первых, отсутствует общепринятая и устоявшаяся терминологическая традиция. Для обозначения компонента самосознания, связанного с отношением к себе, авторы используют различные термины: самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение и эмоционально-ценностное отношение к себе. Во-вторых, в понятие самоотношение в зависимости от исследовательских ориентаций вкладывается различное психологическое содержание и, собственно, в литературе отсутствует термин, который способен наиболее полно отразить все психологическое содержание этого понятия.
Связь процессов самоотношения, самопознания и мотивационно-потребностной сферы привлекала внимание многих исследователей: Е. Т. Соколову, О. В. Николаеву, В. В. Столина, Б. С. Братуся, В. Н. Павленко, Б. В. Зейгарник, Е. Б. Фаталову. Прежде всего, изучались факторы, ведущие к нарушению формирования позитивного самоотношения: степень удовлетворения ведущих потребностей и мотивов, конфликты мотивационных ориентаций, неустойчивость иерархии мотивов и др. Авторы особо подчеркивают значимость зрелой, осознанной мотивации для формирования и поддержания позитивного самоотношения личности. Между тем, самоотношение связано с образом жизни личности так, что мотивационно-потребностная сфера будет влиять на процесс его формирования и наоборот. Вследствие чего нам представляется актуальным исследование параметров структуры самоотношения волонтеров, взаимовлияющих и взаимообусловленных такими личностными факторами как мотив достижения, мотив общения, мотив социальной полезности.
Цель исследования: изучить особенности выраженности компонентов самоотношения и мотивации у волонтеров.
Объект исследования: самоотношение и мотивация личности.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи компонентов самоотношения и мотивации у волонтеров.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между уровнем самоотношения и направленностью мотивации: низкий уровень самоуверенности, самопринятия и высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения взаимосвязаны с социальной направленностью мотивации.
Задачи исследования.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления сути научных представлений о самоотношении, мотивации, особенностях самоотношения волонтеров, представлений о мотивации волонтеров и научных взглядов на взаимосвязь самоотношения и мотивации у волонтеров.
2. Определить особенности самоотношения у волонтеров и студентов, не занимающихся добровольческой деятельностью.
3. Изучить особенности мотивации у волонтеров.
4. Выявить наличие и характер взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров.
5. Разработать программу по повышению уровня самоотношения.
В эмпирическом исследовании участвовали волонтеры четырех организаций г. Кирова в возрасте 18 − 20 лет общей численностью 125 человек, из них 52 молодых человека и 73 девушки.
Методологической основой исследования являются теоретическая концепция трехкомпонентной структуры самоотношения Н. И. Сарджвеладзе, положение В. В. Столина и С. Р. Пантилеева о самоотношении как индикаторе смысла собственного «Я» для индивида, концепции мотивации А. Маслоу, теории приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория компенсации личности А. Адлера.
Методический аппарат исследования:
– методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение);
– метод тестирования (опросник «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева; опросник «Измерение уровня самоактуализации личности» в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; опросник «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера).
– методы количественной и качественной обработки результатов (коэффициент корреляции Пирсона, обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS, версия 19.0).
Теоретическая значимость и научная новизна исследования:
– впервые рассматривается взаимосвязь самоотношения и мотивации волонтеров;
– новым является также установленная в исследовании взаимосвязь двух смысловых структур личности самоотношения, как выразителя смысла «Я» для субъекта, и мотивации, как выразителя смысла социального мира;
– получены новые эмпирические результаты, описывающие представления волонтеров о самоотношении и их взаимосвязях с мотивацией. Тем самым выявлены основные мотивы, служащие руководящими принципами деятельности волонтеров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
в ходе исследования были изучены уровни самоотношения и мотивации, а так же взаимосвязь этих показателей. Так же была разработана коррекционная программа, направленная на повышение уровня самоотношения волонтеров, которая в дальнейшем может использоваться в работе социальных работников и, как следствие, повышение качества выполненной социальной работы. Кроме того, результаты, полученные в работе, могут быть положены в основу прогнозирования социального поведения волонтеров. В частности, на основе полученных данных могут быть сформулированы конкретные рекомендации, направленные на совершенствование психологической работы с волонтерами.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров
1.1 Самоотношение как психологический феномен
Понимание самоотношения как целостной личностной характеристики, обеспечивающей мотивацию поведения и деятельности, способствует полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе. Сегодня на основе идей Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. В. Мудрика, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столина, С. Л. Рубинштейна самоотношение рассматривается как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, как результат интериоризации ведущих социальных ценностей, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества.
Сравнительно недавно возникший термин использовался учеными для описания широкого спектра феноменов внутренней жизни личности. В психологии о самоотношении как таковом впервые заговорил Д. А. Леонтьев в 1974 г., до этого термин не встречался в научной литературе. Автор определил анализ сущности и структуры образа «Я» как стержневого компонента самоотношения [19].
В работах многих авторов используется как понятие «отношение личности к себе», так и «самоотношение». Мы полагаем, что справедливым является использование обеих дефиниций как идентичных. Данное утверждение обосновано выделением единых структурных компонентов в основе этих понятий. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение. В англоязычной литературе используются такие термины как self-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect (самоуважение), self-acceptance (самопринятие), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и т. п.
