СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

//Гигиена и санитария, 2007, №2, С. 56-58.

И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова

Проблемы качества жизни населения на сегодняшний день волнуют большинство исследователей из разных областей науки. Рост интереса к проблеме качества жизни обусловлен тем, что общество наконец-то осознало необходимость решения глобальных проблем, вызванных расширением угрозы экономического кризиса, экологического неблагополучия, кризиса здоровья населения. Можно констатировать чрезвычайную пестроту, порой парадоксальное сочетание взаимоисключающих подходов к анализу и определению исследователями этого сложного многопланового феномена. Однако с уверенностью можно сказать, что до настоящего времени это понятие и методика его определения до конца не разработаны.

Под качеством жизни следует понимать комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека. Важнейшей особенностью современных подходов к изучению качества жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объективную, которая определяется нормативными и статистическими характеристиками, и субъективную, которая связана с тем, что потребности и интересы конкретного человека индивидуальны и проявляются в его ощущениях, личных мнениях и оценках.

Синтетическим индикатором качества жизни является здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие сторон качества жизни. Здоровье можно рассматривать и как меру качества жизни, и как критерий проводимых реформ.

В связи с возросшим интересом к проблеме качества жизни чрезвычайно актуальным является изучение качества жизни студенческой молодежи, которая представляет собой особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, образом жизни и менталитетом.

Нами на протяжении нескольких лет проводится исследование качества жизни студентов — юношей факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета. Всего обследовано 167 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Для получения субъективной самооценки качества жизни студентам была предложена анкета, которая содержит вопросы, направленные на изучение различных сторон жизни (это и медико-биологический, и социально-гигиенический, и психолого-педагогический блоки). Состояние здоровья и анатомо-физиологические показатели студентов изучали по данным медицинских карт. Для оценки условий обучения выявляли их соответствие гигиеническим нормам. В процессе обработки полученных данных проводили статистический анализ, включающий выявление корреляции между индивидуальными показателями, оценивали вклад отдельных составляющих в формирование качества жизни студентов.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить, что основная часть (84,5%) обследованных респондентов довольна своей жизнью. Мы попросили студентов расставить составляющие качества жизни в порядке уменьшения их значимости для них. На первое место большинство опрошенных (77,8%) поставили состояние здоровья, на второе — взаимопонимание с родителями и материальное благополучие в семье, на третье — успешное обучение.

Несмотря на то, что значительная часть респондентов выделяет успешное обучение как одну из важных составляющих качества жизни, большинство из них не стремится к получению высоких отметок. По данным экзаменационной сессии, средняя оценка составляет 3,5 балла. Однако 97,3% опрошенных студентов считают, что они могли бы учиться лучше, но им мешают недостаточные способности и отсутствие интереса. Следовательно, можно говорить о том, что студенты осознают важность образования в достижении дальнейшего жизненного успеха, но при этом не проявляют активного стремления к освоению знаний.

Оценку состояния здоровья студентов мы проводили с помощью субъективных и объективных характеристик. Так, анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить достаточно высокую самооценку состояния здоровья (отличное — 12,8%, хорошее - 66,7%, удовлетворительное — 20,5%).

Однако несколько иная картина получается при анализе данных медицинских карт. В целом общая патологическая пораженность студентов III курса составляет 611,2 случаев на 1000 человек, несмотря на то, что факультет физической культуры является специальным, а студенты, обучающиеся здесь, Должны быть практически здоровы. Если сравнивать данный показатель с общей патологической пораженностью этих же студентов на момент поступления в вуз (361,2 случай на 1000 человек), то можно констатировать ее увеличение почти на 100%. Это подтверждают данные многих авторов о том, что от I к старшим курсам происходит ухудшение состояния здоровья студентов.

Среди обследованного контингента от I к III курсу происходит увеличение числа лиц, имеющих заболевания системы кровообращения, нервной системы, а также органа зрения, что, по всей вероятности, можно объяснить отрицательным воздействием условий обучения на состояние здоровья студентов.

В последние 10—15 лет значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения студентов. Во время экзаменационных сессий к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие перевозбуждение функций центральной нервной системы.

Для оценки воздействия экзаменационной нагрузки на состояние здоровья студентов мы решили изучить адаптационные возможности их организма. В качестве критериев использовали такие показатели, как коэффициент здоровья, индекс физического состояния, а также уровень реактивной тревожности. Для этого измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений до начала экзамена и после его завершения, а также оценивали реактивную тревожность с помощью опросника Спилбергера.

Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее: среднее значение индекса физического состояния до начала экзамена составляет 0,587, в то время как после экзамена он увеличивается до 0,642. Следует отметить, что величина данного показателя в обычный учебный день составляет 0,735. Следовательно, мы видим значительное уменьшение индекса физического состояния студентов в экзаменационный период, что, по всей вероятности, обусловлено снижением адаптационных возможностей организма. Подтверждением этому служат и показатели степени адаптации системы кровообращения, которую оценивали с помощью коэффициента здоровья. Более чем у 90% обследованных в экзаменационный период она удовлетворительная, в то время как в середине семестра у половины студентов она была оптимальная. Характеризуя уровень реактивной тревожности во время экзамена, также можно отметить увеличение числа студентов в группе с высоким уровнем тревожности (с 2,9 до 38,2%).

Таким образом, экзаменационная нагрузка оказывает существенное влияние на адаптационные возможности организма студентов и отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, вызывая развитие утомления, а в некоторых случаях и переутомления.

Анализируя расписание занятий студентов факультета физической культуры, можно отметить некоторое несоответствие его гигиеническим нормам. Так, расписание составлено без учета динамики умственной работоспособности студентов в течение недели, кроме того, в некоторые дни три пары подряд идут лекционные курсы, что также может привести к переутомлению студентов. После учебных занятий в университете 56,4% опрошенных сразу же отправляются на тренировочные занятия по специальности, не имея возможности отдохнуть и поесть. Следовательно, несоответствие расписания учебных и тренировочных занятий гигиеническим нормативам также отрицательно сказывается на состоянии здоровья будущих учителей и спортсменов.

Таким образом, завершая анализ полученного материала, хотелось бы отметить, что на качество жизни студентов оказывает влияние множество различных факторов. Среди них в первую очередь следует выделить состояние здоровья (г — 0,49), материальные условия жизни семьи (г — 0,64), а также условия обучения (г = 0,45). Учитывая существенное увеличение доли числа лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, вуз как заинтересованная сторона должен выступить инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению и улучшению состояния здоровья студенческого контингента и, следовательно, повышению качества их жизни.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. и др. // Гиг. и сан. - 2005. — № 3. - С. 48-52.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному консультированию подростков. - М., 2004.

3. Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны (пути преодоления негативных последствий). — М.; Воронеж, 2002.

4. Захаров В. Я., Дартау Л. А., Ефремов Л. И. // 2-й Национальный конгресс по профилактической медицине: НМЖ "Впервые в медицине", № 2—3. — СПб., 1995. - С. 65-66.

5. Здоровье студентов / Агаджанян Н. А., Дегтярев В. П., Русанов Е. И. и др.: Под ред. Н. А. Агаджаняна. - М, 1999.

6. Методика оценки качества жизни / Кузьмичев Л. А., Федоров М. В., Задесенец Е. Е. и др. — М., 2000.

7. Субетто А. И. // Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). - Л., 1991. - С. 5-11.

Недавно добавили