Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития в среднюю школу
Transition problem of pupils with psychological growth trouble to a secondary school
В статье представлены подходы исследователей к актуальной проблеме психологии – изучению переходных периодов и осмыслению их роли в возрастном развитии личности, в частности учащихся с задержкой психического развития в момент их перехода из начальной школы в основную.
На современном этапе перестройки образовательной системы особо возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, в том числе и к периоду перехода детей из начальной школы в среднюю. Поскольку с переходом в основную школу коренным образом изменяются условия обучения, большинство учащихся переживают этот момент сложно, что может проявиться в снижении интереса к учению, в появлении негативизма в поведении, изменении социального статуса ребенка и многом другом. При этом незначительная часть детей использует переход с одной ступени обучения на другую как возможность изменить свои отношения с одноклассниками, учителями, повысить свой учебный потенциал. По утверждению ряда исследователей (Прихожан А.М., Юферевой Т.И. и другие) в этот период для части детей характерно стремление к переменам, причем в лучшую сторону, основу которого составляет не реальная успешность в учебной деятельности, а субъективное отношение к ней (Дубровина И.В., Фельдштейн Д.И., и другие).
В то же время, исследования показывают, что значительную трудность для ребенка представляет смена социальных отношений. Дети, обучающиеся у одного учителя в течение нескольких лет, сталкиваются в средней школе с несколькими педагогами с разными характерами, стилем общения и, главное, разными требованиями к учащимся. Анализ теоретических исследований по проблеме периода перехода детей из начальной школы в среднюю показал различия в подходах к его изучению. Само понятие «переходный период (возраст)» трактуется неоднозначно и часто употребляется как синоним понятия «возрастной кризис».
Первоначальный интерес к феномену возник в связи с изучением проблемы периодизации психического развития в детском возрасте, при построении которой авторы опирались на разные критерии.
Согласно Л.С. Выготскому, суть переходных периодов – это смена социальной ситуации развития, которая заключается в коренной перестройке всей системы отношений ребенка, связанной с осмысленной ориентировкой в собственных переживаниях, изменяющих его отношение к среде, окружающим людям и самому себе [1].
Л.И. Божович любой переходный период связывает с существенным изменением внутренней позиции ребенка, касающейся, в первую очередь, сферы его взаимоотношений с другими значимыми взрослыми и со сверстниками. Общение с последними дает ребенку возможность сравнивать себя с другими, что является важнейшим условием роста интереса к самому себе, развитию самосознания.
По мнению Л.И. Божович, каждый из возрастов характеризуется совокупностью условий жизни и деятельности детей, с одной стороны, и формирующимися под их влиянием психологическими особенностями с другой стороны. Эти психологические особенности на каждом возрастном этапе исследователь соотносит со сферой потребностей ребенка, структурой его сознания и системой отношений с миром [2].
А.Н. Леонтьев, вслед за Л.С. Выготским, отмечает, что каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к деятельности и что эта система отношений реализуется в ведущем виде деятельности. Главным признаком переходного периода является изменение ведущего вида деятельности, а вместе с ней начинается и новая стадия развития, связанная с дальнейшим становлением самосознания [3].
Таким образом, ведущая деятельность, благодаря А.Н. Леонтьеву, рассматривается и как критерий периодизации психического развития и как показатель психического возраста ребенка.
В периодизации возрастного развития личности Петровского А.В. акцент выстраивается на особенностях системы взаимоотношений ребенка с референтной группой, как наиболее значимой для него в каждый возрастной период. Исследователь подчеркивает, что к 11 годам ребенок «проходит» период младшего школьного возраста и переходит к отрочеству и если он взаимодействует с одной и той же группой, то в своем развитии преодолевает ряд фаз: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Переходный период от младшего школьного возраста к подростковому определяется по этой логике между процессами адаптации и индивидуализации, что позволяет его рассматривать как сложный и противоречивый [4].
Эльконин Д.Б., формируя идею о периодичности процессов психического развития приходит к выводу о том, что существуют основания для выделения 2-х разных периодов в этом развитии детей и один из них – это переход от младшего школьного возраста к подростковому. Одну из причин данного явления он видит в стремлении ребенка к самостоятельности, независимости от взрослого, а в целом в стремлении к построению новой системы отношений со взрослыми [5].
По мнению И.С. Кона переходный и критический периоды следует рассматривать отдельно друг от друга. Он вводит понятие «социальный переход» и связывает его с переходом ребенка из одного социального состояния в другое [6].
В периодизации Д.И. Фельдштейна младший школьный возраст (6-9 лет) характеризуется позицией «Я в обществе», а подростковый (10-15 лет) позицией «Я и общество». Переходный период от младшего школьного возраста к началу подросткового характеризуется сменой позиций, «ломкой» отношений и поэтому представляет определенную трудность для ребенка, особенно, на наш взгляд, сложно идет процесс усваивания новых норм человеческих взаимоотношений [7].
В настоящее время просматривается тенденция к интеграции различных подходов для объяснения закономерностей психического развития. Исследователь К.Н. Поливанова объединила взгляды В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна и пришла к выводу, что проектирование образовательного пространства на основе знаний о ведущем виде деятельности является перспективным направлением развития системы образования в целом. Школьники, перешедшие в основную школу, осваивают новое образовательное пространство и их переживания, в основном, связаны с учебной деятельностью и именно на этом этапе возникает возрастной кризис «Я» [8].