Самоотношение в исследованиях Д. Дембо, С. Куперсмита, М. Розенберга рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости самоотношения лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве, устойчивости образа «Я».
Н. И. Сарджвеладзе представлял самоотношение как особое образование личности: «Личность − системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием − подструктурой самоотношения» [38; с. 56]. Рассматривая феномен самоотношения, ученый включает в качестве его отдельных сторон самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие «самоотношение» определяет родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности.
А. М. Байбаков, Н. Г. Емузова, М. В. Корепанова определяют самоотношение как педагогическую цель в воспитании индивида.
В общепсихологической концепции Н. И. Сарджвеладзе трехкомпонентный механизм реализации самоотношения представлен в особых актах самопознания, эмоциональных состояниях и действиях относительно самого себя, т.е. самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Следовательно, самоотношение никак не сводится к одному из его проявлений, но это особое состояние единства внутреннего и внешнего факторов. Внутренний фактор включает в себя потребности субъекта, внешний же − ситуации удовлетворения данных потребностей.
Описательную составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам исследователи называют самооценкой. Совокупность частных самооценок определяется как принятие себя. Поведенческие реакции, образуют поведенческую составляющую самоотношения [38].
Таким образом, самоотношение, рассматриваемое со стороны всей структуры, представляет собой устойчивое образование, состоящее из трех компонентов − когнитивного, аффективного и конативного, которые имеют относительно независимую логику развития, однако в своем реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь.
Основой самоотношения, как утверждает В. В. Столин, является потребность в самоактуализации, когда собственное «Я» становится определяющим условием самореализации [43].
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
Накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека.
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Первый термин «общая самооценка» являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX века до 60-х годов ХХ века, а затем был вытеснен термином «самоуважение».
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, Е. В. Шороховой и теоретическим работам И. С. Кона и И. И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе [38].
В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».
Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ − Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе − переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности, отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.
Трехкомпонентное строение самоотношения включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Можно говорить о тенденции консистентности между этими компонентами, поскольку самоотношение является одним из видов аттитюдов, а аттитюды характеризуются этим генеральным свойством.
Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения, исходя из иных теоретических оснований, была предпринята В. В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле «Я», как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты «образа Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение − есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.
Согласно положениям В. В. Столина, в самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точку зрения автор убедительно обосновывает в рамках своих теоретических построений и экспериментальных разработок [43]. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее, недостаточно чётко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам.
Проблема психологических особенностей самоотношения волонтеров является важной для понимания механизма вступления социально-ориентированных молодых людей в добровольческие отряды. Важно знать и личностные качества, способствующие безвозмездной помощи, среди них наиболее значимыми, по мнению специалистов в этой области В. Н. Келасьева, Р. М. Куличенко, Н. Н. Нечаева, В. Д. Шадрикова, Н. Б. Шмелева являются следующие: ответственность, самодисциплина, глубокая искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы, наличие таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, респектабельность, бескорыстие, честность, и, как и какие компоненты самоотношения взаимодействуют с мотивацией волонтеров [31, с. 27].
Добровольцы, с точки зрения закона РФ − граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации [11, с. 43].
Вслед за В. В. Столиным рассмотрим теоретическую модель самоотношения волонтеров. Трехкомпонентное строении самоотношения включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Когнитивный компонент. При анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение волонтера к самому себе.
Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения волонтера. Представляемое «Я» соотносится с задачей добровольческой деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия: годен − не годен к волонтерской деятельности, хороший – плохой, открытый в общении – скованный, гуманный – жестокий, бескорыстный – корыстный, честный – лживый и др.
Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и (наверное, в первую очередь) в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший − плохой», «годный − негодный» и т. д.). Путем процессов самопознания доброволец стремится понять не только то, кто он есть, но и каков он есть, не только то, что он сделал, но и что и как еще может сделать.
Эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. Эмоциональное отношение к себе лишь один из компонентов самоотношения, оно не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым.
В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: симпатия – антипатия; уважение – неуважение; близость – отдаленность. Перенесем их в область исследуемой нами проблемы. У волонтеров можно выделить симпатию к окружающему миру, антипатию к асоциальным элементам общества, уважение чужого труда, неуважение безучастности к проблемам общества, стремление сделать мир лучше.
Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л. С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [34, с. 37].
Конативный компонент. Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Простое перечисление таких, действий или готовностей рисует нам довольно пеструю картину: альтруистическое поведение, отбрасывание сомнений в невозможности выполнить определенную задачу, развитое диалогическое отношения к себе, умение руководить собой, одобрение самого себя, доверие себе. Самообвинение в неудачах, высокий уровень локус контроля и т. д.
Действия или эскизы действий относительно самого себя, по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способы отношения к себе – «Я» как объект и «Я» как субъект – внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя (конативный компонент самоотношения), но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения).
Обобщая вышесказанное, можно сделать следущие выводы:
− самоотношение − это термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я», выражение смысла «Я» для субъекта, переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения;
− строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой;
− самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой защиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия;
− то или иное содержание самоотношения к себе может занимать ведущее и наиболее значимое место в его общем строении. Предполагается, что общий уровень итогового самоотношения, в первую очередь, определяется уровнем самоотношения по его наиболее значимому содержанию;
− самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты образа «Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение − есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.
