Особенности физического и психического развития детей c разным типом функциональной асимметрии мозга

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Особенности физического и психического развития детей c разным типом функциональной асимметрии мозга

При исследовании 700 первоклассников установлено, что число леворуких среди них составило 50 человек (7,14%), праворуких – 643 человека (91,86%), амбидекстов – 7 человек (1,00%). При этом показано (рис. 2), что среди праворуких выше процент мальчиков (50,29±1,89% и 41,57±1,86%*).

Рис. 2. Процентное распределение первоклассников в зависимости

От типа функциональной асимметрии мозга

Нами проанализированы две группы детей – леворукие и праворукие (амбидексты из-за малочисленности не сравнивались). Показано, что леворукие дети по сравнению с праворукими чаще рождались от матерей с поздним гестозом (30,00±8,37% и 10,0±5,48%*), у них была меньше длина тела при рождении (51,33±0,37 см и 52,47±0,33 см*), но выше индекс Рорера (24,69±0,37 кг/см3 и 23,32±0,35 кг/см3*), они раньше начинали удерживать головку (1,50±0,14 мес. и 2,00±0,16 мес.*), в период с года до 1-го класса у них чаще встречалась пищевая аллергия (обращений/1000 - 0,03±0,02 и 0,0±0,0*), в 1-м классе у них была ниже ежемесячная скорость прироста массы тела с января по май (0,10±0,04 кг/мес. против 0,24±0,03 кг/мес.*), среди них меньше процент детей с гармоничным развитием в начале 2-го класса (61,11±8,12% против 81,82±5,81%*). У леворуких детей ниже уровень абстрактного мышления (1,79±0,18 балла и 2,30±0,16 балла*), скорость ОЗИ (36,11±8,01% и 60,47±7,46%* детей с высокой скоростью), успеваемость (11,38±0,27 балла и 12,13±0,26 балла*), среди них больше процент детей, имеющих школьные трудности, связанные с недоразвитием тонкой моторики кисти (например, сильный тремор и нажим - 27,78±7,47% и 8,33±4,61%*). В то же время леворукие не отличались от праворуких по показателям физического развития (при рождении, в 1 год, в 1-м классе) и по показателям, характеризующим дошкольный период.

Таким образом, впервые показано, что на формирование типа ФАМ ребенка, а именно мануальной асимметрии оказывает влияние наличие у матери осложненной беременности в целом и позднего гестоза в частности. Вероятно, эти факторы способствуют изменению функционального состояния мозга плода, что, как известно (Пономарева Н. В., 2001; Фокин В. Ф., 2001) отражается на характеристиках ФАМ. Результаты исследования подтверждают данные Безруких М. М. (2001) о том, что среди леворуких выше процент первоклассников, имеющих школьные трудности и более низкую успеваемость по письму, чтению и математике. Полагаем, что эти особенности леворуких детей являются следствием правоориентированной системы обучения, хотя в литературе имеются данные о более высокой успеваемости леворуких (Еремеева В. Д., 1988; Дружинин В. Н., 1996). Также результаты нашего исследования согласуются с данными ряда авторов (Чуприков А. П., 2001; Древицкая О. О., 2001) о том, что леворукие дети имеют более высокую заболеваемость

Недавно добавили

Сейчас читают