Среди зарубежных авторов наиболее востребованной является периодизация возрастного развития Э. Эриксона, существенно расширившая взгляды исследователей на развитие личности. Обращение отечественных психологов к его исследованиям возможно объяснить тем фактом, что Эриксон рассматривал развитие ребенка в системе социальных отношений, основанной на взаимодействии внутренних и внешних факторов. Эриксон определяет возраст 10-11 лет в рамках латентной стадии (6-12 лет). Позитивный результат на этой стадии – приобретение чувства компетентности [9].
Т.Н. Князева, анализируя работы ряда авторов, отмечает, что они по-разному оценивают переходный период от младшего школьного возраста к подростковому: «как часть критического подросткового возраста (Л.И. Божович, А.М. Прихожанин, Н.И. Толстых); как стабильное начало этого периода (М. Кле); окончание возраста детства (Ф. Дольто); начало негативной фазы критического развития (Ш. Бюллер); начальный этап кризиса между младшим школьным и подростковым возрастом (Д. Б. Эльконин); предподростковый кризис (К.Н. Поливанова)»[10].
Тем не менее, как отмечает Г.А. Цукерман, интервал 10-12 лет в возрастном развитии – это «ничья земля»; что связывается автором с отсутствием фундаментальных исследований посвященных этому возрасту [11].
Г.А. Цукерман отмечает, что этот период развития ребенка характеризуется особым видом ведущей деятельности, которая «вводит» ребенка в мир социальных и интимно-личностных отношений.
Ряд исследователей (К.С. Лебединская, Г.В. Грибанова, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Князева и др.) в своих многочисленных работах показывают, что наибольшие трудности в возрасте 10-12 лет возникают у детей, имеющих задержку психического развития (в дальнейшем ЗПР).
Для детей этой группы характерны нарушения регуляции поведения и низкий уровень самоконтроля, проявляющийся как в учебной деятельности, так и в поведении. У учащихся с ЗПР в поведении могут проявляться психогенные реакции и, вместе с тем, отсутствуют реакции эмансипации, группирования. Дети с ЗПР не имеют должного уровня развития самосознания, что определяет незрелость мотивационной сферы и системы ценностных ориентаций. По данным исследования В.Н. Брайтфельд, дети с ЗПР 11-13 лет показали два вида учебной мотивации, отнесенной автором к среднему и средне-низкому уровню развития [12].
Позднее формируется у этой группы детей и способность к рефлексивному самоанализу и анализу социальных отношений. Для них характерно более упрощенное представление об окружающем мире и своем месте в нем.
Большинство детей с ЗПР обнаруживают низкие показатели саморегуляции. Самооценка выполняемой деятельности, как правило, завышается. Учащиеся в процессе деятельности допускают большое количество ошибок, но не стремятся их исправить. Некоторые исследователи отмечают в этот переходный период кризис самооценки. При чем у детей развивающихся в норме этот кризис характеризуется недовольством собой в таких сферах, как общение со сверстниками и учебная деятельность. У детей с ЗПР обострение критического отношения к себе актуализирует потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего, родителями, учителями и сверстниками.
Итак, переход учащихся из начальной в основную школу рассматривается в психологии как один из наиболее сложных этапов в обучении и развитии детей. Рассматривая последовательную смену одних периодов другими, такие авторы, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, К.Н. Поливанова и другие выделили теоретические и практические аспекты данной проблемы.
Теоретические аспекты связываются исследователями, в основном, с вопросами о кризисах возрастного развития, практического с системой образования, точнее с возможностями ее реорганизации с целью более глубокого и последовательного развития детей, в том числе и учащихся с ЗПР.
Методологические подходы к пониманию «кризисов возрастного развития» были заложены Л.С. Выготским, который рассматривал из как отдельные периоды в непрерывном процессе самодвижения. Он подчёркивал, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частичные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом отдельном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, именующихся между отдельными его сторонами, отдельными видами деятельности.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы:
1. Переход учащихся из начальной школы в основную изучается в контексте периодизации возрастного развития и периодов перехода от одного возраста к другому.
2. Системные исследования по проблеме перехода учащихся в среднюю школу практически отсутствуют, что требует дальнейшего практического и теоретического осмысления проблемы (относительно детей как с нормальным, так и с задержанным психическим развитием).
3. «Граница», разделяющая эти возрастные группы, представлена в научных исследованиях как переходный возраст или по образному определению Г.А. Цукерман «ничья земля».
4. Младший школьный и подростковый возраст являются сензитивными для развития практически всех психологических образований, что, естественно, распространяется на переходный период.
5. У детей с ЗПР личностные отклонения, проявляющиеся в этот период как правило, являются вторичными.
6. В последнее время, в общеобразовательных школах обучаются все больше детей с ЗПР не только в начальной школе, но и в основной. В связи с этим возникла необходимость изучения их особенностей в переходный период с одной ступени образования на другую.
7. Существует насущная необходимость в совершенствовании психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР.
Библиографический список:
1. Выготский, Л.С. Собр. Сочинений: в 6 т. – Т. 4. Детская психология [Текст] / Под ред. В.Б. Эльконина. – М., 1984, 432 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Под. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.1995.-212 с.
3. Леонтьев, А.Н.Проблемы развития психики. [Текст]/М.,1972.
4. Петровский, А.В.Психология о каждом из нас. [Текст] / М.: Изд-во Российского открытого университета,1992.-332 с.
5. Эльконин, Д.Б.Детская психология. [Текст] / М.,1960.
6. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. [Текст] / М.: Политиздат, 1984.-335 с
7. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.87 с.
8. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. – М., «Академия», 2000, 184 с.
9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / М.:1996.
10. Князева, Т.Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: Теория и практика исследования; Моногр. [Текст] – Н.-Новгород, Изд-во НГПУ, 2004, 196 с.
11. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] //Вопросы психологии.- 2001.№5,с.19-34.
12. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.-184 с.