1.2 Понятие и основные характеристики добровольчества
Прежде чем перейти к рассмотрению темы мотивации волонтеров, необходимо разобраться с самим понятием «волонтер», а также осветить основные особенности субкультуры волонтеров.
Данную тему в своих работах рассматривали психологи и социологи, такие, как отечественные Н. А. Потапова, Н. В. Ходырева, И. Левдер, Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская, а также зарубежные ученые М. Дарли, Д. Майерс, М. Олчман, П. Джордан.
Итак, сначала нам необходимо определиться с основными понятиями параграфа. Российский социолог Е. И. Холостова дает определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer − доброволец) − это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова − это члены общественного объединения социальной направленности» [50, с. 89].
Добровольцы, с точки зрения закона РФ − граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации [11].
Необходимо также определить понятие, которое очень тесно переплетается с волонтерством − альтруизм. «Альтруизм (от франц. «другой») − бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать своими личными интересами (противоположность эгоизму)» [6, с. 231]. Похожее определение дается в психологическом словаре, где альтруизм определяется как понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чьих-либо интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку» [33, с. 35].
Н. А. Потапова в своей работе, посвященной волонтерству пишет: «Волонтеры − это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» [36, с. 21].
В свою очередь Г. Б. Бодренкова пишет, что «волонтер» − первоначально в русском языке означал «добровольно поступающий на военную службу охотник или вольноопределяющийся. Вольноопределяющиеся содержали себя сами, жили на квартирах, а не в казармах и проходили обучение в особых командах» [3, с. 56].
Деятельность волонтеров часто называется «волонтерство», или «добровольчество». «Добровольчество − это бескорыстная деятельность «в чужом интересе» − такое определение можно дать волонтерству. Это забота о других без вознаграждения, какого-то материального поощрения [14, с. 103]. Важно знать и понимать, что развитый институт волонтерства является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социальной системы [3, с. 57].
О. Н. Яницкий считает, что движение добровольцев − это термин, часто используемый для обозначения всех общественных объединений, связанных с деятельностью на добровольческих началах. Оно включает в себя национальные и международные группы, имеющие специфические предназначения для филантропических пожертвований, осуществляемых как религиозными, так и светскими организациями [50, с. 53].
Н. А. Потапова обращает внимание на то, что «такие понятия как волонтерская, добровольческая, благотворительная, некоммерческая, неправительственная, негосударственная, общественная организация, определяют различные формы общественных объединений − от неформальных групп самопомощи до больших формальных организаций. Их принято называть организациями «третьего сектора» (некоммерческий, неприбыльный, добровольческий)» [36, с. 54]. Кроме того, волонтерская группа имеет ряд отличий от трудовых коллективов:
− волонтерская работа имеет одновременно признаки, как минимум, трех видов деятельности: а) трудовой, поскольку в процессе деятельности решаются определенные задачи по профилю организации, связанные с оказанием услуг, выполнением некоторого объема работ; б) досуговой, т.е. деятельность протекает в свободное от основной занятости время; в) учебной − волонтерская деятельность часто бывает не связанной с профессиональной подготовкой участников и требует более или менее длительного до начала и во время работы;
− волонтерская деятельность имеет некоторые черты, свойственные коммерческому сектору − цели деятельности группы задаются не централизованно и иерархично, а вырабатываются внутри нее самой, присутствует свобода в выборе направления, стратегии, тактики деятельности;
− наличие широкого спектра мотивов включения человека в деятельность общественного объединения [36, с. 54 − 58].
Также выделяют некоторые характеристики, присущие добровольчеству: − добровольчество (волонтерство) − это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
− волонтер не должен стремиться главным образом к получению финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы [40, с. 51].
Добровольчество основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Труд волонтеров обычно сводится к различным видам общественных работ, организация общественно полезных мероприятий благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся, индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам, или организациям.
Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между волонтером и нанимающей организацией регулируются, как правило, договорами, строго определяющими объем работ. Также, не смотря на добровольность, волонтерство не исключает ответственности, например, за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации [52, с. 54].
М. Олчман, П. Джордан по-своему интерпретируют понятие волонтера: «Волонтерство − это неоплачиваемая, сознательная добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится, может называться волонтером». Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость [33, с. 56].
Итак, когда мы говорим о волонтерстве, то вкладываем в это понятие две вещи: проявление альтруистического поведения и служение людям, как ценностная ориентация. Альтруистическое поведение можно объяснить с точки зрения «теории социального обмена», согласно которой люди обмениваются не только материальным, но и социальным «товаром» − любовью, уважением, поддержкой, статусом и т.д. [52].
Согласно теории А. Адлера социальный интерес, или общественное чувство, − это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Социальное чувство, т.е. альтруистическое стремление интересоваться другими и заботиться о других, является врождённой способностью, которую необходимо сознательно развивать. Это свойство человеческой природы мы считаем одним из самых важных для организации типа межличностного взаимодействия в волонтерских группах.
Наличие социального интереса является важнейшим показателем психического здоровья. С позиции Адлера, наша жизнь ценна только в той степени, в какой мы способствуем благополучию и развитию других людей. Нормальные здоровые люди по-настоящему беспокоятся за других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию других людей. У плохо приспособленных индивидов, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как правило, такие люди эгоцентричны, они борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет целей, кроме сугубо личных. Каждый из них живёт жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой. В теории А. Адлера освещена одна из причин вступления людей в ряды добровольцев [1].
Существует несколько видов добровольчества: взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества. Благотворительность или служба на благо других. Первичную роль играет не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона. Участие и самоуправление: роль отдельных лиц, в процессе управления − от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития [36, с. 54]. Можно сказать, что волонтерство представляет собой движение, которое проявляет, в первую очередь, интерес к проблемам общества, или к одной из этих проблем. Конечно, человек может быть заинтересован определенной мировой проблемой, которая его волнует, однако существует огромная разница между пассивным и активным интересом. Это знак участия в совершении того лучшего, о котором мы все мечтаем, но немногие готовы воплотить эту мечту в реальность [52]. Е. В. Шекова считает, что осуществление такой работы приравнивается к отказу от традиционной пассивности, ее могут выполнять и члены организации, а не только волонтеры [52]. В связи с этим, она выделяет «концепцию волонтерства»: «Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а также развитию солидарности между людьми; волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию; волонтерство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места» [52, с. 54 − 55].
Волонтеры проявляют себя через: а) активное участие в жизни общества; б) организованное движение внутри ассоциации. Таким образом, в обязанности волонтера входит:
− поощрение индивидуального участия в жизни общества;
− участие в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости от их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует;
− координация своей работы со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения [52, с. 55].
М. Олчман и П. Джордан выделяют пять ключевых элементов, характеризующих «добровольчество»:
− понятие «поощрения». Волонтеры могут получать какие-то поощрения. Однако доброволец не должен приниматься за выполнение работы в первую очередь из-за финансовой выгоды, и любая компенсация должна быть меньше, чем стоимость выполнения работы;
− понятие «добровольный». Действия волонтеров должны основываться на доброй воле человека, а насильственная работа не должна называться добровольной;
− «характер помпезности». Волонтерство должно приносить пользу людям, а не самим волонтерам. Если доброволец работает в своих интересах, подобные действия уже не могут называться добровольчеством;
− «организационный вопрос». Волонтерство официальная, неприбыльная или добровольческая организация, но оно так же может быть неофициальным, или индивидуальным;
− «степень обязательства». В рамки понятия волонтерства входит ряд разных обязательств, от единичного участия до регулярной долгосрочной деятельности. Однако было бы справедливо полагать, что большая часть волонтерства предполагает постоянные обязательства [33, с. 67 − 68].
Что же объединяет волонтеров? Осознание личной ответственности за улучшение нашей жизни; желание помочь тем, кто нуждается в помощи; желание попробовать свои силы, испытать себя в решении; желание помочь другим сделать выбор в пользу ценностей здоровья; интерес, любопытство и так далее [2, с. 32].
В. Н. Щербина раскрыла особенности волонтерского движения. Она считает, что лидеры и лица, координирующие деятельность волонтеров, должны учитывать, то, что волонтеры: а) признают право объединения всех людей − мужчин, женщин, детей − независимо от национального происхождения, вероисповедания, физических данных, социального и материального положения; б) признают человеческое достоинство; в) отзывчивы на нужды и проблемы, с которыми сталкиваются люди и общество и включаются в их решение; г) выступают за гармонию в семье, обществе и между странами [53, с. 194].
В заключение можно процитировать психолога И. Левдера: «Добровольчество − это деятельность, столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих добровольцев, потому что, добровольчество − это способ строить социальные отношения, применять свои моральные и религиозные принципы, получить новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя способным что-то совершить, а также почувствовать себя нужным и полезным» [18, с. 36].
Итак, подводя итоги по данному разделу, можно сказать:
− волонтеры − это люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих («волонтерских») организаций. Работа волонтеров предполагает реализацию деятельности без вознаграждения. Основными характеристиками волонтеров является, в первую очередь, бескорыстная, безвозмездная деятельность, добровольческий труд;
− как правило, волонтеры стремятся достичь несколько целей. Это и самореализация, утверждение своего «Я»; это и желание помогать другим людям безвозмездно, желание поделиться пережитой проблемой, жажда новых знаний. Волонтеры работают не ради материальной прибыли, но ради удовлетворения своих социальных потребностей;
− одним из важных механизмов, движущих человека вступить в ряды добровольцев является социальный интерес или альтруистическое стремление интересоваться другими людьми и быть им полезным;
− были освещены основные характеристики субкультуры волонтеров: непринужденность труда добровольцев. Человек может работать безвозмездно только лишь по собственному желанию и согласию. Бескорыстная, безвозмездная деятельность, добровольческий труд. Работать на волонтерской основе − значит работать бесплатно, безвозмездно.
1.3 Сущностные характеристики мотивации
Проблема мотивации в разное время освещалась отечественными психологами, социологами и экономистами. Эта проблема рассматривалась в работах российских психологов И. Ф. Албеговой, Д. А. Леонтьева, В. Д. Плахова, М. С. Кагана. Проблема мотивации затрагивается в работах зарубежных психологов А. Маслоу, А. Ребера, Д. Маккеланда, Х. Хекхаузена.
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хэдоури понимают под мотивацией процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают человека в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, и «проходит через его сознание» и может побуждать его к деятельности [24, с. 481].
