Учись Учиться

Статья
Школьное образование
14 February 2012

Некоторые подходы к изучению самооценки школьников с задержкой психического развития

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • подходы к изучению самооценки школьников
  • задержкой психического развития
  • самооценки
  • своеобразие количественных
  • анализ некоторых подходов

Некоторые подходы к изучению самооценки школьников с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические аспекты изучения самооценки у школьников с ЗПР, обосновывается её своеобразие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

            Интерес к вопросу изучения самооценки, как важного фактора формирования личности при отклонениях психического развития, всё больше актуализируется на современном этапе в специальной психологии. Поскольку самооценка, являясь важнейшим механизмом регуляции поведения, играет значимую роль в овладении ребёнком учебной деятельности, в реализации его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений, то применительно к школьникам с задержкой психического развития (ЗПР) её изучение приобретает особое значение.

            Анализ психологических источников показывает неоднозначность представлений в специальной психологии на вопрос - может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и в частности на самооценку, и если может, то каковы механизмы этого влияния. При осмыслении этой проблемы большинство исследователей придерживаются идеи Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого – либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Поэтому, несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточно устойчивым психическим феноменам, влиянию первичного дефекта, нарушения психического развития негативно сказываются на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

В ряде психологических исследований (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, В.И. Лубовский и др.) было выделено, что при аномальном развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития детей. Но при этом изменяются его сроки, темпы, и может возникнуть некоторое своеобразие количественных и качественных характеристик того или иного свойства, качества, проявления.

Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А.Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.), когда человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности.

Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова (1986), посвящённые изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.

В экспериментальном исследовании под руководством Т.А.Власовой (1984), было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.

Н.А. Жулидова (1981) в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

И.В. Коротенко (2005) констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.

Г.В. Грибанова (1986), исследуя личностные особенности подростков с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания подростками своего «Я». Причём автор, сравнивая подростков с ЗПР, обучающихся в массовых и специальных школах, пришла к выводу, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у подростков достаточно сформированы и более устойчивы. По мнению Г.В.Грибановой, в среднем самооценка ниже, у подростков, обучающихся в специальной школе, что является стимулом к критическому сравнению себя с окружающими, развитию самоанализа. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева(1999), сравнивающая подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у подростков с ЗПР. По данным И.А. Коневой (2002) у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Итак, анализ некоторых подходов к изучению самооценки у школьников с ЗПР показывает её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению большинства исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов. При этом, несмотря на важность разработки данной проблемы, мы можем констатировать её слабую представленность в исследованиях, в частности не до конца осмыслен вопрос, какие факторы в большей степени оказывают влияние на становление своеобразной самооценки этой категории детей.

 

 

    Tags:
  • подходы к изучению самооценки школьников
  • задержкой психического развития
  • самооценки
  • своеобразие количественных
  • анализ некоторых подходов
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Методика «Большие и малые числа» 02 February 2011
Конспект и методический анализ урока «Электрическое сопротивление. Реостаты», проводившегося у 8а класса 09 January 2011
Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности) 08 May 2012
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 29 October 2011
Организация уроков физики новых типов 12 January 2014
Гражданское общество и его происхождение 26 March 2012
Информатика. Лекция 2 13 January 2011
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ЭСОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА 25 February 2012
разработки информационных моделей. 09 January 2011
Макиавеллизм и профессиональное выгорание у сотрудников уголовно – исполнительной системы 28 February 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Корректурная проба
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Отчет по производственной практике 11 January 2011
Коммунальные услуги: новый порядок и условия оплаты 03 March 2012
Тема 14. Администрирование сети 14 January 2011
Индивидуальные особенности памяти 03 March 2012
Некоторые подходы к определению самооценки и её природы в научных исследованиях 15 February 2012
Тема 7. Управление конфликтами, Конфликт, Функции конфликтов, Классификация конфликтов, Методы управления конфликтами, Понятие стресса, Факторы, вызывающие стресс 06 March 2011
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕНОСНОГО РЕНТГЕНОВСКОГО АППАРАТА 27 October 2013
Программа занятий по каратэ 24 March 2012
Место семейной экономики в образовательной области «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования 12 January 2011
Экологический закон. Глобальные проблемы человечества 05 April 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока