ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДА КИРОВА ЗА 2003-2007 ГОД

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

1Вятский государственный гуманитарный университет,

2Вятский государственный гуманитарный университет,

В России в атмосферный воздух ежегодно поступает свыше 30 млн т вредных веществ промышленных предприятий и около 20 млн т в результате деятельности автотранспорта, что в расчете на одного жителя дает нагрузку в 400 кг. Наиболее интенсивное загрязнение атмосферного воздуха ха­рактерно для крупных и средних промышленных горо­дов.

Одним из источников загрязнения окружающей среды в современном городе является автомобильный транспорт. Во многих работах автотранспорт указывается как приоритетный и самый мощный источник загрязнения атмосферы [1; 4], даже в промышленных городах при наличии в них крупных промышленных предприятий с большим объемом выбросов.

Автотранспорт является важнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха свинцом, формальдегидом, 3,4-бензпиреном, бензолом, толуолом [1]. Средние удельные выбросы загрязняющих веществ при движении автомобиля со скоростью 31,7 км/ч составляют: оксид углерода (II) – 752 г/час (23,7 г/км), углеводороды – 29,4 г/час (0,93 г/км), оксиды азота – 33 г/час (1,05 г/км), свинец – 1,11 г/час (0,035 г/км) [2].

Целью нашей работы явилось выявление современной динамики и определения вклада передвижных и стационарных источников в загрязнение воздуха г. Кирова. Для реализации цели нами проанализированы статистические данные региональных докладов «О состоянии окружающей природной среды Кировской области» за 2003-2007 годы.

При оценке удельного выброса (т/м2), установлено (рис. 1), что удельный выброс от стационарных источников за  2001 - 2007 гг. был неравномерным, скачкообразным: максимум приходится на 2002 год (44,7 т/км2), минимум приходится на 2003 год (33,67 т/м2).

Рис. 1. Удельный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников (т/км2 )

Анализ выбросов передвижных источников (всех видов автомобильного транспорта) с 2003 по 2007 год показал, что загрязняющие вещества поступали в атмосферу неравномерно (рис.2): наименьшее количество выбросов загрязняющих веществ наблюдается в 2005 году (96,38 тысяч т), а наибольшее –  в 2006 году (158,52 тысяч т). Валовый выброс загрязняющих веществ  от передвижных источников с 2003 по 2007 год увеличивался (исключение составляет 2005 год, выброс загрязняющих веществ  в котором составил 36,82 тысяч т). Вероятно, это связано с тем, что количество единиц автотранспорта с 2003 года по 2007 год увеличилось  на 55 тысяч единиц и с каждым годом постоянно возрастает.

Рис. 2. Кол-во выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от всех видов автомобильного транспорта (тысяч т)

Анализ состава выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников за исследуемый период показал, что за этот период уменьшился выброс твердых веществ и сернистого ангидрида, увеличился выброс оксида углерода, оксида азота и углеводородов. Так же наблюдается увеличение загрязнения атмосферного воздуха отдельными веществами примерно в два раза, а именно: оксидом азота и оксидом углерода.

ВЫводы. Исходя из статистических данных о состоянии атмосферного воздуха  за исследуемые годы, можно сделать вывод о том, что в целом наблюдается тенденция к увеличению загрязнения  атмосферного воздуха в городе Кирове. Это связано в первую очередь с непрерывным ростом количества единиц автотранспорта, с довольно большим сроком эксплуатации около 50% единиц автотранспорта, с увеличением выбросов стационарных и передвижных источников.

За последние 5 лет увеличился уровень за­грязнения воздуха отдельными  взвешенными веществами, оксидом углерода, оксидом азота. Наметилась тенденция к снижению уровня загрязнения сернистым ангидридом и различными твердыми веществами. В целом можно говорить о том, что выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников примерно в два раза  меньше чем выбросы от передвижных  источников, но стационарные источники являются лидирующими в выбросах твердых веществ, сернистого ангидрида и ЛОС. 

Литература:

1. Беляев, Е. Н. Опыт ведения социально–гигиенического мониторинга на современном этапе [Текст] / Е. Н. Беляев, С. Г. Домнин, К. Н. Щербаков // Гигиена и санитария. – 2003. – № 6. – С. 10–13.

2. Бретшнайдер, Б. Охрана воздушного бассейна от загрязнений: технология и контроль [Текст] / Б. Бретшнайдер, И. Курфюрст. – Л.: Химия, 1989. – 287 с.

3. Иваненко, А. В. Выбросы автотранспорта, качество атмосферного воздуха и здоровье населения Москвы [Текст] / А. В. Иваненко, И. Ф. Волкова, А. П. Корниенко // Гигиена и санитария. – 2007. – № 6. – С. 20–22.

4. Онищенко, Г. Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи [Текст] / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. – 2003. – № 1. – С. 3–10.