Н. А. Низовских обращает внимание на то, что способность к мотивации можно понимать, как способность дать кому-либо повод к совершению каких-либо действий [29].
Х. Хекхаузен считает, что внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и, соответственно, возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, задач, представляет собой стимулирование, мотивацию [48, с. 159]. Кроме того, в современной науке чаще применяется понятие «мотивация», так как приходится учитывать индивидуальные и групповые потребности людей [48].
М. Мескон отмечает, что большинство современных теорий мотивации делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности − это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта [24].
Согласно теории А. Маслоу существует «пять основных типов потребностей (первичные − физиологические, безопасности, и вторичные − социальные, успеха, самовыражения), образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека». Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. А. Маслоу пишет о том, что «здоровые люди (под словом «здоровые» психолог подразумевает «людей, способных и умеющих использовать свои внутренние ресурсы») уже в достаточной степени удовлетворили свои фундаментальные потребности в безопасности, сопричастности, любви и уважении и самоуважении и потому могут руководствоваться, прежде всего, стремлением к самоактуализации. Различные фундаментальные потребности связаны друг с другом в иерархическом порядке, так что удовлетворение одной потребности и следующий за этим уход со сцены приводят не к состоянию покоя или апатии, а к осознанию другой, «высшей» потребности; желания и стремления продолжаются, но на «высшем» уровне» [12].
А. Ребер пишет, что мотивация − побудитель повеления. Наиболее типичный способ употребления этого термина связан с пониманием его как процесса вмешательства, или как внутреннего состояния организма, побуждающего и ведущего к действию [37, с. 464].
Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают человека к действию в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, «проходит через его сознание» и может побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы [17].
Согласно Г. Б. Казначевской, чтобы на практике эффективно выполнять функцию мотивации, руководитель должен овладеть современными моделями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию. Таким образом, теории мотивации можно разделить на две части − теории содержания мотивации и теории процесса мотивации. Для понимания данных теорий необходимо уяснить смысл двух основных понятий − «потребности» и «вознаграждения» [14, с. 153].
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение − это то, что человек считает для себя ценным. Для мотивации работников используют внешние вознаграждения, которые даются организации (денежные выплаты, продвижение по службе), и внутренние вознаграждения. Получаемые посредством самой работы (чувство успеха при достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и др.) Для того, чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, управляющий должен установить, каковы потребности работников. В этом состоит цель содержательной теории мотивации [14, с. 161]. Из этой группы теорий мы кратко остановимся на трех: теории иерархии потребностей А. Маслоу, теории двух факторов Ф. Герцена и теории приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
Согласно иерархической теории А. Маслоу, существуют пять основных типов потребностей, которые образуют иерархическую структуру, определяющую поведение человека. Нижние ее степени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступени являются высшими. 1. Основные физиологические потребности удовлетворяются деньгами. Таким образом, здесь следует использовать материальные стимулы (заработная плата, премии). 2. Потребность в безопасности − это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне. 3. Социальные потребности − потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку, доброжелательное отношение людей [15, с. 353]. Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые. А. Морит: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею» [14, с. 261].
Иерархическую схему А. Маслоу дополнил Д. Маккеланд, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней: потребность власти − это желание воздействовать на других людей. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя. Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения [49, с. 259 − 260].
Ф. Герцберг предложил свою модель мотивации, выделив две группы факторов:
− гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой (достаточная заработная плата; уважительное отношение начальника; нормальные взаимоотношения в коллективе);
− факторы мотивации (ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей, возможность делового и творческого роста). Рассмотренные теории сосредотачивают внимание на факторах, которые побуждают действовать и стимулируют деятельность людей [14, с. 278].
Кроме того, существуют «процессуальные теории мотивации». Данная группа теорий ориентирована на процесс и концентрирует внимание на выборе поведения, которое зависит от возможности достижения цели и способно привести к желаемым результатам. Теории процесса утверждают, что люди оценивают различные виды поведения через результаты, которые, по их мнению, можно получить. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется только ими, а еще и восприятиями и ожиданиями, связанными с данной ситуацией, и возможными последствиями выбранного человеком типа поведения.
Теория ожиданий сосредотачивает внимание на том, чтобы объяснить выбор определенной линии поведения. Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Следует иметь в виду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному. Согласно теория справедливости люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затраченные усилия. Модель Портера − Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости [14].
Если говорить о классификации мотивации, то большинство специалистов выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Н. А. Низовских пишет, что внутренняя мотивация − это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, внешне мотивировать человека проще и быстрее. Однако, с каждым разом, вознаграждение должно быть выше, и так по нарастающей. Для внутреннего мотивирования необходимо затратить намного больше ресурсов − как временных, так и душевных [29, с. 28].
В. И. Чирков выявил особенности внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что «при внутренней мотивации желание работать и учиться более стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя более трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями робости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемические процессы, повышается уровень самоуважения» [51, с. 149]. При внешней же мотивации поведение становится нестойким − оно затухает вместе с подкреплением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между тем снижается и качество и скорость выполнения ими творческих задач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются отрицательные эмоции [51, с. 151].
