Изучение классного коллектива
I. Общие сведения о классе и история его формирования
В исследуемом классном коллективе обучается 26 человека. Среди них 12 мальчиков и 14 девочек. Возраст учащихся составляет 16-17 лет. Класс сформировался не так давно, 2 года назад. Формирование произошло отбором учеников из параллели. Новый классный руководитель работает на этом классе 2 года.
II. Содержание и характер коллективной деятельности
1, наличие контроля за успеваемостью отдельных учащихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
2, Жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям; формы проявления этих интересов; участие класса в общественной жизни школы.
3, Общественно-полезный труд и его место в жизни коллектива: виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в процессе, труда.
4, Органы самоуправления в классе, их влияние на жизнь коллектива.
Уровень образованности в классе высокий.
Как уже было отмечено, класс очень активный, поэтому иногда дисциплину трудно держать. Дети взрослые и будут делать что-то только тогда, когда им это действительно нужно и интересно. Поэтому важно убедить детей в необходимости изучения того или иного материала. К концу практики начало влиять на дисциплину то, что в столовой проводят ремонт.
Классный руководитель тщательно следит за успеваемостью учеников, проводит беседы с некоторыми учащимися по поводу их посещения занятий и успеваемости по предметам.
Большинство ребят работают на себя, поэтому не списывают и делают всё самостоятельно.
Класс очень активный, принимает участие во всех проводимых мероприятиях, и ребятам нравится участвовать в совместной деятельности. Есть ученики, серьёзно занимающиеся спортом, музыкой.
Класс принимает инициативу при проведении благотворительных акций в рамках школы.
Отношения внутри класса доброжелательные, даже один человек, который пришел в этот класс только в этом учебном году хорошо общается со всеми и его отмечают другие ученики.
Класс сильный в учёбе, отстающих можно отметить 1-2 человек по сравнению со средним уровнем знаний 11 «Б» класса. Класс имеет уклон в естественные науки, но при этом относятся ко всем предметам ответственно. В связи с подготовкой к поступлению в вузы, делают упор на некоторых предметах.
Уровень работоспособности высокий, активно работает большинство класса. Иногда происходят нарушения дисциплины, на заданный вопрос могут выкрикнуть с места, но для данного класса это в порядке вещей.
Домашнее задание готовят, если знают, что будут контролировать. Но те, кто готовятся (большинство понимают, что это нужно им самим) задают дополнительные вопросы.
Коллектив сформирован. В классе существуют и свои традиции: проводятся различные праздничные мероприятия. Ответственно подходят к выполнению коллективных дел. Главная роль в их организации принадлежит активу класса.
Особых внутренних конфликтов внутри коллектива нет. Легко переносят обиды, перекладывают сказанное на шутку.
III. Личность классного руководителя и его влияние на коллектив
Учитель она хороший, справляется со своими обязанностями профессионально, работает творчески. С детьми отношения у Марины Анатольевны сложились доверительные. Умеет найти подход к ребенку, знает, как поступить в той или иной ситуации, что сказать, умеет обернуть какой-либо казус в шутку. Дети всегда активны, что требует больших умений направить эту активность в нужное русло, что и делает Марина Анатольевна. Учитель поддерживает дисциплину
В классе, пытается давать больше свободы для творчества детям при разработке и проведении внеклассных мероприятий.
Марина Анатольевна – очень добрый человек, имеющий подход к каждому ученику. Возможно, поэтому с некоторыми учениками данного классного коллектива возникают трудности – классный руководитель следит за работой каждого ученика, указывая на какие-либо проблемы, ребята воспринимают в штыки.
V. Особенности межличностных отношений в классе.
Групповая структура класса, определение статуса учащихся в классном коллективе (методика 1).
V. Психологический климат коллектива.
Проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, уважения (методики 6, 7).