Некоторые подходы к изучению самооценки школьников с задержкой психического развития
В статье представлены теоретические аспекты изучения самооценки у школьников с ЗПР, обосновывается её своеобразие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Интерес к вопросу изучения самооценки, как важного фактора формирования личности при отклонениях психического развития, всё больше актуализируется на современном этапе в специальной психологии. Поскольку самооценка, являясь важнейшим механизмом регуляции поведения, играет значимую роль в овладении ребёнком учебной деятельности, в реализации его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений, то применительно к школьникам с задержкой психического развития (ЗПР) её изучение приобретает особое значение.
Анализ психологических источников показывает неоднозначность представлений в специальной психологии на вопрос - может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и в частности на самооценку, и если может, то каковы механизмы этого влияния. При осмыслении этой проблемы большинство исследователей придерживаются идеи Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого – либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Поэтому, несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточно устойчивым психическим феноменам, влиянию первичного дефекта, нарушения психического развития негативно сказываются на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.
В ряде психологических исследований (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, В.И. Лубовский и др.) было выделено, что при аномальном развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития детей. Но при этом изменяются его сроки, темпы, и может возникнуть некоторое своеобразие количественных и качественных характеристик того или иного свойства, качества, проявления.
Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А.Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.), когда человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности.
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова (1986), посвящённые изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.
В экспериментальном исследовании под руководством Т.А.Власовой (1984), было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.
Н.А. Жулидова (1981) в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
И.В. Коротенко (2005) констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.
Г.В. Грибанова (1986), исследуя личностные особенности подростков с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания подростками своего «Я». Причём автор, сравнивая подростков с ЗПР, обучающихся в массовых и специальных школах, пришла к выводу, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у подростков достаточно сформированы и более устойчивы. По мнению Г.В.Грибановой, в среднем самооценка ниже, у подростков, обучающихся в специальной школе, что является стимулом к критическому сравнению себя с окружающими, развитию самоанализа. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева(1999), сравнивающая подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у подростков с ЗПР. По данным И.А. Коневой (2002) у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.
Итак, анализ некоторых подходов к изучению самооценки у школьников с ЗПР показывает её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению большинства исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов. При этом, несмотря на важность разработки данной проблемы, мы можем констатировать её слабую представленность в исследованиях, в частности не до конца осмыслен вопрос, какие факторы в большей степени оказывают влияние на становление своеобразной самооценки этой категории детей.