А. К. Маркова выделяет следующие признаки высокой внутренней мотивированности деятельности:
− ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность;
− полная концентрация внимания;
− четкое осознание того, насколько успешно делаешь свое дело;
− ясная и определенная обратная связь в деятельности;
− отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
− ощущение четкого знания, что следует делать в тот, или иной момент работы;
− ясное осознание ее целей и задач [22, с. 167].
Людей, которые начинают заниматься добровольческой, бескорыстной деятельностью, мотивируют те, или иные внешние (а также внутренние) стимулы:
− во-первых, когда видят, что другие «бросились» помогать;
− во-вторых, когда они не спешат.
Личностные влияния, например, настроение, тоже имеет значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, явно надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой «Я − образ». Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи» [28, с. 15].
Добровольчество, хотя оно и является безвозмездным трудом, должно постоянно поощряться. И. Левдер пишет в своей работе: «Один из важных принципов управления волонтерами в различных учреждениях состоит в том, чтобы поощрять добровольца, поддерживать его. Это может быть как какое-то вербальное поощрение, так и материальное. Нередко проблема состоит в самом волонтере. Человек может работать на добровольных началах в той или иной организации, однако, не получая ни какого вознаграждения, волонтер теряет мотивацию. Работать в качестве добровольца совсем не значит не получать никакого вознаграждения. Стимулирование должно быть со стороны» [18, с. 52].
Н. А. Потапова обращает внимание на то, что специалисты организаций, в которых работают волонтеры, обязательно должны знать ценностные ориентации, интересы, качества, а также мотивы добровольцев. Мотивация волонтеров будет выше только в том случае, если их деятельность будет подкреплена какими-либо стимулами извне. Причем, наибольший эффект мотивации будет тогда, когда специалисты будут стимулировать своих волонтеров, исходя из их потребностей, установок, мотивов к работе.
Из результатов исследований, проводимых в разное время психологами, были выявлены следующие тенденции:
− в число приоритетных ценностей волонтерами было отнесено «благополучие в семейных отношениях», при этом только треть всех опрашиваемых отметили высокий рейтинг семейного благополучия;
− среди актуальных ценностей были названы «возможность для самосовершенствования и самореализации», «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами». Эти ценности у волонтеров центра имеют высокий рейтинг удовлетворенности. Причем высокая степень удовлетворенности этих ценностей отмечена и теми волонтерами, которые не включили их в состав приоритетных или актуальных ценностей» [36, с. 73].
Кроме того, «важной характеристикой волонтерской группы является ориентация на возможность управления другими, осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях, быть первым руководителем в организации. Данная мотивационная установка связана с особенностями организаций, в которых проводилось исследование: в общественной организации существует возможность получить опыт управления, так как отсутствуют жесткие требования к сотрудникам (наличие стажа, образование)» [36, с. 73]. Однако хотелось бы отметить высокие оценки мотивационной установки на предпринимательство, что в данном случае означает не столько стремление к получению прибыли, сколько стремление создавать и строить нечто новое, вынашивание революционных идей и реализация их на практике, желание экспериментировать. Данное стремление можно реализовать в общественных организациях, так как они открывают больше возможностей для внедрения инновационных технологий [36, с. 75].
Н. В. Ходырева считает, что ведущим мотивом трудовой деятельности членов общественных организаций является карьерный рост. Это подтверждает предположение о том, что для большей их части работа − это необходимый этап профессионального роста, на котором происходит накопление навыков работы с различными категориями населения. Так же хотелось бы отметить высокий показатель значимости удовлетворения, получаемого от хорошо выполненной работы, это подтверждает предположение о том, что безвозмездная помощь нуждающимся позволяет удовлетворить потребность в самоуважении и самореализации [49, с. 51]. Кроме того, важным фактором, повышающим трудовую активность волонтеров является реализация потребности в уважении и ориентация на престиж [49].
Таким образом, ведущие мотивы трудовой деятельности волонтеров складываются в определенный мотивационный комплекс, который, с одной стороны, не является оптимальным с точки зрения общей системы управления персоналом (так как внешняя положительная мотивация преобладает над внутренней, что обеспечивается эффективной системой стимулирования трудовой активности, например, стажировки за границей, бесплатное обучение, тренинги и т.д.), с другой стороны, он наиболее эффективен в сложившихся условиях, когда недостаточно волонтеров с высоким уровнем внутренней мотивации [49, с. 78].
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:
− мотивация − это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают человека в процессе труда, называются стимулами. Мотивация тесно связана с потребностями человека. Потребности образуют иерархию, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности нижнего уровня. Существует ряд теорий мотивации, которые делятся на два вида: теории «содержания мотиваций», к которым относятся теория А. Маслоу (касающаяся иерархии потребностей), теория «двух факторов» Ф. Герцена, теория приобретенных потребностей Д. Маккеланда. Вторая группа – «процессуальные» теории. Мотивация также делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация часто имеет «понижающий эффект»;
− особенностями мотивации волонтеров является: выражение благодарности волонтеру, обучение, периодическое общение с волонтером, предоставление ему возможности участвовать в различных мероприятиях, проводимых организацией, предоставление какой-то материальной помощи, поддержки.
1.4 Особенности взаимосвязи самоотношения и мотивации волонтеров
Данная проблема является новой и неизученной. Теоретические проблемы изучения самоотношения нашли наиболее полное развитие в трудах И. С. Кона; М. И. Лисиной, В. В. Столина, И. И. Чесноковой, Е. Т. Соколовой, С. Р. Пантилеева, В. Ф. Сафина, А. А. Бодалева, К. Роджерса, К. Хорни, М. Розенберга. Авторы рассматривают вопросы онтогенеза самоотношения, основные механизмы формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимые факторы нарушения нормального развития личности. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе.
Проблема мотивации волонтеров недостаточно хорошо освещена в научной литературе. В своих научных публикациях данную тему рассматривали такие отечественные и зарубежные психологи, такие как А. К. Маркова, Н. А. Низовских, М. Дарли, К. Дэниэл, Д. Бэтсон, В. Н. Якимец, И. Левдер, О. Н. Яницкий, В. И. Чирков, С. В. Тетерский, С. В. Михайлова, педагог Е. И. Фришман, П. Джордан, С. Маккарлей, С. Линч.
Связь процессов самоотношения, самопознания и мотивационно-потребностной сферы привлекала внимание многих исследователей: Е. Т. Соколову, О. В. Николаеву, В. В. Столина, Б. С. Братуся, В. Н. Павленко, Б. В. Зейгарник. Прежде всего, изучались факторы, ведущие к нарушению формирования позитивного самоотношения: степень удовлетворения ведущих потребностей и мотивов, конфликты мотивационных ориентации, неустойчивость иерархии мотивов и др. Авторы особо подчеркивают значимость зрелой, осознанной мотивации для формирования и поддержания позитивного самоотношения личности. Между тем, самоотношение связано с образом жизни субъекта так, что своеобразие мотивационно-потребностной сферы будет влиять на процесс его формирования. Косвенным подтверждением этому служат результаты исследований С. Р. Пантелеева, В. В. Столина, О. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой, выявивших особенности самоотношения, обусловленные образом жизни субъекта. Теоретический фундамент, позволяющий вести научные исследования в русле этой проблемы, заложен в трудах С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Ф. В. Басина, А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева.
Одно из ведущих направлений в исследовании самоотношения появилось в связи с тем, что ряд авторов, в частности, В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Е. Т. Соколова преодолевают традиционные представления о самоотношении личности, как одномерном образовании и рассматривают его макроструктуру, представленную различными «измерениями», отличающимися друг от друга, как психологическим содержанием, так и источниками формирования.
В результате взаимодействия рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ − Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе с потребностно-мотивационной сферой личности, отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.
Проблема психологических особенностей самоотношения волонтеров является важной для понимания механизма вступления социально-ориентированных молодых людей в добровольческие отряды.
Добровольчество является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая строится на определенных механизмах стимулирования. Волонтерская работа всегда нуждается в поощрении. Хотя волонтерство основано на принципе бескорыстности, «бесплатности» выполняемой работы, люди, которые занимаются добровольчеством, нуждаются в поощрении, мотивации [52, с. 58].
Чтобы более полно представить себе проблему мотивации волонтеров, необходимо разобрать причины, из-за которых люди идут работать в то или иное учреждение на добровольческой основе.
Е. И. Холостова считает, что мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными:
− убеждения нравственного и религиозного характера;
− потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном признании;
− желание приобрести новую работу или профессию, добиться улучшения деятельности социального учреждения [50, с. 182].
По проведенным исследованиям Московского Дома милосердия среди московских добровольцев, можно выделить следующие важнейшие мотивации, побудившие людей заниматься добровольчеством: быть социально полезным − 89%; способствовать изменениям в обществе − 50%; самореализация − 36%; поиск единомышленников − 36%; из чувства долга за полученную в прошлом помощь − 19%; интересно провести досуг − 15%; решить собственные проблемы − 10%» [40].
М. Дарли, К. Д. Бэтсон в одной из своих работ выделяют несколько причин альтруизма, мотивации к безвозмездному труду:
− в коллективе единомышленников люди более склонны оказывать безвозмездную помощь, чем поодиночке;
− очень часто большинство волонтеров тех или иных социальных организаций составляет начинающие практические психологи, не имеющие опыта работы, им гораздо проще начинать свою практическую деятельность в организации, где они могут пройти дополнительное обучение, поддержку более опытных коллег, обсудить свой первый опыт консультирования;
− наличие свободного времени;
− стремление восстановить «Я» − образ. [49, с. 204 − 206].
Данные исследования, проведенного в одном из Кризисных центров, позволяют сделать вывод о некоторых потребностях и мотивах, побуждающих добровольцев работать в данной общественной организации:
− стремление справиться с собственными личными и семейными проблемами;
− удовлетворение потребности в самосовершенствовании и самореализации; в) возможность широкого социального и профессионального общения [53, с. 56].
Кроме того, люди, занимающиеся волонтерской деятельностью, чувствуют благодарность; они видят собственную способность что-то изменить; они имеют шанс самосовершенствоваться [40].
И. Левдер пишет о том, что добровольцы вовлечены в решение важных проблем, принятие решений. «Люди, которые занимаются добровольческой помощью, понимают, что группа людей − волонтеров может сделать нечто важное. Более того, у таких людей есть шанс испытать себя. Вместе с этим, они приобретают опыт работы и используют данный опыт в новой обстановке» [18, с. 49].
Н. А. Потапова выделяет три категории добровольцев, имеющих различные мотивы для занятия волонтерской деятельностью:
− это люди, удовлетворяющие, потребности в само- и взаимопомощи, восстановлении самоуважения через помощь другим людям (например, ими могут быть пенсионеры, домохозяйки, безработные). Для этой категории характерно пониженное настроение, наличие личностных проблем, требование внимания со стороны руководителей и специалистов центра»;
− те, кто имеет много свободного времени, которые ценят свою независимость, испытывают некоторый дефицит общения. Сюда можно отнести домохозяек, студентов, одиноких людей всех возрастов;
− это люди, стремящиеся к профессиональному росту. [36, c. 68]
Каждая из названных категорий людей нуждается в отдельном подходе, если речь идет о мотивации.
М. Олчман и П. Джордан говорят о том, что очень часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. «Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать. По результатам опроса, проведенного специалистами в области психологии, были выявлены следующие факторы мотивации добровольцев: «хочу помогать нуждающимся людям − 61%; надеюсь научиться чему-то новому − 46%; хочу иметь какое-то занятие − 41%; для собственного удовольствия − 31%; хочу познакомиться с новыми людьми − 29%; хочу ответить людям за добро добром − 11%; хочу бороться с определенной проблемой − 7%; у меня есть свободное время − 4%» [33, с. 278].
Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких-то ценностей [33].
Итак, в заключение параграфа необходимо подвести итоги.
Самоотношение – это некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе. Относясь к ядерным образованиям личности, самоотношение выступает как важный регулятор поведения. От него зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, /p lang=отношение к успехам и неудачам. Тем самым оно влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Значит, мы можем выделить главные функции, выполняемые самоотношением: регуляторную – на основе которой происходит личностный выбор; защитную – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Самоотношение оказывает влияние на все аспекты человеческой деятельности.
Мотивация − это внутренние и внешние побудители, ведущие человека к достижению личных или коллективных целей. Мотивация человека вещь достаточно сложная и определяемая очень многими вещами одновременно. Поэтому теории мотиваций хорошо знать и использовать, но в то же время важно помнить и о том, что в окружающем нас мире существует много факторов (информационных, организационных, технических), которые могут оказывать влияние на поступки человека.
Добровольцы, с точки зрения закона РФ − граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Помощь другому как выведение его в состояние субъектности возможна при условии открытости двух личностных систем, где индивиды – это не самоопределяющиеся субъективности, изолированные в заброшенности своего существования, а субъекты. Они готовы к взаимодействию и развитию, обмену личностными смыслами и обоюдной ответственности, деятельности по созиданию новой ситуации (в частности, трансформации ситуации из одной по типу коммуникации «Я – Я» в сотрудничество, исходящее из единства «Мы», пусть даже это единство недолговечно и подчинено предельно четкой и конкретной цели).
Кроме того, волонтерам свойственны внутренние побудители − потребности высших уровней (реализация себя, потребность в причастности, успехе), выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. Внутренние побудители определяются как мотивы, побуждающие человека к достижению личных или коллективных целей, задач, представляет собой стимулирование, мотивацию. При внутренней мотивации желание работать и учиться более стойкое и продолжительное, деятельность характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями робости и удовлетворения.
Помогая другому, человек воздействует на этого другого и при этом изменяет себя самого. Помощь другому – это аспект межличностного взаимодействия, включающий в себя элементы социального познания, коммуникативных связей и совместно распределенной деятельности. Волонтерская деятельность нуждается в постоянном поощрении, мотивации. Поощрение должно быть направлено на дальнейшую мотивацию к работе волонтеров. Руководители учреждений, в которых работают волонтеры, должны заниматься мотивацией, исходя, главным образом, из мотивационных ориентаций самих добровольцев. Однако этот вид мотивации направлен на то, чтобы удержать уже пришедшего добровольца в организации и стимулировать его дальнейшую деятельность. Благодаря какой категории субъект выходит на осознание желания волонтерской деятельности? Как было рассмотрено ранее сюда входит множество факторов: самосознание, личностные убеждения, «Я − концепция», самооценка, в целом − самоотношение. Конечно, не следует замыкаться только на рассмотрении причастности самоотношения как единственной движущей силы мотивации волонтера.
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров
2.1 Организация эмпирического исследования
Целью эмпирического исследования является изучение особенностей взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров.
Для изучения взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в четырех организациях г. Кирова, занимающихся добровольческой деятельностью. В качестве испытуемых выступали волонтеры (18 − 20 лет) общей численностью 125-ть человек, среди них 52 юноши и 73 девушки.
Эмпирическое исследование состояло из четырех этапов:
1-й этап − диагностика самоотношения волонтеров и студентов, не занимающихся добровольчеством (опросник «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева), и уровня их самоактуализации (опросник «Измерение уровня самоактуализации личности» адаптации Ю. А. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской), а также наличия и характера различий (непараметрический критерий для несвязных выборок U-критерий Манна-Уитни;
2-й этап − диагностика состояния мотивации испытуемых (опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; опросник «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера);
3-й этап − выявление наличия и характера взаимосвязи самоотношения и мотивации у волонтеров, а также наличия и характера различий по исследуемым показателям (коэффициент корреляции Пирсона